Индекс УДК 339.138
Дата публикации: 29.10.2021

Социальная сеть «Instagram» как инструмент интернет-маркетинга в цифровой экономике

Веряскин П.Г.

Веряскин Павел Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Veryaskin Pavel
«Mordovia state University. N. P. Ogareva»
Аннотация: Статья посвящена увеличивающейся роли интернет-маркетинга для продвижения компаний на рынке и привлечение больших аудиторий. В этом ключе анализируется опыт использования социальной сети Instagram как одного из инструментов информационного маркетинга. Исследуется концепция данной социальной сети, ее основные сервисы и методы продвижения. Рассмотрены факторы, которые следует учитывать при использовании сети Instagram, как инструменты интернет-маркетинга.

Abstract: The article is devoted to the increasing role of Internet marketing to promote companies in the market and attract large audiences. In this context, the experience of using the social network Instagram as one of the tools of information marketing is analyzed. The concept of this social network, its main services and methods of promotion are investigated. The factors to consider when using the Instagram network as an Internet marketing tool are considered.
Ключевые слова: рынок, цифровая экономика, маркетинг, интернет-марктеинг, социальные сети, Instagram, продвижения бизнеса в Instagram

Keywords: market, digital economy, marketing, Internet marketing, social networks, Instagram, business promotion on Instagram.


Анализ современных инструментов цифровой экономики имеет сегодня важное значение, поскольку цифровая революция последнего десятилетия резко изменила инструментарий и методы ведения маркетинговой деятельности предприятия, направив их в онлайн. В свою очередь маркетинговые инструменты в цифровой экономике становятся результатом деятельности IT-кластера экономики [2]. Также применение информационных технологий в бизнесе влияет на конкурентоспособность предприятия, ориентируясь на облегчение процессов управления и, конечно же, обработке больших данных. Сам Билл Гейтц говорил, что «если вас нет в интернете, вас нет в бизнесе». Так американский предприниматель емко описал современный статус ведения любого бизнеса и выразил мысль о том, что если фирма не имеет интересной, клиентоориентированной стратегии и она не готова идти в ногу со временем, значит, у этой компании нет никакого будущего, она рано или поздно потерпит поражение[1].

Также не стоит забывать о том, что в настоящее время в РФ реализуется проект «Цифровая экономика РФ», как новейший механизм, который охватывает все сферы жизни российского общества. Это модель управления хозяйством, построенная при помощи внедрения и активного использования информационных технологий, которые в свою очередь позволяют вывести на новый уровень повседневную жизнь человека, отношения, структуру экономики и, конечно, образование. Поэтому ведение бизнес-процессов на сегодня поддерживаются и регулируются государством не только в реальном времени, но и в виртуальном пространстве тоже.

Сеть Интернет довольно давно вошла в нашу повседневную и деловую жизнь, и уже буквально это и есть вторая виртуальная жизнь человечества, где образуются и развиваются многомиллионные связи по всему миру. Социальные сети помогают не только общаться и видеть друг друга на расстоянии, но и развивать свой бизнес, причем не зависимо от отрасли. Социальные сети в современном маркетинге играют одну из главных ролей, так как они являются уже не только средством рекламы своего продукта, но и инструментом влияния на аудиторию, являющуюся всегда потенциальными потребителями той или иной компании. Тем самым социальные сети превращаются в мощнейший экономический инструмент, позволяющий к тому же снижать расходы на маркетинговую деятельность, так как они дают возможность сегодня привлекать и объединять активных пользователей по целям, предпочтениям, географическому положению и т.д., облегчая даже элементарно исследования и анализ целевой аудитории.

Так как на сегодняшний день сеть Instagram является одной из самых популярных площадок для ведения бизнеса в виртуальном пространстве, всё больше и больше предпринимателей, реализуя свою деятельность, обращаются к инструментам данной сети для поиска своих целевых клиентов, общения с ними, рекламирования своего продукта и быстрого освещения новостей своих компаний. В обществе постепенно создаётся установка, что любой прогрессивный бизнес уже обязан на равне с web-сайтом иметь бизнес-аккаунт в сети Instagram.

Для начала необходимо дать развёрнутое определение данной социальной сети, чтобы полно понять её суть. Итак, в соответствии с таблицей 1. определение для социальной сети Instagram можно дать с разных точек зрения [3, с. 119].

Таблица 1

Определение социальной сети Instagram с разных точек зрения

Точка зренияОпределение
1.Техническая точка зренияЭто фото- и видеохостинг, задача которого создавать комфортные условия для виртуального общения и предоставления информации при помощи фото, видео, текста.
2.Маркетинговая точка зренияЭто инструмент, позволяющий привлекать и управлять аудиторией пользователей сети, а также автоматически производить сегментирование и анализировать группы людей.
3.Социально-экономическая точка зренияЭто продуманная цифровая Интернет-площадка, которая помогает эффективно создавать личный контент, опубликовывать информацию о себе, поддерживать коммуникации между разливными пользователями, не зависимо от их местоположения и удалённости друг от друга.

Сегодня сервисы социальной сети Instagram заключают в себе большие функциональные возможности и позволяют предпринимателям и менеджерам эффективно выстраивать коммуникации с потенциальными клиентами, расширять сферу влияния и, конечно, увеличивать прибыль в долгосрочной перспективе. Поэтому рассмотрение и подробное изучение работы этих сервисов является главнейшей и актуальной задачей. В соответствии с таблицей 2. набор сервисов данной социальной сети достаточно разнообразен, поэтому их использование отлично раскрывает возможности всего приложения Instagram как для личных, так и для коммерческих целях в аспекте интернет-маркетинга.

Таблица 2

Сервисы социальной сети Instagram и их функциональные возможности как инструмента интернет-маркетинга

Название сервисаФункциональные возможности
1.Загрузка постов в общую лентуПредполагает создание и загрузку фото, видео или текста с применением фильтров, фото или фидео-коррекции, с последующей возможностью комментирования другими пользователями. Сервис полезен тем, что предоставляет возможность публикации эффектных фото с тематическим текстом под ним, а также отмечать других пользователей, известные бренды. Так хозяин публикации привлекает к себе внимание отмеченных людей, компаний.

Так есть шанс, что более крупный аккаунт какого-нибудь бренда опубликует этот пост и отметит того, кому он принадлежит. Обычно так делают многие косметические и творческие бренды, чтобы показать и прорекламировать остальным людям, что можно сделать с их товаром. Кроме отметки пользователей, также можно указать местоположение сделанной фотографии (видео). Это позволит просматривать, что происходит и происходило в той или иной точке мира.

2.«Хештег»Ключевое слово, работающее только со знаком «#», по которому можно найти то, что интересует пользователя, а также общие интересы, места или желаемые посты. Хэштеги в сети Instagram являются хорошим способом увеличения охвата. Это позволяет набирать большее количество отметок «мне нравится» и комментариев, а также привлечь больше подписчиков в свой аккаунт. Также специалисты в области Instagram  рекомендуют отделять их от главного текста поста. Нужно учесть и тот факт, что сеть Instagram – это самообучаемая система, которая позволяет выбрать из всех аналогичных хэштегов тот, который имеет наибольшую популярность.
3.«Instagram Direct»Сервис peer-to-peer общения с пользователями и обмена интересного контента. Позволяет отсечь нежелательных участников сети путем разрешения на переписку и быстро обмениваться актуальной информацией. Так в функциональные возможности этого сервиса входит: переписка как с одним пользователем, так и с целой группой до 15 человек; в Direct можно делиться не только своими публикациями, но и чужими постами, Stories, делиться профилями и местами; также автоматическое уведомление, если вас где-то упомянули в чей-либо Stories.
4.«Stories»Stories – это есть возможность продвижения аккаунта путем привлечения пользователей по принципу «здесь и сейчас». Истории показываются всегда вверху новостной ленты, что позволяет посмотреть сразу новые публикации этого аккаунта и заинтересовать потенциального подписчика.

Данная функция позволит пользователю: накладывать различные фильтры на свою публикацию; накладывать маски и эффекты; накладывать музыку; ставить хэштеги и геолокацию; отмечать другого пользователя; создать опрос; вести прямой эфир; снимать видео с различными эффектами; добавлять активные ссылки; задавать вопросы в специальном окне; отправлять свои истории; сохранять свои истории; скрыть свои истории и показывать только определённому кругу лиц; смотреть статистику конкретной истории. Многие личные блоги и бизнес-аккаунты используют данный сервис для обозревания своего рабочего дня, чтобы ближе познакомиться со своей аудиторией.

5.«IGTV»Сервис, который позволяет выкладывать вертикальные видео с длительностью до 1 часа. Специалисты считали, что IGTV является полноправным конкурентом YouTube.
6.«Reels»Это сервис по созданию и обработке коротких видеороликов, в большинстве случаев с фоновой аудиодорожкой. Аналог социальной сети «TikTok» внутри Instagram с теми же функциями: возможностью добавить музыку из большой базы треков, настроить эффект, сделать ремикс уже загруженных другими пользователями видео. Тем самым данный сервис позволяет сделать креативный тематический ролик для увеличения вовлечённости аудитории.

Проанализировав сервисы социальной сети Instagram можно сказать, что данная сеть объединяет в себе множество инструментов, тем самым исключает необходимость пользования другими социальными сетями. К тому же самое главное преимущество и отличие Instagram от других социальных сетей, это  акцент на продукте, будь то материальная продукция или инфопродукт, так как фото или видео, как главные носители информации притягивают всё внимание пользователя и вызывает у него положительные эмоции, поэтому вероятность покупки возрастает.

Также при изучении сети Instagram, как инструмента цифрового маркетинга, необходимо остановиться и на методах продвижения создаваемого контента в этом приложении.

В соответствии с рисунком 1. на практике работы с аккаунтами данной сети используют 5 основных методов.

Рисунок 1 – Методы продвижения аккаунта в социальной сети Instagram

Более подробно рассмотрим каждый метод продвижения:

  1. Продвижение собственными инструментами и сервисами Instagram: метод основан на идеологии приложения Instagram, включающий в себя использование хэштегов, отметки на фотографиях, указание геолокации, размещение постов в Stories. Обратившись к рисунку 2. Можно более глубже понять процесс продвижения собственными сервисами Instagram при публикации поста.

Рисунок 2.  Технология публикации контента в социальной сети Instagram

  1. Массфолловинг – метод продвижения в Instagram, определяющийся как массовая подписка на другие страницы-аккаунты по определённым критериям на основе интеллектуальной системы поиска. Необходимо заметить, что аспект ннтеллектуальности в этом случае ограничен поиском схожих тематик, это определяется путем оценки похожести множества тегов публикаций в различных Instagram-аккаунтах.
  2. Масслайкинг – метод, основанный на использовании отметки «Like», похожесть публикаций в разных аккаунтах оценивается исходя из различных способов подсчета количества отметок «Like» или их доли. То есть один Instagram-аккаунт ставит «Like» на одну или несколько публикаций каждого похожего аккаунта, чтобы привлечь к своему контенту новых пользователей.
  3. Метод продвижения SFS (Shout out for Shout out) – это метод продвижения, основанный на технологии дружеского взаимопиара, то есть «упоминание за упоминание», обмен ссылками друг на друга. Применение этого метода показало, что это достаточно эффективный метод для привлечения новых подписчиков, требующий минимального количества усилий и затрат.
  4. Таргетированная реклама основана на выделении целевой аудитории по определенным критериям (возрастные рамки, интересы, пол, геолокация и т.д.). Данный инструмент в сети Instagram является официальным инструментом продвижения самого приложения и осуществляется за определенную плату. Плюсом является то, что настройка таргета в приложении Instagram не является сложность и не требует специальных навыков.

Необходимо учитывать и понимать, что при использовании социальной сети Instagram как инструмента интернет-маркетинга для положительного результата следует учитывать следующие факторы:

  • цели продвижения аккаунта, которые определяют сегмент рынка, целевую аудиторию, тематику публикаций;
  • активность аккаунта (частота публикаций нового контента);
  • конверсия страницы (отношение числа активных подписчиков аккаунта, к общему числу подписчиков в процента);
  • виральность (эффективность аккаунта с точки зрения охвата аудитории)
  • уникальность и качество предлагаемого контента и планируемость данных следующих публикаций;
  • уровень вовлечённости пользователей, их отклики на публикуемый контент.

Итак, можно сказать, что сегодня социальная сеть Instagram – это один из эффективных и признанных многими пользователями инструментов ведения маркетинговой деятельности в условиях цифровой экономики, обладающий коммуникационной, информационной, социальной, идентификационной и развлекательной функциями, имеющий быстрый рост аудитории. Маркетинговая сущность использования Интернет-сети Instagram в бизнесе заключается в наличии широкого набора функциональных сервисов и инструментов в коммуникациях пользователей, которые облегчают такие процессы, как поиск и изучение целевых групп, их информирование и последующее управление ими.

Библиографический список

1. Веряскин П.Г. Информационная направленность гостиничного бизнеса в современных реалиях рыночной экономики / П. Г. Веряскин // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем: материалы 4-й Междунар. науч. конф. памяти акад. А. И. Татаркина / под ред. В. И. Бархатова, Д. С. Бенц. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. – 30-33 с.
2. Назаров Д.М., Калаев Д.В. IT-кластер как инструмент снижения рисков инновационной экономики/ Д.М. Назаров, Д.В. Калаев // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. Т. 35, № 3. 85-89 с.
3. Назаров Д.М., Фитина Е.К. Возможности Instagram как инструмента цифрового маркетинга/ Д.М. Назаров, Е.К. Фитина // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120).116-122 с.