Abstract: Cost management is an important factor in the development of economic systems and in improving the performance of any commercial organization. The same provision applies to state institutions, the financing of which is carried out at the expense of the state budget. The definition of the essence and classification of the transformation costs of participants in foreign economic activity in connection with interaction with customs institutions is the main content of this study. Saving transaction costs of participants in foreign economic activity is a kind of "engine" of the institutional development of both customs and business.
Keywords: Economic analysis, institute of customs administration, participants in foreign economic activity, transaction costs, transaction costs management.
Введение. Появление категории «трансакционные издержки» значительно обогатило инструментарий неоинституциональной теории, позволило проводить представительный сравнительный анализ эффективности различных социально-экономических институтов на микроуровне, а также открывает широкие возможности для анализа экономических систем на макроуровне.
По мнению Р. Коуза значение экономического анализа трансакционных издержек очень велико: «без понятия трансакционных издержек невозможно понять работу экономической системы и ее институтов, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения экономической политики и направлений институционализации» [1].
Управление издержками является важным фактором в развитии экономических систем и в повышении экономических результатов деятельности любой коммерческой организации. Однако для таможенных институтов, поскольку они не являются финансово-самостоятельным и независимым субъектом хозяйственной деятельности, а относятся к государственным учреждениям, финансирование которых совершается за счет средств государственного бюджета, издержки имеют свои характерные отличительные особенности, что важно учитывать и при анализе деятельности таможенных органов, и при управлении затратами (издержками) участника ВЭД в таможенной сфере.
Ключевым критерием в управлении таможенными органами является рациональное использование бюджетных средств, посредством применения сокращения не только производственных затрат, но именно трансакционных издержек в деятельности таможенных структур. Это, в конечном итоге, по нашему мнению, обеспечит повышение эффективности деятельности, а также развития таможенной службы как института таможенного регулирования. Ключевым критерием в управлении издержками участника ВЭД является минимизация возможных потерь в процессе таможенного оформления и контроля.
Классификация трансакционных издержек. В специальной литературе существует ряд различных классификаций трансакционных издержек участников ВЭД, каждая их которых основывается на определенных принципах детализации и может служит основой при проведении того или иного исследования, решении задач анализа и управления в зависимости от поставленных целей и задач. Нами предлагается классификация трансакционных издержек бизнеса в таможенной сфере, проведенная на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, а также с учетом специфики деятельности современной таможни и перспектив ее развития.
Существуют разные варианты классификации трансакционных издержек. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:
- издержки, возникающие до заключения контракта или ex ante (поиска информации, ведения переговоров, измерения, заключения контракта);
- издержки, возникающие после заключения контракта или ex post (контроля качества, выполнения контракта, оппортунистического поведения, спецификации и защиты прав собственности, судебные и защиты от третьих лиц);
- трансакционные издержки в таможенной сфере.
В целом можно согласиться с предложенной классификацией, расширив и детализировав ее.
Первыми в ряду трансакционных издержек ex ante идут издержки поиска информации, которые складываются из затрат времени, ресурсов необходимых для поиска информации о правилах таможенного оформления в отношении импортируемых или экспортируемых товаров. Следует отметить, что участники ВЭД могут самостоятельно заниматься таможенным оформлением, имея в своей структуре соответствующий отдел (штатные единицы сотрудников) или заключить контракт с таможенным представителем. Второй вариант оправдан для малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность периодически или при специфических условиях внешнеторговой сделки.
К издержкам поиска информации относят и потери, связанные с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Это актуально особенно сейчас в период, когда определяющими характеристиками мирового процесса стали переменчивость, подвижность, ситуативность, когда все заметные игроки стали активно использовать такие инструменты экономической войны как санкции [2]. Поэтому очень важным является сбор информации и, при необходимости, оформление и получение документов о стране происхождения товара.
К издержкам поиска информации относятся затраты на операции по определению кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). От того, к какому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС будет отнесен товар, зависит ставка ввозной/вывозной таможенной пошлины, а соответственно, и размер уплачиваемых таможенных платежей, применение к товарам и транспортным средствам нетарифных мер, запретов и ограничений. Это одно из ключевых действий в цепочке таможенной очистки товаров.
Следующий вид издержек ex ante — издержки на измерение качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Мы считаем, что к данному виду издержек можно отнести затраты участников ВЭД на операции по получению документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям по безопасности (обязательный сертификат соответствия ГОСТ, техническим регламентам ЕАЭС, заключение санитарной экспертизы, пожарный сертификат и др.).
Издержки ведения переговоров, как известно, состоят из затрат на собственно ведение переговоров, на установление условий обмена и выбор формы сделки. В контексте тематики нашей статьи, к издержкам данного типа относятся издержки, связанные с определением наиболее оптимальных и выгодных условий поставки товара в соответствии с Инкотермс 2010.
После заключения контракта (ex post) у участников ВЭД могут возникать следующие трансакционные издержки. Прежде всего, это издержки выполнения контракта. Сюда можно отнесли все издержки связанные с такими процедурами как: 1) представление таможенным органам предварительной информации о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС [3]; 2) подача таможенной декларации и всех необходимых документов в таможенные органы; 3) оплата таможенных платежей (пошлин, сборов, НДС, акцизов).
Следующий вид издержек ex post – издержки оппортунизма (от лат. opportunus – удобный, выгодный), то есть такой формы поведения экономических агентов, когда ими предоставляется неполная или искаженная информация (в том числе обман, введение в заблуждение, искажение, сокрытие истины и т.д.). Издержки складываются как из потерь от самого оппортунистического поведения, так и затрат на его предотвращение. Не исключено, что участники ВЭД могут сталкиваться с проявлением оппортунизма и со стороны таможенного представителя (если имеется договор), сотрудников фирмы (внутрифирменный оппортунизм) и, что важно в контексте нашей статьи, со стороны должностных лиц таможенных органов.
Проблемы оппортунистического поведения должностных лиц таможни частично затрагивались в работе В.В. Галкина, в работах В.А. Останина, Ю.В. Рожкова.[4]. Подобное поведение может принимать форму неблагоприятного отбора и морального риска, соответственно пред- и постконтрактный оппортунизм. В первом случае речь идет о том, что на таможенную службу могут поступать лица нацеленные на поиск бюрократической ренты, то есть на незаконное получение дохода путем использования должностного положения, во втором случае – уже о самом проявлении рентоориентированного поведения, например, коррупции.
Еще одним видом трансакционных издержек ex post являются экономические расходы на тяжбы, то есть затраты связанные с ведением судебных разбирательств, сопровождающих двусторонние усилия по устранению ex post сбоев в контрактных отношениях [5]. Это могут быть затраты на рассмотрение в судах дел о правовых и административных нарушениях, обжалование постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях и т.д.
И, наконец, можно выделить такой вид трансакционных издержек как издержки спецификации и защиты прав собственности, к которым относят расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав, потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. К данному виду издержек можно отнести, например, издержки участников ВЭД на включение своего товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
Заключение. Согласно теории трансакционных издержек, ключевой принцип минимизации последних объясняет не только сам факт существования фирм и организаций, но и многие частные аспекты их функционирования и развития. Прежде всего речь идет о финансовой и организационной структурах, структуре системы управления, о выборе методов управления, а также о логистике бизнес-процессов организации. Различные институты, в том числе и государственные, обладают неодинаковой эффективностью с точки зрения экономии трансакционных издержек. Это объясняет тот факт, что структуры, требующие чрезмерно высоких издержек, быстро отмирают, а более экономичные структуры не только выживают, но и развиваются.
Последний вывод является определяющим при решении проблем развития таможенных институтов и управлении таким процессом, поскольку экономия трансакционных издержек участников ВЭД выступает своего рода «двигателем» институционального развития как таможни, так и бизнеса. Это положение особенно актуально для таможенных органов, осуществляющих на современном этапе поиск инновационных направлений содействия внешнеторговой деятельности в условиях цифровой экономики.
Библиографический список
1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993. с. 9.2. Жизнь в осыпающемся мире. Доклад Валдайского клуба. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.valdaiclub.com/files/22596/
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ст.11. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/.
4. Останин В.А., Рожков Ю.В. Девиантное поведение должностных лиц: неоинституциональные риски //Сибирская финансовая школа. 2013. № 2. С. 22-26; Останин В.А., Рожков Ю.В. Деликт-Менеджмент как механизм управления таможенными рисками в системе экономической безопасности России // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2016. № 3. С. 17-21.