Индекс УДК 338.48:641(520)
Дата публикации: 27.01.2022

Роль японской кухни в развитии международного гастрономического туризма

The role of Japanese cuisine in the development of international gastronomic tourism

Гиринкова Алина Александровна
Завьялова Дарья Дмитриевна
Сотова Людмила Васильевна

1. магистрант 1 года обучения направления подготовки Туризм
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
2. магистрант 1 года обучения направления подготовки Туризм
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
3. кандидат географических наук, доцент кафедры туризма
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Girenkova Alina Alexandrovna
Zavyalova Darya Dmitrievna
Sotova Lyudmila Vasilyevna

1. master's student of 1 year of study areas of training Tourism
National Research Ogarev Mordovia State University
2. master's student of 1 year of study areas of training Tourism
National Research Ogarev Mordovia State University
3. Candidate of Geographical Sciences,
Associate Professor of the Department of Tourism
National Research Ogarev Mordovia State University
Аннотация: В статье рассматривается гастрономический туризм как один из самых популярных направлений, так как предполагает не только посещение каких-либо туристских объектов, но и ознакомление с местной кухней. Японская кухня признана гастрономическим брендом государства в качестве всемирного культурного наследия. Влияние феномена японской кухни играет огромную роль в развитии туризма и влияет на его составляющие: туристский продукт, предприятия питания, туристские фирмы.

Abstract: The article considers gastronomic tourism as one of the most popular destinations, as it involves not only visiting any tourist sites, but also getting acquainted with local cuisine. Japanese cuisine is recognized by the gastronomic brand of the state as a world cultural heritage. The influence of the phenomenon of Japanese cuisine plays a huge role in the development of tourism and affects its components: tourist products, catering companies, tourist firms.
Ключевые слова: японская кухня, кулинарные особенности, здоровое питание, инфраструктура, туристы, рестораны.

Keywords: Japanese cuisine, culinary features, healthy food, infrastructure, tourists, restaurants.


Гастрономический туризм на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений в туризме, так как предполагает не только посещение каких-либо туристских объектов, но и ознакомление с местной кухней, традициям населения относительно приготовления определенных категорий блюд. Данный вид туризма представляет собой поиск наслаждения в уникальных, незабываемых еде и напитках, которые находятся только в определенном месте. Многие страны целенаправленно конструируют свое гастрономическое лицо, создавая определенную кухню. Существуют возникающие гастрономические бренды в отдельных государствах [1]. Чтобы почтить еду и природу, многие регионы проводят фестивали и другие мероприятия, сосредоточенные вокруг местных деликатесов, которыми они славятся.

ЮНЕСКО выбрало японскую кухню в качестве всемирного культурного наследия. Японское правительство предпринимает усилия по продвижению своей национальной культуры, неотъемлемой частью которой является и японская кухня.

Японская кухня играет огромную роль в развитии туризма, ведь она влияет на некоторые его составляющие (рисунок 1) [1].

Рисунок 1 – Субъекты влияния японской кухни на развитие туризма

 С каждым годом увеличивается количество ресторанов японской кухни, люди предпочитают есть блюда страны восходящего солнца дома, и в своих путешествиях, несмотря на то, что регион куда они едут, может предложить местные блюда. Туристские фирмы и компании предлагают турпродукты которые могут удовлетворить потребности туристов в познании гастрономической палитры народов мира и предлагают международные туры, в том числе и в Японию [3].

Японская кухня хорошо известна тем, что является здоровым вариантом питания вне дома. Кроме того, в последнее время растет осведомленность, интерес и признательность к кухне, и она становится все более популярной среди миллениалов. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.

Еда играет решающую роль в формировании японской культуры. Японская кухня тесно связана с природой, черпая вдохновение из четырех сезонов года, а также из богатого выбора съедобных ингредиентов, которые могут предложить земля и море. Япония входит в топ-3 рыболовецких стран мира. Например, потребление свежей сырой рыбы («сашими») или сырой рыбы с приправленным рисом («суши») является основной частью японской кухни [2].

В настоящее время количество ресторанов японской кухни в мире более 100 тыс. Это говорит о росте распространяющегося образа японских блюд, таких как суши и соба, как здоровой пищи. Еще одним фактором, стало включение в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2013 г. «васёку», или традиционной японской кухни.

В настоящее время наибольший рост японских ресторанов наблюдается в Океании, Ближнем Востоке, а самое большое количество японских ресторанов насчитывается в Азии (Китае) и Соединенных Штатах Америки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Карта возрастания ресторанов японской кухни по регионам мира [5]

Япония, гордится своей кулинарной культурой как Италия и Франция, а в последние годы Токио заслужил больше звезд Мишленовского путеводителя по ресторанам, чем Париж. Глобальное внедрение японской преданности еде вызвало интерес международного продовольственного сообщества и заслужило признание за то, что в нем работают рестораны, отмеченные звездами Мишлен.

Известны во всем мире брендовые рестораны «Nobu» своим утонченным подходом к традиционной японской кухне, где работают талантливые шеф-повара, которые экспериментируют и удивляют посетителей необычной фьюжн-кухней, где японские рецепты сочетаются с южноамериканскими и европейскими ингредиентами. Именно этот фактор привлекает гастрономических туристов и на сегодняшний день рестораны «Nobu» занимают верхние строчки в ежегодных обзорах лучших ресторанов и имеют почетную мишленовскую звезду. Приверженцам кухни данного ресторана во время путешествий не потребуется от нее отказываться, ведь эти заведения с практически одинаковым меню есть даже в Лондоне, Пекине, Майами, Лас-Вегасе и, конечно, в Токио [4].

Растущая популярность японской кухни на международном уровне лучше всего проявляется в распространении суши-баров и японских ресторанов наряду с американскими сетями быстрого питания. Превосходство японской кухни характерно не только для Токио, но и распространено по всей стране. Региональные вкусы, местные ингредиенты и давние традиции привлекают туристов для изучения островной страны, превращая Японию в настоящее приключение для туристов-гурманов.

Применение методики SWOT-анализа позволило выявить перспективы развития международного гастрономического туризма на основе японской кухни (таблица 1).

Таблица 1

SWOT-анализ перспектив развития японской кухни в гастрономическом туризме.

Сильные стороны

 

– природно-климатические и историко-культурные ресурсы;

– наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры;
– наличие квалифицированного персонала.

Слабые стороны

 

– недостаточная транспортная доступность;

– однонациональность;

– низкий потенциал для развития сельского хозяйства.

 

Возможности

 

– возрастающий интерес к гастрономическому туризму;

– продвижение туристского продукта на международном рынке.

 

Угрозы

 

– текущая пандемия коронавирусной инфекции;

– нестабильный курс национальной валюты.

 

Таким образом, Япония известна и любима по всему миру своей кухней,  которая является основой международного туризма. В настоящее время в мире с каждым годом увеличивается количество ресторанов, где подают японскую кухню от сетевых кафе быстрого питания до ресторанов со звёздами Мишлен.

Библиографический список

1. Гастрономический туризм : сайт / Справочник. – URL: https://spravochnick.ru/turizm/rol_nacionalnoy_mestnoy_kuhni_v_industrii_turizma/ (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: для зарегестрир. пользователей. – Текст: электронный.
2. Еда как часть японской культуры : сайт / JNTO. URL: https://education.jnto.go.jp/en/why-japan/japanese-food/ (дата обращения: 12.01.2022).
3. Популярность японской кухни : сайт / Procaffenation. 4 августа 2019. – URL: https://procaffenation.com/the-popularity-of-japanese-cuisine-is-on-the-rise-in-the-city/ (дата обращения: 10.01.2022).
4. Распространение японской кухни в мире : сайт / Nippon. 4 февраля 2016. – URL: https://www.nippon.com/en/features/h00128/ (дата обращения: 17.12.2021).
5. Карта с возрастанием ресторанов японской кухни по регионам мира. – Текст : электронный//гугл. картинки : [сайт]. – 2020. – URL:https://www.google.ru/ (дата обращения: 22.12.2021)