Индекс УДК 33.339.1
Дата публикации: 26.02.2018

Роль розничной торговли в эволюционном развитии рыночных отношений

The role of retail trade in the evolutionary development of market relations

Захарова Ж.Ж.
Преподаватель. Омский автобронетанковый инженерный институт

Zakharova Zh.Zh.
Teacher. Omsk Auto Armored Engineering Institute
Аннотация: Статья рассматривает развитие рыночных отношений в контексте развития розничной торговли с целью раскрытия сущности рынка. Структура оборота розничной торговли России по хозяйствующим субъектам помогает осознать роль торгово-розничной деятельности в эволюционном развитии рынка.

Abstract: The article considers the development of market relations in the context of the development of retail trade with the aim of revealing the essence of the market. The structure of the retail trade turnover in Russia on economic entities helps to understand the role of retail and retail activities in the evolutionary development of the market.
Ключевые слова: Розничная торговля, эволюция, рыночные отношения, оборот торговли, прародительница.

Keywords: Retail trade, evolution, market relations, trade turnover, ancestor.


В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля, одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства.

Отношения по поводу обмена товарами и услугами в современном мире являются частью нашей повседневной жизни, поэтому мы даже не задумываемся о происхождении и пути развития этих отношений, называемых рыночными. Также нас мало заботит сущность товарообменного процесса. Тем не менее, есть необходимость ещё раз сказать о том, что  именно розничная торговля положила начало сегодняшнему рынку. Осмысление роли торгово-розничной деятельности в эволюционном развитии рыночных отношений позволит глубже понять их сущность. Тем более, что по данным Росстата оборот розничной торговли в 2016 году составил 28317321,7 млн.руб. Цифра внушительная и подчеркивает значимость этой сферы в экономике страны.

Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1, ст.2].

Розничные торговые предприятия напрямую работают с конечными потребителями товаров, изучают их нужды и потребности и должны воздействовать на производителей товаров [4, с.19].

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства [5, с.8].

Итак, розничная торговля занимает значительное место в жизни каждого человека, потому что непосредственно направлена на удовлетворение его нужд как потребителя, и является источником материального достатка для продавца. Эта сфера деятельности представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, выделившуюся в результате товарообменных процессов, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей человеческого общества. Каждый индивид общества в результате осуществления обменных операций имеет возможность получить в конечное индивидуальное использование то, что ему нужно. Продавец же преследуя собственную выгоду, избавляет производителя от необходимости заниматься поиском покупателя своей продукции. С этой точки зрения роль розничной торговли в воспроизводственном цикле чрезвычайно важна, поскольку специализируясь на конкретных операциях, эта отрасль является не только посредником, но и катализатором взаимовыгодного взаимодействия всех участников этих взаимоотношений.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения [6, с. 104].

Интересны некоторые факты, подтверждающие существование торговых отношений ещё в древнем мире:

  1. Зарождение обмена (по мнению ряда исследователей — в период между 100-35 тыс.лет до н.э.).
  2. Древний Шумер — примеры торговых общин в XVIII-XIX вв. до н.э. в таких городах Месопотамии и Малой Азии, как Ур, Сиппар, Ашшур, Каниш. Первое законодательное регулирование хозяй­ственной деятельности, в том числе и торговой (законы вавилонско­го царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)
  3. Древняя Индия. В городах цивилизации долины Инда (около 2500-200 годов до н.э.) обнаружены мастерские различных ремес­ленников и каменные печати с вырезанными на них животными и своеобразными надписями (которые пока не расшифрованы) для опечатывания тюков с товарами. Некоторые из них были найдены в Ираке — следовательно, жители долины Инда и Шумера торговали друг с другом.
  4. Финикия. Расцвет городов Тира, Сидона и др., развитие тран­зитной торговли, пиратство и прочие факторы.
  5. Древняя Греция. На период XVI-XII вв. до н.э. приходится возникновение, расцвет и падение микенской цивилизации ахейских греков, которые активно занимались и торговыми операциями.
  6. Древний Рим. Показано разнообразие торговых операций и форм хозяйствования на примере сделок на Траяновом рынке. От­мечается существование большого количества корпораций (collegia), многие из которых представляли объединения розничных торговцев [3, с.14-15].

Таким образом, торгово-розничные отношения прошли вместе с человечеством долгий путь эволюции ещё со времен древнего мира. От примитивных форм взаимодействия человечество уверенно двигалось к более совершенным, повинуясь требованиям прогрессивного развития общества.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и его сущности, возрастала его роль в экономике. Самое первое значение рынка – это место, где встречаются продавец и покупатель. В нашем понимании это базарная площадь, где происходят сделки купли-продажи. Подобное понимание рынка очень близко по смыслу розничной торговле. Период развития человечества на грани первобытнообщинного и рабовладельческого строя, согласно формационной теории Карла Маркса, ознаменовался возникновением первых, нерегулярных взаимоотношений общин по поводу обмена теми продуктами, которых каждой из них не хватало. Конечно же, это бартерные сделки, но совершаются они в определенном месте и в определенное время.

С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен, как одно из значений слова [2, c.118-119].

Значение слова «рынок» с точки зрения экономической теории имеет несколько другое значение. Взаимоотношения продавцов и покупателей по поводу обмена экономическими благами рассматривается в этом случае как процесс, происходящий в соответствии с определенными закономерностями. То есть мы имеем дело с неким механизмом взаимодействия, подчиненным желаниям обеих сторон процесса обмена извлечь личную выгоду.

Увеличение удельного веса торговых операций и многообразие предметов, которые используются в обменном процессе как универсальные обменники, приводит наконец к появлению денег, что делает взаимодействие участников рынка более удобным, быстрым и эффективным. Но самое главное, понимание рынка, как места встречи ради обмена, перестает быть актуальным, поскольку появилась возможность отложить сделку во времени и в пространстве.  То есть созрели условия для обособления новой сферы отношений, не связанной с производством, а специализирующейся исключительно на посредничестве меду производителем и потребителем. Теперь рынок – это уже не просто механизм взаимодействия продавцов и покупателей, организованный в соответствии с определенными закономерностями. Теперь — это количественно измеряемый процесс, который может совершаться как на базарной площади в назначенное время, так и вне её, во время удобное участникам сделки. Законы, действующие на этом рынке: это законы товарного производства и денежного обращения.

Таким образом, рынок можно определить следующим образом:

  1. Рынок – место встречи покупателей и продавцов по поводу обмена товарами и услугами;
  2. Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в результате работы которого каждый из субъектов торговых отношений получает свою выгоду;
  3. Рынок – система отношений между покупателем и продавцом, выстраиваемая по определенным законам товарно-денежного обмена.

Традиционное понимание рынка как места встречи покупателей и продавцов на сегодняшний день проявляется только в рамках розничных рынков и ярмарок.  Большая доля сделок, которые можно понимать как проявление рыночных отношений, приходится на торгующие организации разных масштабов.

На рисунке 1 представлена структура оборота торговли с точки зрения участвующих в качестве продавцов субъектов, которая поможет нам понять сущность рынка как места встречи продавцов и покупателей.

Рисунок 1. Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2014 году [7]

 

Как отмечает Росстат, в 2014 году оборот розничной торговли на 90,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,4%.

Если говорить о рынке, как механизме взаимодействия покупателей и продавцов, то, как мы видим из рисунка 1, непосредственно с потребителем могут контактировать как независимые индивидуальные предприниматели, так и мощные сетевые организации. То есть современный рынок с этой точки зрения теперь понимается более широко, хотя в основе этих экономических отношений всё также лежит выгода каждого из участников.

Рисунок 2. Структура формирования оборота розничной торговли по месту торговли в 2016 году [7]

К 2016 году, как мы видим из рисунка 2, доля розничных рынков и ярмарок составляет уже 7,1% (2001233,6 / 28317321,7).

Таким образом, на сегодняшний день нужно констатировать факт, что сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли, в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Несмотря на малый процент торговых сделок, приходящихся на долю розничных рынков и ярмарок, и явную тенденцию к дальнейшему снижению их количества, очевидно, что торговля и, именно, розничная, стала прародительницей современных рыночных отношений. Как место встречи и как механизм взаимодействия продавцов и покупателей, современные рыночные отношения проявляются в разнообразных формах осуществления торгового обмена, но изменились масштабы субъектов, площадей рынка. Рынок, как система товарно-денежных отношений, получил обособление от производственной сферы, прочно занял весомую долю в валовом обороте страны, значительно усложнившись при этом. В качестве субъектов товарно-денежного обращения выступают теперь не только отдельные продавцы, не только огромные универсальные магазины, но и поражающие своими масштабами торговые сети, имеющие представительства в самых разных частях мирового пространства. Да и покупателями являются не только домохозяйства, но и организации, и крупные транснациональные корпорации. Сфера розничной торговли живет своей обособленной жизнью, являясь конечным результатом производственного процесса страны, обслуживает интересы потребителя на всё более высоких скоростях. Современные платежные средства, упрощая процесс обмена, позволяют сделать доступ к товарам и услугам ещё более простым, удобным и быстрым, чем раньше Прогрессивное развитие общества стремительно увлекает за собой   родившиеся из торгово-розничной деятельности рыночные отношения к новым формам и проявлениям. Неизменными остаются лишь рыночные законы, составляющие часть системы существующих общественно-экономических отношений, но это уже не тема данной статьи…

Библиографический список

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
3. Капелюк З.А. Автореферат диссертации на соискание степени д.э.н. З.А. Капелюк «Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров». – Новосибирск, - 1996 – 40 с.,
4. Парамонова,Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич; под ред. д.э.н., проф. Т. Н. Парамоновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 2013. – С. 284.
5. Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / О.В. Чкалова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М.- 2013. – С. 384,
6. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук. проф. А.С. Булатова. - 5-e изд., стереотипн. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. – 896 с.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gks.ru