Abstract: The article covers the legal bases for the organization of state and municipal procurement in the Russian Federation. The authors come to the conclusion that it is necessary to systematize the normative legal acts regulating the field of public procurement.
Keywords: public authorities, local self-government institutions, public procurement, municipal procurement
Вопросы, связанные с государственными и муниципальными закупками, в последнее время в наивысшей степени актуальны в силу недостаточного контроля за этими процессами со стороны гражданского общества. Отчасти эти проблемы связаны с проблемой «кадров, способных решать современные задачи»[1] в сфере государственного и муниципального управления. Отчасти это обусловлено отсутствием системности и четкой структурированности правового регулирования данных общественных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2], законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из вышеуказанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом законодателем установлено, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, могут быть изданы подзаконные акты.
Правом издания подзаконных правовых актов в сфере закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе наделены: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации»; федеральные органы исполнительной власти (например, Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, Минфин России); Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос»; органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Отметим, что законодатель, фиксируя базисные нормативные акты Российской Федерации, на которых основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок, называет лишь два кодифицированных нормативных акта — Гражданский кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Вместе с тем, если дифференцировать законы, правовую основу контрактной системы в сфере закупок, можно сказать, составляют также положения и нормы нескольких кодифицированных нормативных правовых актов РФ. В частности, к их числу, несомненно, могут быть отнесены нормы некоторых статей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, одной из наиболее часто встречающихся в номенклатуре закупок государственных (муниципальных) заказчиков является конкурентная закупка работ по капитальному ремонту зданий (сооружений). Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок – zakupki.gov.ru, в 2019 году на территории Российской Федерации было объявлено более 66000 закупок в конкурентной форме (преимущественно в форме открытого конкурса в электронной форме и электронного аукциона) на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам, подлежащим капитальному ремонту и выполнение работ по капитальному ремонту зданий. Отметим, что в документации по закупкам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий принято выделять 2 составных элемента – с точки зрения Градостроительного кодекса Российской Федерации и с точки зрения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации государственному (муниципальному) заказчику необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Основные требования к проектно-сметной документации установлены статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (могут отличаться в зависимости от объемов, стоимости, видов работ и т.д.). В частности, частями 1, 2 статьи 48 ГрК РФ установлено что «архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с ГрК РФ) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка»[3].
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Государственный (муниципальный) заказчик при проведении конкурентной закупки на выполнение работ по капитальному ремонту зданий (сооружений), основываясь на требованиях ГрК РФ, обязан подготовить проектно-сметную документацию в следующем примерном составе:
- техническое задание на разработку проектной документации;
- акт технического обследования здания или сооружения;
- дефектная ведомость, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов;
- проектная и рабочая документация, состав которой зависит от вида работ капитального ремонта со сметой на капитальный ремонт в полном объеме;
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт в случаях, установленных частью 3.3. статьи 49 ГрК РФ с 01.01.2019 года;
- заключение о соответствии сметной стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государственные (муниципальные) заказчики при разработке документации на электронный аукцион или открытый конкурс в электронной форме с предметом закупки: выполнение работ по капитальному ремонту зданий (сооружений), действуют согласно нормам, регулирующим градостроительную деятельность, в частности, основного кодифицированного нормативного правового акта – Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ,
контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1, 4 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, статьей 7.32.6 (в пределах своих полномочий, за исключением сферы государственного оборонного заказа), частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) данного Кодекса.
Следовательно, Кодексом об административных правонарушениях определено свыше 40 составов административных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в случае наличия признаков административного правонарушения производство по которым может быть возбуждено как в отношении должностных лиц заказчика (руководитель организации-заказчика, контрактный управляющий, руководитель контрактной службы заказчика, сотрудники контрактной службы заказчика, члены комиссии по закупкам заказчика) с размером штрафа от 3000 до 50000 рублей, так и в отношении организации-заказчика как юридического лица.
Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
в Уголовный кодекс РФ были введены две новые статьи:
1) в статье 200.4 предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку продукции по контракту, а также уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг, либо иным уполномоченный лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.
2) в статье 200.5 предусмотрена уголовно-правовая ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку продукции по контракту, а также уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок.
Кроме того, в статье 304 УК РФ, переименованной и изложенной в новой редакции, предусмотрена уголовная ответственность за провокацию подкупа.
Законом № 99-ФЗ перечень преступлений, предварительное следствие по уголовным делам о которых производится следователями Следственного комитета РФ, предусмотренный в пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, дополнен ссылками на новые статьи 200.4 и 200.5 УК РФ.
Таким образом, с 4 мая 2018 года (начало действия положений об уголовной ответственности в сфере закупок) фактически введена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок и подкуп работников контрактных служб и иных уполномоченных должностных лиц заказчика в сфере закупок.
В системе нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, на наш взгляд, одним из основополагающих является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поэтому ему также должно быть уделено пристальное внимание государственными (муниципальными) заказчиками в процессе осуществления государственных и муниципальных закупок. Таким образом, правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд является комплексным, осуществляется на основе системы нормативных правовых актов, охватывающих несколько отраслей права, включает элементы как публичного, так и частного права. На сегодняшний день система нормативных актов в сфере государственных и муниципальных закупок «имеет сложную структуру, что вызывает серьезные трудности в правоприменительной деятельности»[4]. Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где определены правовые основы рассматриваемых нами общественных отношений, можно было бы расширить, упомянув еще несколько законов, касающихся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Правовой институт государственных и муниципальных закупок основывается на положениях не только Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и на положениях иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормы которых необходимо систематизировать в целях изучения данного правового института или даже «подотрасли права».
[1] Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 34.
[2] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
[3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
[4] Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 112.
Библиографический список
1. Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 33-35.2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
4. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 108-113.