Abstract: The article deals with the issues of the theoretical foundations of scientific support in state strategic planning. In particular, the epistemological and etymological origins of the concept of "scientific support of state strategic planning", various views of theorists of scientists are given, modern approaches are also considered, taking into account the widespread development of information technologies, such as artificial intelligence, machine computing of a huge amount of data.
Keywords: scientific support, state, public administration, strategic planning, social development
Первоисточником теории и практики государственного стратегического управления и планирования в самом широком смысле с древних времен считается военная область. Этимология слова «стратегия» восходит к древнегреческому «stratēgόs» (от «stratόs» – войско и «άgo» – веду), которое дословно означает «веду войско». Первые сведения о военной стратегии можно найти в трактате знаменитого китайского военного стратега Сунь-Цзы «Об искусстве ведения войны» [1]. Трактат состоит из шести глав, где в главе 1 «Управление страной» Сунь-Цзы говорит: «я на основе виденного предсказываю сокровенное и на основе прошлого определяю будущее».
С тех пор прошли века, однако, несмотря на огромное количество научных трудов, методологические основы научного обеспечения государственного стратегического планирования в виде целостной концепции не сформированы, эта проблематика продолжает оставаться предметом дискуссий. С XVIII века научный аппарат экономической науки постоянно совершенствовался и обогащался новыми теориями и подходами, требующими критического осмысления и выбора наиболее подходящий реалиям XXI века научной парадигмы государственного стратегического планирования.
Рассматривая содержание понятия «научное обеспечение государственного стратегического планирования», следует отметить, что данный термин остается в экономической науке неопределенным, исследователи словно «обходят его стороной». Дефиниция «научное обеспечение» обычно употребляется учеными без детализации и почти всегда применительно к конкретной отрасли экономики, социальной сферы или государственного (регионального) управления. Например, В.А. Павлова и А.Г. Осипов, применительно к оценке земли, трактуют «научное обеспечение» как научные достижения различных направлений: естественного, технического, правового, экономического и других циклов [2]. Р.С. Суханова, анализируя научное обеспечение социального развития села, видит в научном обеспечении разработку комплекса проектных работ, обоснование параметров необходимой базы сельской строительной индустрии, разработку предложений по созданию системы сельских строительных организаций [3]. С.И. Морозов, применительно к инновационной деятельности региона, понимает научное обеспечение как методологию анализа стартовых условий и предпосылок инновационного развития региона, методологию прогнозирования региональных инновационных процессов, критерии и систему оценки эффективности стратегических решений [4]. З.В. Разилов, применительно к стратегическому планированию муниципальных образований сводит научное обеспечение к комплексу прогнозно-аналитических работ, связанных с определением целей стратегического развития города, обоснованием его стратегического выбора, разработкой других элементов городской концепции комплексного социально-экономического развития [5]. Е.А. Носачевская и К.В. Казаков понимают «научное обеспечение» как процесс, направленный на приобретение и применение знаний, проведение исследований, внедрение разработок с целью инновационного социально-экономического развития той или иной территории [6, с. 16]. В числе основных предпосылок научного обеспечения развития экономики эти авторы рассматривают необходимость эффективного использования социально-экономического, природно-ресурсного, кадрового, научно-технического, информационного и иного потенциала [6, с. 20].
Учитывая, с одной стороны, вариативность подходов, а с другой – неопределенность понятия научное обеспечение государственного стратегического планирования, предлагаем рассматривать данную научную категорию как комплекс научных, научно-методических, научно-технических, организационных, экспертно-аналитических и др. мероприятий, направленных на получение (разработку), анализ и эффективное внедрение новых знаний, техники и технологий для решения проблем в сфере государственного стратегического планирования.
Ученые-экономисты считают, что применение научных достижений и открытий в освоении и рациональном использовании природных богатств, развитии и формировании производительных сил общества поистине неограниченно. При определенных условиях с помощью науки на службу производству могут быть поставлены огромные силы природы, а сам процесс производства может быть представлен как технологическое применение науки [7].
Но каждое государство в зависимости от особенностей геополитического положения, имеющихся ресурсов, других факторов и условий создает свою неповторимую отраслевую структуру экономики, совершенствование которой представляет собой закономерный процесс [8], где наука играет роль базиса. В частности, на теории экономических циклов Н. Кондратьева, а также на концепциях С. Глазьева, С. Кузнеца, Г. Менша, Й. Шумпетера, Ю. Яковца и других ученых основана теория смены технологических укладов или совокупности технологий, характерных для определенного уровня развития экономики. Переход от одного уклада к другому сопровождается, как следует из теории, внедрением новых технологий, преобразованиями в производстве и изменениями производительности труда, усложнением хозяйственных связей, обновлением продукции и др.
Исследователи считают [9], что в настоящее время основными проблемами методологического и методического характера в области стратегического управления и планирования социально-экономическим развитием территорий являются:
— несовершенство методического обеспечения анализа стартовых условий и предпосылок социально-экономического развития;
— отсутствие четких критериев и принятой системы оценки эффективности стратегических решений;
— отсутствие научного обеспечения целей стратегического управления развитием, формирования механизма их достижения;
— необходимость поиска наиболее эффективных форм стратегического партнерства власти и бизнеса, разработки нормативно-правового и методического обеспечения их взаимодействия.
В отдельных случаях при разработке, утверждении и реализации стратегий выявляется отсутствие прямой и непосредственной связи между стратегическим целеполаганием, мероприятиями государственных программ, параметрами бюджетного проектирования и ресурсного обеспечения, планами деятельности органов государственного управления.
В наши дни акцент научно-методического сопровождения системы стратегического планирования смещается в сторону формирования и внедрения унифицированных алгоритмов анализа огромного массива сведений, содержащихся в документах стратегического планирования, широкого использования программно-математических средств имитационного моделирования динамики сложных социально-экономических систем, методик оценки состояния отраслей экономики и социальной сферы и принятия управленческих решений по выбору оптимальных сценариев развития, преодоления выявленных рисков и угроз [10].
Вместе с тем, ученые до сих пор не могут определиться с научной дефиницией «государство» [11, с. 30-56]. Древний мыслитель Аристотель утверждал, что государство есть «союз родов и сел для жизни совершенной и самобытной»[12, с. 154]. Цицерон рассматривал государство как «достояние народа, а народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов» [12, с. 158].
В европейской естественно-правовой доктрине государство есть результат объединения граждан на добровольной основе (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Дж. Локк).
Ф. Энгельс во введении к работе «Гражданская война во Франции» привел свое определение государства: «В действительности же, — пишет он, — государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим…» [13, с. 200].
Один из современных юридических словарей определяет государство как единственно возможную, всеобщую, универсальную политическую форму организации исторически сложившегося общества, обеспечивающую решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества [14, с. 106].
Исследователи государства как феномена человеческой интеллектуальной, материальной и иной культуры считают, что оно может быть рассмотрено в трех измерениях: а) в качестве государственно организованного сообщества (совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных политической властью); б) в качестве аппарата государственной власти; в) в качестве системы государственных органов [17, с. 515-517].
Таким образом, понятие государства многогранно, а толкование его сущности зависит от исторических условий; рассматриваться государство может в различных аспектах: географическом, социальном, экономическом, культурно-историческом, идеологическом, геополитическом, институциональном и т.д. Основой современного государства большинство авторов, в той или иной мере, считают народ, государственную власть (администрацию, правительство), суверенитет, гражданство, права и свободы граждан.
Согласно Конвенции о правах и обязанностях государств (вступила в силу 26 декабря 1934 г., «Конвенция Монтевидео»), субъектом является государство, когда оно обладает: (a) постоянным населением; (b) определенной территорией; (c) правительством и (d) способность вступать в отношения с другими государствами. Примечательно, что ст. 3 Конвенции Монтевидео закрепила правило: «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Еще до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, чтобы обеспечить ее сохранение и процветание …» [16]. Однако, по мнению экспертов, ряд вопросов, связанных с признанием государств, до сих пор не имеют четкой правовой регламентации. Реализация же существующих правовых норм вызывает сложности и споры. В литературе отсутствует единое общепризнанное правовое определение понятия «признание», что также приводит к ряду проблем в функционировании данного института в международной практике [17].
В рамках настоящей диссертации нас будет интересовать сущность государственного управления и одна из его основных функций – государственное планирование.
В самом общем смысле государственное (публичное) управление (англ. Public Administration) – это административный аппарат власти (правительства). Его ключевая задача – оказывать услуги участникам общества (людям, учреждениям, компаниям) с целью организации общества. В англоязычной традиции государственное управление состоит из двух терминов: «государственный» и «административный». Термин «государственный» означает правительство, которое в основном сосредоточено на деятельности и действиях правительства. В то время как термин «администрация» происходит от латинского слова «administe», что означает «служить», чтобы контролировать, заботиться о людях. Буквально термин «администрация» означает управление государственными (публичными) делами.
Следовательно, государственное управление – это управление общественными делами, реализация государственной политики, а также академическая дисциплина, которая изучает эту реализацию и готовит государственных служащих к работе на государственной службе.
Государственное управление – важный фактор, как прогресса, так и регресса экономики и общества. Различия в публичном управлении объясняют, почему в одних странах наблюдается значительный рост, а в других в странах его нет. Сильная и эффективная публичная администрация может быть использована для улучшения благосостояния, а слабая и неэффективная – превращается в очень дорогостоящий, проблемный и опасный орган для страны.
Сверхзадача любого правительства – достижение эффективности государственного управления. Но до сих пор даже сама дисциплина «Государственное управление» в полной мере не оформлена, особенно в том случае, когда мы говорим о развивающихся странах (или странах с переходным типом экономического развития). Впервые эта проблематика была затронута в 1947 году в работе Роберта Даля «The Science of Public Administration: Three Problems» [18], в которой автор анализирует три основных проблемы государственного управления как научной дисциплины:
1) Как быть с «нормативными ценностями» в науке государственного управления?
2) Как следует относиться к человеческому поведению в процессе управления? Следует ли управлять, исходя из особенностей поведения управляемых, или же следует выстроить процесс так, чтобы нивелировать человеческий фактор?
3) Существуют ли принципы государственного управления, действующие независимо от национальной и исторической перспективы?
Р. Даль полагает, что «не может быть по-настоящему универсальных обобщений в отношении государственного управления без глубокого изучения различных национальных и социальных характеристик, влияющих на государственное управление, чтобы определить, какие аспекты, если таковые имеются, действительно независимо от национального и социального окружения» [18, р. 11].
Дискуссия о масштабах государственного управления идет давно. Есть два основных взгляда на его объем: узкая перспектива (POSDCoRB) и широкая перспектива. Широкую перспективу государственного управления отстаивали ее основатели Вудро Вильсон в статье «Исследование об управлении» [19] и Леонард Уайт в книге «Введение в изучение государственного управления» [20]. Суть широкой перспективы состоит в том, что государственное управление должно расширяться и брать на себя больше ответственности. Согласно узкой перспективе, сфера государственного управления ограничивается теми аспектами управления, которые относятся только к исполнительной власти. Основоположником этой точки зрения был социолог и эксперт в области государственного управления Лютер Гулик, который разработал собственную модель под названием POSDCoRB, отражающую классический взгляд на административное управление [21].
Библиографический список
1. Сунь-Цзы. Об искусстве ведения войны / под ред. профессора, генерал-майора Е. А. Разина; пер. с др.- кит. и примеч. подполковника Е. И. Сидоренко. - М.: Воениздат, 1957.2. Павлова В.А., Осипов А.Г. Научное обеспечение оценки земли // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2017. - № 4 (49). – С. 229-232.
3. Суханова Р.С. Концепция научного обеспечения социального развития села на период до 2010 г. // Экономика сельского хозяйства. – 2004. - № 3. – С. 52-65.
4. Морозов С.И. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования инновационной деятельности в регионе // Инновации. - 2010. - № 11. - С. 68-71.
5. Разилов З.В. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - Том 1. - № 8. - С. 35-42.
6. Носачевская Е.А., Казаков К.В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий: монография. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014 — 160 с.
7. Бильчак В.С., Носачевская Е.А. Развитие научно-исследовательской деятельности в регионе: Монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 245 с.
8. Носачевская Е.А. Наука как фундаментальная отрасль экономики: монография. – М.: Изд-во Просвещение, 2012.
9. Морозов С.И., Смирнов Е.Б. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3 (39). - С. 188-191.
10. Воронин В.В., Бобрышев И.С., Ерина Н.В. Формирование программ научных исследований в области стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности // Разработка системы стратегического планирования и ее интеграция в систему государственного управления: Сборник материалов симпозиума «Проблемы стратегического управления», Москва, 11 апреля 2019 г. / Под ред. С. Н. Сильвестрова. - М.: Когито-Центр, 2019. С. 20-28.
11. Понятие государства в четырех языках. С6. статей под ред. О. Хархордина. - СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002. — 218 с.
12. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М.: Юрист. 2001. Т. 1. - 640 с.
13. Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 22. Изд. 2-е. — М., 1962. - 382 с.
14. Юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1152 с.
15. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. (Автор раздела «Государство: сущность, понятие, структура, функции» — Четвернин В. А.) — М., 2006.
16. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States, 165 LNTS 19.
17. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. 2014. - № 2 (20). – С.147-161.
18. Dahl R. A. The Science of Public Administration: Three Problems // Public Administration Review. - 1947. - Vol. 7. - No. 1 – pp. 1-11.
19. Wilson W. The Study of Administration. Political Science Quarterly, Vol. 2, No. 2 (Jun., 1887), pp. 197-222. The Academy of Political Science.
20. White L., D. Introduction to the Study of Public Administration. Macmillan, 1926.
21. Gulick L. and Urwick L. Papers on the Science of Administration. Institute of Public Administration. Columbia University, New York, 1937.