Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.07.2022

Совершенствование сфер государственной гражданской службы

Improvement of the spheres of the state civil service

Куликова Е.С.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления,
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

Kulikova E.S
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Department of State and Municipal Management,
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

Аннотация: Эффективность реализации любых инициатив государственной власти во многом зависит от качества функционирования государственной гражданской службы. В статье рассмотрены ключевые аспекты и векторы развития системы профессиональной служебной деятельности граждан России по обеспечению полномочий государства. Перечислены потенциально ожидаемые результаты реализуемых планов и решаемых задач совершенствования сферы государственной гражданской службы.

Abstract: The effectiveness of the implementation of any initiatives of state power largely depends on the quality of the functioning of the state civil service. The article considers the key aspects and vectors of development of the system of professional performance of Russian citizens to ensure the powers of the state. The potentially expected results of the plans being implemented and the tasks to be solved for improving the sphere of the civil service are listed.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, развитие системы.

Keywords: civil service, civil servant, system development.


В целях повышения результатов профессиональной служебной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, гармонизации ее с запросами населения государство способствует активному развитию системы госслужбы в стране. Для достижения названной цели решается ряд задач, среди которых ключевыми являются:

  • обеспечение сотрудничества разных структур государственной гражданской службы между собой и с муниципальными службами;
  • совершенствование правовых актов, состоящих для обеспечения общественно важных результатов в устойчивой динамичной связи со сферой профессиональной служебной деятельности лиц, обеспечивающих исполнение полномочий РФ [1, с. 12];
  • формирование механизмов и инструментов управления системой государственной гражданской службы;
  • разработка порядка изучения общественного мнения по вопросам качества оказания услуг специалистами ГГС;
  • профилактика посредством совершенствования системы запретов и ограничений в осуществлении определенных действий использования в личных корыстных целях должностными лицами государственной гражданской службы доверенных им государством прав и властных полномочий;
  • обновление методик противодействия злоупотреблениям служебным положением;
  • выявление, устранение ситуаций, при которых личная заинтересованность служащего может негативно повлиять на безупречность исполнения им должностных обязанностей;
  • создание условий для продуктивного сотрудничества организованных объединений граждан, направленных на достижение определенных общественных целей, а также СМИ со структурами государственного управления в целях предупреждения потенциального неправомерного вмешательства в работу специалиста, исполняющего определенные должностные обязанности на государственной службе, а также соблюдения нормативно-правовых основ организации и работы государственной гражданской службы [3, с. 95];
  • консультативное содействие структурам, осуществляющим внутригосударственное регулирование, по вопросам качественного исполнения их базовых полномочий и функций;
  • выявление, расследование ситуаций, связанных со злоупотреблением должностными лицами государственной гражданской службы в корыстных целях своим статусом.

Большое внимание в ходе реализации концепции развития ГГС уделяется повышению качества кадрового ресурса, то есть лиц, профессионально обеспечивающих полномочия РФ. К примеру, в состав аттестационных и квалификационных комиссий вводятся представители общественности. В процессе проведения конкурсов и аттестаций формируется кадровый резерв государственной гражданской службы. Передача опыта сотрудников с большим стажем трудовой деятельности обеспечивается посредством наставнической работы. Отрабатываются механизмы комплексной оценки результатов профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в целях создания эффективной системы вознаграждения их за труд. Модернизируются и актуализируются основные направления дополнительного профессионального образования работников, исполняющих обязанности в соответствии с занимаемой на государственной гражданской службе должностью.

Следует отметить, что конечной целью развития государственной гражданской службы в России не является ее полная трансформация. Действия государства направлены на гармонизацию взаимоотношений должностных лиц с гражданами, так как именно на их интересы ориентирована вся работа этой системы [2, с. 16].

Ожидаемые результаты работы по повышению эффективности профессиональной служебной деятельности специалистов на должностях ГГС:

  1. Создание, совершенствование новых видов этой формы социальной активности граждан.
  2. Применение на практике новых инструментов обеспечения сотрудничества специалистов разных структур ГГС.
  3. Обеспечение условий для профессионального роста лиц, полномочных работать на должностях государственной гражданской службы.
  4. Открытость всей деятельности службы, возможность контроля ее функционирования со стороны общественности.
  5. Активное противодействие злоупотреблениям в личных целях со стороны персонала ГГС своим служебным положением.
  6. Разработка качественных унифицированных локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность лиц, работающих в структурах ГГС, этику их поведения.
  7. Внедрение в практику профессиональной служебной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий государства новых технологий управления за счет повышения эффективности системы подготовки и переподготовки кадров ГГС.
  8. Активная помощь специалистам государственной гражданской службы в профессиональном, карьерном росте.

Библиографический список

1. Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного муниципального управления. 2016. № 3. С. 5-17.
2. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
3. Кондратенко И.С., Кондратенко О.А. Проблемы терминологического подхода к понятию инноваций. В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции. Казань, 2020. С. 100-101.
4. Сагинтаева С.С., Жанбаев Р.А., Абильдина А.Ш., Елеманова А.А., Жанбаева Л.А., Темирбаева Г.Р., Назаров А.Д., Покусов В.В. Технология форсайт и цифровизация в интеграции образования, науки и производства // Алматы, 2020.
5. Сулимин В.В. Сущность понятия "цифровая экономика". В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 132-133.
6. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – Москва: Норма, 2020. – 176 с.
7. Шведов В.В. Цифровые технологии в деятельности органов местного самоуправления. В сборнике: Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы II Уральского экономического форума. В 2-х томах. Отв. за выпускк Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2020. С. 113-117.