Индекс УДК 332
Дата публикации: 17.09.2018

Тактические и стратегические направления внутренней модернизации Республики Крым и города федерального значения Севастополь

Tactical and strategic direction of the internal modernization of the Republic of Crimea and city of Federal importance Sevastopol

Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта
Vovk Ekaterina Vladimirovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению феномена политической модернизации. В статье обосновывается позиция о том, что теория модернизации является сегодня ведущей концептуальной основой развития Российской Федерации, а также Крыма и Севастополя как ее регионов. В работе определены цель и задачи внутренней модернизации Крыма и Севастополя, а также сформулированы и обоснованы основные стратегические и тактические направления политической модернизации Крыма и Севастополя как условия их социально-экономического развития.

Abstract: The article is devoted to studying the phenomenon of political modernization. The article substantiates the position that the modernization theory is today leading the conceptual basis for the development of the Russian Federation, Crimea and Sevastopol as its regions. We determined the purpose and tasks of internal modernization of the Crimea and Sevastopol, as well as formulates the main strategic and tactical directions of political modernization of the Crimea and Sevastopol to the conditions of their socio-economic development.
Ключевые слова: модернизация, политическая модернизация, внутренняя модернизация, субъекты Российской Федерации, Республика Крым, Севастополь, региональная политика, социально-экономическое развитие региона, направления внутренней модернизации региона.

Keywords: modernization, political modernization, internal modernisation, the subjects of the Russian Federation, Republic of Crimea, Sevastopol, regional policy, socio-economic development of the region, directions of internal modernization of the region.


Совершенствование политической структуры, оказывающее влияние на повышение эффективности социально-экономического развития регионов и государства в целом, сегодня неразрывно связано с процессом политической модернизации. На современном этапе своего развития Россия, по мнению социологов и политологов, находится в процессе поиска путей эффективного и продуктивного решения проблемы политической модернизации.

Прежде чем перейти к рассмотрению направлений реализации внутренней модернизации Республики Крым и Севастополя как субъектов РФ, обратимся к рассмотрению сущности понятия «политическая модернизация».

По мнению Д.В. Доленко, «политическая модернизация является составной частью исторического процесса модернизации – перехода от традиционного к современному обществу (модерну), то есть обществу с индустриальной, рыночной (капиталистической) экономикой, правовым регулированием общественных отношений и политической системой либерально-демократического типа. Таким образом, политическая модернизация в рамках модернизации обозначает становление политических систем современного типа, включающее институционализацию прав и свобод человека, свободных выборов органов власти, политического и идеологического плюрализма, разделения властей и др.» [2, с. 118].

Исследователи Р.А. Явчуновская и Т.А. Яшкова рассматривают феномен модернизации как политики «развития государства, где главной движущей силой является само государство, независимо от его экономического развития и способного перераспределять свои национальные ресурсы и максимально использовать человеческий капитал» [4, с. 4-5].

А.Г. Воржецов рассматривает идею политической модернизации в трех аспектах:

— в значении синонима всех прогрессивных изменений в обществе в ситуации, когда оно развивается в соответствии с принятой шкалой улучшений;

— как комплекс культурных, социальных, политических, экономических и интеллектуальных изменений;

— как «запаздывающую» систему изменений (такая модернизация свойственна отсталым или слаборазвитым обществам, пытающимся наследовать модели развития прогрессивных государств) [1].

Содержание политики модернизации, по мнению А.В. Новиковой, «предполагает установление политической стабильности, повышение роли законодательной власти в системе политических институтов, реальное воздействие народа на принятие политических решений. Подобное сочетание вертикальных и горизонтальных связей будет содействовать развитию политической модернизации» [3, с. 82].

Потребность в модернизации вызвана поиском путей стимулирования развития современного общества Российской Федерации. В Крыму и Севастополе, по мнению исследователей особенностей экономического и социального развития России, модернизация является одной из наиболее эффективных концепций, на которых может основываться государственная политика в переходный период.

На современном этапе по России в целом политическая, экономическая и социальная теория модернизации выступает концептуальной и практической основой развития государства. Применение данной теории как ведущей концепции развития России в целом и регионов в частности позволяет избежать многих стратегических ошибок и оптимизирует процесс осуществления различного ряда реформ.

В современной России использование теории модернизации реализуется программными методами и направлено на демократизацию общества. Применение программных методов модернизации в России осуществляется по следующим направлениям:

— учет принципа разделения властей, транформация СМИ в четвертую власть;

— выражение воли граждан государства путем законов и создания независимой судебной системы;

— реализация принципа выборности глав регионов и лидеров партий;

— сокращение спектра политических партий;

— ротация снизу в органы власти [3].

Для гармоничного внедрения сравнительно новых субъектов РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя при разработке политики их развития необходим учет положений теории политической модернизации.

Целью реализации внутренней политической модернизации указанных субъектов Российской Федерации является концептуальное соответствие путей, направлений и целей их политического, экономического развития моделям модернизации других регионов.

Цель осуществления внутренней политической модернизации анализируемых в данном исследовании субъектов Российской Федерации предполагает решение следующих задач:

— формирования новых политических институтов, целью деятельности которых является решение социальных и экономических проблем региона;

— создания системы рациональной бюрократии.

Рассмотрев сущность, цели и задачи политической модернизации, обратимся к определению стратегический и тактических направлений ее реализации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь на современном этапе.

А.В. Новикова в своем исследовании «Модернизация Крыма как задача органов государственной власти Российской Федерации» определила ключевые направления реализации внутренней модернизации указанных субъектов РФ. Прежде всего, по мнению исследовательницы, основой реализации модернизационных процессов должно стать совершенствование инфраструктуры различных типов, в также проведение ряда реформ социального характера, в частности, по вопросам пенсионного обеспечения [3].

Экономическое развитие как компонент процесса модернизации Крыма и Севастополя невозможен, по мнению А.В. Новиковой, без развития туризма в регионах, а также привлечения инвесторов. Еще одним направлением развития экономики анализируемых в данном исследовании субъектов РФ является совершенствование сферы сельского хозяйства [3].

Модернизация социально-экономической сферы невозможна без разработки и реализации государственной политики по борьбе коррупцией.

Стабилизации политических структур и экономического положения, по мнению исследовательницы, будет способствовать укрепление военного сектора [3].

Также А.В. Новикова подчеркивает необходимость организации денежного обращения и банковской деятельности на территории анализируемых в данном исследовании субъектов Российской Федерации [3].

Таким образом, на современном этапе развития Российского государства одной из основных концепций указанного процесса является политическая модернизация.

Республика Крым и город федерального значения Севастополь как субъекты РФ должны развиваться по единой стратегической траектории других регионов государства. Так, ведущей концептуальной основой социально-экономического развития указанных субъектов должна стать политика модернизации. Осуществление данной политики должно включать реализацию деятельности по следующим стратегическим и тактическим направлениям:

— совершенствование инфраструктуры;

— развитие туристической отрасли;

— привлечение инвесторов к экономическому развитию регионов;

— проведение реформ в социальной сфере;

— совершенствование сельского хозяйства;

— укрепление военной отрасли;

— разработка и внедрение антикоррупционных мероприятий;

— совершенствование и укрепление финансово-банковской сферы.

Библиографический список

1. Воржецов А.Г. Политическая модернизация в России: реальность и перспективы // Политическое образование: информационно-аналитический журнал. – 24.10.2010. Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/politicheskaya-modernizatsiya-v-rossii-realnost-i-perspektivy (дата обращения: 21.05.2014).
2. Доленко Д.В. Политическая модернизация России // Социально-политические науки. – 2012. – № 2. – С. 118-121.
3. Новикова А.В. Модернизация Крыма как задача органов государственной власти Российской Федерации // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 6. – С. 81-87.
4. Явчуновская Р.А., Яшкова Т.А. Политика модернизации в региональном измерении современного мира: научн. изд. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 182 с.