Индекс УДК 34
Дата публикации: 29.10.2020

Правовое регулирование создания и функционирования городских агломераций в современной России

Legal regulation of the creation and functioning of urban agglomerations in modern Russia

Линькова Е.А
Научный руководитель – Мокеев М.М.
1. студентка 4 курса направления ГМУ очной формы обучения Поволжского института управления филиала РАНХиГС, г.Саратов
2. кандидат юидических наук, доцент кафедры теории права Поволжского института управления филиала РАНХиГС, г.Саратов

Linkova E.A.,
Scientific adviser - Mokeev M.M.
1. 4th year student of the direction of the State Medical University of full-time education of the Volga Region Institute of Management of the RANEPA branch, Saratov
2. Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Theory of Law of the Volga Region Institute of Management of the RANEPA Branch, Saratov
Аннотация: В представленной статье проанализированы существенные перспективы развития городских агломераций в современной России. Процесс урбанизации охватывает всё больше стран и Россия не исключение. Агломерация, как неотъемлемый элемент данного явления, всё больше привлекает к себе внимание.

Abstract: The presented article analyzes the significant prospects for the development of urban agglomerations in modern Russia. The urbanization process covers more and more countries and Russia is no exception. Agglomeration, as an integral part of this phenomenon, is attracting more and more attention.
Ключевые слова: городская агломерация, создание и функционирование агломераций, правовые основы развития городских агломераций, институт агломерации.

Keywords: urban agglomeration, creation and functioning of agglomerations, legal basis for the development of urban agglomerations, institute of agglomeration


В реалиях современного мира городские агломерации стали чем-то естественным для многих стран. Городская агломерация – это несколько городских поселений расположенных на небольшом расстоянии друг от друга вокруг города-ядра, объединенные многообразными и интенсивными производственными, транспортными связами в одну систему. Процесс образования агломерации является одним из важных элементов урбанизации.

            ООН прогнозирует рост городского населения до 63% к 2030 году по сравнению с 2019 годом, где доля населения городов составляет 55%. В таких странах, как США, Бельгия и Канада уровень урбанизации варьируется от 80% до 90%. В России население городских агломераций увеличилось на пять миллионов человек по сравнению с 2010 годом. Так же стоит отметить и существенный вклад городских поселений в формирование мирового ВВП — было произведено 80% вклада. В Российской Федерации крупные агломерации сгенерировали 68% ВВП в период с 2010 по 2015 год[1].

            Из этого следует, что с экономической точки зрения городские агломерации являются крупнейшими рынками, привлекательными для инвесторов. Примерами могут являться единые рынки труда, недвижимости и так далее. С развитием транспортных магистралей человек может купить квартиру в городе-спутнике города-ядра на 25-35% дешевле.

            Развитие городских агломераций — это важнейший этап в развитии государства. Формируя развитую экономическую, социальную и культурную среду можно создать более совершенные стандарты качества жизни населения. Именно это будет удерживать население регионов России от переезда в более комфортные города и поможет сформировать крупные точки экономического и социального развития страны.

            Конкретно этим и обуславливается возросший интерес к агломерированию территорий. Именно сконцентрировав внимание на агломерациях можно добиться необходимого любому государству экономического роста и социального развития. Именно в развитых агломерациях могут существовать идеальные условия для межхозяйственного и межотраслевого взаимодействия.

В современном мире наблюдается тенденция смены форм расселения. Городские и сельские поселения уходят на второй план на фоне развития такого явления, как «городская агломерация». Автономное развитие как городских, так и сельских поселений не способствует экономическому и социальному развитию страны. Агломерации же напротив, способствуют такому развитию.

В городских агломерациях может находится десятки и даже сотни населенных пунктов, которые связаны между собой единой инфраструктурой, экономическими и социальными отношениями. Единой общепризнанной трактовки термина «городская агломерация» на данный момент нет.

Считается, что термин «агломерация» впервые использовал Патрик Геддес в своей книге «Эволюция городов» в 1915 году. Он заметил, что благодаря развитию электроэнергетических технологий и модернизации транспорта, города и сёла могут тесно взаимодействовать между собой.

По другому мнению, термин «агломерация» был использован Мишелем Руже. Он говорил о том, что агломерация может возникнуть в том случае, если количество видов деятельности городских поселений выйдет начнёт распространяться на соседние поселения[2].

В отечественной же литературе существуют свои трактовки данного термина. Н. В. Петров, например, считал, что агломерация — это «компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи»[3].  Агломерация по Е.Н. Перцику это «система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, — качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации»[4].

Так же стоит выделить и различные варианты критериев создания и функционирования городской агломерации. Г. М. Лаппо, например, описывает такую структуру как: город-ядро городской агломерации, спутниковые поселения, пояса спутниковых поселений (первые и вторые), зона периферии, агломерации второго порядка[5].

Ю. Н. Белоконь представлял структуру городской агломерации как «центральный город, центральный город и первый пояс (ядро агломерации), центральный город и всю внешнюю (пригородную) зону»[6].

Стоит обратить внимание на слова И. А. Фомина, который говорил, что особое внимание надо обращать на ядро агломерации, которое может состоять из одного или нескольких крупных городов с наибольшей плотностью населения. Так же он считал, что нужно рассматривать ядро агломерации вместе с пригородами и никогда их не разделять[7].

Создание агломераций имеет свой алгоритм, состоящий из нескольких этапов:

  1. Определяется город, выполняющий функции ядра агломерации.
  2. Определяются близлежащие населённые пункты, заинтересованные в агломерировании.
  3. Определяется перечень предприятий, вносящих существенный вклад в составление бюджета.
  4. Определяются земли – их назначение и принадлежность.
  5. Определяется численность населения агломерации, разграничиваются территории административных образований.
  6. Создается схематическая карта потенциального размещения муниципальных образований[8].

Процесс развития агломераций не является быстрым, он проходит постепенно. Можно выделить три основные этапа. Их выявление необходимо для полного понимания образования агломераций в России и прогноза развития данных территорий. Так же это поможет понять основные факторы их развития.

Следует отметить, что более крупные городские агломерации в Российской Федерации в настоящий момент исполняют роль важнейших элементов опоры расселения страны. В условиях постоянного изменения факторов рыночной экономики именно территориально-хозяйственный комплекс городских агломераций имеет большую устойчивость и возможность адаптации к новым тенденциям. Это обусловлено тем, что в условиях данной формы расселения возможно грамотное и своевременное перераспределение функций и ресурсов между её элементами. Из этого вытекает возросшая в настоящий момент востребованность большего количества городских агломераций.

            Стоит опереться на неоднократные исследования, посвящённые данному явлению. По их результатам на территории России существует более 30 крупных агломераций (с городом-ядром в котором население составляет более 500 тыс. жителей). Именно в них сосредоточено около одной трети населения страны и более 50% кадрового потенциала. Среди крупных городских агломераций выделяют такие, как Московскую, Санкт-Петербургскую, Нижегородскую, Ростовскую.

            С 2002 года начался рост усиления роли пригородных территорий и общее развитие агломерации. В настоящее время данная форма расселения соответствует моделям «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион»[9]. Важнейшим элементом, обеспечивающим крепкую взаимосвязь внутри агломерации, является устойчивая социально-экономическая связь. Не стоит забывать и про такие факторы как взаимозависимость и взаимную обусловленность общего развития членов данных территорий. Данные факторы выполняют роль опоры в объединении общности использования трудовыми ресурсами. Единая и слаженная инфраструктура тоже является неотъемлемой частью развитой агломерации. В 2013 году создается «дорожная карта» развития агломерации.

            Закрепление терминов «крупнейшая городская агломерация», «крупная городская агломерация» произошло в Стратегии пространственного развития России до 2025 года[10].

            Как итог, можно сказать что процесс агломерирования является одним из важнейших условий для качественного социально-экономического роста и повышения уровня качества жизни. Сам же процесс в России не достиг своего пика. В настоящее время можно отметить только две сильно развитые агломерационные территории – Московскую и Санкт-Петербургскую.

            Вопросы формирования и функционирования городских агломераций находят своё отражения в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Правовое регулирование городских агломераций в Российской Федерации имеет множество нюансов.

В период с 2010 по 2019 года, крупнейшие агломерации Российской Федерации сформировали 68% прироста ВВП страны. Исходя из данной информации можно сделать вывод, что в Российской Федерации следует упорядочить процесс формирования и функционирования городских агломераций. Отражение этого суждения можно найти в работе Пузанова А.С. «Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1». В ней автор высказал своё мнение, касаемо нынешнего регулирования функционирования и создания городских агломераций: «В сфере управления развитием городских агломераций в России к настоящему времени сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, на федеральном уровне государственная политика по отношению к агломерациям все еще не сформирована. Хотя агломерации фигурируют в федеральных документах планирования начиная с Концепции-2020, а, например, в рамках приоритетного проекта Минтранса России «Безопасные и качественные дороги» разрабатываются программы, непосредственно ориентированные на агломерации, в федеральном законодательстве понятие «агломерация» до сих пор не определено»[11].

Следует обратить внимание на то, что большинство субъектов Российской Федерации проводят свою политику в сфере агломераций и даже вышли на более высокий уровень понимания данного процесса, нежели на федеральном уровне. В качестве примера можно назвать Томскую область, где на региональном уровне приняты законы, регулирующие сферу агломерирования[12]. Так же на территории области действуют межмуниципальные соглашения о взаимодействии по развитию агломераций.

            Пузанов А.С. считает, что «агломерации развиваются самостоятельно, без какого-то вмешательства со стороны государства. Искусственно сформировать агломерацию невозможно. Государству необходимо лишь создать юридические конструкции и механизмы, которые позволят упорядочить процесс с тем, чтобы он проходил с наименьшими потрясениями, но с наибольшими экономическими эффектами»[13].

            Проанализировав существующие на данный момент нормативно-правовые акты, регулирующие создание и функционирование городских агломераций в России можно сделать вывод о том, что существуют два типа документационной регуляции вопросов агломерации – так называемые «явные» и «неявные».

            К «явным» можно отнести документы, где тема агломераций вынесена в названия нормативных правовых актов, регулирующие данную область. В основном это законы субъектов Российской Федерации и Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2019 N 3227-р «Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

            Часть нормативно-правовых актов в совокупности с полномочиями органов государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации вносят большую конкретику в сферу деятельности органов местного самоуправления в сфере полномочий, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пузанов А.С. считает, что «для большинства таких законов характерно непонимание сути агломераций как естественно возникающих форм расселения: в их текстах, а иногда и в названиях нередко фигурируют некорректные формулировки «создание агломераций» или «формирование агломераций»»[14].

            В качестве примера «явных» нормативно-правовых актов можно привести Закон Томской области «О развитии агломераций в Томской области»[15]. Следует отметить, что проект закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области» на 90% идентичен закону Томской области. Также в качестве примера может быть назван Закон Белгородской области «О развитии агломераций в Белгородской области». Больший упор в данном нормативно-правовом акте бы сделан на функции муниципальных образований субъекта[16]. Можно выделить два аспекта – первый, где для координации принятия решений по вопросам функционирования агломерации» того или иного муниципалитета агломерации могут создаваться ассоциации муниципальных образований, второй, где для обеспечения функционирования и развития агломерации вправе учреждать хозяйственные общества, образовывать межмуниципальные объединения и другие межмуниципальные организации, а также заключать соответствующие договоры и соглашения.

            Вторая группа – это те нормативно-правовые акты, где напрямую по названию нельзя установить связь документа с системой агломераций. В таких нормативно-правовых актах существует более важный аспект, влияющий на развитие агломерации — перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти. В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 федерального закона № 131-ФЗ в ведение субъекта, на территории которого находится агломерация, перераспределяются полномочия муниципалитетов, находящихся в составе агломерации региона[17]. Исходя из этого можно констатировать, что де-факто создается региональный уровень управления агломерированной территорией.

            В качестве примера можно привести Закон «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области»[18]. Закон закрепляет перераспределение части полномочий в области территориального планирования органов местного самоуправления.

            В основном, большинство нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы формирования и функционирования городских агломераций принимаются на региональном уровне. На федеральном уровне же вопросы формирования, функционирования и развития городских агломераций на территории Российской Федерации стали закрепляться относительно недавно.

В федеральном законодательстве вопросы агломерации рассматриваются довольно косвенно. В федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы образования и функционирования агломераций не затронуты, не закреплен термин «агломерация». После внесения поправок в федеральный закон о местном самоуправлении федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ субъектам Российской Федерации была дана возможность определять региональным законодательством порядок наделения муниципальных образований, в границах субъекта статусом городских округов с внутригородским делением.[19]

В статье 8 и главе 9 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ описан принцип межмуниципального сотрудничества. В ходе данного сотрудничества образуются советы муниципальных образований в субъектах Российской Федерации или иные объединения муниципальных образований в организационно-правовой форме ассоциаций. Также муниципальные образования могут заключать между собой договоры и соглашения. Москаленко А.Ф. отмечает ограниченность возможностей таких организаций. Запрет передачи властных полномочий органов местного самоуправления межмуниципальным образованиям не позволяет им заменить городские агломерации. [20]

Исследуя нормативно-правовую базу регулирования функционирования и создания агломераций следует выделить нормативно-правовые акты в сфере стратегического планирования Российской Федерации. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в вопросах развития городских агломераций следует опираться именно на социально-экономическую сферу развития городских агломераций[21]. Стратегия пространственного развития же делает упор на новые подходы к процессам расселения граждан и более качественной политике размещения экономических объектов. Так же важным этапом стало закрепление терминов «крупная городская агломерация» и «крупнейшая городская агломерация». В соответствии с данной стратегией «крупная городская агломерация — совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 тыс. человек — 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями»[22], а «крупнейшая городская агломерация — совокупность   населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями»[23].

Закрепление терминов агломераций, более частое их упоминание в относительно недавних нормативно-правовых актах свидетельствует о том, что на федеральном уровне начинают уделять достаточное внимание вопросам формирования и развития агломераций.

            В стратегии зафиксировано, что в России было сформировано около сорока крупных городских агломераций и крупнейший городских агломераций. В большей части из них начиная с 2000 года существует тенденция роста населения и на данный момент количество проживающих на агломерированных территориях превышает 73 млн. человек. В соответствии со Стратегией основными целями развития агломерационного комплекса страны являются:

— обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций;

— за счет развития транспортных коммуникаций между перспективными крупными центрами экономического роста и перспективными центрами экономического роста субъектов Российской Федерации, включая строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями и крупнейшими городскими агломерациями;

— содействия созданию современных сетей связи и внедрению узкополосного доступа для сбора и передачи телеметрической информации во всех крупных городских агломерациях и крупнейших городских агломерациях.

            В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, городские агломерации можно назвать важнейшим элементом в механизме экономического развития Российской Федерации. По вопросам наращивания темпов роста экономики, научно-технического роста и инновационного развития Российской Федерации за счет социального и экономического развития агломерированных территорий в Стратегии выявлены следующие тенденции:

— обеспечить ускорение экономического, научно-технологического и инновационного развития указанных территорий;

— за счет приоритетной поддержки высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих (креативных) индустрий.

            Развитие же социальной сферы агломераций согласно Стратегии, зависит от формирования качественной жилой и инфраструктурной среды.

            Таким образом, проанализировав нынешнее состояние правового регулирования в сфере агломерации мы пришли к следующим выводам:

            Во-первых, на уровне субъектов правовое регулирование формирования и функционирования агломерированных территорий более развито, нежели на федеральном уровне.

            Во-вторых, в настоящий момент (2020 год) нарастают тенденции обращения внимание на развитие правового регулирования агломераций. Об этом свидетельствует нормативное закрепления терминов агломераций и целей развития агломерационного комплекса Российской Федерации.

В настоящее время процесс развития агломераций становится все более развитым в России. Термины «крупная городская агломерация» и «крупнейшая городская агломерация» закреплены в Стратегии пространственного развития, что говорит о возросшем внимании к данному вопросу со стороны федеральных органов власти. Однако, большее внимание уделяется социально-экономическому и инфраструктурному развитию уже существующих городских агломераций.

[1] О. В. Изутова Агломерации наступают [Электронный ресурс]. — Экономика — №3 — 21 марта 2019 — Режим доступа: http://bujet.ru/article/370034.php

[2] Лаппо Г. М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

[3] Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. — М.: Институт географии АН СССР, 1988. — 76 с.

[4] Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации. — М.: Международные отношения, 1999. — 382 с.

[5] Лаппо Г. М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

[6] Белоконь Ю. Н. Региональное планирование (теория и практика) / Ю. Н. Белоконь / под. ред. И. А. Фомина. – К.: Логос, 2003. – 259 с.

[7] Фомин И. А. Количественные признаки городских агломераций / И. А. Фомин // Градостроительство. Районная планировка. Городские агломерации – К.: Будивэльнык. – 1967. – С. 20–28.

[8] Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27

[9] Шмидт А.В., В. С. Антонюк В.С., Франчини А. Городские агломерации в региональном развитии: теоретические, методические и прикладные аспекты // Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 3. — С. 776–789

[10] «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» Интернет портал Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

[11] Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27

[12] Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации   http://docs.cntd.ru/document/467934283

[13] Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27

[14] Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27

[15] Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации   http://docs.cntd.ru/document/467934283

[16] Закон Белгородской области от 1 марта 2016 г. № 58 «О развитии агломераций в Белгородской области» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http://docs.cntd.ru/document/432897304

[17] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Интернет портал http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035

[18] Закон от 26 декабря 2017 года № 190-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области»» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации   http://docs.cntd.ru/document/465517302

[19] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Интернет портал http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035

[20] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Интернет портал http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035

[21] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Интернет портал информационно-правового обеспечения http://base.garant.ru/70684666/

[22] «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» Интернет портал Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

[23] «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» Интернет портал Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

Библиографический список

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Интернет портал http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Интернет портал информационно-правового обеспечения http://base.garant.ru/70684666/
3. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» Интернет портал Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf
4. Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http://docs.cntd.ru/document/467934283
5. Закон Белгородской области от 1 марта 2016 г. № 58 «О развитии агломераций в Белгородской области» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http://docs.cntd.ru/document/432897304
6. Закон от 26 декабря 2017 года № 190-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области"» Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http://docs.cntd.ru/document/465517302
7. Белоконь Ю. Н. Региональное планирование (теория и практика) / Ю. Н. Белоконь / под. ред. И. А. Фомина. – К.: Логос, 2003. – 259 с.
8. Изутова О.В. Агломерации наступают [Электронный ресурс]. - Экономика — №3 — 21 марта 2019 - Режим доступа: http://bujet.ru/article/370034.php
9. Лаппо Г. М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
10. Любовный, В. Я. Городские агломерации России: от стихийного к целенаправленному развитию / В. Я. Любовный // Муниципалитет: экономика и управление. - 2015. - № 1(10). - С. 5-16.
11. Лаппо Г. М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
12. Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. - М.: Институт географии АН СССР, 1988. - 76 с.
13. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации. - М.: Международные отношения, 1999. - 382 с.
14. Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27
15. Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27
16. Пузанов А.С., Попов Р.А. Отражение вопросов развития городских агломераций в документах стратегического планирования и программных документах регионального и межмуниципального уровня. Часть 1 / Муниципальное имущество: экономика, право, управление — 2019 – вып. 1 – С. 21-27
17. Сарварова Э. Р., Гусева М. С. Городские системы расселения: новые перспективы и барьеры развития // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7. — Ч. 1. — С. 79-81.
18. Фомин И. А. Количественные признаки городских агломераций / И. А. Фомин // Градостроительство. Районная планировка. Городские агломерации – К.: Будивэльнык. – 1967. – С. 20–28.
19. Шмидт А.В., В. С. Антонюк В.С., Франчини А. Городские агломерации в региональном развитии: теоретические, методические и прикладные аспекты // Экономика региона. - 2016. - Т. 12, вып. 3. - С. 776–789