Abstract: The article analyzes the experience of state support of small business in Germany and investigates the possibilities of its application in Russia. As a result, the conclusion is formulated that it is expedient to introduce state and municipal programs for training managers of small businesses in Russia.
Keywords: entrepreneurship, small business, economy, employment, German experience.
Малый бизнес играет огромное значения для любой страны, поскольку он является важнейшим пунктом дохода бюджета. В связи с этим государства применяют разнообразные формы поддержки данного вида бизнеса. Интересен для нашей страны опыт Федеративной республики Германия (ФРГ), поскольку на сегодняшний день из всех стран Европейского Союза (ЕС) максимально действенные программы в данной области применяются именно в этой стране. Опыт ФРГ в области государственной поддержки малого бизнеса, по мнению А.С. Парамохиной, мог бы стать для России примером становления экономики и оптимизации способов взаимодействия бизнеса и власти [5]. Политика в данной области в ФРГ связана с созданием среднего класса, большая часть представителей которого относится к сектору малого бизнеса. Важнейшим направлением здесь является стимулирование активности предпринимателей, а не государственная поддержка абсолютно всех субъектов. Следует отметить, что под малым бизнесом следует разуметь предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законодательством, критериях, конституционирующих сущность данного понятия [3]. Наглядно статистика малого предпринимательства ФРГ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели малого бизнеса ФРГ, по данным на начало 2019 года [4]
Показатель | Значение |
Количество малых фирм, млн | 3,5 |
Доля трудоспособного населения, занятого в секторе малого бизнеса, % | 70 |
Доля малых фирм от общего количества предприятий, % | 80 |
Доля малых предприятий в ВВП ФРГ, % | 57 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что на начало 2019 г. в ФРГ насчитывалось примерно 3,5 млн малых фирм, что составляет 80 % всех предприятий страны. На предприятиях малого бизнеса трудится около 70 % трудоспособного населения, которые обеспечивают около 40 % всех налоговых отчислений, что соответствует 50 % ВВП ФРГ.
Следует отметить, что ФРГ не пытается сдержать рыночные механизмы, в связи с чем в большей части отраслей присутствует здоровая конкуренция. Помимо этого, указанная политика позволяет отсеивать малые фирмы, которые не могут адаптироваться под изменения рынка. Органы власти, в свою очередь, не пытаются устранить безрезультатность таких фирм. Они концентрируют внимание на формировании условий, позволяющих им конкурировать с предприятиями крупного бизнеса.
Действенному развитию малого бизнеса оказывает содействие в ФРГ активное формирование соответствующей инфраструктуры. Большое внимание уделяется здесь правовой базе, в частности, антимонопольному законодательству, инвестированию в формирование организаций содействия экономическому развитию, технологических и инновационных центров, бизнес-инкубаторов и экономических союзов [1].
Законодательство в сфере развития исследуемого нами вида бизнеса утверждается торгово-промышленными палатами. Интересы бизнесменов на государственном уровне представляет Ассоциация торгово-промышленных палат [2].
Следует отметить, что в России тоже функционирует система Торгово-промышленных палат. Однако, предложения данной организации носят рекомендационный характер. Кроме того, следует отметить то обстоятельство, что малые предприятия уступают крупному бизнесу по возможности реализации своих интересов.
В ФРГ государственная поддержка малого бизнеса включает в себя целый ряд программ различного уровня, направленных на увеличение инвестиционной активности.
В каждом крупном городе в ФРГ действуют государственные учреждения, оказывающие поддержку малых предприятий [6].
Ответственным за данную деятельность в ФРГ является Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (далее Директорат). Важнейшими в данной сфере программами Директората являлись «Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса», направленная на финансирование малых фирм, и «Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса», позволяющая получать инвестиции для открытия бизнеса. Спецификой последней программы является возможность вложения средств в развитие кадрового потенциала [1]. В России также имеются разнообразные программы развития малого бизнеса, тем не менее, динамика показателей его развития доказывает их недостаточную результативность (вклад МСП в ВВП России в 2018 г. составил только 22,3 %).
Специализированные банки ФРГ тоже реализуют деятельность в области поддержки малого бизнеса. Следует особо отметить Kreditanstalt fuer Wiederaufbau, который предоставляет предприятиям малого бизнеса, работающим более двух лет, кредиты на развитие производства в рамках инновационных программ. Данное кредитование предоставляется на льготной основе.
В системе мер поддержки малого бизнеса огромная роль отводится инвестиционным надбавкам и государственным субсидиям, которые зачастую не подлежат налогообложению. Дотации на льготное кредитование в таком случае составляют 3-10 % от суммы кредита. Программы указанного банка позволяют уровнять возможности по рефинансированию кредитов для крупного и малого бизнеса.
В ФРГ особые условия поддержки получают начинающие предприниматели (рисунок 1).
Рисунок 1. Условия поддержки начинающих предпринимателей в ФРГ [1]
Кроме прямых форм стимулирования используются косвенные рычаги, в частности, льготы по уплате подоходного налога. Следует указать на то, что государственная поддержка рассматриваемой нами сферы в России как же включает создание и развитие банковских структур.
Помимо этого, существенное внимание в ФРГ уделяется поддержке инновационных бизнес-проектов (рисунок 2).
Рисунок 2. Особенности поддержки инновационных бизнес-проектов в ФРГ [1]
В ФРГ поддержка малого бизнеса осуществляется с учетом региональной специфики, что выражается в предоставлении льготных кредитов по твердой ставке с освобождением от выплат в течение первых пяти лет [1]. Это позволяет выравнивать экономическое развитие регионов западной и восточной ФРГ.
Проведенное исследование позволило заключить, что для России может быть полезен опыт по государственной поддержке малого бизнеса ФРГ. Германия добилась значительной доли малых предприятий в ВВП и высокого уровня занятости в данном секторе экономики. Анализ практики Германии по поддержке малого бизнеса показывает, что в России целесообразно использовать ее опыт, как первый шаг, это может быть разработка и реализация государственных и муниципальных программ по обучению руководителей малых форм бизнеса.
Библиографический список
1. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии. - URL: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/5/ (дата обращения: 05.11.2019).2. Босчаева З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. – М.: Экономика, 2012. – 254 c.
3. Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 152 с.
4. Особенности малых предприятий в Германии. - URL: https://gejzer.ru/statii/malyj-biznes-v-germanii.html (дата обращения: 05.11.2019).
5. Парамохина А.С. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 576-579.
6. Ходов Л.Г. Малый бизнес в Германии: как организовать успешное предприятие // Современная Европа. - 2016. - № 1 (67). - С. 122-128.