Abstract: The possibilities of sustainable territorial development in recent years have not been discussed without taking into account the ecological balance of the natural systems of the regions. Existing approaches to the preservation of ecological balance at the level of municipalities do not provide the necessary level of protection of ecosystems, have a low efficiency of restoration function. That is why the study of the design features of the ecological framework is so important for the areas of agricultural development of the Volgograd region.
Keywords: ecological framework, specially protected natural areas, ecological corridors, buffer, key, restoration zones.
Введение. В большинстве регионов России особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) чаще всего представляют собой не связанные между собой природные или природно-антропогенные объекты, расположенные среди урбанизированных или сельскохозяйственных территорий и не могут противостоять деградации природной среды и сокращению коренного биоразнообразия. Охрана отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных зачастую не дает ожидаемых результатов. Между тем, в настоящее время существует множество исследований, предлагающих пути обеспечения определенной стабильности экосистем, их способности к активному изменению структуры и эволюционным преобразованиям [1, 2, 3, 4, 5]. Так, согласно принципам интегрального сохранения биоразнообразия, установленным Общеевропейской Стратегией сохранения биологического и ландшафтного разнообразия [6], обеспечить зонально-географическую полноту региональных, национальных и международных экологических сетей возможно путем образования природного экологического каркаса различных территорий.
Основной раздел. Практическими действиями по реализации названных принципов в пустынно-степной зоне Заволжья в границах Палласовского муниципального района Волгоградской области можно считать создание на площади более ста тысяч гектар (105560,7 га) природного парка «Эльтонский» (далее — Парк), при проектировании которого осуществлена попытка моделирования экологического каркаса Приэльтонья [7].
Площадь Палласовского района составляет 1236,1 тыс. га или 12,36 тыс. кв. км., что превышает средний размер муниципальных районов Волгоградской области в 2-6 раз. Район специализируется на производстве зерновых культур и горчицы, выращивании крупного рогатого скота и овец, сельскохозяйственные угодья составляют 581,5 тыс. га в числе, которых 276 тыс. га — пахотные угодья [8].
Если говорить о том, что воспроизводственные и ассимиляционные возможности природной среды можно обеспечить лишь на довольно обширных пространствах (не менее 400-1000 км²), то площадь Парка и по соотношению с общей площадью административного района соответствует требованиям минимального территориального уровня для начала базовых работ по образованию экологического каркаса.
Для выделения основных структурных и функциональных элементов экологического каркаса территории Палласовского района разработчики проекта применяли методы и методические приемы ландшафтно-картографического отражения морфологической структуры природных комплексов, включающие анализ пространственной дифференциации природных и антропогенных элементов ландшафта; выполнили анализ состояния биологического и ландшафтного разнообразия территорий на основе инвентаризации и оценки состояния биоразнообразия; выделили ключевые природные территории с учетом миграционных путей и особенностей пространственного распределения редких и хозяйственно-ценных видов [9]. В результате обработки эмпирического материала обосновано выделение пяти основных структурно-функциональных блоков каркаса: ключевые природные территории или ядра экологического каркаса, экологические коридоры, буферные территории, территории экологической реставрации, историко-культурные комплексы и объекты.
Следует отметить, что за счет удаленности Палласовского территориально-административного образования от урбанизированных центров и наличия в его границах обширного массива практически целинных степей, природно-экологический потенциал района имеет относительно высокую степень сохранности и характеризуется наличием многочисленных и разнообразных ключевых природных территорий – основных ядер экологического каркаса. Однако до настоящего времени большинство ключевых территорий не имеют охранного статуса. Официально режим охраны и использования установлен в отношении природного парка «Эльтонский». Ряд ключевых территорий внесены в региональный перечень потенциальных ООПТ и в настоящее время находящихся в стадии разработки экологического обоснования и прохождения экологической экспертизы. Эти объекты имеют соответствующие предпроектные предложения по ограничению режимов природопользования [10]. Кроме того, на часть из них (лечебно-оздоровительная местность «Озеро Эльтон», Сморогдинский минеральный источник, памятник природы «Биологическая балка»), входящих в границы природного парка, распространяются ограничения соответствующих режимно-функциональных зон парка.
Так же выделены ценные ключевые территории, режим использования которых регламентируется местным законодательством и ведомственными режимами. В эту же категорию входят зоны покоя охотничьих хозяйств района и водоохранные зоны малых рек.
В отдельную категорию объединены ценные уникальные и эталонные территории, рекомендованные к изучению их как местообитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, внесенных в Красную книгу Волгоградской области. По существу, эта группа ключевых природных территорий представляет собой резерв для дальнейшего совершенствования функциональной структуры ООПТ Волгоградской области и всего Нижневолжского региона.
Такое деление ключевых природных территорий экологического каркаса Приэльтонья предопределяет кластерный характер природоохранного зонирования. На территории природного парка один из кластеров выделен в качестве подзоны охраны озера Эльтон и его ближайшего водосбора, а другой кластер сформировался в подзоне охраны природных ландшафтов и экологической стабилизации в междуречьях Хара — Ланцуг – Солянка.
Кластеры природоохранной зоны разделены полосой антропогенного экотона, обрамляющей озерную котловину, и представленной системой природных комплексов, в различной степени фрагментированных и трансформированных под влиянием хозяйственной деятельности. В пределах этой полосы расположены основные планировочные узлы и транспортные сети парка, в том числе единственная окружная дорога, идущая вдоль котловины озера. По обе стороны от дороги или в непосредственной близости от нее расположено немало интересных в познавательном и научном отношении природных и историко-культурных достопримечательностей. Благодаря этим особенностям на территории Парка выделена рекреационная зона.
В целом территория Парка разделена на четыре функциональные зоны: природоохранную и рекреационную, буферную и зону хозяйственного назначения. Запрещенные и допустимые виды деятельности определены для всей территории Парка. Для каждой зоны дополнительно к общим установлены индивидуальные ограничения и разрешенные виды деятельности. Если рассматривать объекты в выделенных зонах как совокупность взаимосвязанных элементов природной среды с центральной частью или ядром в виде кластеров природоохранной зоны ООПТ, то можно говорить о наличии еще одного признака, позволяющего судить о возможности формирования экологического каркаса на рассматриваемом уровне [11].
Помимо буферных зон самого Парка на территории муниципального образования имеются массивы залежных земель, а также квазинативные фрагментированные зональные и интразональные природные комплексы, которые в течение длительного времени (до 30 и более лет) не использовались либо использовались при незначительных пастбищных нагрузках. Наиболее крупным буфером, отделяющим основные ядра экологического каркаса от традиционно осваиваемой территории Палласовского и соседних с запада административных районов, является огромный массив целинных и старозаложенных земель в границах полигона, так же примыкающая к нему с востока буферная зона природного парка (17346 га.). Частично буферные территории представлены и на остальной части территории района. Они обычно представлены небольшими участками пастбищ со слабыми нагрузками, обрамляющие ценные ключевые территории лиманов.
Еще одним признаком экологического каркаса является возможность формирования экологических коридоров, которые выполняют важную коммуникационную роль в его поддержании. В Палласовском районе к ним можно отнести следующие природные комплексы и объекты:
— концентрически обрамляющий озеро пляжный сорово-солончаковый комплекс с густыми зарослями галофитных кустарников у выходов опресненных родников, обеспечивающий укрытие перемещающимся околоводным птицам, мелким млекопитающим, беспозвоночным животным;
— тесно связанная с пляжным комплексом система радиально сходящихся к котловине озера руслово-пойменных солончаков и приустьевых лугово-солончаковых комплексов, функционирование которых обеспечивает накопление органо-минеральной составляющей озера, в т.ч. его целебных грязей;
— луговые пойменные комплексы;
— природно-антропогенные объекты (оросительные каналы, защитные лесные насаждения).
Искусственно созданные и поддерживаемые экологические коридоры играют большую роль в поддержании миграционных связей биоты между двумя половинами территории Палласовского района: южной малоосвоенной с большим количеством крупных особо охраняемых природных территорий и северной традиционно освоенной с фрагментированными природными и природно-антропогенными комплексами. В этом смысле южная часть района – Приэльтонье – является определенным резервом биоразнообразия для северных территорий.
Характеризуя экологические коридоры экологического каркаса территории Палласовского района, необходимо подчеркнуть особую значимость путей сезонных миграций и кратковременных миграционных остановок птиц. Располагаясь в пределах крупнейшей в Европе миграционной орнитологической трассы и ежегодно пропуская через себя транзитом миллионы гусей, цапель, уток, поганок, ржанкообразных, куликов и других птиц водно-болотного комплекса, водотоки и водоемы района обеспечивают поддержание не только регионального, но и глобального биоразнообразия. Для некоторых видов птиц их значимость может быть сравнима с такими европейскими местами скопления птиц на пролете, как Сиваш, дельта Дуная, Вадензее, дельта Волги и Каспийское море.
Не следует забывать о важности территорий экологической реставрации в обеспечении целостности экологического каркаса. К ним относятся земли, подвергавшиеся в прошлом или подвергающиеся в настоящее время интенсивному использованию и нуждающиеся в улучшении состояния или восстановлении:
неиспользуемые в настоящее время селитебные территории – поселки, заброшенные кошары, полевые станы и фермы, которые вместе с прилегающими к ним участками пастбищ и бывшими скотопрогонами образуют ортогональный рисунок пастбищной сети и являются местами концентрации сорных растений;
средне- и сильносбитые пастбища и скотопрогоны, расположенные вблизи крупных населенных пунктов;
нарушенные овражной эрозией и оползневыми процессами природные комплексы в районе Сорочьей балки, Чертова моста, Старого Эдьтона др. и представляющие серьезную угрозу для месторождений лечебных грязей, вследствие увеличения объема твердых выносов в озеро и запесочивания грязевых залежей;
старопахотные малопродуктивные земли, находящиеся на разных стадиях восстановительных сукцессии, эродированные склоновые и вторично засоленные пахотные земли;
старовозрастные защитные лесные насаждения;
несанкционированные грунтовые дороги;
карьеры, свалки, откосы и полосы отчуждения вдоль магистральных автомобильных дорог и кабельных линий;
пустыри, расположенные на территории населенных пунктов или вблизи них и пр.
Очевидно, что эти территории, составляющие реставрационный фонд, требуют различных подходов, методов и технологий, апробированных в аналогичных или сходных природных условиях. Часть этих земель в рамках формирования региональной экологической сети может быть зарезервирована с их последующей реставрацией уже в режиме ООПТ. Малопродуктивные старопахотные земли после восстановления с помощью метода «агростепи» могут быть переведены в другие виды угодий. Эти меры, на наш взгляд, позволят не только восстановить отдельные звенья каркаса, но и сформировать продуктивные пастбищные экосистемы.
Историко-культурные комплексы и объекты, гармонично вписывающиеся в природные и социоприродные ландшафты и имеющие чрезвычайно важное научное и познавательное значение, также могут быть включены в состав экологического каркаса. Обеспечение их охраны может быть реализовано через музеефикацию и реконструкцию остатков особо значимых историко-культурных комплексов и объектов, в первую очередь остатков планировки поселка соледобытчиков, инженерно-технических сооружений грязеводолечебницы старого курорта и другие [12].
Заключение. Таким образом, Палласовский район обладает достаточным природным потенциалом для того, что бы стать идеальной единицей для конструирования экологического каркаса. Интеграция этого процесса в процесс территориального планирования на муниципальном уровне позволит сформировать оптимальную пространственную модель с учетом ключевого значения уже существующей особо охраняемой природной территории, которая может рассматриваться как ядро конструируемого экологического каркаса. Такой подход позволит «достроить» средообразующие системы до самодостаточного уровня на основе главной природной особенности территории района – секторно-концентрической морфологической структуры ландшафтов Эльтонского физико-географического района, центром которого является террасированная котловина озера Эльтон. Очевидно, что характер зонирования территорий района сегодня определяется взаимоотношением трех основных структурно-функциональных блоков, экологического каркаса отражающих природно-хозяйственные особенности территории:
1) природно-ресурсное ядро – котловина озера Эльтон с запасами лечебной грязи и рапы;
2) рассредоточенные ядра концентрации нативного биоразнообразия и экологические коридоры, обеспечивающие связь между ними;
3) блок комуникационно-инженерно и сервисно-бытового обслуживания;
4) территории традиционного сельскохозяйственного освоения.
Анализ показал, Палласовский район обладает достаточным числом природно-антропогенных компонент, пространственное расположение которых позволяет увеличить площадь ООПТ (Лиман Золотари) [13], сформировать экологические коридоры, буферные территории, зоны экологической реставрации, историко-культурные зоны экологического каркаса без ущерба для традиционных отраслей хозяйственной специализации района. За счет включения в состав территории всех взаимодействующих компонентов экологического каркаса его площадь становится вполне достаточной для поддержания экологического баланса и сохранения природного разнообразия при условии, что высокий удельный вес ландшафтов исследуемого района должен быть учтен в планах территориальной организации средообразующих объектов в пределах административной единицы (планирование охраняемых ландшафтных объектов). Сложившаяся пространственная «разделенность» узлов концентрации биоразнообразия и зон хозяйственного освоения так же способствует сохранению наиболее ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, создает перспективы для его устойчивого развития [14].
В целом же восстановление и поддержание важнейших элементов каркаса в границах района следует сочетать с переходом сельского хозяйства на экологически и экономически более совершенные системы земледелия. А саму модель каркаса следует рассматривать как часть общей концепции оптимизации природопользования, которая должна быть тесно увязана с отраслевыми программами и схемами развития сельского, лесного, охотничьего, водного хозяйства района и рекреации.
Библиографический список
1. Владимиров В.В. Актуальность предпосылки экологического программирования в районной планировке // Вопросы географии. – М.: Мысль, 1980. – No113. –С. 109–117.2. Пономарев А.А., Байбаков Э.И., Рубцов В.А. Экологический каркас: анализ понятий // Ученые записки Казанского университета. Естественные науки. – 2012.–Том 154, кн. 3. – С. 228-238.
3. Каваляускас П. Геосистемная концепция планировочного природного каркаса //Теоретические и прикладные проблемы ландшафтоведения: Тез. ХIII Всесоюз. совещ. по ландшафтоведению. – Л.: ГОАН СССР, 1988. – С. 102–104.
4. Воропаева Т.В. Модель экологического каркаса территории как механизм оптимизации охраны ценных природных комплексов. // Перспективы науки. – 2010. – №9 (11). – C. 54-60.
5. Елизаров А.В. Экологический каркас - стратегия степного природопользования XXI века. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.biodiversity.ru/programs/steppe/bulletin/step-2/step2-2.html (дата обращения: 08.10.2018).
6. Экологическая программа для Европы (Принята в г. Софии 23.10.1995 - 25.10.1995) – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=16001 (дата обращения: 18.10.2018).
7. Об утверждении положения о государственном учреждении «Природный парк «Эльтонский»»: приказ комитета охраны природы администрации Волгоградской области от 12.02.2007 47/01 – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// N4701_12-02-2007-3.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
8. Палласовский муниципальный район Волгоградской области. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://admpallas.ru/administraciya/arkhitektura/otdelarh/shema/text_plan/ (дата обращения: 10.10.2018).
9. Кадастровый отчет по ООПТ природный парк регионального значения «Эльтонский» – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://oblkompriroda.volgograd.ru/other/protected/4072/ (дата обращения: 18.10.2018).
10. Об утверждении положения о Природном парке «Эльтонский»: постан. Главы администрации Волгоградской области от 19 февраля 2010 года N 243. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460003204 (дата обращения: 21.10.2018).
11. Об утверждении положения о государственном учреждении «Природный парк «Эльтонский»»: приказ комитета охраны природы администрации Волгоградской области от 12.02.2007 47/01 – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// N4701_12-02-2007-3.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
12. Об охране озера Эльтон: закон Волгоградской области от 28.02.2000 № 379-ОД. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/804917833 (дата обращения: 10.10.2018).
13. Об утверждении перечня потенциальных особо охраняемых природных территорий регионального значения: приказ министерства природных ресурсов Волгоградской области от 21 апреля 2014 года N 560/01. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/441516364 (дата обращения: 10.10.2018).
14. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 10107990 (дата обращения: 18.10.2018).