Индекс УДК 316.4
Дата публикации: 09.01.2017

Народная кукла как элемент этнической идентичности, формирующий ценностную основу качества жизни населения сельских территорий

The role of folk traditions and folk art in the preservation of ethnic identity among the population in rural areas

Захарова С.Г., Ивлева И.А.
1. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2. педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Воротынского муниципального района Нижегородской области
Zakharova S.G., Ivleva, I.A.
1. Ph.D., Associate Professor of Management and Public Administration Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia
2. teacher of the first qualificational category in municipal budgetary institution of additional education children's creativity house Vorotynsky municipal district of Nizhny Novgorod region, Russia
Аннотация: В статье проведена связь народных традиций и народного творчества с качеством жизни населения, рассмотрены вопросы влияния народных традиций, в том числе народной куклы, на формирование ценностей общества, рассмотрены принципы формирования этнической идентичности, представлены социологические исследования оценки этнической идентичности среди населения России за период с 2004 по 2016 гг.

Abstract: In the article we examine the relationship of folk traditions and folklore with the development of the territories. The issues of the influence of national traditions on the formation of values of the society are researched, presented case studies evaluating different types of identity among the population in rural areas are presented.
Ключевые слова: этническая идентичность, народное творчество, качество жизни населения.

Keywords: ethnic identity, national creativity, quality of life, development of rural areas.


Устойчивый рост качества жизни населения является целевой установкой проводимых административных реформ в России, который возможен только на основе выстраивания эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, основанных на интеграции интересов, целей и ценностей [1]. Объединение интересов субъектов социально-экономических отношений, соответствие их моральных, этических, социальных, материальных и других ценностей общим этническим  ценностям территории, создает синергетический эффект и позволяет реально изменить качество жизни населения. Конкурентная борьба между территориями за привлечение различных видов ресурсов в социально-экономической деятельности  в первую очередь, связана с устойчивым развитием территории и получением дополнительных конкурентных преимуществ [2]. Одним из таких преимуществ является высокий уровень этнической идентичности населения территории, связанной с повышением качества жизни населения. Социокультурные традиции и народное творчество обеспечивают особую психологическую среду для развития высококультурного населения, социально ответственного бизнеса и повышения уровня квалификации персонала управляющей системы, выступая важнейшим средством инновационного развития, основанного  на почитании вековых традиций и единых ценностных идеалах будущего [3]. Именно это определяет условия жизни населения и деятельности бизнеса, определяет важнейшее конкурентное преимущество между территориями.

В основе действий, направленных на эффективное управление территорией с позиций получения дополнительных конкурентных преимуществ лежат эффективные управленческие решения [4], в том числе, по формированию этнической идентичности, соответствующей высоким моральным и ценностным  качествам  жизни населения.

Раскрывая широкие возможности реализации управленческого потенциала молодых менеджеров в экономической деятельности, необходимо установить связь между их целями и ценностями  с прямой заинтересованностью субъектов социально-экономических отношений в их развитии [5]. Социально ориентированное управление территорией обеспечивается за счет целенаправленного вычленения общности интересов и последовательных действий по формированию общепринятых ценностей всего населения [1]. Внимание к народной культуре, приобщение к традиционному народному искусству, помогает прививать любовь к творчеству, к прошлому своего народа, формировать этническую идентичность. Народная кукла, являясь неотъемлемой частью культуры, отражает все процессы, происходящие в обществе, позволяет на ранней стадии развития человека закладывать основы этнической идентичности со своей малой Родиной.

В связи с этим весьма актуальной проблемой является выявление педагогического потенциала русской народной куклы, взятой из крестьянской культуры, как основы формирования этнической идентичности личности. Понимая этническую идентичность как отождествление себя с людьми своей малой Родины, принимая и понимая происходящие события, ощущая и осознавая причастность к её прошлому, настоящему и будущему, принимая единые с данным сообществом ценности, разделяя присущие этим группам или общностям неудачи и успехи, тревоги, надежды и  ошибки, весьма важной представляется задача формирования интереса к глубокому пониманию  народного творчества [8]. А привлечение детей к народному творчеству через процесс изготовления русской традиционной куклы, является  важнейшим звеном в формировании этнической идентичности. Принципы формирования этнической идентичности объединяют целый комплекс мероприятий, в котором процесс изготовления народной куклы занимает одно из центральных мест.

Народная кукла связана не просто с усвоением культурных образцов, но, главное, с формированием самосознания, самоопределения, т.е. со становлением рефлексивных процессов осознания того на каких ценностях строится его жизнь, а какие отторгаются. Такое самосознание определяет, основные моменты идентификации внутреннего единения с его духовной Родиной. Поскольку ценности имеют культурную природу, то формирование ценностного сознания — это попадание человека в определённую культуру, из которой ему транслируется ценностная система. По тому, какой ценностной иерархии придерживается человек, можно сказать к какой культуре он принадлежит.

Научные исследования, связанные с  изучением народного опыта социально-культурного воспитания, отмечают огромную роль воспитания этнической идентичности, основанное на народном творчестве и осуществляемое посредством народной куклы. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Опираясь на народные обычаи, обряды, традиции, которые, как в зеркале,  отражают «мудрость предков», народное воспитание, является живым образцом в процессе народного этно-культурного развития [6].

На рис.1 представлена сравнительная характеристика результатов социологического исследования этнической идентичности за 2004, 2011 и 2016 гг. В рамках проекта «20 лет перемен глазами россиян», широко представленных в работах профессора Российской академии наук Дробижевой Л.М.,  в 2011 году проведена сравнительная оценка различных видов идентичности по сравнению с 2004 годом. На основании опроса 1750 респондентов от 18 лет и старше в 58 поселениях России, этническая идентичность отмечалась  у 82,0 % населения в 2004 году и у 89,0 % населения в 2011 [7]. Более позднее исследование, проведенное авторами в 2016 году среди молодежи Нижегородской области, показало ее существенное снижение до 69,0 %.

Рисунок 1. Сравнительная характеристика уровня этнической идентичности в России за 2004, 2011, 2016 гг

Повысить уровень этнической эффективности возможно за счет формирования ценностного самосознания человека, основанного на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего тех сообществ, с которыми происходит отождествление идеалов и ценностей.

Таким образом, воздействие и влияние народных традиций огромны. Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы молодого поколения, есть условие его социального развития. Народные традиции, и особенно народная кукла, обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания подрастающего поколения, представляют собой важнейший фактор, оказывающий организующее действие и индивидуализацию этнического общества.

Библиографический список

1. Захарова С.Г. Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3. 2016. С. 7-16
2. Захарова С.Г., Банин М.А. Конкурентные преимущества как внутренние ресурсы муниципального района /Современная конкуренция.2015. Т.9. №6 (54). С. 116-128
3. Захарова С.Г., Рогова Г.И. Жизненные ценности молодежи в оценке компонентов качества жизни населения сельских муниципальных районов /Агропродовольственная экономика. 2016. №2 (54). С. 6-11
4. Дмитриев М.Н., Захарова С.Г., Масленников Н.А. Модель управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода / Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание №3 (35). Н. Новгород, ННГАСУ, 2015. с. 206-214.
5. Филимонова С.Г. Выявление и оценка управленческого потенциала молодых менеджеров/ диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Нижний Новгород, 2004
6. Захарова С.Г., Ивлева И.А. Роль народных традиций и народного творчества в сохранении этнической идентичности среди населения сельских территорий//Professional Science.№ 4. 2016. С. 11-15
7. Дробижева Л.М. Российская идентичность и межэтнические отношения: 20 лет спустя/ Научно-публицистический журнал. Этнопанорама. №3-4 (29). 2011. С. 6-10.