Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.01.2021

Анализ качественных маркетинговых исследований

Analysis of qualitative marketing research

Столбова М.И., Табашникова О.Л.
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Stolbova M.I., Tabashnikova O.L.
Kemerovo Institute (branch) of the PRUE G.V. Plekhanova
Аннотация: Маркетинг является одним из важных элементов в экономической и социальной деятельности. Целью маркетинга является повышение качества производимых услуг и товаров, улучшение условий их приобретения, что приводит к усовершенствованию уровня и качества жизни социума. В настоящей статье рассматривается алгоритм проведения качественных маркетинговых исследований на примере действующей исследовательской компании, функционирующей в г. Кемерово. Для оценки эффективности деятельности компании были рассмотрены некоторые заказы компании, рассматриваемой в качестве примера.

Abstract: Marketing is one of the most important elements in economic and social activities. The purpose of marketing is to improve the quality of services and goods produced, improve the conditions for their purchase, which leads to an improvement in the level and quality of life of society. This article discusses the algorithm for conducting high-quality marketing research on the example of an existing research company operating in Kemerovo. To assess the effectiveness of the company's activities, some orders of the company considered as an example were considered.
Ключевые слова: маркетинг, качественные исследования, маркетинговое исследование, оценка эффективности, анализ качественных данных.

Keywords: marketing, qualitative research, marketing research, performance evaluation, analysis of qualitative data.


Успешное функционирование организаций на принципах маркетинга представляется возможным при проведении систематических исследований, которые позволяют получать соответствующую действительности картину положения рынка и выполнять мониторинг внешней среды, один из главных элементов которой – это потребитель.

Определение перспектив рыночного развития на территориальном уровне и выбор направлений организации деятельности компаний в области маркетинга должны основываться на исследовании потенциальных и реальных желаний, покупательских возможностей, мотивов и предпочтений населения.

Считается, что исследования в области маркетинга представляют собой основу всех финансовых, производственных и маркетинговых действий, которые проводятся субъектом хозяйствования. В принципе любая классификация рынка показывает, что основным объектом маркетинговых исследований выступают потребители, приобретающие товары и услуги для производственного или личного пользования. Прежде чем провести грамотное маркетинговое исследование, необходимо определить тип рынка, его товарные и географические границы.

Методологию маркетингового исследования составляют аналитико-прогностические и общенаучные методы. Для выполнения маркетингового анализа, планирования, реализации программ и планов, а также контроля текущего состояния дел, менеджерам требуется самая разная информация. Им требуются данные о конкурентах, о потребителях, о поставщиках и о других рыночных участниках.

Итак, главной целью исследований в области маркетинга является разработка концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании возможностей и необходимости определенной фирмы для большей эффективности адаптации ее производства, структуры и технологий, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя [1, с. 200-204].

Маркетинговые исследования необходимы предприятиям не только для привлечения новых клиентов, но и для сохранения своих постоянных покупателей. Достоверность маркетинговой информации является одним из самых необходимых условий для правильного позиционирования товаров и услуг на рынке в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Таким образом, маркетинговые исследования, как глобальная функция управления предприятием в условиях рынка, позволяют снизить коммерческий риск и достичь положительных результатов хозяйственной деятельности, определить последовательность в проведении аналитической работы, выявить наиболее благоприятные сегменты рынка, управлять поведением потребителей и формировать благоприятный имидж организации.

Именно поэтому маркетинговые исследования должны быть главным элементом генеральной политики предприятия при выборе стратегических направлений развития.

Могут быть выделены такие базовые виды исследований в области маркетинга:

– исследование рынка (предполагает то, что определяются его масштабы, географические характеристики, структура предложения и спроса, а также факторы, оказывающие влияние на внутреннюю ситуацию);

– изучение сбыта (происходит определение путей и каналов реализации продукции, изменения показателей в соответствии с географическим признаком, а также основных факторов влияния);

– маркетинговое исследование товара (изучаются свойства изделий и отдельно, и по сравнению с такими же продуктами конкурирующих предприятий, а также определяются реакции потребителей на определенные характеристики);

– изучается рекламная политика (анализ собственных мероприятий рекламного характера, а также сопоставление их с основными действиями конкурентов, определяются новейшие средства позиционирования товаров, которые присутствуют на рынке) [22, с. 217];

– анализ показателей экономического характера (изучается динамика чистой прибыли и объемов сбыта, а также определяется их взаимозависимость, осуществляется поиск способов улучшения показателей) [25, с. 94-97];

– маркетинговые исследования потребителей – предполагают их качественный и количественный состав (профессия, возраст, пол, семейное положение и другие признаки) [28, с. 90].

Таким образом, главной целью маркетинговых исследований является разработка концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее структуры, технологий и производства, а также продукции или услуг, выводимых на рынок, к требованиям конечного потребителя и спросу.

В качестве примера можно рассмотреть алгоритм проведения качественного маркетингового исследования действующей исследовательской компании, находящейся в г. Кемерово.

Проведение качественного исследования в компании проходит по алгоритму, представленному на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм проведения качественного маркетингового исследования

Таким образом, проведение качественных исследований в компании проводят поэтапно:

  1. На первом этапе устанавливается проблема, и ставятся цели исследования. Обычно в компанию обращается заказчик с уже имеющейся проблемой, однако иногда бывает, что продажи предприятия падают и причин несколько. Заказчик обращается для выявления наиболее весомой причины, которая в наибольшей степени оказывает влияние на снижение продаж.

После установления проблемы специалисты устанавливают цель исследования, которая напрямую зависит от проблемы и является ее решением.

  1. На данном этапе осуществляется сбор первичной и вторичной информации. Здесь в качестве первичной информации могут выступать отчеты предприятия по различным видам деятельности (планограммы выкладки, динамика продаж и т.д.).
  2. Далее проводится анализ собранной информации, по результатам которого формируются предварительные выводы.
  3. В некоторых ситуациях предварительного анализа бывает достаточно для выявления основной проблемы предприятия. Это происходит, когда проблема является очевидной и требует лишь подтверждения. В таком случае после предварительного анализа формируются окончательные выводы исследования и рекомендации для устранения проблемной ситуации.
  4. В случаях, когда собранной информации недостаточно и требуется использование других методов исследования, разрабатывается детализированный сценарий. Проводят организацию дополнительного сбора информации, информация прорабатывается, формируются результаты.
  5. На данном этапе проводят представление результатов исследования в виде выводов и рекомендаций. Они непосредственно вытекают из результатов анализа, аргументированы и достоверны, направленные на решение исследуемых проблем.
  6. Итоги маркетингового исследования представляются руководству в виде отчета. Важное требование к нему состоит в том, что отчет пишется в легкодоступной форме, простым языком, в расчете на человека, не обладающего полным комплексом знаний в этой области.

Рассмотрим основные разделы и содержание отчета о результатах маркетингового исследования, которые специалисты компании формируют для руководства, таблица 1.

Таблица 1

Основные разделы отчета и их содержание

Название разделаСодержание раздела
ВведениеНаименование отчета, заказчика; выявление проблемы и соответственно цели; обязательные ссылки на использованные материалы; выражение благодарности лицам и организациям за содействие
Методы исследованияХарактеристика этапов алгоритма исследования; используемые определения; размеры и состав выборки; методы исследования, используемые в процессе сбора первичной и вторичной информации
РезультатыПеречень результатов, которые являются полезными для принятия решения руководства
Выводы и рекомендацииМнение специалиста о сущности объекта, его характеристика, тенденции развития, перспектива, направления и инструменты для устранения проблем
ПриложенияШаблоны анкет, опросных листов, статистические и бухгалтерские данные, списки использованных материалов, информация, которая подтверждает достоверность анализируемых источников

Полученные результаты используются предприятиями для устранения проблемы, снижения доли рисков при принятии управленческих решений.

Для оценки эффективности организации качественных исследований в компании рассмотрим некоторые заказы.

  1. В компанию обратился официальный представитель группы компаний, которая занимается оптовой реализацией алкогольной продукции известных брендов.

Данное предприятие имело розничную сеть, покрывающую практически все регионы России.

Необходимость в проведении маркетингового исследования была вызвана тем, что дистрибьюторы не всегда оперативно предоставляли головной организации корректную информацию о выкладке товара в торговых точках.

Дополнительной целью исследования являлось получение информации о маркетинговой активности компаний-конкурентов.

Специалистами компании была сформирована методика мониторинга 1500 торговых точек на покрываемых территориях (Кемеровской, Томской областях и Алтайском крае).

В результате исследования были выявлены:

– некорректная выкладка товара;

– нарушение ценовой политики.

В результате собранной и проанализированной информации были сформированные корректные выводы, которые позволили заказчику организовать и провести мероприятия по совершенствованию мониторинга дистрибьюторов, а также осуществить коррекцию ценовой политики.

Как коммерческий результат деятельности прибыль предприятия возросла на 12,3 %.

  1. Другая организация обратилась в исследовательскую компанию с просьбой сформировать и провести опрос потребителей в отношении своего товара.

В результате проведенного маркетингового исследования в форме опроса потребителей была создана карта конкурентного позиционирования марки компании, типов потребителей и видов продукции.

С учетом результатов заказчик исследования смог скорректировать стратегию маркетинговой коммуникации, что привело к увеличению объемов сбыта на 17,1 %, прибыли на 10 %.

Также была изменена структура сбыта продукции: создано два отдельных подразделения для работы с разными сегментами покупателей – дилерами и конечными потребителями.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Главной целью маркетинговых исследований является разработка концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее структуры, технологий и производства, а также продукции или услуг, выводимых на рынок, к требованиям конечного потребителя и спросу.
  2. Качественные маркетинговые исследования – исследования, не использующие статистические методы анализа. Качественные исследования строятся на беседах с небольшими потребительскими группами.
  3. Маркетинговое исследование является всесторонним изучением ситуации на рынке для определения целесообразности принятия определенного решения или корректировки своей работы в соответствии со сложившейся конъюнктурой. В ходе данного процесса требуется собрать и провести анализ информации, а затем сделать конкретные выводы.

Библиографический список

1. Бадртдинов Н.Н. Особенности потребительского поведения в инновационно ориентированной экономике // Казанский педагогический журнал. – 2016. № 4-1 (111). – С. 200-204.
2. Динамичность и инновационность маркетинговых исследований: Современные тренды и методы // Роздольская И.В., Кузьминова Ю. - Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54). С. 29-36.
3. Качественные методы исследования в маркетинге // Галиуллина А.Ш., Плотицына Д.Н. - Аллея науки. 2018. Т. 3. № 6 (22). С. 631-633.
4. Инновационные методы в маркетинговых исследованиях // Есауленко А.В., Рудская Е.Н. - Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 190-196.
5. Качественные методы социальных исследований, особенности их применения в социальной работе // Першиной М.В. - Экономика и социум. 2016. № 5-2 (24). С. 431-436.
6. Анализ данных качественных исследований // Истомина А.П. – Практикум, Ставрополь, 2016.