Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: In modern conditions, the transformation of the world economy in the framework of the transition to the post-industrial paradigm and the knowledge economy, the national innovation system (NIS) plays a leading role in the formation of competitive sectors of any single country. France began to recover quickly after the pandemic crisis of 2019, already in 2020, R&D spending increased markedly and exceeded even the pre-crisis level, which indicates an interest in the development of its country's innovation system.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: European Union, France, innovation, innovation policy.
Введение
Стоит отметить, что исследования и инновации — важнейшая часть общества, основанного на знаниях. Во Франции преобладает большое количество специалистов в области исследований, но практически все крупные исследовательские и инновационные проекты не имели бы место для существования без финансирования ЕС [14, с.63]. Франция является одним из центров инновационных стартапов в Европе, и в последние годы технологическая экосистема растет ускоренными темпами. Благодаря сочетанию притока высококвалифицированных молодых специалистов, быстрорастущих венчурных инвестиций и экосистемы, которая поддерживает и способствует росту (включая инкубаторы и акселерационные программы), у страны есть элементы, позволяющие позиционировать себя как гиганта на глобальной карте инноваций.
Методологическая основа исследования
При подготовке научной работы использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также метод обобщений.
Институциональная структура национальной инновационной системы Франции
Традиционно французские технологии и инновации опирались на внутренние цели государства, выполняемые и реализуемые в рамках крупных программ [6, с.87]. Основными промышленными игроками были крупные компании. Однако эта общая картина меняется, и в последние годы инновационные усилия все чаще включают малые и средние предприятия. Передача технологий в настоящее время сосредоточена на проверке и передаче результатов исследований, полученных в университетах, общественных научно-технических исследовательских организациях, а также общественные промышленные и коммерческие исследовательские организации.
Передача знаний во Франции организуется через национальные учреждения. Организациями этой посреднической структуры являются, например, Национальное исследовательское агентство (National Agency for Research, ANR), Национальная научно-техническая ассоциация (ANRT), Агентство по охране окружающей среды и развитию энергетики (ADEME).
Национальное исследовательское агентство было создано в начале 2005 года. Образование Агентства ознаменовало собой первое крупное новшество, затронувшее французскую институциональную инновационную систему [7, с.93]. Основанное с целью выделения финансовой поддержки исследовательским проектам ANR отвечает за поддержку прикладных исследований [12, с.1248].
Финансовая поддержка выделяется после конкурсной процедуры, поддержка может предоставляться исследовательским институтам и фирмам, но направлена на проекты, управляемые конкретными группами внутри организации. Цель ANR — стимулировать появление и проведение исследований.
Необходимо отметить, что, так как Франция является членом ЕС, любая политика страны будет иметь наднациональное управление. Для любой инновационной политики страны-члена Европейского союза есть свои возможности и свои угрозы [4, с.32].
Например, НИС Франции характеризуется тем, что у страны большие государственные расходы на НИОКР (2,4% от ВВП), наличие высококвалифицированных специалистов в сфере научно-исследовательских работ, государственные институты, имеющие большое место в регулировании инновационной деятельности.
Институциональная структура ЕС по реализации инновационной политики заметно усложнилась с годами, так как процесс глобализации заметно ускорился с начала XXI века, и Европейскому союзу потребовалось координировать процессы не только в рамках своего сообщества, но и за его пределами [5, с.46].
В 2000 году была принята Лиссабонская стратегия странами-членами ЕС для увеличения конкурентоспособности Европейского союза в сфере науки и инноваций. Всем странам ЕС было необходимо провести ряд реформ для усиления привлекательности сферы исследований, а так же технологического развития с целью перехода к новой конкурентоспособной инновационной политике.
С того периода началась последовательная реструктуризация инновационной сферы в ЕС, сопровождавшаяся институциональными изменениями, что значительным образом повлияло на сферу инноваций [8, с.133].
Наднациональный уровень развития инноваций в рамках ЕС
В последние годы инновации стали мультипликатором для повышения эффективности экономического развития любой страны. В рамках наднациональной институциональной инновационной системы ЕС основным элементом служат Рамочные программы развития технологий и научных исследований. Эти программы дают много возможностей для реализации целей стран ЕС в сфере инноваций, а также для международного сотрудничества.
С 2021 года была запущена Horizon Europe, новая европейская Рамочная программа научных исследований и инноваций. Исследования и инновации генерируют новые знания и инновационные решения для преодоления социальных, экологических и экономических проблем с целью создания зеленой, здоровой, цифровой Европы [9, с.119].
Программа направлена на реализацию стратегических приоритетов Европейского Союза, таких как:
- переход к зеленой и цифровой экономике, а так же улучшение качества жизни;
- усиление роли технологий и инноваций за счет увеличения инвестиций в высококвалифицированные и передовые исследования;
- стимулирование конкурентоспособности промышленных предприятий и инноваций в Европейском Союзе, особенно поддержка рыночных инноваций через Европейский инновационный совет и Европейский институт инноваций и технологий;
- расширение доступа к передовому опыту для исследователей по всей Европе и способствование широкому вовлечению, сотрудничеству и гендерному балансу.
Стоит отметить, что бюджет данной рамочной программы составил около 95 млрд. евро.
Таким образом, реализация новой рамочной программы сыграет большую роль в формировании инновационной политике и появлении новых научно-исследовательских проектов [10, с.108].
Заключение
Европейский союз оказывает большую поддержку научно-техническому развитию стран, которые в нее входят, что можно заметить и по бюджету Рамочных программ.
Однако стоит отметить, что Франция не является лидером по инновациям. По расходам на НИОКР страна занимает среднеевропейский уровень, но этого не достаточно. Несмотря на это Франция сохраняет лидерство по участию в проектах в рамках инновационной политики ЕС [11, с.80].
Грамотно разработанная инновационная политика на всех уровнях позволит странам Европейского союза повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке, производить товары и услуги по результатам научно-технического прогресса и цифровизации, а также достичь главной цели по созданию благоприятных условий для внедрения инноваций в различные отрасли экономики [13, с.1280]. В результате Европейский союз может создать общеевропейское инновационное пространство с успешной структурой управления и контроля.
Библиографический список
1. Innovation policy: updating the Union’s approach in the context of the Lisbon strategy [Электронный ресурс] - https://ec.europa.eu/invest-in-research/pdf/download_en/innovation_policy_updating_union.pdf ( дата обращения: 5.01.2023).2. Research and innovation [Электронный ресурс] – https://research-and-innovation.ec.europa.eu/strategy/support-policy-making/support-national-research-and-innovation-policy-making/srip-report_en ( дата обращения: 5.01.2023).
3. The National Agency for Technical Research's objective is to improve the efficiency of the French research and innovation system, and to support cooperation on the national and the European levels [Электронный ресурс] - http://www.anrt.asso. fr/index.jsp (дата обращения: 5.01.2023).
4. Дмитриева, А. Б. Научно-исследовательская система инноваций во Франции / А. Б. Дмитриева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2012. – № 12(71). – С. 29-36.
5. Дмитриева, А. Б. Инвестиционная привлекательность Франции на современном этапе экономического развития / А. Б. Дмитриева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2012. – № 9(68). – С. 44-49.
6. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
7. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
8. Секачева, А. Б. Роль и место Франции в системе политических и экономических связей Индии / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 127-141.
9. Секачева, А. Б. Особенности взаимосвязей Франции с бывшими африканскими колониями в рамках международной организации франкоязычных стран / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 110-122.
10. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 106-118.
11. Секачева, А. Б. Состояние и перспективы социально-экономического развития Франции в условиях глобальной и региональной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 76-86.
12. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
13. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
14. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.