Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.02.2022

Малый и средний бизнес в России сегодня

Small and medium-sized businesses in Russia today

Глубокова Надежда Юрьевна,
Еремкина Кристина Алексеевна

1. Кандидат экономических наук, доцент,
Доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2. Магистрант 2 курса кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Glubokova Nadezhda Yurievna
Eremkina Kristina Alekseevna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate professor
Associate professor of Accounting and Taxation Department
Plekhanov Russian University of Economics
2. 2d year Master’s student of Accounting and Taxation Department
Plekhanov Russian University of Economics
Аннотация: Рассмотрено состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целом. Проведен анализ динамики количества как в целом, так и по регионам, действующих субъектов, которым присвоен статус субъекта малого и среднего предпринимательства, а также рассмотрены объемы поддержки как в разрезе ее видов, так и в разрезе регионов. По итогам предложены меры для стимулирования малого бизнеса: включение в состав расходов для целей налогообложения представительских расходов, ежегодная индексация пороговых значений дохода для отнесения субъектов к малому и среднему бизнесу

Abstract: The state of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation as a whole is considered. The analysis of the dynamics of the number of operating entities, both in general and by regions, which have been granted the status of a small and medium-sized enterprise, and also the volumes of support both in terms of its types and in terms of regions are considered. As a result, measures are proposed to stimulate small businesses: the inclusion of representative expenses in expenses for tax purposes, annual indexing of income thresholds for classifying entities as small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства, налоговая нагрузка, индексация, поддержка бизнеса.

Keywords: small and medium-sized business entity, tax burden, indexing, business support.


Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике любой страны, поскольку способствует увеличению среднего класса населения, помогает снизить уровень безработицы. Являясь более мобильным и гибким, малый и средний бизнес в большей степени устойчив к кризисам, возникающим в экономике, за счет способности перестраиваться, менять вид деятельности.

В развитых, а также некоторых развивающихся странах доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 50 и более процентов (США – 56%, Китай – 60%), в то время как в России такой показатель равен примерно 20%. Сложно объективно сравнивать вклад малого бизнеса в экономику разных стран, поскольку критерии отнесения к такому виду предпринимательства разнятся, так, например, в США к малому бизнесу относится организация, численность работников в которой не превышает 500 человек, в то время как в России – не более 100 человек[1]. Несмотря на это и малый, и, в особенности, средний бизнес в России действительно развит недостаточно. Целью работы является рассмотрение состояния сектора малого и среднего бизнеса, определение мер государства, направленных на улучшение сложившейся ситуации и предложение собственных мер.

Изучив статистику последних лет, можно уверенно сказать, что значительных изменений в количестве субъектов-представителей малого и среднего бизнеса не наблюдалось. Так, в октябре 2019 года общее число таких субъектов составляло более 5,8 млн., а в аналогичном периоде 2021 года – немного больше 5,7 млн[2]. В таблице указаны представители малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на 10.10.2021 г.

Юридические лицаИндивидуальные предприниматели
Микро- предприятиеМалое предприятиеСреднее предприятиеМикро- предприятиеМалое предприятиеСреднее предприятие
2 072 385186 33617 5773 424 07827 286328
2 276 2983 451 692

Подавляющее большинство зарегистрированных субъектов представлено в виде микропредприятий, среднесписочная численность работников в которых не превышает 15. Основная часть представителей данного сектора занимается оказанием услуг бытового характера. Менее 1% составляют средние предприятия и одним из вопросов, который остро встает перед государством при обсуждении сектора малого и среднего предпринимательства является проблема отсутствия развития бизнеса в плане перехода из малого в средний. По статистике, более 90% организаций существуют в той категории, в которой были изначально созданы. Неоднородным является и рассредоточение бизнеса по всей территории страны. Наглядно это можно видеть на диаграмме ниже.

График 1. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе федеральных округов Российской Федерации.

Основная доля субъектов зарегистрирована и ведет свою деятельность в городах, относящихся к Центральному Федеральному округу (ЦФО). Уровень развития бизнеса зависит от множества факторов, среди которых степень развитости инфраструктуры, доступности заемных средств, особенности правового регулирования, климатические условия и другие. Безусловно, условия ведения бизнеса в регионах разнятся в зависимости от этих факторов и, судя по данным, привлекательнее всего сложились условия в ЦФО. Что касается динамики, исходя из данных, представленных на диаграмме, только ЦФО показал прирост, при этом только за счет Москвы и Московской области, подавляющее большинство регионов России показало снижение деловой активности среди субъектов малого и среднего бизнеса, за исключением Ленинградской области.

Малый и средний бизнес за границей прибыльнее, если вести его в небольших населенных пунктах, поскольку в крупных городах выше конкуренция и давление со стороны крупных компаний. Парадокс бизнеса в России заключается в том, что имея 85 субъектов, предприниматели стремятся заниматься бизнесом в Москве притом, что начать дело в этом городе сложнее: высокая конкуренция в любой сфере, больше величина издержек. Причина высоких издержек в том, что требования по оплате труда со стороны соискателей на одну и ту же должность выше, чем в регионах, дороже обойдется и аренда помещения.

Желание создавать и вести бизнес в Москве сами предприниматели связывают с низким платежеспособным спросом в большинстве регионов, а также со сложностями, возникающими при взаимодействии субъектов предпринимательства с органами местного самоуправления, с целью получения полагаемых им мер поддержки.

Поддержка малого бизнеса со стороны государства от слов к делу ощутимо проявилась в последние годы, импульсом послужила пандемия и ее последствия. Именно в этот период было принято большое количество мер по поддержке бизнеса не только финансовой, но и информационной (о государственных программах, статистические данные в сфере малого и среднего бизнеса), образовательной (программы повышения квалификации, проведение тренингов, форумов), консультационной, имущественной (предоставление отсрочки и льгот по арендным платежам, передача в аренду имущества), инновационной (создание технопарков, научно-производственных зон). Рассмотрим, каким категориям и в каком размере оказывалась финансовая поддержка по данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (учет ведется в отношении поддержки, оказанной начиная с 1 января 2019 года).

Таблица 2

Величина финансовой поддержки в среднем на один субъект малого и среднего предпринимательства (руб).

Юридические лицаИндивидуальные предприниматели
Микро-предприятиеМалое предприятиеСреднее предприятиеМикро-предприятиеМалое предприятиеСреднее предприятие
139 0351 777 9268 566 76845 0721 117 1665 963 740

График 2. Величина финансовой поддержки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.

Больше средств было выделено на поддержку субъектов бизнеса, зарегистрированных в качестве юридического лица, возможно, это связано со спецификой деятельности организаций, входящих в эту категорию (наиболее пострадавшие). Судя по данным, меньше всего выплат пришлось на средние предприятия, однако, если смотреть в расчете на одно предприятие, то разворачивается обратная картина, вероятнее всего на это отчасти повлияла среднесписочная численность работников, которая в средних предприятиях выше, а часть поддержки напрямую зависела от количества занятого персонала.

Рассмотрим, как оказывается финансовая поддержка в зависимости от федеральных округов. Из диаграммы видно, что поддержка оказывается соразмерно количеству предпринимателей в округе.

График 3. Финансовая поддержка в разрезе федеральных округов России[3].

Поддержка оказывается не только субъектам малого и среднего бизнеса, но и самозанятым гражданам, уплачивающим соответствующий налог, другими словами, данную категорию по правам приблизили к бизнесу. Такая политика направлена на создание тепличных условий с целью взращивания представителей бизнеса из самозанятых, поскольку они потенциально являются будущими представителями малого бизнеса. Уплачивая налог на профессиональных доход, они сформируют у себя налоговую дисциплину, разовьют экономическую грамотность, а с получением поддержки поймут, что свое дело в России всячески поощряется со стороны государства и создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. Соответственно, если деятельность самозанятого пользуется спросом, накопив достаточно опыта, гражданин может задуматься об открытии бизнеса в данной сфере.

Несмотря на очевидную, казалось бы, поддержку со стороны государства, представители малого бизнеса разделились на два лагеря. Одни считают, что государство не заинтересовано в развитии малого бизнеса и всячески препятствует его ведению, так сказать, душит малый бизнес из-за сложности осуществления контроля над его деятельностью и мнение их не меняется, даже после получения поддержки. Но есть и другие предприниматели, которые считают, что поддержку со стороны государства стоит рассматривать как бонус, а не как обязанность, при этом, если бизнес не может быстро перестроится под современные реалии, выстроить необходимые процессы, то виной проблем, возникающих в бизнесе, является сам предприниматель. Подтверждением этим словам служат некоторые представители общепита, которые во время пандемии сумели быстро нащупать правильные точки и избежать закрытия, запустив мобильные приложения, организовав доставку, обустроив веранду. Как правило, лучшее время для старта бизнеса – кризис, поскольку более слабые представители предпринимательства уходят с рынка, тем самым снижая конкуренцию.

Однако все предприниматели сходятся во мнении, что налоговая нагрузка на малый бизнес достаточно высока, однако при расчете данного показателя ФНС не учитывает особенности деятельности субъектов малого предпринимательства. Введение расчета среднего уровня налоговой нагрузки для малого бизнеса позволит сократить количество налоговых проверок, упростит получение заемных средств в банке, позволит контролировать уровень налоговых ставок.

Большинство предпринимателей из категории малого и среднего бизнеса применяют специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения. Расходы, которые предприниматели данного режима налогообложения могут учесть для уменьшения дохода, отличаются от расходов на общей системе налогообложения. В частности, не включаются в налоговую базу представительские расходы[4]. Малый и средний бизнес в той же степени, что и крупный нуждается в данной статье расходов, поскольку для развития бизнеса необходимо проводить деловые встречи, привлекать инвесторов, покупателей, партнеров. Из-за невозможности уменьшить налогооблагаемую базу за счет этих расходов, они покрываются из прибыли, что не оказывает положительного эффекта на состояние бизнеса.

Некоторые представители предпринимательства не заинтересованы в развитии своего бизнеса, поскольку боятся потерять статус малого или среднего предприятия, а вместе с ним и сопутствующие привилегии. Все денежные показатели в стране из года в год подлежат индексации на уровень инфляции, однако, порог дохода, разграничивающий микропредприятие, малое и среднее предприятие на протяжении многих лет остается неизменным. Для того, чтобы уровень предельного дохода соответствовал современным реалиям, его так же необходимо ежегодно изменять. В целом, потенциал развития сектора малого и среднего предпринимательства в России далеко не исчерпан и если государство будет прислушиваться к предложениям представителей бизнеса, то это сотрудничество благотворно повлияет на всех участников и в общем на экономику.

Библиографический список

1) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. – 1997 – 2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
2) Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-Ф (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. – 1997 – 2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
3) Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ofd.nalog.ru;
4) Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки [Электронный ресурс] / Режим доступа https://rmsp-pp.nalog.ru;
5) МБМ (ГБУ «Малый бизнес Москвы», подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mbm.mos.ru.