Abstract: In the article the museum network of the Rostov region at the present stage of development; We outlined some of the trends of its development.
Keywords: Museum, museum network, Rostov region
Музейный мир Ростовской области – это часть культурного пространства страны, в котором происходит сохранение ценных для общества объектов истории, культуры и природы. Он представляет собой сложный организм и включает в себя как совокупность музейных учреждений и сохраняемых в них объектов историко-культурного наследия, так и профессиональное сообщество – людей, благодаря которым музеи возникают и существуют: сотрудников музеев и близких музеям по характеру своей деятельности учреждений культуры.
В Ростовской области на сегодняшний день имеется значительный культурный потенциал: объекты культурного наследия, обширная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированные кадры [1].
Сегодня музеи в общественной жизни области занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Развитие сферы культуры, в том числе и музеев в Ростовской области осуществляется в соответствии с направлениями Федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)», Областной долгосрочной целевой программы «Культура Дона на 2015– 2017 годы» [2].
Сегодня в Ростовской области действуют 52 музея. Музейный фонд Ростовской области составляет около 1700 тыс. музейных предметов.
Музеи Ростовской области разнотипны (историко-краеведческие, художественные, экологические и др.), каждый из них специализируется по определенному научному профилю, историческому периоду, части культурного наследия, проблеме или сфере духовной жизни.
В области находится 6 музеев-заповедников:
– Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник;
– Археологический музей-заповедник «Танаис»;
– Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова;
– Раздорский государственный этнографический музей-заповедник;
– Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник;
– Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник [1].
Музеи-заповедники являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами.
В настоящее время в области ведется поиск новых форм музеефикации этнокультурной и природной среды. Эта тенденция состоит в зарождении нового направления в скансенологии – экомузеологии, нацеленной на наиболее полный показ образцов самобытной культуры местного населения, непосредственно связанной с природной средой.
В отличие от обычного архитектурно-этнографического музея под открытым небом – скансена, где в основном представлены памятники, изъятые из естественной жизненной среды, экомузей посвящен местному населению в его этнокультурном и естественном природном окружении, и памятники наследия восстанавливаются на первоначальном месте нахождения.
Исходя из этого, главной задачей экомузея является сохранение природной и этнокультурной среды, поддержание экологического равновесия между людьми, природной средой и памятниками, сохранение национальной самобытности местного населения.
Экомузей не проводит жесткого разделения на хранителей и посетителей. Нет общих критериев для экомузеев. Они отличаются в зависимости от особых культур и ситуации общины, которую они представляют.
Экомузей трудно вписывается в традиционную классификацию музеев, в первую очередь из-за междисциплинарного подхода при создании научной концепции. В отличие других типов музеев под открытым небом, он имеет ряд принципиальных отличий:
– экомузей создается непосредственно в среде обитания человека с обязательным сохранением, реставрацией или частичной реконструкцией, после научного изучения, памятников народной архитектуры и этнографии, археологии и дикой природы, а также движимых музейных предметов;
– ресурсом развития экомузея является социальная энергия жителей округи, их заинтересованность и активное участие в разработке проекта, в создании экспозиций, в деятельности экомузея по охране жизненной среды;
– создание экомузея является практическим выражением всеобщего согласия населения с властями и общественными организациями в необходимости изучения и сохранения памятников, в документировании, интерпретации и реконструкции историко-культурного наследия округи;
– экомузей не имеет четко определенных территориальных границ, а охватывает округу, объединенную не административно, а в силу единства традиций, природной среды и производственной деятельности, например, речная долина, сельскохозяйственный район или промышленная зона;
– коллекциями экомузея становятся: коллективное материальное историко-культурное наследие и нематериальные формы социокультурной деятельности, включая религию, а также природное наследие всей территории проживания данного социума, причем сами местные жители становятся живыми экспонатами и постоянными посетителями; все это не изымается из среды бытования, а продолжает функционально использоваться в культурно-образовательных и других целях, не противоречащих режиму содержания памятников;
– сотрудники экомузея больше нацелены не на сбор, сохранение и музеефикацию коллекций, не на консервацию материальных объектов, а на их научное изучение для сохранения в естественной жизненной среде, а также на реанимацию и демонстрацию традиционных навыков и ремесел, традиционного образа жизни и способов взаимодействия человека с природой.
В Ростовской области к типу экомузея можно отнести этно-археологический комплекс «Затерянный Мир», который реализует наиболее перспективные направления научных исследований, а также познавательного туризма и активного отдыха.
Это целая страна музеев, большая часть которых находится под открытым небом и живет по своим необычным законам, эти музеи живут под лозунгом «Можно все». Есть и обычный музей, где за стеклами витрин находятся особо редкие экспонаты, которые нужно беречь. Но в музеях под открытым небом можно сделать каменный топор или нож, пострелять из лука, лепить горшки, ковать железо или лить бронзу. Мастерские образуют уже небольшой городок на казачьем подворье.
Можно поухаживать за животными, или покататься на лошади. На раскопках легко почувствовать себя настоящим исследователем древних тайн, а в сражении на саблях или стреляя из пушки – суровым воином.
Создавая музей, организаторы не ставили задачей декорировать местность под старину, напротив, вместе с реконструкцией экстерьеров и интерьеров жилищ, мастерских и укреплений они стремились воссоздать и свойственные эпохам трудовые операции, процессы и технологии. Именно живое участие в необычном деле, будь то раскалывание кремня, стрельба из лука, помол муки или плавка бронзы и оказалось самым интересным и увлекательным.
Концепция «Затерянного Мира» опирается на широко распространенный в цивилизованном мире опыт создания археологических парков и деревень. Такие объекты выполняют важную социальную роль центров научного развития, просвещения и образования, популяризации науки, познавательного туризма и отдыха.
Основой для воссоздания всех жилищ, предметов быта, орудий труда, ремёсел и промыслов послужили археологические и этнографические материалы, а также материалы исследований жилищ Раздорского, Кобяковского, Мосоловского, Ливенцовского, Ягодинского, Матвеевокурганского, Ботайского поселений раскопанных не только на Нижнем Дону, но и в других областях [3].
В перспективе развития – строительство поселков раннего и позднего средневековья, организация площадок по воссозданию древних ремесел и технологий. Не останется без внимания и богатейшая казачья история – предполагается реконструкция казачьего куреня и сторожевой башни.
Туристам предлагается остаться на несколько дней (или посетить экскурсию). Жизнь в археологической деревне обеспечивает полное погружение в бытовую среду далекого прошлого. Экологически чистая заповедная зона, исключительно богатая свидетельствами древности и старины прекрасно подходит как для детского, семейного, индивидуального отдыха, так и для познавательного и экологического туризма.
Участие публики – фундаментальный закон для экомузеев, при этом посетители несут моральную обязанность вести себя уважительно.
Можно выделить общий для всех экомузеев принцип активного участия населения во всех направлениях их деятельности, интерес к традиционным занятиям местного населения, долгосрочное планирование развития территории, отсутствие жестких профильных и институциональных рамок феномена.
Большое значение имеет проблема взаимоотношения жителей экомузея и туристов, включая вопросы уважительного отношения к местному населению, руководство долгосрочными программами, способствующими культурному развитию территорий.
Продвижение экомузеев как туристических объектов представляет собой важную стратегическую задачу взаимодействия музеев и туризма. Особое значение имеют уникальные возможности экомузеев знакомить туристов с местной культурой и предоставлять им комфортные условия для отдыха. Посещение музеев под открытым небом, которые позволяет не только увидеть памятники в окружении живописного ландшафта, но и участвовать в культурных акциях, фольклорных праздниках или развлекательных мероприятиях – вот оптимальный путь знакомства с новыми местами и получения новых впечатлений для туриста.
Таким образом, деятельность экомузея способствует решению актуальной проблемы – экологического просвещения населения, изучения края.
Сильная сторона музейной сети Ростовской области – наличие многообразных богатых фондов, в том числе уникальные коллекции и предметы, значительное число доступных для показа археологических памятников, других объектов показа. Однако для более успешной работы музеев необходимо повышение эффективности программ и проектов, способствующих созданию на основе фондовых собраний и других потенциальных объектов показа конкурентоспособного музейного продукта, привлекательного как для местных жителей, так и для туристов – отечественных и иностранных. Для решения этой важнейшей для музейной сети Ростовской области задачи необходимо использование новейших достижений музейного дела в нашей стране и в мире. Требуется активное внедрение интерактивных программ, компьютерных технологий, создание принципиально новых экспозиций, дополняющих традиционные.
Одним из перспективных направлений развития музеев можно считать их сотрудничество с туристскими предприятиями.
Музеям очень трудно организовать и обеспечить массовый туристский поток. Однако организация достаточно узкой специализированной туристской программы возможна практически для каждого музея.
Она предполагает одновременно достижение нескольких целей. Формирование постоянного туристского потока в музей. Это могут быть первоначально всего несколько групп в год (например, специалисты российских и зарубежных университетов, лица, интересующиеся конкретной фигурой или конкретным событием русской истории). Таким образом, может происходить формирование известности музея сначала среди специалистов, а с их помощью и среди более широких слоев потенциальных клиентов.
Для формирования программ специализированного туризма музеям предстоит решить несколько предварительных задач.
Определение туристской специализации. Это достаточно трудная задача, и выявление специализации не так просто, как может показаться на первый взгляд. Наиболее простыми решениями являются предложения по специализации на истории и культуре своего региона или на имени какого-либо из выдающихся земляков, например, А.П. Чехова и М.С. Шолохова.
Привлекательным для определения специализации является событийный туризм.
Следующей задачей является грамотное составление туристской программы и маршрута. Собственно музей и его достопримечательности никогда не привлекут к себе такого внимания как интересный маршрут с разнообразными объектами (например, даже в рамках единой специализации).
Еще одной очень важной задачей является сочетание в рамках музея комплекса функций по организации туризма (прежде всего экскурсионной деятельности и размещения). Предоставление туристу ночлега в конкретном месте увеличивает доходность обслуживания на порядок; это своеобразный специфический туристский закон, и он должен быть применен и в организации музейного туризма. Легче всего это осуществить музеям-заповедникам, на территории которых возможно строительство гостиниц или приспособление под эти цели старых построек. Однако и в рамках музея возможна реализация такой идеи (устройство части усадебных корпусов, флигелей, приспособление квартир или этажей исторического здания). В любом случае важно не отдавать полностью организацию ночлега, питания и отдыха туристов в рамки посторонней фирмы (тогда музею фактически остаются только доходы от входной платы), а предпринять усилия по собственному обслуживанию этого небольшого туристского потока. В этом случае встает вопрос и о получении специальной лицензии.
Наконец, следует отметить еще одну важную задачу – создание рекламной информации и ее распространение. Слишком общая реклама, даже если она будет красочной и профессионально выполненной, не принесет успеха. Самым важным условием является наличие максимальной и четкой информации о предполагаемом туре: географическая карта, транспортная доступность, подробная характеристика всех точек маршрута, мест ночлега, почасовое расписание каждого дня тура, а также четкое указание цены и возможных скидок.
Следует специально остановиться на содержании информационных и рекламных материалов, которые музей мог бы подготовить для участия в туристской ярмарке или для распространения потенциальным потребителям предлагаемых услуг или турагентам.
В структуре рекламного проспекта целесообразно четко выделить следующие блоки.
Описание объекта. Для туристского проспекта музей должен давать описание не столько своей экспозиции, сколько описание достопримечательностей, особенностей, специфики своего региона, в культурно-исторической среде которого существует данный музей. В отдельных случаях представление о музее должно отражать и особенности культурной, исторической, художественной жизни всей России.
Иллюстративный материал. Его наличие, конечно, поможет добиться большей информативности и привлекательности, однако, если финансовые или полиграфические особенности отсутствуют, то возможно ограничиться и 2 – 3 иллюстрациями (возможно даже графическими). Интерес вызовет иллюстративный материал о памятниках архитектуры региона, его природных достопримечательностях, запоминающихся местных символах.
Наиболее полезной и, более того, абсолютно необходимой иллюстративной информацией является схема данного региона. Учитывая очень малую информированность о географии нашей страны за рубежом, подобная схема могла бы состоять из двух частей: а) очень обобщенный рисунок, показывающий место данной области, края, региона в составе России, б) более подробная карта рекламируемого района с обозначением основных достопримечательностей и рекомендуемыми маршрутами. Такую графическую схему хорошо бы дополнить краткой информацией о том как можно добраться до данного региона (например, указать расстояние от Москвы и пояснить каким транспортом и за какое время можно добраться до рекламируемого региона).
Предлагаемый туристский продукт. Рекламный проспект, по возможности, должен содержать максимально конкретное описание туристского маршрута или иного предлагаемого продукта. Например, желателен следующий тип описания. На каждый день сообщается о посещении такого-то объекта (сколько часов мероприятие занимает, на каком виде транспорта, краткая характеристика объекта); место и время завтрака, обеда и ужина (или завтрака, ланча, обеда); тематика встреч со специалистами; переезды в другие города (какого типа гостиница будет предоставлена для ночлега). Желательно предложить два-три варианта одного маршрута, например, более продолжительный и насыщенный вариант поездки для специалистов и недолгий и более развлекательный вариант ознакомительной поездки. Должна обязательно указываться стоимость поездки. При этом желательно показать ее в нескольких вариантах: например, в сезон и межсезонье; с учетом скидок на детей или за величину группы.
Рекламный проспект также обязательно должен указывать адрес музея, его телефоны (факс, электронная почта), а также режим работы музея (и других рекламируемых объектов) в летние и зимние месяцы, с указанием выходных дней и других каких-либо особенностей (время проведения специальных музейных праздников, фестивалей и так прочее) [5].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Музейная сеть Ростовской области пополнилась новыми типами и профильными группами музеев. Появились процессы получившие название «музеефикации образа жизни».
Сотрудничество музеев и туризма привело к развитию сектора специализированного программного туризма. Этот подход также очень важен и в связи с расширением хозяйственных форм музейной деятельности, возможным обеспечением экономической самостоятельности музеев.
Библиографический список
1. Музеи Дона [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://muzei-dona.do.am/, свободный (дата обращения: 27.04.2016 г.).2. Официальный портал Правительства Ростовской области: Интернет-ресурс официального сайта Ростовской области / URL: http://www.donland.ru/, свободный (дата обращения 17.04.2016).
3. Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир» / URL: http://archae-project.ru/Home/history/tabid/63/Default.aspx, свободный (дата обращения 25.05.2016).