Индекс УДК 164
Дата публикации: 29.03.2022

Основные подходы к изучению систем реверсивной логистики

Main approaches to the study of reverse logistics systems

Бейсенбаев Руслан Маратович
Каточков Виктор Михайлович

1. аспирант УрГЭУ
2. д.э.н., профессор, зав. кафедрой логистики и коммерции, УрГЭУ

Beisenbaev Ruslan Maratovich
Katochkov Victor Mikhailovich

1. graduate student USUE
2. Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Logistics and Commerce, USUE
Аннотация: В данной статье рассматриваются системы реверсивной логистики как отдельные единицы в логистической науке, выделяются основные методические подходы к анализу различных аспектов систем реверсивной логистики в отечественной и зарубежной практике, на основе чего была создана общая таблица, агрегирующая и отражающая основные тренды в практике научного анализа реверсивных логистических систем, которая позволяет отметить дополнительные возможные направления изучения аспектов систем реверсивной логистики для будущих исследований в данной сфере.

Abstract: This article revolves around reverse logistics systems as separate units in logistics science, the main methodological approaches to the analysis of various aspects of reverse logistics systems in domestic and foreign practice are highlighted, on the basis of which a general table was created that aggregates and reflects the main trends in the scientific analysis of reverse logistics systems, which allows the discovery of additional possible directions of study of aspects of reverse logistics systems for future research in this field.
Ключевые слова: логистика, реверсивная логистика, возвратные потоки, методология, системный подход.

Keywords: logistics, reverse logistics, reverse flows, methodology, systems approach.


Среди проблем, решаемых внедрением системы управления возвратными потоками в торговые предприятия – экологичная утилизация продукции, повышение оборачиваемости активов при повторной продаже кондиционных товаров, оптимизация складских запасов, и улучшение деловой репутации ритейлеров в связи с социально ориентированной политикой компании.

Одной из основных целью реверсивной логистики является оптимизация издержек через минимизацию затрат на возвратные потоки и через увеличение прибыли за счет продаж на вторичном рынке. Реверсивная логистика обеспечивает замену оригинальных материалов экономически эффективными альтернативами, тем самым экономя природные ресурсы, производственные мощности и энергию. Реверсивная логистика — это возможность повышения стоимости возвращенного товара через процессы восстановления, повторного использования и/или ремонта [2].

Исторически сложилось, что исследователи и практики часто уделяли большее внимание прямым цепочкам поставок и игнорировали возвратные потоки [3]. Несмотря на это количество работ, связанных с вопросами возвратных логистических потоков, увеличилось экспоненциально в связи с повышенным интересом к реверсивной логистике со стороны исследователей и потребителей данных исследований. О данном факте можно судить по объему результатов запроса ключевых слов «реверсивная логистика» в названиях и текстах статей научных баз РИНЦ и ВАК и “reverse logistics” в Scopus, Web of Science, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 — Количество публикаций в базах Scopus, Web of Science, РИНЦ и ВАК по запросу «реверсивная логистика» и “reverse logistics” в период 1992 – 2021 гг.

Как и в традиционных прямых, в реверсивной логистике уместно говорить о системах, в рамках которых осуществляется контроль и организация реверсивных информационных и материальных потоков, а также финансовых потоков в реверсивной логистике.

Мировой и отечественный опыт показывает, что на сегодняшний день применяется несколько подходов к анализу реверсивных логистических систем и различных ее аспектов. Большинство работ, анализирующих реверсивную логистику, направлены на изучение способов оптимизации ресурсов, реализации социальной ответственности организаций и на анализ необходимости соблюдения организациями законодательных требований в экологической и природоохранной сфере.

Среди прочих, системный подход используется в работе Джаарона А. А. М. и Бэкхаус К. в виде методики Vanguard, где исследовалась реверсивная логистика только в рамках отдельных возвратных потоков прямой логистической системы, без явного обособления реверсивной логистической системы [10].

Математическое моделирование, а именно — смешанное целочисленное линейное программирование, позволило рассмотреть оптимальную структуру системы реверсивной логистики, направленную на сокращение объемов отходов в Тайване в работе Ляо Т.-Ю. [11] и на сбор и обработку возвращаемой крупной бытовой техники в городах ОАЭ в работе Альшамси А. и Диабат А. [6].

Также, подход к организации и созданию реверсивной логистической системы через стохастическую многокритериальную модель наблюдается в работе Рамезани М. и др. [12] и в работе Ю Х. и Солванг В. [14]. В обоих случаях направлением исследования является оптимизация различных факторов закрытой прямой и интегрированной реверсивной логистической системой, таких как максимальная экологичность системы при минимальных экономических потерях, гибкость системы, и распределение сети центров приема возврата, обработки и переработки возвратных материальных потоков.

Работа Уикс К. [13] рассматривает структуру системы реверсивной логистики с точки зрения оптимизации маршрутизации в системе, аргументируя тем, что повышение эффективности маршрутов доставок в большей мере, чем такие аспекты как управление ассортиментом товаров и распределение ресурсов, влияет на доходность системы реверсивной логистики.

Система реверсивной логистики в целом анализируется с помощью обширного библиографического анализа в работе Хоссеини М.Р. и др. [9], где авторами выделяются некоторые возможные пути дальнейшего исследования аспектов систем реверсивной логистики, а также в исследовании Алямовской Н.С. и Левиной Т.В. [1], где авторами отмечается проблема фрагментарной и недостаточной информации в научных источниках о практике внедрения и/или эксплуатации систем управления возвратами тары в российском бизнесе.

Процессный подход нашел отражение в работе Николаева В.В. и Д.А. Ипатовой [4], где авторы структурируют систему работу с отходами в арктической зоне Российской Федерации с помощью элементов реверсивной логистики на основе выделенных процессно-функциональных этапов. Схожим методом анализируется управление общими, модельными системами реверсивной логистики в работе Ткаченко М.Г. [5].

Метод анализа иерархий в виде сравнения нескольких систем реверсивной логистики между собой для выбора оптимальной структуры системы иллюстрируется в работе Даабул Дж. и др.  [7].

Для определения недостающих методик анализа систем реверсивной логистики необходимо понимать какие требования должны предъявляться системе, чтобы она была эффективной. В данном случае можно исходить из 3-х шагов к определению стратегии реверсивной логистики, предложенных консультационной компанией KPMG [8]:

  1. Первый шаг к определению стратегии реверсивной логистики состоит в том, чтобы понять текущие возвратные потоки. Необходимо определить общую стоимость возвратов, провести количественную оценку и классифицировать возвратные товарные потоки. Такая информация становится необходимой для точного определения стратегического подхода к управлению возвратами и указывает места, где необходимо снизить риски в логистической цепочке. Часто на этом этапе становится ясно, что политика возврата не подходит для бизнеса или клиентов и/или нуждается в пересмотре.
  2. Определить требования к системе управления возвратами, то есть ту деятельность, которую она должна выполнять, а именно:

— Планирование спроса для управления непредсказуемым характером возвратов и риск-менеджмент;

— Диагностика и осмотр возвратных потоков, а также определение дальнейших действий с товаром после сбора (переупаковка и повторное использование, ремонт, извлечение деталей для переработки и так далее);

— Возможность обслуживания клиентов для выявления причин и управления возвратами и любыми претензиями, в том числе необходимые средства диагностики и связанные с ними информационные и коммуникационные технологии (контроль качества, учет запасов, отслеживание).

— Управление транспортом и стоимостью возвратных логистических операций;

  1. Выбор подходящего подхода к управлению возвратами. Внедрение системы реверсивной логистики собственными ресурсами или использование соответствующего внешнего поставщика услуг на основе информации, собранной в ходе двух предыдущих этапов.

Таким образом, представляется возможным выделение следующих характеристик эффективной системы: прозрачность (возможность анализа и оценки системы), гибкость (планирование потоков, распределение потоков), масштабируемость (способность подстраиваться под разные объемы возврата, возможность изменения структуры системы). На основе данных характеристик был проведен сравнительный анализ на наличие рассматриваемых признаков среди объектов анализа перечисленных методик (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ методик

прозрачностьгибкостьмасштабируемость
VanguardXX
Смешанное целочисленное линейное программированиеХХ
Cтохастическая многокритериальная модельХ
Оптимизация маршрутизацииХХ
Библиографический анализХ
Процессный подходХ
Метод анализа иерархийХХ

            В итоге, по результатам таблицы можно сделать вывод о том, что имеется нехватка методических подходов к анализу систем реверсивной логистики, направленных на изучение возможностей гибкости систем, что, в свою очередь, является возможностью для будущих исследований, например: анализ системы реверсивной логистики с точки зрения ситуационного подхода.

Библиографический список

1. Алямовская Н. С., Левина Т.В. Теоретические аспекты управления возвратами тары в цепях поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2019. – № 4(93). – С. 22-32.
2. Зуева О.Н., Шахназарян С.А. Особенности внедрения реверсивной логистики товаров в цепи поставок // Journal of new economy. – 2016. - № 4 (66). – С. 108-116.
3. Карх Д. А., Потапова С. В. Некоторые теоретические и прикладные аспекты возвратной логистики // Journal of new economy. ‒ 2012. ‒ №. 2 (40). ‒ C. 118-122.
4. Николаев В.В., Ипатова Д.А. Реверсивная логистика в системе обращения с отходами на территории арктической зоны Российской Федерации // Экономический вектор. - № 2 (25). – 2021. – С. 21-25.
5. Ткаченко М.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет разработки стратегии управления обратными потоками продукции // Инновации и инвестиции. – 2015. - № (9). – С. 274-278.
6. Alshamsi A., Diabat A. A reverse logistics network design // Journal of Manufacturing Systems. – 2015. - № 37. – P. 589-598.
7. Daaboul J., Le Duigou J., Penciuc D., Eynard B., Reverse logistics network design: a holistic life cycle approach // Journal of Remanufacturing. ‒ 2014. ‒ №. 4. ‒ C. 7.
8. Future-proof your reverse logistics. – KPMG International. 2017. – [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/id/pdf/2017/08/id-future-proof-reverse-logistics-2august.pdf - (дата обращения: 22.02.2022).
9. Hosseini R. M., Chileshe N., Rameezdeen R., Lehmann S. Integration of design for reverse logistics and harvesting of information: a research agenda // International Journal of Logistics Systems and Management. - 2015. - № 4 (20). - P. 480-515.
10. Jaaron A.A.M., Backhouse C. A systems approach for forward and reverse logistics design: Maximising value from customer involvement" // The International Journal of Logistics Management. – 2016. - № 3 (27). – P. 947-971.
11. Liao T.-Y. Reverse logistics network design for product recovery and remanufacturing // Applied Mathematical Modelling. – 2018. - № 60. – P. 145-163.
12. Ramezani M., Bashiri M., Tavakkoli-Moghaddam R. A new multi-objective stochastic model for a forward/reverse logistic network design with responsiveness and quality level // Applied Mathematical Modelling. - 2013. - №. 37(1-2). - P. 328-344.
13. Weeks K. Reverse logistics strategies as a means to improve profitability // International Journal of Logistics Economics and Globalisation. - 2011. - № 1(3). - P. 17-41.
14. Yu H., Solvang W. A fuzzy-stochastic multi-objective model for sustainable planning of a closed-loop supply chain considering mixed uncertainty and network flexibility // Journal of Cleaner Production. - 2020. - №. 266. – P. 121702.