Индекс УДК 658.86/.87
Дата публикации: 30.03.2023

Маркетинговые инструменты обеспечения конкурентных преимуществ предприятия

Marketing tools to ensure the competitive advantages of the enterprise

Буторина Татьяна Федоровна
Кунев Сергей Викторович
1. АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права», г. Москва
2. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Россия, г. Саранск
Butorina Tatiana
Kunev Sergey

1. Open University of Economics, Management and Law, Moscow
2. «Mordovia state University. N. P. Ogareva» Russia, Saransk
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению принципов и инструментов маркетинговой деятельности современных организаций. В рамках главной задачи организации маркетинговой деятельности рассмотрены соответствующие частные задачи. В качестве инструментов маркетинга рассмотрены элементы классической концепции 4 Р. Сделан вывод о необходимости информационных технологий как интегрирующего фактора маркетинговой деятельности предприятия и рассмотрены их основные типы.

Abstract: The article is devoted to the principles and tools of marketing activities of modern organizations. Within the framework of the main task of organizing marketing activities, the corresponding particular tasks are considered. Elements of the classical concept of 4 P are considered as marketing tools. A conclusion is made about the need for information technology as an integrating factor in the marketing activity of an enterprise and their main types are considered.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок, маркетинг, маркетинговые инструменты, модель, информационные системы.

Keywords: competitiveness, market, marketing, marketing tools, model, information systems.


В обеспечении высокого уровня конкурентоспособности предприятия и возможности наращивания конкурентных преимуществ значительна роль маркетинговой деятельности и использования маркетинговых инструментов.

Маркетинговая деятельность заключает в себе совокупность мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности, нацеленных на продвижение товаров и услуг на рынке и доведение товаров и услуг до конечного потребителя [3].

Главная задача организации маркетинговой деятельности заключается в достижении возможностей развития предпринимательской деятельности и обнаружении возможных отклонений при сопоставлении фактически полученных результатов и запланированных их значений. Задачи организации маркетинговой деятельности систематизированы на рисунке 1.

Рисунок 1- Задачи маркетинговой деятельности [4]

Принципы маркетинговой деятельности показаны на рисунке 2.

Система маркетинга включает себя четыре основных инструмента (рисунок 3).

Одним из рычагов повышения уровня конкурентоспособности организации, как отмечает И.И. Скоробогатых, «является ориентация на маркетинговую деятельность и использование маркетинговых инструментов».

Маркетинговая деятельность включает направления по организации товарной, ценовой, сбытовой политики, продвижению продукции и услуг на рынке.

Товарная политика организации представляет собой политику, ориентированную на формирование такого ассортимента продукции (товаров), который позволил бы обеспечить планомерное и результативное развитие организации на средне и долгосрочную перспективы.

Ценовая политика предприятия может быть определена как политика, которая посредством определения принципов, методов позволяет предприятию сформировать наиболее благоприятную цену в целях поддержания конкурентных позиций на рынке и возможности их повышения.

Управление ценами для современных отечественных предприятий необходимо ввиду жесткой конкурентной борьбы на рынке и необходимости координации цен на товары в зависимости от поведения потребителей, а также конкурентов.

Рисунок 2 — Принципы маркетинговой деятельности [4]

Рисунок 3 — Инструменты маркетинга [7, с. 22]

Говоря о сбытовой политике компании, необходимо отметить, что маркетинг развивается так же, как и другие сферы хозяйственной деятельности. В индустриальную эпоху применялись два основных вида маркетинга [2]:

  1. маркетинг, ориентированный на продукт, на изделие или услугу;
  2. маркетинг, ориентированный на потребителя, на особую клиентуру, на заранее определенные группы потребителей.

Управление продажами сформировано в рамках системы сбыта и сбытовой политики.

Сбытовая политика представляет собой свод мероприятий по организации эффективной сбытовой деятельности, предполагающей стимулирование сбыта.

В маркетинге существуют два базовых понятия: продвижение товара на рынок и распространение (распределение) товара на рынке. В системе маркетинга для обеспечения конкурентных позиций в настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы на передний план выходит элемент «продвижение». Продвижение товара или услуги заключает в себе меры, посредством которых экономический субъект информирует, убеждает потребителя к приобретению товара или услуги.

Система продвижения продуктов и услуг — это такая система, которая включает в себя совокупность методов и инструментов, нацеленных на доведение до клиента своей ассортиментной линейки групп товаров и услуг.

Элементы системы продвижения продуктов и услуг приведены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Элементы системы продвижения [5]

Продвижение продукта или услуги на рынке организовано посредством нескольких видов: реклама, паблисити, стимулирование сбыта, персональные продажи.

Инструменты продвижения — методы и приемы маркетинга, которые применяются для продвижения товара или услуги. Инструментами продвижения продуктов и услуг выступают реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и формирование спроса, связи с общественностью.

Реклама заключает в себе действия по мотивированию человека или группу людей к покупке посредством воздействия на них посредством разных способов. Активное развитие получает реклама в сети Интернет. Рекламные кампании в сети Интернет могут быть следующих видов:

  • баннерная реклама;
  • вирусная реклама;
  • контекстная реклама;
  • реклама посредством социальных сетей (например, реклама в Телеграмм);
  • другие.

Паблисити можно определить как направление PR, ориентированное на формирование у потенциальных клиентов (выбранной аудитории) целостного мнения о компании, ее деятельности и предлагаемых товарах.

Персональные продажи можно определить как инструмент продвижения, который заключает в себе прямой контакт между продавцом и покупателем в отношении приобретаемого товара или услуги.

Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) для экономического субъекта представляет собой систему взаимодействия производителя и потребителя с целью получения прибыли первым и удовлетворения потребностей — вторым [5].

Организация маркетинговой деятельности необходима для экономических субъектов разных отраслей, включая предприятия производственного сектора страны. Направления маркетинговой деятельности таких предприятий приведены на рисунке 5.

В основе современных методов управления маркетингом и использования маркетинговых инструментов предприятий производственного сектора лежит внедрение ИТ-технологий.

Под ИТ-технологнями принято понимать совокупность технологий, посредством которых организована деятельность с использованием средств вычислительной техники, Интернет.

Цель внедрения ИТ-технологий в управленческий механизм предприятия производственного сектора — обеспечить динамичный, быстрый, качественный и прозрачный обмен информацией между структурными подразделениями, а также, в частности, и между работниками предприятия.

Комплексная автоматизация управленческого механизма и, в частности, направлений маркетинговой деятельности и использования маркетинговых инструментов предполагает использование средств электронно-вычислительной техники, Интернет в работе предприятия.

Рисунок 5 — Направления маркетинговой деятельности для предприятий [7, с. 26]

Для того, чтобы автоматизировать маркетинговую деятельность экономического субъекта, возможно внедрение разного рода программных продуктов, в основу которых положена автоматизация действий по организации основных направлений маркетинга. Основные программные продукты, используемые экономическими субъектами для автоматизации маркетинговой деятельности, рассмотрены далее по тексту на рисунке 6.

В практике предприятий, в частности, производственного сектора, в настоящее время активно внедряются CRM-системы. Внедрение CRM- систем позволяет повысить качество системы маркетинговых коммуникаций, организации взаимоотношений с клиентами.

В рамках разработки проекта по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятий производственного сектора посредством внедрения CRM-системы необходима активизация проектного управления [1].

Роль проектного управления в совершенствовании определенного направления организации бизнес-процессов, в частности, для совершенствования маркетинговой деятельности, определена вложением инвестиций в совершенствование данного направления.

Проектная деятельность, разработка и реализация грамотных проектов позволяет повысить качество предпринимательской деятельности, выйти на новые рынки, нарастить мощности. Б. Паром под проектом понимает нацеленное на достижение определенного направления развития действие [6].

Рисунок 6 — Информационные системы для активизации маркетинговой деятельности и использования маркетинговых инструментов [6, с. 65]

Поиск проектной идеи, разработка и реализация проекта по совершенствованию организации маркетинговой деятельности проходят ряд стадий, которые можно классифицировать по рядку признаков. Например, одной из более распространенных выступает классификация проектных стадий на:

  1. прединвестиционную;
  2. инвестиционную;
  3. эксплуатационную фазы проекта.

Оценка эффективности разрабатываемого проекта по совершенствованию организации маркетинговой деятельности необходима.

Таким образом, для поддержания уровня конкурентоспособности на необходимом уровне, а также в целях противостояния усилившемуся влиянию рисков на предпринимательскую деятельность организация маркетинговой деятельности необходима. Вектор реализации маркетинговых мероприятий, как выяснено, определяется исходя из полученных результатов анализа внешней и внутренней предпринимательской среды. Маркетинговый подход в управлении заключает в себе применение определенного набора инструментов в целях формирования, продвижения продукта или услуги на рынок.

Для развития маркетинговой деятельности разрабатываются проектные решения, которые при реализации предложений оцениваются на предмет эффективности с помощью расчета показателей NPV, Т, а также расчета чистых и кумулятивных, дисконтированных денежных потоков). Одним из направлений совершенствования маркетинговой деятельности предприятия выступает внедрение CRM-систем.

В качестве вывода по первой главе выпускной квалификационной работы магистра важно отметить, прежде всего, что для предприятий в современных условиях важно отслеживание уровня конкурентоспособности и положения на рынке.

Содействие в развитии конкурентных преимуществ возможно обеспечить за счет активизации маркетинговой деятельности и, в частности, формировании эффективной системы управления маркетингом и использования маркетинговых инструментов.

Роль и значение организации маркетинговой деятельности для предприятий производственного сектора сложно переоценить, эффективный маркетинг позволяет сформировать и обеспечить результативность ассортиментной, ценовой, закупочной и сбытовой деятельности предприятия.

Основным направлением повышения результативности маркетинговой деятельности на предприятии выступает внедрение в его организацию ИТ- технологий и, в частности, CRM-систем.

Библиографический список

1. Вагапова Э. X. Современные технологические тренды организации и совершенствования маркетинговой деятельности организации / Э. X. Вагапова, А. В. Юдичева // Московский экономический журнал. - 2019. -№ 1. - С. 2.
2. Беляев Н. В. Анализ факторов внешней среды организации / Н. В. Беляев, С.В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. -С. 23-26.
3. Гетманская Е. В. Особенности маркетингового контроля / Е. В. Гетманская, А. В. Лебедева, Ю. Д. Пономарева // Прорывные научные исследования : проблемы, закономерности, перспективы : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 105-107
4. Данченок Л. А. Экспортоориентированный маркетинг как инструмент развития предпринимательства / Л. А. Данченок // Устойчивое развитие российской экономики. - 2017. - С.180-183.
5. Захарова М. А. Современные методы планирования маркетинговой деятельности / М. А. Захарова. // Инновационные исследования : проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. -С. 59-61.
6. Паром Б. Управление проектами / Б. Паром. - Москва : Пресс-М, 2018. - 89 с.
7. Соловьев Б. А. Маркетинг : учебник / Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. - Москва : НИЦ ИНФРА-М. 2017. - 336 с.
8. Гетманская Е. В. Особенности маркетингового контроля / Е. В. Гетманская, А. В. Лебедева, Ю. Д. Пономарева. - Текст непосредственный. // Прорывные научные исследования : проблемы, закономерности, перспективы : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 105-107
9. Данченок Л. А. Экспортоориентированный маркетинг как инструмент развития предпринимательства / Л. А. Данченок. - Текст непосредственный. // Устойчивое развитие российской экономики. - 2017. - С.180-183.
10. Захарова М. А. Современные методы планирования маркетинговой деятельности / М. А. Захарова. - Текст непосредственный. // Инновационные исследования : проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. -С. 59-61.
11. Соловьев Б. А. Маркетинг : учебник / Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. - Москва : НИЦ ИНФРА-М. 2017. - 336 с.
12. Вагапова Э. X. Современные технологические тренды организации и совершенствования маркетинговой деятельности организации / Э. X. Вагапова, А. В. Юдичева. - Текст непосредственный. // Московский экономический журнал. - 2019. -№ 1. - С. 2.
13. Паром Б. Управление проектами / Б. Паром. - Москва : Пресс-М, 2018. - 89 с.
14. Вагапова Э. X. Современные технологические тренды организации и совершенствования маркетинговой деятельности организации / Э. X. Вагапова, А. В. Юдичева. - Текст непосредственный. // Московский экономический журнал. - 2019. -№ 1. - С. 2.