Индекс УДК 338.242.2
Дата публикации: 01.11.2016

Формирование стратегии и программы работ по выходу из кризиса

Formation of strategy and work program to resolve the crisis

Доржиева Юлия Андреевна
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова
Dorzhieva Yuliya Andreevna
Buryat State Academy of Agricultural named after Vasily Filippov
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования стратегии управления в условиях нестабильности рынка. Автор поэтапно раскрывает пути решения проблемы и приводит универсальную структурированную систему антикризисных мер

Abstract: The article is devoted to the issue date, the formation of management strategies in terms of market instability. The author gradually reveals the ways to solve problems and lead a universal structured system of anti-crisis measures
Ключевые слова: кризис, управление, менеджмент, структура, стратегия, экономика

Keywords: crisis management, management, structure, strategy, economics


После формулировки цели необходимо найти критерии, по которым возможно оценить достижение целей, а затем выбрать направления деятельности, обеспечивающие достижение этих целей. Направления деятельности формулируются в задачах, которые должны решать конкретные подразделения и должностные лица. Далее прорабатывается система решения поставленных задач.

Формирование путей и проектов решения проблем — это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала данного объекта (предприятие, фирма, корпоративное образование, муниципальное самоуправление и т. д.)

Этот этап заметно отличается от других тем, что он должен быть ориентирован на генерацию максимально возможного количества идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Он должен проходить в раскрепощенной обстановке и требует несколько непривычного взгляда на привычные вещи. Над созданием соответствующей обстановки обычно работают психологи.[1, с. 318]

Существуют различные подходы и технологии генерации идей по решению проблем. В условиях экспресс-анализа наиболее подходящей представляется сочетание технологии коллективного мозгового штурма с морфологическим анализом, проводимым консультантами.

Участникам сначала рассказываются правила и определяется регламент мозгового штурма, излагаются примеры и подходы, усиливающие мотивацию на поиск идей.

Важнейшие и несколько необычные правила, которые должны быть обязательно пояснены:

чем больше будет идей, тем лучше будет конечный результат;

нет плохих идей, любые идеи поощряются, особенно нестандартные;

поощряется, если идея вас затронула, быстро развивайте ее лучшие стороны, как если бы это была ваша идея;

запрещается оценка и критика идей;

запрещается какая-либо персональная критика авторов идей,

поощряется одобряющая их поддержка обязательно все идеи фиксируются и т. п.

При таких правилах часто возникает угроза уйти в сторону и оторваться от реальности. Поэтому целесообразно использовать схему пульсирующего процесса: через 20-30 минут интенсивной генерации идей устраивается 10-15 минутное обсуждение, классификация и уточнение, фокусировка, направление дальнейшего углубленного поиска. Такие сужения и расширение тематики целесообразно повторить еще 2-3 раза (по 15-20 минут).[2, c.152]

Все проекты вместе взятые сводятся в единое множество проектов, и делается оценка каждого из них по единой методике.

В конце этого этапа появляется стратегически важный результат— уточненная оценка потенциальных возможностей объекта, которые и конкретизируются в форме перечня (поля) возможных проектов.

Задача этапа выделения приоритетных направлений деятельности состоит в том, чтобы, используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала, выделить из них сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, дающую основной вклад в достижение целей.

На фазе диагностики дается предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.

Наиболее простым способом является отнесение каждого направления к первой, второй и т.д. группе по важности. Затем рассматривается наиболее приоритетная группа проектов.

Другой вариант процедуры — оценка каждого из направлений, например, по пятибалльной или десятибалльной шкале, с последующим ранжированием их по мере убывания балла и выделением в начале списка группы наиболее приоритетных.

Основные задачи этапа формирования команд, проработки и защиты первоочередных проектов: продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; провести предварительную проработку первоочередных проектов и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации

Первоочередные проекты выбираются из числа приоритетных и прорабатываются с участием консультантов. Результаты предоставляются в письменном виде и докладываются, обсуждаются командой, оцениваются комиссией, в которую входит руководство и консультанты.

На заключительном этапе формулировки стратегии и тактики развития с учетом проработки проектов снова обсуждаются и фиксируются цели и стратегия развития, необходимые изменения в организации, уточняется программа развития, намечаются и выполняются первоочередные шаги.[3, c. 125]

В концентрированном виде основные антикризисные меры и действия сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Алгоритм антикризисных действий

Меры

Действие

Итоги

1

Оптимизация расходов

Режим экономии — урезание расходов и определение секторов, на которых не стоит экономить

Дифференциация расходов на необходимые и на секвестрируемые

2

Поддержание текущей жизнеустойчивости

Включение методов и механизмов структурной модернизации. Расставание с излишними структурами или их подразделениями

Оптимизированная структура производства, сбыта, обслуживания и управления

3

Поиск драйверов вывода из кризиса и мейнстрима будущего развития

Технологическая мо­дернизация

Инновационно-инвестиционная платформа будущего развития

4

Формирование институтов будущего развития

Совершенствование системы управления, кадрового обеспечения и достижения баланса интересов « власть — бизнес — общество»

Модернизированная система управления, социальный договор триады «власть — бизнес — общество», создание мотивационных институтов производительности труда и эффективности бизнеса

В зависимости от уровня экономического агента (бизнес- организация, муниципалитет, субъект федерации, мезо-регионы, страна) алгоритм мер и действий адаптируется к конкретному объекту и ситуации. Потому пошаговая развертка действий сугубо индивидуальна, их качество зависит от компетенции разработчиков и исполнителей. При этом следует иметь в виду, что методы борьбы с кризисом, известные из прошлого опыта, в ряде случаев не срабатывают из-за изменяющейся среды, динамизма происшедших и происходящих процессов, качества человеческого капитала и т.д.

Но при всем при этом, приведенная структурированная система антикризисных мер и действий универсальна в своем роде и может служить путеводителем по выводу из кризисных ситуаций объекта.

Библиографический список

1. Антикризисное управление: теория и практика: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Я. Захарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 319 с.
2. Ряховская А. Н. Зарубежная практика антикризисного управления / А. Н. Ряховская, Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. — Москва: Магистр, Инфра-М, 2010. — 272 с.
3. Юрьева Т. В. Антикризисное управление: схемы и определения: учебное пособие / Т. В. Юрьева. — Москва: НИЦ Инфра-М, 2012. — 136 с.