Abstract: The article is devoted to the issue date, the formation of management strategies in terms of market instability. The author gradually reveals the ways to solve problems and lead a universal structured system of anti-crisis measures
Keywords: crisis management, management, structure, strategy, economics
После формулировки цели необходимо найти критерии, по которым возможно оценить достижение целей, а затем выбрать направления деятельности, обеспечивающие достижение этих целей. Направления деятельности формулируются в задачах, которые должны решать конкретные подразделения и должностные лица. Далее прорабатывается система решения поставленных задач.
Формирование путей и проектов решения проблем — это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала данного объекта (предприятие, фирма, корпоративное образование, муниципальное самоуправление и т. д.)
Этот этап заметно отличается от других тем, что он должен быть ориентирован на генерацию максимально возможного количества идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Он должен проходить в раскрепощенной обстановке и требует несколько непривычного взгляда на привычные вещи. Над созданием соответствующей обстановки обычно работают психологи.[1, с. 318]
Существуют различные подходы и технологии генерации идей по решению проблем. В условиях экспресс-анализа наиболее подходящей представляется сочетание технологии коллективного мозгового штурма с морфологическим анализом, проводимым консультантами.
Участникам сначала рассказываются правила и определяется регламент мозгового штурма, излагаются примеры и подходы, усиливающие мотивацию на поиск идей.
Важнейшие и несколько необычные правила, которые должны быть обязательно пояснены:
чем больше будет идей, тем лучше будет конечный результат;
нет плохих идей, любые идеи поощряются, особенно нестандартные;
поощряется, если идея вас затронула, быстро развивайте ее лучшие стороны, как если бы это была ваша идея;
запрещается оценка и критика идей;
запрещается какая-либо персональная критика авторов идей,
поощряется одобряющая их поддержка обязательно все идеи фиксируются и т. п.
При таких правилах часто возникает угроза уйти в сторону и оторваться от реальности. Поэтому целесообразно использовать схему пульсирующего процесса: через 20-30 минут интенсивной генерации идей устраивается 10-15 минутное обсуждение, классификация и уточнение, фокусировка, направление дальнейшего углубленного поиска. Такие сужения и расширение тематики целесообразно повторить еще 2-3 раза (по 15-20 минут).[2, c.152]
Все проекты вместе взятые сводятся в единое множество проектов, и делается оценка каждого из них по единой методике.
В конце этого этапа появляется стратегически важный результат— уточненная оценка потенциальных возможностей объекта, которые и конкретизируются в форме перечня (поля) возможных проектов.
Задача этапа выделения приоритетных направлений деятельности состоит в том, чтобы, используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала, выделить из них сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, дающую основной вклад в достижение целей.
На фазе диагностики дается предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.
Наиболее простым способом является отнесение каждого направления к первой, второй и т.д. группе по важности. Затем рассматривается наиболее приоритетная группа проектов.
Другой вариант процедуры — оценка каждого из направлений, например, по пятибалльной или десятибалльной шкале, с последующим ранжированием их по мере убывания балла и выделением в начале списка группы наиболее приоритетных.
Основные задачи этапа формирования команд, проработки и защиты первоочередных проектов: продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; провести предварительную проработку первоочередных проектов и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации
Первоочередные проекты выбираются из числа приоритетных и прорабатываются с участием консультантов. Результаты предоставляются в письменном виде и докладываются, обсуждаются командой, оцениваются комиссией, в которую входит руководство и консультанты.
На заключительном этапе формулировки стратегии и тактики развития с учетом проработки проектов снова обсуждаются и фиксируются цели и стратегия развития, необходимые изменения в организации, уточняется программа развития, намечаются и выполняются первоочередные шаги.[3, c. 125]
В концентрированном виде основные антикризисные меры и действия сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Алгоритм антикризисных действий
№ | Меры | Действие | Итоги |
1 | Оптимизация расходов | Режим экономии — урезание расходов и определение секторов, на которых не стоит экономить | Дифференциация расходов на необходимые и на секвестрируемые |
2 | Поддержание текущей жизнеустойчивости | Включение методов и механизмов структурной модернизации. Расставание с излишними структурами или их подразделениями | Оптимизированная структура производства, сбыта, обслуживания и управления |
3 | Поиск драйверов вывода из кризиса и мейнстрима будущего развития | Технологическая модернизация | Инновационно-инвестиционная платформа будущего развития |
4 | Формирование институтов будущего развития | Совершенствование системы управления, кадрового обеспечения и достижения баланса интересов « власть — бизнес — общество» | Модернизированная система управления, социальный договор триады «власть — бизнес — общество», создание мотивационных институтов производительности труда и эффективности бизнеса |
В зависимости от уровня экономического агента (бизнес- организация, муниципалитет, субъект федерации, мезо-регионы, страна) алгоритм мер и действий адаптируется к конкретному объекту и ситуации. Потому пошаговая развертка действий сугубо индивидуальна, их качество зависит от компетенции разработчиков и исполнителей. При этом следует иметь в виду, что методы борьбы с кризисом, известные из прошлого опыта, в ряде случаев не срабатывают из-за изменяющейся среды, динамизма происшедших и происходящих процессов, качества человеческого капитала и т.д.
Но при всем при этом, приведенная структурированная система антикризисных мер и действий универсальна в своем роде и может служить путеводителем по выводу из кризисных ситуаций объекта.
Библиографический список
1. Антикризисное управление: теория и практика: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Я. Захарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 319 с.2. Ряховская А. Н. Зарубежная практика антикризисного управления / А. Н. Ряховская, Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. — Москва: Магистр, Инфра-М, 2010. — 272 с.
3. Юрьева Т. В. Антикризисное управление: схемы и определения: учебное пособие / Т. В. Юрьева. — Москва: НИЦ Инфра-М, 2012. — 136 с.