Abstract: An analysis of the work of domestic and foreign scientists and researchers in the field of project marketing has been carried out. The article considers modern approaches to project marketing, reveals two aspects. The first aspect allows us to consider marketing from the position of the project life cycle; the second allows you to determine the location of marketing in the project based on internal marketing.
Keywords: Marketing, project marketing, value approach, project, stakeholders.
Введение.
В настоящее время наиболее востребованным направлением в современном менеджменте является маркетинг и проектный менеджмент. Маркетинг выступает инструментом, позволяющим удовлетворять потребности не только потребителей, но и представителей маркетинговой среды проекта, включая потребителей, конкурентов, рабочую группу проекта, стейкхолдеров и достигать поставленных целей. Разработка механизмов внедрения маркетинга в систему управления проектами для повышения его эффективности, а также обеспечения развития предприятия на основе применения маркетинга в любом реализуемом проекте является важным этапом развития практикоориентированных направлений.
Изучением вопросов маркетинга в проектной среде занимались такие ученые как Григорян Т. Г. [1], Григорьева Н. С. [2], Коньшунова А. Ю. [3], Бакун Т. В. [6], Онищенко С. П., Берневек Т. И. [7], Сулейманов Р. Ф., Никифорова С. В. [8] и другие.
Основные положения.
В современной экономической литературе маркетинг проекта рассматривается в двух аспекта. Первый аспект рассматривает маркетинг с точки зрения временной структуры проекта, т.е. использования маркетинга на всех этапах его жизненного цикла. Под жизненным циклом проекта принято понимать период времени от зарождения идеи проекта до его завершения, с возможностью деления на соответствующие фазы или этапы с целью обеспечения более качественного управления проектом. Маркетинг должен присутствовать на всех этапах проектной деятельности, но необходимо отметить, что значение, объемы и содержание работ на разных фазах проекта различны, то же самое касается и задач по маркетинговому сопровождению.
По мнению Григорьевой Н. С. второй аспект отражает место маркетинга в проекте на основе внутреннего маркетинга, что способствует эффективному управлению рабочей группой проекта относительно каждого этапа жизненного цикла с учетом потребностей каждого ее члена в зависимости от этапа разработки и реализации проекта [2].
Результаты.
Управление маркетингом проекта следует рассматривать через совокупность работ, среди которых:
— проведение маркетинговых исследований на всех этапах проекта;
— определение маркетинговой стратегии проекта;
— разработка концепции маркетинга проекта;
— формирование программы маркетинга проекта;
— определение бюджета маркетинга проекта;
— реализация запланированных мероприятий по реализации маркетинга проекта.
Таким образом, целевым функционалом маркетинга в проекте является:
- Сбор и анализ информации о рынке, его субъектах, видах и качестве производимой продукции или услуги. Изучение текущего состояния своей организации и позиционирование.
- Продвижение. Проведение мероприятий, направленных на увеличение узнаваемости продукта, услуги и бренда.
- Стимулирование. Относительно данного функционала следует отметить использование механизмов увеличения продаж. Особую актуальность в последнее время приобретает перехода бизнеса в интернет-пространство. Ориентация современного мира на переход к цифровой экономике, бурный рост сферы информационных технологий, появление новейшего программного софта, увеличение количества конечных пользователей компьютеров и других платформ, популяризация различных социальных сетей и интернет-ресурсов, что способствует изменениям в маркетинге.
В таблице 1 представлены индикаторы интеграции организаций в интернет среду в Донецкой Народной Республике в период 2019-2021 гг.
Таблица 1
Индикаторы интеграции организаций в интернет среду в ДНР в период 2019-2021 гг. (в общем числе исследуемых организаций, в процентах)
Наименование показателя | Годы | Изменение показателя (2021 к 2019 г. | ||
2019 | 2020 | 2021 | ||
Доля организаций, использовавших персональные компьютеры | 91,4 | 91,5 | 92,6 | +1,2 |
Доля организаций, использовавших Интернет | 88,4 | 89,5 | 90,2 | +1,8 |
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет | 74,5 | 78,6 | 80,1 | +5,6 |
Доля организаций, выделявших технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам | 56,5 | 59,8 | 60,5 | +4 |
Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг) | 38,4 | 39,5 | 41,0 | +2,6 |
Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров (работ, услуг) | 22,1 | 22,3 | 24,0 | +1,9 |
Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы услуги) в Интернете | 44,0 | 44,5 | 46,6 | +2,6 |
Проведенный анализ свидетельствует о заинтересованности организаций в Донецкой Народной Республике в цифровизации совей хозяйственной деятельности. За анализируемый период следует отметить рост по всем анализируемым составляющим, однако следует отметить особый рост доли организаций, использовавших Интернет (+1,8%), доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет (+5,6%), доля организаций, выделявших технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам (+4%), доля организаций, размещавших заказы на товары (работы услуги) в Интернете (+2,6%).
В проектном управлении особое место следует отнести уровню квалификации менеджеров команды. Одной из основных черт успешного управленца является способность подстраиваться под изменяющуюся среду. В связи с активным внедрением цифровых технологий среда управления обрела новые координаты, особенно в сфере маркетинга.
Заключение.
Проведенный анализ позволяет сделает выводы о необходимости использования маркетинговых функций проекта в условиях цифровизации, что позволит экономить ресурсы организации, формировать положительный имиджа проекта; обеспечивать проект и его участников всеми необходимыми составляющими для достижения поставленных целей.
Библиографический список
1. Григорян, Т. Г. Анализ и развитие понятия «ценность» в контексте управления проектами / Т. Г. Григорян, О. Ю. Савина, И. Р. Савич // Збірник наукових праць Національного університету кораблебудування. – 2016. – № 4(466). – С. 113-125. – DOI 10.15589/jnn20160418. – С. 113-125.2. Григорьева, Н. С. Маркетинговое сопровождение в проектном управлении: применение в бизнесе и государственном секторе / Н. С. Григорьева, Д. И. Дынник // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 6(121). – С. 11-15.
3. Коньшунова, А. Ю. Проектное управление маркетинговой деятельностью //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2014. – №. 44. – С. 17-23.
4. Бызов, А. В. Маркетинг в проектном управлении и его современные тенденции / А. В. Бызов, А. А. Новиков // Вестник современных исследований. – 2019. – № 4.5(31). – С. 13-17.
5. Коньшунова, А. Ю. Маркетинговые проекты в контексте проектного управления //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. – №. 1. – С. 85-90.
6. Бакун, Т. В. Место маркетинга в проектном менеджменте //Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2013. – Т. 1. – №. 3. – С. 33-40.
7. Онищенко, С. П., Берневек Т. И. Основные объекты маркетинга в проектной деятельности //Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2013. – Т. 3. – №. 2 (63).
8. Сулейманов, Р. Ф., Никифорова, С. В. Проектный подход к оценке маркетинговой стратегии //Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2012. – №. 4 (40). – С. 97.
9. Апенько, С. Н., Мамонтов, С. А. Маркетинг в контексте системной парадигмы //Дискуссия. – 2011. – №. 8. – С. 12-21.
10. Шейхова, М. С., Шаталова, Т. С., Жидкова, А. В. Проектный подход в маркетинговой стратегии предприятия //Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. – 2021. – С. 266-269.
11. Курганская Н. Р., Патрушева Е. Г. Интеграция маркетинга в систему проектного управления //Теоретическая экономика. – 2021. – №. 2 (74). – С. 109-114.