Арктический регион претерпевает серьезные преобразования в связи с изменением климата и меняющимися глобальными политическими, социальными и экономическими условиями и моделями взаимодействия между заинтересованными сторонами. Суровые экологические условия Арктики долгое время сдерживали экономическую активность в регионе.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Abstract: The focus of the article is on how small business development is now progressing in the Arctic zone. Small company engagement is crucial, and strengthening the Arctic's economic foundation is emphasized. The general problems and trends of small business development in modern conditions are highlighted.
The Arctic region is undergoing major transformations due to climate change and changing global political, social and economic conditions and models of interaction between stakeholders. The harsh environmental conditions of the Arctic have held back economic activity in the region for a long time.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Arctic region, small business, investments, Arctic.
Введение
Если для США Аляска является далеким эксклавом, то для России Сибирь и Арктика составляют неотъемлемую, геостратегически и экономически важную часть, имеющую центральное значение. Россия считается арктическим гегемоном, поскольку имеет наибольшую долю территории, ресурсов и населения в этой области. Тем не менее, Арктика уже давно находится в центре глобальной геополитической конфронтации, и не только США и Россия, но и Китай в определенной степени имеют свои амбиции в регионе.
Арктическая зона является достаточно привлекательным регионом для современного мира во многих сферах, включая климат, экологию, социокультуру, бизнес, логистику и военно-промышленный потенциал. Ранее на данный регион приходилось небольшое количество внимания по многим причинам, однако с течением временем всё изменилось. Арктика богата минеральными и биологическими ресурсами, что и определяет её значимость для мирового развития. Более того, растет интерес к политике и экономике региона. По мере возникновения новых потенциальных возможностей в Арктике, появляются заинтересованные стороны, которые играют жизненно важную роль в развитии и поощрении благоприятной среды для экономической деятельности [11, с. 734].
В настоящее время существует широкий спектр видов предпринимательской активности, из которой хорошо известны нефть и газ, добыча полезных ископаемых и судоходство. Биоэкономика, туризм, инновации, малый и средний бизнес, культурные предприятия коренных народов — это лишь некоторые из многочисленных секторов, в которых может быть реализован огромный экономический потенциал арктического региона. Наиболее важными факторами развития предпринимательства в Арктике, которые создают практически полную картину ситуаций на арктических территориях, являются: географическое положение, наличие крупных ресурсных и институциональная структура местной экономики с точки зрения степени национализации.
Развитие бизнеса в Арктике должно основываться на ее жителях и иметь стремление к инновационному развитию, при котором уникальные ресурсы и человеческий капитал региона станут конкурентоспособными в глобальном масштабе. Урбанизация особенно подчеркнула необходимость развитие арктического бизнеса. Сельские сообщества Арктики находятся под давлением, поскольку молодое поколение хочет возможностей, образования и, в конечном счёте, услуг, предлагаемых в мегаполисах. Таким образом, развитие бизнеса в Арктическом регионе является бытовой проблемой, поскольку создание экономических центров обеспечило бы молодому поколению желаемое качество жизни. В ответ на это новые технологии пересматривают концепцию «удаленности» и делают ранее недоступные проекты экономически целесообразными [7, с.86].
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
Деятельность Арктического совета, который был основан в 1996 году, служит основой для международного развития Арктики, где учредителями стали 8 стран: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Некоторым группам, представляющим интересы представителей коренных народов Арктики, был присвоен статус «постоянных участников», чтобы обеспечить их активное участие в деятельности АС.
Северный морской путь (СМП) представляет собой национальную транспортную магистраль, работающую в течении всего года, которая включает в себя сеть аэропортов, речное и железнодорожное сообщение вдоль меридиана, а также непосредственно сам Северный морской путь и его соединения. Поэтому малый и средний бизнес рассматривается как строительный материал для роста логистики в арктических и субарктических регионах. Более того, стоит отметить, что к 2035 году объем морских перевозок на севере значительно вырастет.: от 20,2 млн. т в 2018 г. до 80 млн. т в 2024 г.; до 120 млн. т в 2030 г.; до 160 млн. т к 2035 г.
Для улучшения процесса развития малого предпринимательства в Арктике необходимо выполнить ряд задач, в том числе организовать государственную поддержку предпринимательской деятельности, привлечь частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов на на арктическом континентальном шельфе, диверсифицировать виды туризма, а также развитие ремесел коренных малочисленных народов Севера и так далее [4, с.837].
Арктические регионы развиваются в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», которая включает в себя три подпрограммы:
Создание условий для ускорения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации путем создания и обеспечения функционирования опорных зон развития;
Продвижение Северного морского пути для обеспечения арктической навигации;
Разработка технологий промышленного машиностроения, необходимых для добычи полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации.
Россия планирует к 2030 году более чем в шесть раз увеличить транзит по Северному морскому пути и в три раза увеличить свой арктический флот. Согласно словам экспертов, строительство атомного ледокола «Lider» обеспечит круглогодичную коммерческую скорость судоходства в северной Арктике.
Ключевыми факторами поощрения и развития предпринимательства являются инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Реализация масштабных инвестиционных проектов по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры приводит к активизации предпринимательской деятельности.
Объем и распределение инвестиционных потоков по наиболее важным отраслям промышленности свидетельствуют о значительных диспропорциях между различными регионами России [5, с.45]. Уровень инвестиции на душу населения (за исключением Республики Карелия и Архангельской области) в Арктических регионах значительно превышают средние значения по России. Кроме того, традиционно в двух нефтегазодобывающих регионах — Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах – уровень инвестиций на душу населения в десятки раз превышает значение других арктических регионов в целом.
Исключительное внимание можно уделено объемам инвестиций в социальную сферу как одному из ключевых направлений развития малого бизнеса [12, с.73]. Важно отметить, что четыре арктических региона, включая Мурманскую, Архангельскую области, Республику Коми и Республику Карелия, имеют уровень социальных инвестиций не менее чем в 1,5 раза выше среднего по России.
Благодаря частным пожертвованиям разных корпораций и системообразующих предприятий нефтегазодобывающие регионы могут вкладывать значительные средства в развитие конкретных отраслей и муниципальных организаций [7, с.86]. .
Однако, поскольку инвестиционные потоки в этих субъектах схожи со средними по стране и значительно выше, чем в других арктических регионах, таких как Мурманская и Архангельская области и Республика Карелия, почти все дорогостоящие крупные инвестиционные проекты требуют участия государства.
Рисунок 1. Темпы роста объема платных туристических услуг, предоставляемых населению (в %).
Акцентируем внимание, что в соответствии с темпами роста объема платных туристических услуг, оказываемых населению (рис. 1), наблюдается устойчивый рост, как в среднем, так и во всех регионах Арктики. Можно заметить, что все субъекты Арктического региона по этому показателю превышают средне уровень по стране. Среди них самые высокие темпы роста наблюдаются в Ямало-Ненецком автономном округе, что обусловлено реализацией масштабных инфраструктурных инвестиционных проектов.
Основными проблемами развития туризма и гостиничного бизнеса как одной из основных составляющих формирования малого бизнеса в Российской Арктике являются недостаточно развитый транспорт и логистика Арктической зоны и отсутствие интереса к развитию отрасли со стороны потенциальных инвесторов. Стоит отметить, что самые высокие темпы роста прибыльности от туристического бизнеса наблюдаются в регионах, где реализуются масштабные инфраструктурные инвестиционные проекты [9, с.66].
В российской арктической зоне проблемы с транспортом, высокие затраты на электроэнергию, оплату труда и льготы для рабочих, а также удаленность от административного центра на Крайнем Севере — это лишь некоторые из факторов, мешающих росту малых предприятий.
Если проблемы с благосостоянием бюджетных учреждений и крупных предприятий, работающих в Арктике, менее серьезны, то выживание малого бизнеса является прямой проблемой. Содействие развитию малого бизнеса через федеральную и региональную помощь в области предпринимательства, налоговые льготы, освобождение от проверок на некоторый срок и другие проекты, направленные на создание благоприятных условий, привлекло повышенное внимание со стороны правительства и международных форумов [8, с.37]. Кроме того, в последние годы правительство оказывает помощь малым фермерским хозяйствам из — за воздействия контрсанкций на продовольствие. В результате этих действий увеличилось число малых предприятий, особенно в сельском хозяйстве (таблица 1).
Таблица 1
Количество малых предприятий 2002-2018 гг. (Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы).
Объем государственного финансирования в последнее время сокращается, несмотря на небольшой рост числа малых предприятий в большинстве субъектов Российской Федерации.
Даже если в большинстве крупных субъектов Российской Федерации у малых предприятий наблюдается незначительный рост, государственное финансирование в последнее время сокращается. Можно предположить, что, возможно, это является результатом кризисных процессов, происходящих в стране. Таким образом, объем субсидий на поддержку малого бизнеса сократился на 40% в среднем по стране, будучи более чем в 2 раза ниже в некоторых регионах. Сокращение государственной поддержки, что влечёт за собой уменьшение объемов финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку малых предприятий, противоречит национальным приоритетам развития малого бизнеса, особенно в отдаленных северных районах.
Важнейшие экономические эффекты, широко задействованные предпринимателями Арктики в их деятельности и позволяющие сохранить жизнеспособность в условиях экстремальных условий, — это рента монополии и новаторства, ценовая дискриминация и перекрестное субсидирование в сотрудничестве с государственными и частными системами [10, с.63].
Заключение
В результате возможны выводы о тесной взаимосвязи между уровнем инвестиционной активности и инвестиционным климатом, сформированным в регионе, и степенью развития предпринимательства [6, с.37]. Кроме того, обозначена взаимосвязь между созданной транспортной и социальной инфраструктурой и уровнем развития и темпами роста малого бизнеса в регионах. Кроме того, существует обратная связь: чем интенсивнее развивается малый бизнес в регионе, тем выше доля его инвестиционного участия в региональной экономике [13, с.412]. .
Помимо всего прочего, в пределах самой Арктической зоны России ситуация в отношении факторов развития предпринимательства относительно неоднородна. Крупный бизнес почти полностью необходим для экономического роста в арктическом регионе.
В то же время социальная роль такого бизнеса, ориентированного в основном на добычу и эксплуатацию природных ресурсов Арктики, состоит в обеспечении приемлемого уровня доходов населения, а также в создании и поддержании элементов здоровой государственной инфраструктуры.
Библиографический список
1. Заседание Арктического совета SAO 2021. – Режим доступа: (https://oaarchive.arctic council.org/bitstream/handle/11374/2752/SAORU201_2021_Salekhard_06_Arctic-Cooperation-of-AC-and-AEC.pdf?sequence=1&isAllowed=y)2. Отчёт по деловой активности в Арктическом регионе. – Режим доступа: (https://businessindexnorth.com/sites/b/businessindexnorth.com/files/bin2020_290x220lqspreads_1.pdf)
3. Сборник статей: «Модели развития малого и среднего предпринимательства в условиях Арктики». – Режим доступа: (https://www.syktsu.ru/about/nd/conferens/arctica/СБОРНИК%2014.11.19.pdf)
4. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
5. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
6. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
7. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
8. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг - 2013. Рейтинг компаний // Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
9. Харакоз Ю.К. Практические рекомендации по организации бюджетирования // Аудитор. 2014. № 8. С. 65-71.
10. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
11. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
12. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
13. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.