Abstract: This article deals with the problem of the monetary policy of the Central Bank of Russia as a major regulatory institution in the formation of favorable conditions for organizations and enterprises of absolutely all sectors of the economy. Due to the unsustainable development of the Russian economy raises questions about the effective conduct of monetary policy of the state supervision and control bodies. In this context it becomes relevant estimation of the Central Bank of Russia as a major regulatory institution of the financial system and the definition of areas to maximize the role of the Central Bank in the financial and credit system. Today the economy is slowing down economic growth and reduced activity in the industrial sector. One reason for the slowdown is imposed on Russian economic sanctions, which have strengthened the existing real and financial sector difficulties. On the basis of this analysis issued by the Central Bank of macroeconomic development scenarios prepared by the evaluation of the implementation of each of these areas and their modernization.
Keywords: Monetary Policy, Central Bank of Russia, forecast, macroeconomic development scenario, monetary development, sanctions
Прогнозируемые результаты российской экономики до 2018 года будут обусловлены достаточно неопределенными. Конечно, прежде всего, это связано с внешними факторами, которые влияют на российскую экономику, такие как введенные экономические санкции против России, которые усугубили ситуацию на российском рынке. Кроме этого, существует неопределенность по отношению значимым для России ценам на нефть и другие энергоресурсы и будущая валютная политика крупных и развитых стран, которая определяет внешние финансовые условия для России.
Важный вклад в формирование устойчивого роста внесет восстановление инвестиционной деятельности и приток иностранных инвестиций на российский рынок. Это будет способствовать повышению производительности экономики и производительности на отдельных отраслях и рынках. Стоить рассмотреть проработку и внедрение мер по улучшению привлечения иностранных вложений в российскую экономику, которые будут непосредственно направлены на создание благоприятного инвестиционного климата и вовлечению в орбиту новых партнеров, что в свою очередь будет способствовать увеличению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и росту уровня ее конкурентоспособности [5].
В данных условиях Центральный Банк России будет стремиться к смягчению кризисных колебаний и обеспечение финансовой стабильности, что приведет к экономическому росту. По поводу режима таргетирования инфляции Центробанк старается определить четкие цели для экономики по поводу уровня инфляции.
ЦентроБанк рассматривает пять возможных сценариев о макроэкономическом развитии в период 2016-2018 годов [2]. В сценариях указаны возможные события, которые будут происходить, а также принимаются во внимание внешнеэкономические изменения 2014-2015 годов, например, последствия санкций и цен на мировом рынке энергоносителей.
В I сценарии ожидается возвращение прежней цены на нефть марки «Юралс» к уровню первой половины 2014 года и ее незначительный последовательный упадок. В этом сценарии также ожидается отмена введенных против России экономических санкций в III квартале 2016 года. Этот сценарий был наиболее близок к осуществлению, так как был весьма близок к изменениям макроэкономическим показателям ранее предусмотренных в базовом прогнозе Минэкономразвития России.
Банк России также рассмотрел еще четыре сценария, которые отличаются разными комбинациями цен на нефть и различной длительностью санкций [2]. В II и III сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть марки «Юралс» к середине 2016 года и их постепенным снижением. В IV и V сценариях ожидается падение цены на нефть до 80 долларов США за баррель и удержится на этом уровне до конца 2018 года. В II и IV предполагается, что экономические санкции против России будут отменены в III квартале 2016 года, в III и V – санкции все еще будут действовать до конца 2018 года.
В рамках III сценария предполагается рост цены на нефть марки «Юралс» до 94-96 долларов США за баррель и ее снижением до 90 долларов США за баррель к концу 2018 года. Последующая траектория снижения цен на нефть будет обусловлена вялым восстановлением мирового спроса на фоне замедления экономического роста в странах – крупнейших импортерах энергоресурсов (в первую очередь, в Китае), внедрения энергосберегающих технологий и переориентации на другие источники энергии. Также предполагается сохранение уровня инфляции на повышенном уровне к концу I квартала 2016 года и только потом уровень инфляции начнет снижаться. С учетом влияния внешних факторов со стороны предложения, а также воздействие на динамику цен со стороны денежно-кредитных условий ожидается снижение уровня инфляции до 6,2% — 6,4% во II квартале 2016 года, и постепенное снижение до желаемого уровня инфляции 4% — 4,6%.
IV и V сценарии характеризуются удержанием в 2016 году цен на нефть в диапазоне 84 – 86 долларов США за баррель и постепенным снижением до 80 долларов США за баррель в 2017 – 2018 годах. Для достижения среднесрочной цели по инфляции Центральному Банку понадобиться больше времени, чем предусмотрено в I сценарии (базовом), и поэтому потребуется проведение более жесткой денежно-кредитной политики со стороны Банка России [3]. Центробанк стремиться постепенно уменьшать уровень инфляции, не создавая угрозы чрезмерного охлаждения экономической активности, что может привести с высокому уровню безработицы.
Однако, I или же базовый сценарий, который является наиболее вероятным, предполагает, что геополитические риски будут сохранятся на высоком уровне [1]. Введенные уже санкции, а также неблагоприятная ситуация на финансовом рынке страны будет иметь пролонгированное действие. Это окажется сдерживающим фактором экономического роста в 2016 году, который направлен прежде всего на инвестиционную активность [5].
Во всех рассмотренных сценариях не исключена реализация дополнительных рисков, которые имеют возможность повлиять на инфляционную динамику и условия реализации монетарной политики. В частности, такими рисками могут являться скачки цен на продовольственные товары отличающихся высокой волатильностью. Их краткосрочное влияние может быть результатом со стороны предложения на внутреннем или мировом рынках в зависимости от результатов сельскохозяйственного года. Также значительное влияние могут оказать изменения в налоговой и государственно тарифной политике.
В рассмотренных выше сценариях о макроэкономическом развитии Банк России будет направлять свою деятельность на обеспечение финансовой и ценовой стабильности. Все пять сценария в среднесрочной перспективе предполагают инерционный характер развития экономики РФ. Поэтому решения, которые Банк России и Правительство РФ будут принимать в рамках реализации того или иного сценария развития, могут только усиливать сырьевую направленность развития российской экономики и ее зависимость от цен на энергоресурсы. Постепенно Российская Федерация улучшает макроэкономические показатели экономики, деятельность Центробанка, которая сейчас направлена на снижение инфляции в 2017 году до 4 %, эффективно показывает себя и поэтому можно сделать вывод, что те результаты, которые прогнозировал Центробанк, он в состоянии осуществить [6]. В целях обеспечения финансовой стабильности системы и также сохранения доверия к ней, Центральный Банк будет использовать широкий спектр инструментов, не исключая операции на внутреннем валютном рынке. Направление монетарной политики будет осуществляться исходя из оценки характера замедления российской экономики, состояния самой финансовой системы и влияния уменьшения деловой активности на динамику потребительских цен. Если политика будет следовать инфляционному таргетированию и при этом повысит доверие к возможностям Банка России осуществлять достижение целевых ориентиров, то при других равных условиях будет возможно поддержание более мягкой направленности монетарной политики.
Библиографический список
1. Аболихина, Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков [Электронный ресурс] / Г. А. Аболихина // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - N 1. - С. 37-42. – Режим доступа: http://www.fa.ru/projects/enp/Pages/archive.aspx2. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика Банка России в 2016-2018 гг. [Текст] / С. А. Андрюшин, В. К. Булачков, В. В. Кузнецова // Банковское дело. - 2015. - N 11. - С. 4-11.
3. Горюнов, Е. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика [Текст] / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. - 2015. - N 4. - С. 53-85.
4. Кроливецкая, В. Э. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовых санкций [Электронный ресурс] / В. Э. Кроливецкая. - Электрон. текстовые дан. - // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - N 1. - С. 19-25. – Режим доступа: http://giefjournal.ru/node/98
5. Семилов, Н. М. Оценка влияния инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на инвестиционные процессы в российской экономике / Н. М. Семилов, Ю. Г. Макаренко // Экономика и предпринимательство. - 2015г. - N 10. - С.146-149
6. http://www.cbr.ru