Abstract: In the course of analyzing the experience of the USSR, it was determined that success in the implementation of strategic projects was largely determined by a high concentration of resources in priority areas of development, strict personal responsibility of managers and executors, and large-scale information support for the process of conducting research work. It is proposed to partially use the methods of state support for strategic projects implemented in the economy of modern Russia.
Keywords: innovative project, financing of science and education, economic sanctions and restrictions, planned economy, project efficiency.
Введение
Российская экономическая система в настоящее время находится под воздействием ряда разнонаправленных дестабилизирующих факторов, среди которых наибольшее влияние имеют пандемия короновируса и вызванные им падение спроса на российский сырьевой экспорт, санкционные ограничения на международное сотрудничество, наложенные на страну США и их союзниками, высокая волатильность мирового финансового и прежде всего валютного рынка и др. Следует отметить, что наша страна уже сталкивалась с подобными проблемами в прошлом. Наиболее известными можно считать ограничения в торговле в соответствии с Парижским договором (1856 г.) по итогам Крымской войны, экономическая блокада Советской России в 2019-2020 г.г., эмбарго на торговые расчеты золотом в 1925 -1934 г. г., в послевоенный период в США и в ряде стран Европы и Азии доминировала так называемая «Доктрина Трумэна», направленная на сдерживание СССР по всем направлениям. Однако, несмотря на разрушенное в ходе военных действий народное хозяйство и угрозу новой войны, СССР сумел не только восстановить промышленность, поднять уровень жизни граждан, но и реализовать ряд стратегических проектов, среди которых космический и атомный проекты, прорыв в авиастроении, энергетике, а также в образовании, медицине и других направлениях технологического и социального развития. Это обстоятельство делает актуальной задачу изучения опыта СССР в реализации инновационных проектов.
Объектом исследования является экономическая система СССР и современной России, включая процессы организации и финансирования стратегических инновационных проектов. Методами исторического анализа и исторических аналогий в работе исследуется возможность применения элементов механизма организации и финансирования стратегических проектов, реализованных в СССР в экономической системе современной России.
Результаты
Анализ опыта СССР в реализации стратегических проектов Экономика СССР существовала в рамках административно-командной модели с периода 1978 по 1991 г. г с некоторыми отклонениями от генеральной линии (НЭП 1921-1929 г. г., перестройка 1987 г.). Система позволяла мобилизовать огромное количество ресурсов на стратегически важных направлениях, что приводила к успеху, хотя и порой ценой серьезных потерь.
Система предусматривала достаточно жесткую систему распределения, что значительно снижало риски срыва поставок сырья, материалов, комплектующих и других ресурсов, необходимых для реализации проекта. Иерархическая многоуровневая система управления включала в себя институты, планирования и контроля, среди которых ключевое место занимал Государственный Комитет по планированию (Госплан), Государственный Комитет по материально-техническому обеспечению (Госснаб), отраслевые министерства и территориальные ведомства и организации по снабжению и др. Госплан СССР осуществлял планирование не только в отраслевом разрезе, формируя планы для министерств и ведомств, но и в региональном – учитывая интересы входивших в состав СССР республик, а также краев и областей. Система устанавливала жесткие связи между предприятиями и позволяла снизить риски срыва поставок, влияющих на реализацию проектов. Такой подход позволил в тяжелые для страны послевоенные годы за достаточно короткий промежуток времени не только решить задачи обороноспособности страны, но и выйти на мировые рынки авиастроения, энергетики и в космической деятельности.
Важнейшими для страны были проекты по обеспечению обороноспособности страны. Именно здесь был дан импульс для развития космонавтики, гражданской авиации, атомной энергетики, связи и других видов экономической деятельности.
Так, в кратчайшие сроки были спроектированы и запущены в серию реактивные истребители МИГ-9, ЯК-15, дальний бомбардировщик Ту-16. Следует отметить, что с момента начала проектирования до первого испытательного полета уходило менее года, а серийно самолеты выпускались сразу после устранения выявленных испытателями проблем и доработок.
В последствии на базе дальнего бомбардировщика Ту-16 был создан первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104, причем с момента принятия Постановления Совета Министров СССР N 1172-516 от 11 июня 1954 года до первого испытательного полета 17 июня 1955 г. прошло чуть более года. Приблизительно в такие же сроки был разработан и начал коммерческие полеты другой массовый пассажирский самолет Ил-18. Строительство пассажирских самолетов на базе военных является примером успешного трансферта технологий ОПК в гражданский сектор экономики. Директивные методы планирования и финансирования проектов позволили в условиях политики «железного занавеса», проводимой США и их союзниками, в короткие сроки были реализованы атомный и космический проекты. Следует отметить, что в этих примерах успеху во многом способствовали информационная поддержка и особые условия финансирования проектов. Одной из характерных черт плановой экономики является, как принято считать, громоздкая система управления, которая не в состоянии оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды проекта. Для СССР в послевоенный период атомный проект являлся жизненно необходимыми и затягивание сроков его реализации было равносильно потере суверенитета. Для сокращения времени, необходимого на всевозможные межведомственные согласования 20 августа 1945 г. был сформирован Специальный комитет при Государственном Комитете Обороны (ГКО), руководителем которого был назначен второй человек в государстве — Л. П. Берия. Спецкомитет атомного проекта был необходим для координации работы предприятий исполнителей и был наделен полномочиями самостоятельно, без каких-либо согласований, получать и распределять все необходимые виды ресурсов.
Для создания необходимой инфраструктуры требовалось введение в строй ряда объектов, обеспечивающих проект необходимыми материалами и комплектующими. К числу таких инфраструктурных объектов можно отнести завод №817 (Маяк) по производству оружейного плутония, Научно-исследовательского вакуумного института (НИВИ), испытательных полигонов и др. Строительство этих и других инфраструктурных объектов было реализовано под руководством Первого Главного Управления при Совете Народных Комиссаров (ПГУ). Следует отметить широкое участие органов внутренних дел и государственной безопасности, обеспечивающих выполнение работ по всем направлениям проекта. После реализации проекта Спецкомитет, ПГУ и другие ведомства были преобразованы в Министерство среднего машиностроения. Таким образом, можно считать, что атомный проект в СССР был реализован за десять лет практически с нуля, если начинать отсчет с момента издания в сентябре 1942 г. распоряжения ГКО за №2352сс «Об организации работ по урану» до начала серийного производства ядерных боеприпасов в 1952 г. или семь лет до изготовления и успешного испытания в 1949 г. первого атомного устройства.
В СССР исследованиями в области ракетной техники занимались еще в 1921 г. в Газодинамической лаборатории при РККА, которая потом была преобразована в Реактивный институт при Наркомате тяжелой промышленности СССР [1]. Масштабные исследования в области космической деятельности начались в 1946 г. после Постановления СМ СССР №1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения». Изначально тяжелые ракеты рассматривались как средство доставки ядерных боеприпасов. Для реализации этой цели 13 мая 1946 г. на базе артиллерийского завода был создан Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР (Ныне Центральный научно-исследовательский институт машиностроения – АО ЦНИИМаш) [2].
Координацией и руководством работ занимался Комитет по ракетной технике при СМ СССР, в который входили эксплуатационная ракетная часть, полигоны, научно-исследовательские институты, среди которых особый вклад в развитие отечественной космической отрасли внесли СКБ-458 М.К. Янгеля и ОКБ-52 В. Н. Челомея. Вовлечение в работы ведущих ученых, конструкторов, инженеров и специалистов привело к творческому соперничеству, что значительно повысило качество и обоснованность технических решений в проектировании космических аппаратов [3].
Следует отметить, что для реализации проектов требуются не только финансовые и материальные ресурсы, но и высококвалифицированная рабочая сила. Одновременно с началом исследований, ведущие вузы страны начали готовить специалистов для работы на предприятиях авиа и ракетостроения, энергетики, приборостроения и др. Так, в 1945 г. был организован Московский инженерно-физический институт, где готовили ученых-ядерщиков, в Московском авиационном институте и Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана практически сразу после войны начали готовить специалистов по реактивным летательным аппаратам. Создание и обеспечение новых учебных заведений, факультетов и кафедр, где готовили специалистов шло параллельно строительству новых объектов стратегического значения. Организация работ в рамках административно-командной системы позволила существенно сократить сроки реализации проектов, хотя и требовала значительных затрат ресурсов. Позднее были предприняты попытки повысить эффективность проектов путем введения показателей материалоемкость и энергоемкость, но это не привело к желаемым результатам.
В СССР каждой стадии инновационного процесса соответствовали свои специализированные учреждения. Фундаментальными исследованиями занимались академические институты, прикладными разработками — отраслевые институты, освоение новой продукции и внедрение технологий планировалось на промышленных предприятиях. Такая разобщенность имела свои недостатки и в начале 70-х годов было принято решение объединить эти стадии инновационного цикла. В СССР получили распространение научно-производственные объединения (НПО), в состав которых входили научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытные производства и промышленные предприятия, получавших централизованное финансирование [4]. Положительный эффект имели и территориальные образования, такие как академгородки и закрытые административно-территориальные образования [5], в которых располагались в основном научные и промышленные организации оборонно-промышленного комплекса [6]. В работах отечественных ученых подчеркивается особая роль партийно-административного аппарата в управлении такими организациями.
Практика организации и финансирования проектов в современной России Экономические и политические реформы конца 80-х годов прошлого столетия предусматривали отход государства от директивного управления экономикой. Рыночные механизмы ориентировали экономических агентов к реализации наиболее эффективных, с минимальным уровнем риска проектов, характерных высокой доходностью, короткими сроками окупаемости. Так, значительный импульс в развитии получила сфера услуг, в том числе торговля, финансовый сектор, операции с недвижимостью и др., в то время как инновационный сектор экономики, включающий в себя предприятия обрабатывающей промышленности с высокой степенью технологического передела, научно-исследовательские организации и университеты достаточно быстро потеряли свой потенциал и оказались не готовы удовлетворить потребности общества и производства в новых разработках. Отечественные промышленные предприятия вынуждены были закупать технологические лицензии и оборудование за рубежом, а домохозяйства предпочитали импорт отечественной продукции. Государственное финансирование фундаментальных и прикладных исследований было существенно сокращено и экономика достаточно быстро перестроилась на потребление импортных товаров и услуг. В итоге инновационный цикл (разработки-производство-потребление) оказался разорванным, а образовавшийся вакуум на местных рынках был заполнен импортными товарами и услугами.
Финансирование проектов, имеющих стратегическое значение осуществляется посредством целевых программ, таких как Федеральная космическая программа России, Развитие гражданской морской техники, Развитие авиационной промышленности и др. Одним из недостатков практики финансирования проектов является несвоевременное выделение средств исполнителям. Денежные средства поступают предприятиям не в начале планового периода, а в III или даже IV квартале. В результате исполнители работ по проекту не успевают закупить необходимые материалы и комплектующие, рассчитаться с подрядчиками, что приводит к затягиванию сроков сдачи объектов заказчику и к удорожанию сметы. Вследствие этих и других причин можно наблюдать проблемы с реализацией инновационных проектов по стратегически важных направлениям в авиастроении и космической деятельности. В авиастроении «долгостроямим» можно считать проекты пассажирских самолетов МС-21, разработка которого ведется с 1993 г. и Sukhoj- Superjet-100. В космонавтике наблюдается затягивание сроков по проектам ракеты-носителя «Ангара», модуля Международной космической станции «Наука» и др. Эти проекты можно отнести к улучшающим инновациям, так как не являются, в отличие от советских проектов в гражданской авиации и космической деятельности, ранее неизвестными и принципиально новыми, а создаются на основе уже известных образцов техники.
Заключение
Положительные результаты опыта СССР в реализации стратегических проектов заключаются в масштабной государственной поддержке. Государство безвозмездно обеспечивало необходимой научно-технической информацией всех исполнителей проекта, что приводило к существенному сокращению времени на проведение научно-исследовательских работ. По наиболее перспективным направлениям научно-технического развития была осуществлена подготовка и переподготовка кадров по всем категориям работников. Предприятия и организации, участвующие в реализации проектов обеспечивались всеми необходимыми ресурсами в приоритетном порядке. Эти факторы способствовали достижению цели в кратчайшие сроки и могут быть использованы при реализации стратегических проектов в современной России. Для финансирования проектов могут использоваться кредитные ресурсы с низкой процентной ставкой, необходимое оборудование может быть предоставлено в финансовый или оперативный лизинг специализированными компаниями с государственным участием. В целях исключения бюрократической волокиты и устранения межведомственных барьеров необходимо учредить специальные органы управления проектом, наделенные особыми полномочиями для решения проблем разрешительного характера (регистрация, лицензирование и др.), а также финансирования, снабжения информацией и др.
Предложения по использованию опыта СССР могут существенно сократить сроки реализации стратегических проектов и будут способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности.
Благодарность
Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00350.
The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00350
Библиографический список
1. Анищенко Ю.А., Игнатенко А.А. Особенности космических проектов // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 7. С. 131-134.2. Пайсон Д.Б. Космическая промышленность «новая» и «старая». Уроки и перспективы совместного развития // Дайджест-финансы. 2013. № 6 (222). С. 43-51.
3. Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время ответственных решений // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 3 (354). С. 2-11.
4. Бабурин В.Л., Горлов В.Н. Производственные и научно-производственные объединения СССР как объекты экономико-географических исследований // Вестник. Московского. университета. Сер. 5. География. 1982. № 6. С. 32–37
5. Реут Г.А. Закрытые административно-территориальные образования Сибири: социализм за колючей проволокой; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2012. -350 с.
6. Кочетков А.В., Орагвелидзе А.Д. Региональное развитие в условиях научно-технической революции. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1977, 315 с