Индекс УДК 330.341.1
Дата публикации: 20.09.2019

Современные проблемы цифровизации промышленных предприятий в России

Modern problems of digitalization of industrial enterprises in Russia

Майоров Владимир Александрович
Соколова Ирина Сергеевна
1. Студент 3 курс
Пензенский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ
2.к.э.н., доцент
Пензенский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ

Mayorov Vladimir Alexandrovich
Sokolova Irina Sergeevna
1. 3 year student
Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
2. Ph.D., Associate Professor
Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые особенности формирования цифровой экономики России в сравнении с другими развитыми странами. В процессе проведенного исследования отмечено отсутствие единого научного определения цифровой экономики. Рассмотрены основные проблемы и возможные направления развития цифровизации отечественных промышленных предприятий, при этом основное внимание уделено развитию сферы услуг и государственного управления. Приведены примеры развития диверсификации промышленного производства среди предприятий ОПК.

Abstract: The article discusses the key features of the digital economy of Russia in comparison with other developed countries. In the course of the study, the absence of a single scientific definition of the digital economy was noted. The main problems and possible directions of development of digitalization of domestic industrial enterprises are considered, the main attention is paid to the development of services and public administration. Examples of the development of diversification of industrial production among defense enterprises are given.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, диверсификация промышленного производства, роботизация бизнес-процессов, искусственный интеллект.

Keywords: digital economy, digitalization, diversification of industrial production, robotization of business processes, artificial intelligence.


Понятие цифровизации промышленных предприятий тесно связано с внедрением новых технологий, роботизацией, искусственным интеллектом, 3D-моделированием и разработкой управляющих программ с ЧПУ и др. Все эти направления стали более доступными за счет высокоскоростной передачи данных в Интернете, снижения стоимости технологий и вычислительных мощностей.

Как показывают исследования, проведенные в 2018 году компанией KPMG, около 95% руководителей промышленных предприятий рассматривают цифровизацию, как возможность повышения производительности труда и развития бизнеса. Более 60% респондентов считают, что цифровизация создаст дополнительные рабочие места, а не сократит их [1].

По оценке Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова – цифровизация промышленности в ближайшие десять лет принесет в бюджет страны более 30 трлн. долл. США, а вклад всех сфер деятельности составит 100 трлн. долл. США. При этом он отметил активное развитие поставщиков промышленного оборудования и программных решений для будущих «умных фабрик» [2].

По мнению политолога Александра Механика в российской программе «Цифровая экономика» основной акцент делается на цифровизацию сферы услуг и государственного управления, а в развитых зарубежных странах с участием государства акцент делается на промышленность. В США такая программа называется «Промышленный ренессанс», в Китае – «Производство 2025», в Германии – «Промышленность 4.0» (Индустрия 4.0), во Франции – «Креативная индустрия» и т.д. [3]

По сути, «Индустрия 4.0» в настоящее время является новым этапом развития в индустриализации стран, направленным на поиск, разработку и внедрение новых промышленных технологий и инноваций, обеспечивая рост производительности труда и эффективность использования ресурсов [4].

По оценке швейцарского финансового холдинга «UBS Group AG» Россия занимает 31-е место в рейтинге стран получающих выгоды от «Индустрии 4.0».

В России понятие «цифровизация» сконцентрировано на создании новых видов сервисов, направленных на сбор и анализ данных с различных физических объектов и фактически не рассматривает вопросы изменения ситуации в производственной системе (производство, сбыт продукции, проектирование и т.д.), что предусмотрено в программе «Индустрия 4.0». По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, ежегодный эффект от внедрения элементов «Индустрии 4.0» в России к 2025 году составит от 1,3 до 4,1 трлн. рублей (рисунок 1) [5].

Рисунок 1. «Индустрия 4.0» в России

Россия по уровню цифровизации от других развитых стран сильнее всего отстает в обрабатывающей промышленности. Сегодня на долю российских товаропроизводителей приходится:

— в станкостроении – 2%;

— автомобилестроении – 10%;

— авиастроении – 20%;

— сельскохозяйственном машиностроении – менее 30%;

— тяжелом машиностроении – 36% [6].

Основной причиной отставания является дефицит оборудования с числовым программным управлением. Так, например, в Японии, более 90% станков относятся к данному классу, в США и Германии – более 70%, в Китае – около 30%, в России в 2016 году доля станков с ЧПУ составляла всего 10% с прогнозом роста до 33% к 2020 году [5].

Российские предприятия уделяют недостаточное внимание автоматизации производства. Так, в России на 10 тыс. рабочих приходится 3 промышленных робота, в среднем по миру данный показатель составляет 69, а в странах-лидерах по уровню цифровизации более 100 роботов (Япония, Китай, США). Доля российского рынка промышленных роботов составляет 0,25 % от общемирового объема, а в странах-лидерах от 15% до 25% [5].

В ходе проведенного исследования компанией KPMG были выявлены наиболее популярные для внедрения в российские компании цифровые технологии, показанные на рисунке 2 [1].

Рисунок 2. Цифровые технологии, используемые российскими компаниями

По мнению руководителей российских компаний, наибольший экономический эффект принесли решения по анализу больших данных и предиктивной аналитике, а также роботизация бизнес-процессов (рисунок 3).

Рисунок 3. Технологии, которые принесли наибольший экономический эффект

Около 69% руководителей компаний в ближайшие два года планируют внедрить технологии на основе анализа больших данных и предиктивной аналитики. Более 50% руководителей планируют продолжать роботизацию бизнес-процессов и использование инструментов на базе искусственного интеллекта.

По оценке экспертов Института статистических исследований и экономических знаний НИУ ВШЭ, темпы внедрения инноваций на промышленных предприятиях России в 4–5 раз ниже, чем в развитых странах [7].

По итогам рейтинга развития цифровой экономики среди более 60 стран мира, проведенного компанией MasterCard и Школы права и дипломатии им. Флетчера в Университете Тафтса среди перспективных и быстро развивающихся стран, но с низким уровнем развития цифровизации выделены: Россия, Китай, Малайзия и др. Динамика развития этих перспективных стран должна стать привлекательной для инвесторов [8].

В целях сокращения подобного неравенства и развития передовых технологий Правительством РФ был принят ряд нормативных документов. Так, 28 июля 2017 года была утверждена программа «Цифровая экономика России» направленная на создание условий для повышения благосостояния и качества жизни граждан, путем доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных технологий [9].

По оценке экспертов Института статистических исследований и экономических знаний НИУ ВШЭ за период с 2017 по 2030 годы вклад российской индустрии информации в рост ВВП может составить почти 4%, а цифровизации секторов экономики около 30%, но при соответствующем уровне инвестирования [10].

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрен рост затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в 3 раза до 2024 года [11]. Однако, эксперты Высшей школы экономики считают, на это потребуется увеличение затрат почти в 9 раз, на технологические инновации в 6 раз к 2030 году, а также необходимо будет увеличение численности работающих, занятых в сфере цифровых технологий.

Развитие цифровой инфраструктуры положительно скажется на увеличении темпов роста обрабатывающих отраслей, а также финансовый сектор, транспорт и строительство. Данные приведенные на рисунке 4, отражают динамику оценки вклада цифровизации в темпы роста добавленной стоимости отдельных секторов экономики [10].

Рисунок 4. Факторы добавленной стоимости секторов экономики, связанные с влиянием цифровых технологий (среднегодовые значения вклада факторов за период 2017–2030 гг., %)

Однако следует признать, что цифровизация промышленности во многом зависит как от государственной поддержки, так и от наличия собственных (заемных) ресурсов субъектов бизнеса.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Фондом развития промышленности создали государственную информационную систему промышленности (ГИСП), позволяющую предприятиям использовать сервисы электронных площадок [12]. По информации Минпромторга России за 2018 год, количество доступных сервисов (ГИСП) выросло в 2 раза и превысило более 300 наименований. Наиболее востребованным сервисом ГИСП является «Навигатор мер поддержки», который охватывает более тысячи федеральных и региональных мер поддержки.

Как сообщил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.С. Осьмаков, количество электронных сделок, заключенных при помощи платформы составило свыше 1,2 трлн. рублей, что на 20% выше показателя 2017 года.

Свыше 100 тысяч производителей и поставщиков представлены в каталоге промышленной продукции, насчитывающим более 266 тысяч наименований продукции. Кроме того в каталог вошли более 9 тысяч наименований продукции гражданского и двойного назначения от предприятий ОПК, что в 3,6 раза выше показателя 2017 года [13].

В 2018 году ГИСП совместно с порталом innokam.pro был запущен сервис «Иннокам.про», способствующий развитию кооперации производителей товаров и услуг, гарантирующий обеспечение предприятий заказами на продукцию.

С сентября 2018 года Фонд развития промышленности России приступил к приему заявок по новой программе «Цифровизация промышленности», которая направлена на оптимизацию производственных процессов на предприятиях, путем внедрения цифровых и технологических решений.

Процентная ставка по новой программе зависит от проекта и может составлять от 1% до 5% годовых. Производители смогут получать льготные займы на сумму от 20 до 500 млн. рублей на срок до пяти лет. При этом необходимо софинансирование со стороны заявителя или частных инвесторов не менее 20 процентов от бюджета проекта [14].

Среди отечественных предприятий лидерами в цифровизации производства выступают такие компании, как ПАО «Ростелеком», ПАО «Газпром нефть», ОАО «РЖД», Госкорпорации «Ростех» и «Росатом». Наиболее успешно применяются элементы цифровизации на предприятиях авиационной и автомобильной промышленности. Хорошие результаты были достигнуты ОАО «РЖД» и Госкорпорация «Ростех», объединив усилия по цифровизации трансформации российских железных дорог. Это программно-аппаратные комплексы для диагностики и мониторинга объектов с использованием беспилотников и электронных мобильных обходчиков, радиолокационные датчики скорости железнодорожных вагонов и др.

Однако это единичные положительные примеры. Согласно проведенным исследованиям компании «Цифра», только около 14% предприятий базовых отраслей промышленности в России находятся в высокой стадии готовности к цифровой трансформации [15].

Тормозом в развитии информационных технологий и цифровизации промышленности в России длительное время оставалась закрытость товарных рынков. Распределение финансирования и планов выполнения госзаказов по указанию «свыше» в СССР считалось нормой и не составляло достойной конкуренции среди промышленных предприятий. Поэтому до настоящего времени многие крупные предприятия, особенно состоящие в оборонно-промышленном комплексе, неохотно принимают решение по внедрению элементов цифрового производства.

Недостаточное обновление производственных мощностей и оборудования на предприятиях привело к высокому износу основных фондов и росту производственных затрат. По данным Росстата, износ основных фондов на 1 января 2018 года составил 47,3%, в том числе в «обрабатывающих производствах» около 50% [16].

Руководители предприятий с целью снижения себестоимости и повышения производительности труда занимаются техническим перевооружением и модернизацией производства, прибегают к распределению автоматизированного производства, т.е. кооперации. Программа «Цифровая экономика России» принятая Правительством Российской Федерации в 2017 году, должна способствовать диверсификации оборонной промышленности, имеющей уникальные наработки в сфере цифровой безопасности, программного обеспечения, автоматизированных систем управления, хранении и передачи данных.

Так, к примеру, в Пензенской области удельный вес гражданской продукции в 2018 году по отношению к 2017 году в общем объеме произведенной продукции вырос на 4% и составил около 17% [17].

Номенклатура гражданской продукции выпускаемой пензенскими предприятиями ОПК включает в себя: оборудование для железнодорожной отрасли, бытовую технику, средства электронного документооборота, сельскохозяйственную технику, программно-аппаратные средства связи, металлообрабатывающие станки, системы учета энергоресурсов, технические средства охраны и многое другое. Отдельная продукция Пензенских предприятий стала уникальной для России [18].

На предприятии АО ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» созданы системы контроля и управления доступом на спортивные объекты, которые высоко себя зарекомендовали на Олимпиаде в Сочи – 2014 г. и Чемпионате мира по футболу – 2018 г.

По заказу Госкорпорации «Ростех» в 2019 году группа Пензенских предприятий ОПК получила заказ на выпуск интеллектуального прибора учета электроэнергии «Милур» (450 тыс. изделий) на сумму около 9 млрд. руб., которая позволяет строить системы «Умный дом» и «Умный город» [18].

АО «НИИФИ» реализует до 2021 года проект по разработке интеллектуальной системы по определению нагрузки на рельсы от колес тягового подвижного состава железнодорожных поездов в интересах ОАО «РЖД».

АО НПП «Рубин» участвует в пилотном проекте по обеспечению услугами связи и Интернета более 180 населенных пунктов Республики Бурятия. Стоимость проекта составляет более 2,4 млрд. рублей. Кроме того, для рынка промышленной автоматизации предприятием разработан проект «АСУ ТП», для производства птицы «Умный птичник» с применением системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), которая позволит обеспечить распределенный многоуровневый доступ для мониторинга и управления технологическими процессами производства птицы.

В регионе развивается и станкостроение. Компанией ООО «СтанкоМашСтрой» в 2015 году запущен первый производственный цех по сборке металлообрабатывающего оборудования [18]. На предприятии не только наладили производство востребованных токарно-винторезных станков, токарных обрабатывающих центров, но и активно продвигают их на рынке. По итогам 2017 года компания вошла в тройку крупнейших поставщиков металлообрабатывающего оборудования России.

Пензенские предприятия активно участвуют в реализации государственных программ Российской Федерации. От Пензенской области в Фонд развития промышленности России по программе «Цифровизация промышленности» подана заявка АО НПП «Рубин» с реализацией проекта «Создание и производство универсального программно-технического комплекса АСУ для реализации отраслей промышленности с использованием технологий цифрового производства». Стоимость проекта составляет 100 млн. рублей [18]. Проект направлен на реализацию принципов цифрового пространства в деятельности предприятий с целью обеспечения сквозного автоматизированного проектирования, планирования и управления материальными ресурсами, организации производства продукции и других бизнес процессов в различных отраслях промышленности.

Использование технологий цифрового производства позволит сократить сроки и затраты при проектировании и производстве новых продуктов. Объем продаж новой продукции за 4 года составит 306 млн. рублей. Рост выработки на одного сотрудника составит не менее 5% в год.

В заключении, можно сделать вывод о том, что при текущей ситуации в основе цифровизации страны еще длительное время будут преобладать импортное оборудование и компоненты. Высокая степень износа производственных фондов и низкий уровень загрузки производственных мощностей промышленных предприятий будут существенно тормозить рост производительности труда и создание передовых технологий.

Кроме того, процесс цифровизации в стране будет развиваться неравномерно. Наиболее активно он будет проходить в тех регионах и городах, где сконцентрированы интеллектуальные трудовые ресурсы и высокоразвитые промышленные отрасли и технологии. Это Центральный, Уральский, Северо-западный округа субъектов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара и др.). Менее активно в тех регионах, которые исторически занимались поставками комплектующих для крупных сборочных предприятий страны в сфере: автомобилестроения и судостроения, нефтяных и газовых компаний, Российских железных дорог, Роскосмоса и т.д.

В целях обеспечения устойчивого роста экономики России, необходимо изучать успешный опыт поддержки и внедрения цифровых технологий в развитых странах и определить собственные приоритеты развития отраслей промышленности.

Особое внимание следует уделить предприятиям оборонно-промышленного комплекса, имеющим богатый научный и технический потенциал, располагающими собственными разработками, гражданского и двойного назначения, направленным на цифровизацию экономики страны.

Реализация программы «Цифровая экономика» в условиях западных экономических санкций должна способствовать снижению доли присутствия иностранного серверного и телекоммуникационного оборудования, а также программного обеспечения.

Библиографический список

1. Цифровые технологии в российских компаниях. – Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf/ (дата обращения: 20.05.2019).
2. Официальный сайт международной промышленной выставки «Иннопром-2018». – Режим доступа: https://www.innoprom.com/ (дата обращения: 20.05.2019).
3. Механик: кому выгодна цифровизация // Центр прикладных исследований и программ. – Режим доступа: http://www.prisp.ru/analitics/1538-mehanik-o-cifrofizacii-i-komu-eto-vygodno-0801/ (дата обращения: 20.05.2019).
4. Пивоварова М.Г. Индустрия 4.0 и перспективы цифровизации российских предприятий // Дельта науки. – 2018. – №1. – С. 27–30.
5. Цифровая Россия: новая реальность // Digital McKinsey. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.ashx/
(дата обращения: 20.05.2019).
6. Обрабатывающая промышленность в России и в мире (сравнительный анализ 13 стран). – Режим доступа:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obrabatyvayuschaya-promyshlennost-v-rossii-i-v-mire-sravnitelnyy-analiz-13-stran-20180816061422/ (дата обращения: 20.05.2019).
7. Деловой климат в промышленности в апреле 2017 г. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 23 с.
8. Digital Evolution Index 2017. – Режим доступа: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/mastercard-и-школа-права-и-дипломатии-им-флетче/ (дата обращения: 20.05.2019).
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // КонсультантПлюс.
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/
(дата обращения: 20.05.2019).
10. Вклад цифровизации в рост российской экономики. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2018/07/04/1152915836/NTI_N_91_04072018.pdf/
(дата обращения: 20.05.2019).
11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 20.05.2019).
12. Государственная информационная система промышленности // Минпромторг России. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ministry/infosys/gisp/
(дата обращения: 20.05.2019).
13. Официальный сайт государственной информационной системы промышленности. – Режим доступа: https://gisp.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
14. Программа «Цифровизация промышленности» // Фонд развития промышленности. – Режим доступа: http://frprf.ru/zaymy/tsifrovizatsiya-promyshlennosti/ (дата обращения: 20.05.2019).
15. Пора устранять цифровой перекос // Эксперт. – 2018. – № 43(1094). – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2018/43/pora-ustranyat-tsifrovoj-perekos/
(дата обращения: 20.05.2019).
16. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. // Росстат. – M., 2018. – 522 с.
17. Официальный портал Правительства Пензенской области. – Режим доступа: http://pnzreg.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
18. Официальный сайт Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области. – Режим доступа: http://prom.pnzreg.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).