Индекс УДК 351.82
Дата публикации: 02.09.2020

Прогрессивная шкала налогообложения как инструмент обеспечения социальной справедливости в социальном государстве

Progressive scale of taxation as a tool for ensuring social justice in a social state

Сидорин Андрей Владимирович
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Института экономики и управления
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»

Sidorin Andrey Vladimirovich
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of state and municipal management,
Institute of economics and management,
Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky
Аннотация: В статье раскрывается роль прогрессивной шкалы налогообложения в качестве одного из основных инструментов, обеспечивающих реализацию принципа социальной справедливости в современном социальном государстве. Обосновывается необходимость внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в России. Рассматриваются принципы построения прогрессивной шкалы налогообложения в Российской Федерации с учетом социальных и культурно-исторических особенностей страны.

Abstract: The article reveals the role of the progressive scale of taxation as one of the main tools that ensure the implementation of the principle of social justice in a modern social state. The necessity of applying a progressive scale of taxation in Russia is justified. The principles of constructing a progressive scale of taxation in the Russian Federation, taking into account the social and cultural features of the country, are considered.
Ключевые слова: прогрессивная шкала налогообложения, социальное государство, социальная справедливость, социальное неравенство, подоходный налог.

Keywords: progressive scale of taxation, social state, social justice, social inequality, income tax.


В соответствии со Статьей 7. Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Такое декларативное утверждение российского государства о самом себе ко многому обязывает, поскольку «социальное государство» как форма общественного устройства на сегодняшний день признается самым высоким стандартом отношений между государством и обществом [2, с. 30].

Государство, которое позиционирует себя как «социальное», обязуется взять на себя ответственность за обеспечение четко обозначенных и признаваемых социумом норм социальной защищенности, а также вполне определенного уровня экономического благополучия всех своих граждан.

В связи с этим отличительной особенностью социального государства является установление целого ряда социальных стандартов (важнейшими из которых являются потребительская корзина, прожиточный минимум и МРОТ).

Кроме этого, одним из важнейших индикаторов социального государства является факт реализации в жизни общества принципов социальной справедливости, которая в общем виде представляет собой «определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения» [3, с. 427].

Социальная справедливость является настолько важным атрибутом социального государства, что в ряде стран (в частности, таких как Индия, Португалия, Сальвадор, Бразилия, Польша), это понятие включено в соответствующие положения их конституций.

В Конституции Российской Федерации понятия «социальная справедливость» нет, но оно присутствует в ряде других нормативно-правовых актов, в частности, таких как Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. и Федеральный закон «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г.

Понятие социальной справедливости, а также вопросы, связанные с поиском оптимальных путей ее достижения, активно обсуждаются российским научным и экспертным сообществом [4], [5], [6], [7], что вполне закономерно, поскольку проблемы, связанные с социальной справедливостью, касаются всех основных сфер современного российского общества.

Активность обращения к данному понятию в России также во многом обусловлена фактором исторической преемственности по отношению к Советскому Союзу, где понятие «справедливости» являлось одним из краеугольных камней всей государственной идеологии.

Социальная справедливость представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие. Как уже отмечалось, оно затрагивает все сферы жизни общества – политическую, социальную, духовную и экономическую. Применительно к последней, социальная справедливость выступает как мера равенства в социуме, в котором все индивидуумы изначально неравны между собой в силу целого ряда биологических, исторических, экономических, политических и социальных факторов.

Системное несоблюдение принципа социальной справедливости само по себе чревато для российского государства многими негативными социально-экономическими последствиями. А с учетом растущей напряженности в мире оно может быть использовано внешними силами для «раскачки» ситуации в стране. Тем более что существуют вполне объективные основания для недовольства большого числа граждан по самому широкому кругу социально-экономических проблем, корнями многих из которых являются накапливающиеся системные диспропорции в распределении совокупного общественного продукта между различными слоями населения.

Наглядным количественным показателем такой диспропорции выступает коэффициент Джини, который представляет собой статистический индикатор неравномерности распределения доходов в обществе. В таблице 1. представлена динамика изменений данного показателя в России за последнее десятилетие.

Таблица 1

Распределение общего объема денежных доходов населения и коэффициент Джини в Российской Федерации в период 2010-2019 гг.

ГодыСовокупные денежные доходы населения всего, в %в том числе по 20-процентным группам населения,

в %

Коэффициент Джини

(в процентном выражении)

1-я (с наименьшими доходами)2-я3-я4-я5-я (с наибольшими доходами)
20101005,29,814,822,547,742,1
20111005,29,914,922,647,441,7
20121005,29,814,922,547,642,0
20131005,29,914,922,647,441,7
20141005,39,915,022,647,241,5
20151005,310,115,022,647,041,2
20161005,310,115,022,647,041,2
20171005,310,115,122,646,941,1
20181005,310,015,022,647,141,3
2019*1005,310,115,122,646,941,1

* Данные за 2019 г. – предварительные.

Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].

Данные, представленные в таблице 1., свидетельствуют о том, что коэффициент Джини в России на протяжении последнего десятка лет остается стабильно высоким (более 40), что подтверждает тезис о весьма существенной степени неравномерности распределения доходов в обществе. По данному показателю российское государство находится на одном уровне с такими странами как Турция (коэф. Джини – 41,9 по состоянию на 2016 г.), Мексика (коэф. Джини – 43,4 по состоянию на 2016 г.), США (коэф. Джини – 41,5 по состоянию на 2016 г.) [9, с. 108]. Но при этом для России ситуация дополнительно усугубляется субъективными социально-психологическими факторами, а, в частности, тем, что лавинообразный рост неравенства в обществе в нашей стране произошел лишь за последние несколько десятилетий, прошедших с момента развала Советского Союза. Данный факт приводит к тому, что российскими гражданами неравномерность распределения доходов в обществе воспринимается более болезненно и критично, что приводит к дополнительному напряжению в социальной, духовной и политической сфере.

Однако следует отметить, что проблема острого социального неравенства и существенных диспропорций в обществе, с которой столкнулась наша страна, не является уникальной с точки зрения мирового опыта и международной практики. В мире накоплен существенный опыт противодействия негативным тенденциям расслоения общества. В настоящее время есть ряд высокоразвитых стран, таких, в частности, как Австрия, Бельгия, Германия и др., у которых показатель Джини находится в пределах порядка от 25% до 30%. Анализ позитивного опыта таких стран показывает, что для смягчения процесса расслоения в обществе в каждом случае применяется свой специфический набор конкретных методов. Но при этом ядром такого комплекса мер практически всегда выступает прогрессивная шкала налогообложения, при использовании которой происходит увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы.

Прогрессивная шкала налогообложения с 1998 года действовала и в Российской Федерации. Однако в силу сложности ее администрирования для российского государства образца начала «нулевых» и наличия в стране в тот период времени огромной доли теневой экономики ее действие в 2001 году было отменено. С указанного момента и по настоящее время в России действует пропорциональная (плоская) шкала налогообложения с единой ставкой подоходного налога в размере 13%.

За два неполных десятилетия действия плоской шкалы налогообложения в стране сложился как круг ее противников, так и круг ее сторонников. При этом последние в качестве одного из основных аргументов в пользу пропорциональной шкалы приводят утверждение о том, что именно она является более справедливой, поскольку при использовании такого подхода все граждане выплачивают в бюджет равные в процентном выражении доли своих доходов. Это, по мнению защитников плоской шкалы, гарантирует всем членам общества равные возможности в реализации своих возможностей. (Просто богатые, по их утверждению, за счет своего более высокого потенциала – большей активности, целеустремленности, воли и т.д. – достигают более высокого уровня материального благополучия).

Однако равенство здесь наблюдается лишь поверхностный взгляд. Человек, среднемесячный доход которого составляет 20.000 рублей, выплачивая в бюджет 2.600 рублей подоходного налога, фактически отдает что-то со своего стола или из шкафа с одеждой. Ведь при таком уровне дохода человек расходует денежные средства лишь на предметы первой необходимости, поскольку они составляют практически 100% в структуре его расходов.

С другой стороны в структуре расходов человека, среднемесячный доход которого составляет 200.000 рублей, предметы первой необходимости занимают менее 50%. Соответственно, уплачивая подоходный налог в размере 26.000 рублей, человек жертвует уже чем-то из предметов «не первой» необходимости или даже роскоши.

Еще одним аргументом в пользу прогрессивной шкалы является тот факт, что многие составляющие внутреннего потенциала человека носят врожденный характер и лишь опосредованно зависят от личных целенаправленных усилий по их приобретению или развитию. Высокий уровень врожденного интеллекта или «предпринимательская жилка» – это, по сути, «клад», найденный человеком, или полученный им подарок, который на условном уровне вполне может рассматриваться как объект налогообложения.

Кроме того, малообеспеченные граждане в сравнении со своими более состоятельными согражданами вынуждены платить гораздо более высокий «инфляционный налог» (особенно в периоды кризисов, когда в значительно большей степени дорожают самые насущные блага, а не предметы роскоши).

Помимо вышесказанного, не менее важным на наш взгляд вопросом, чем обоснование необходимости внедрения прогрессивной шкалы, является проблема поиска оптимальной ее модели.

«Идеальной» является ситуация с применением непрерывной функции для определения размера подоходного налога. Однако на практике в странах, использующих прогрессивную шкалу налогообложения (в силу большей простоты администрирования) применяется дискретная шкала с тем или иным количеством ступеней.

На наш взгляд, для России оптимальной стала бы пятиступенчатая шкала, «рубежные» точки которой определялись бы идеальными соображениями соответствия общественным представлениям о социальной справедливости – т.е. носили бы в первую очередь смысловую нагрузку и выполняли «символическую» роль. А далее – уже непосредственно научную основу должны получить конкретные числовые значения диапазонов на оси размеров доходов граждан, а также сами процентные ставки подоходного налога для каждого диапазона.

В связи со сказанным выше предлагается выделение следующих пяти ступеней для построения прогрессивной шкалы налогообложения в Российской Федерации.

1-я ступень – для уровня доходов в диапазоне от нуля до размера прожиточного минимума. (Для этой ступени ставка подоходного налога, по нашему мнению, должна составлять 0%).

2-я ступень – для уровня доходов от размера прожиточного минимума до размера минимального потребительского бюджета. «Минимальный прожиточный бюджет» – новый для России показатель качества жизни, который в настоящее время активно предлагается к внедрению в нормативно-правовую базу и в экономическую практику российскими профсоюзами. Под «минимальным прожиточным бюджетом» Федерация независимых профсоюзов России понимает бюджет, который «позволит обеспечить работника не только материальными благами, но и возможностью отдыхать, восстанавливать свои физиологические, психические и умственные способности» [10]. (По расчетам специалистов ФНПР данный показатель для России в 2020 году должен составлять 40 тысяч рублей).

3-я ступень – для уровня доходов от минимального потребительского бюджета до «свободного бюджета», под которым следует понимать доход, превышающий расходы на все объективные потребности современного человека и позволяющий приобретать предметы роскоши без ущерба для текущего уровня потребления. (Количественные критерии для определения порогового значения «свободного бюджета» требуют отдельного научно-экономического обоснования).

4-я ступень – для уровня доходов от «свободного бюджета» до «политического бюджета», под которым нами понимается доход, превышающий все возможные личные совокупные расходы (включая предметы роскоши) и дающий возможности индивиду реализовывать  свои политические амбиции и претендовать на место в группе «сильных мира сего». (Количественные критерии для определения порогового значения «политического бюджета» также требуют отдельного обоснования).

5-я ступень – для уровня доходов с момента возникновения «политического бюджета» и выше. На этой ступени деньги перестают для человека играть роль инструмента удовлетворения его личных потребностей (вернее эта их роль становится вторичной), а становятся инструментом трансформации окружающего его мира, начинаю выполнять «политические функции».

Таким образом, предлагаемая к воплощению модель налогообложения доходов граждан способна оперативно снять ряд наиболее острых вопросов в общественно-политической повестке современного российского общества, а также напрямую воплотить на практике идеи социальной справедливости и приблизить Россию к идеалу подлинного социального государства.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/
2. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. – 2012. – № 5(95). – С. 30-44.
3. Вартанова М.Л. Роль социальной политики государства в повышении уровня жизни населения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 1(35) . – С. 425-434.
4. Чиркин В.Е. Социальная справедливость в конституционном праве // Журнал российского права. – 2016. – N° 7. – С. 5-12.
5. Чернов А.В. Патернализм и принцип социальной справедливости как атрибуты социального государства // Управленец: научно-аналитический журнал (УрГЭУ-СИНХ). – 2014. – № 4 (50). – С. 38-41.
6. Мандрыка Е.В. Формирование социального государства: от идей справедливости и равенства до конституционного принципа // Этносоциум и межнациональная культура. – 2018. – № 4 (118). – С. 105-112.
7. Устинович Е.С. Социальная справедливость в социальном государстве // Социальная политика и социальное партнерство. – 2018. – № 10. – С. 18-22.
8. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения [Электронный ресурс]: стат. сб. / Федер. служба гос. Статистики. – 2019. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-2-2(1).doc, свободный (дата обращения: 15.09.2020). – Загл. c экрана.
9. Россия и страны мира. 2018: Статистический сб./Росстат. – M., 2018. – 375 c.
10. ФНПР: прожиточный бюджет должен быть не меньше 40 тысяч рублей на человека [Электронный ресурс] // Новые известия. – 2020. – 13 января 2020 г. URL: https://newizv.ru/news/economy/13-01-2020/fnpr-prozhitochnyy-byudzhet-dolzhen-byt-ne-menshe-40-tysyach-rubley-na-cheloveka (дата обращения: 03.09.2020).