Abstract: The article reveals the role of the progressive scale of taxation as one of the main tools that ensure the implementation of the principle of social justice in a modern social state. The necessity of applying a progressive scale of taxation in Russia is justified. The principles of constructing a progressive scale of taxation in the Russian Federation, taking into account the social and cultural features of the country, are considered.
Keywords: progressive scale of taxation, social state, social justice, social inequality, income tax.
В соответствии со Статьей 7. Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Такое декларативное утверждение российского государства о самом себе ко многому обязывает, поскольку «социальное государство» как форма общественного устройства на сегодняшний день признается самым высоким стандартом отношений между государством и обществом [2, с. 30].
Государство, которое позиционирует себя как «социальное», обязуется взять на себя ответственность за обеспечение четко обозначенных и признаваемых социумом норм социальной защищенности, а также вполне определенного уровня экономического благополучия всех своих граждан.
В связи с этим отличительной особенностью социального государства является установление целого ряда социальных стандартов (важнейшими из которых являются потребительская корзина, прожиточный минимум и МРОТ).
Кроме этого, одним из важнейших индикаторов социального государства является факт реализации в жизни общества принципов социальной справедливости, которая в общем виде представляет собой «определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения» [3, с. 427].
Социальная справедливость является настолько важным атрибутом социального государства, что в ряде стран (в частности, таких как Индия, Португалия, Сальвадор, Бразилия, Польша), это понятие включено в соответствующие положения их конституций.
В Конституции Российской Федерации понятия «социальная справедливость» нет, но оно присутствует в ряде других нормативно-правовых актов, в частности, таких как Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. и Федеральный закон «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г.
Понятие социальной справедливости, а также вопросы, связанные с поиском оптимальных путей ее достижения, активно обсуждаются российским научным и экспертным сообществом [4], [5], [6], [7], что вполне закономерно, поскольку проблемы, связанные с социальной справедливостью, касаются всех основных сфер современного российского общества.
Активность обращения к данному понятию в России также во многом обусловлена фактором исторической преемственности по отношению к Советскому Союзу, где понятие «справедливости» являлось одним из краеугольных камней всей государственной идеологии.
Социальная справедливость представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие. Как уже отмечалось, оно затрагивает все сферы жизни общества – политическую, социальную, духовную и экономическую. Применительно к последней, социальная справедливость выступает как мера равенства в социуме, в котором все индивидуумы изначально неравны между собой в силу целого ряда биологических, исторических, экономических, политических и социальных факторов.
Системное несоблюдение принципа социальной справедливости само по себе чревато для российского государства многими негативными социально-экономическими последствиями. А с учетом растущей напряженности в мире оно может быть использовано внешними силами для «раскачки» ситуации в стране. Тем более что существуют вполне объективные основания для недовольства большого числа граждан по самому широкому кругу социально-экономических проблем, корнями многих из которых являются накапливающиеся системные диспропорции в распределении совокупного общественного продукта между различными слоями населения.
Наглядным количественным показателем такой диспропорции выступает коэффициент Джини, который представляет собой статистический индикатор неравномерности распределения доходов в обществе. В таблице 1. представлена динамика изменений данного показателя в России за последнее десятилетие.
Таблица 1
Распределение общего объема денежных доходов населения и коэффициент Джини в Российской Федерации в период 2010-2019 гг.
Годы | Совокупные денежные доходы населения всего, в % | в том числе по 20-процентным группам населения, в % | Коэффициент Джини (в процентном выражении) | ||||
1-я (с наименьшими доходами) | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я (с наибольшими доходами) | |||
2010 | 100 | 5,2 | 9,8 | 14,8 | 22,5 | 47,7 | 42,1 |
2011 | 100 | 5,2 | 9,9 | 14,9 | 22,6 | 47,4 | 41,7 |
2012 | 100 | 5,2 | 9,8 | 14,9 | 22,5 | 47,6 | 42,0 |
2013 | 100 | 5,2 | 9,9 | 14,9 | 22,6 | 47,4 | 41,7 |
2014 | 100 | 5,3 | 9,9 | 15,0 | 22,6 | 47,2 | 41,5 |
2015 | 100 | 5,3 | 10,1 | 15,0 | 22,6 | 47,0 | 41,2 |
2016 | 100 | 5,3 | 10,1 | 15,0 | 22,6 | 47,0 | 41,2 |
2017 | 100 | 5,3 | 10,1 | 15,1 | 22,6 | 46,9 | 41,1 |
2018 | 100 | 5,3 | 10,0 | 15,0 | 22,6 | 47,1 | 41,3 |
2019* | 100 | 5,3 | 10,1 | 15,1 | 22,6 | 46,9 | 41,1 |
* Данные за 2019 г. – предварительные.
Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].
Данные, представленные в таблице 1., свидетельствуют о том, что коэффициент Джини в России на протяжении последнего десятка лет остается стабильно высоким (более 40), что подтверждает тезис о весьма существенной степени неравномерности распределения доходов в обществе. По данному показателю российское государство находится на одном уровне с такими странами как Турция (коэф. Джини – 41,9 по состоянию на 2016 г.), Мексика (коэф. Джини – 43,4 по состоянию на 2016 г.), США (коэф. Джини – 41,5 по состоянию на 2016 г.) [9, с. 108]. Но при этом для России ситуация дополнительно усугубляется субъективными социально-психологическими факторами, а, в частности, тем, что лавинообразный рост неравенства в обществе в нашей стране произошел лишь за последние несколько десятилетий, прошедших с момента развала Советского Союза. Данный факт приводит к тому, что российскими гражданами неравномерность распределения доходов в обществе воспринимается более болезненно и критично, что приводит к дополнительному напряжению в социальной, духовной и политической сфере.
Однако следует отметить, что проблема острого социального неравенства и существенных диспропорций в обществе, с которой столкнулась наша страна, не является уникальной с точки зрения мирового опыта и международной практики. В мире накоплен существенный опыт противодействия негативным тенденциям расслоения общества. В настоящее время есть ряд высокоразвитых стран, таких, в частности, как Австрия, Бельгия, Германия и др., у которых показатель Джини находится в пределах порядка от 25% до 30%. Анализ позитивного опыта таких стран показывает, что для смягчения процесса расслоения в обществе в каждом случае применяется свой специфический набор конкретных методов. Но при этом ядром такого комплекса мер практически всегда выступает прогрессивная шкала налогообложения, при использовании которой происходит увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы.
Прогрессивная шкала налогообложения с 1998 года действовала и в Российской Федерации. Однако в силу сложности ее администрирования для российского государства образца начала «нулевых» и наличия в стране в тот период времени огромной доли теневой экономики ее действие в 2001 году было отменено. С указанного момента и по настоящее время в России действует пропорциональная (плоская) шкала налогообложения с единой ставкой подоходного налога в размере 13%.
За два неполных десятилетия действия плоской шкалы налогообложения в стране сложился как круг ее противников, так и круг ее сторонников. При этом последние в качестве одного из основных аргументов в пользу пропорциональной шкалы приводят утверждение о том, что именно она является более справедливой, поскольку при использовании такого подхода все граждане выплачивают в бюджет равные в процентном выражении доли своих доходов. Это, по мнению защитников плоской шкалы, гарантирует всем членам общества равные возможности в реализации своих возможностей. (Просто богатые, по их утверждению, за счет своего более высокого потенциала – большей активности, целеустремленности, воли и т.д. – достигают более высокого уровня материального благополучия).
Однако равенство здесь наблюдается лишь поверхностный взгляд. Человек, среднемесячный доход которого составляет 20.000 рублей, выплачивая в бюджет 2.600 рублей подоходного налога, фактически отдает что-то со своего стола или из шкафа с одеждой. Ведь при таком уровне дохода человек расходует денежные средства лишь на предметы первой необходимости, поскольку они составляют практически 100% в структуре его расходов.
С другой стороны в структуре расходов человека, среднемесячный доход которого составляет 200.000 рублей, предметы первой необходимости занимают менее 50%. Соответственно, уплачивая подоходный налог в размере 26.000 рублей, человек жертвует уже чем-то из предметов «не первой» необходимости или даже роскоши.
Еще одним аргументом в пользу прогрессивной шкалы является тот факт, что многие составляющие внутреннего потенциала человека носят врожденный характер и лишь опосредованно зависят от личных целенаправленных усилий по их приобретению или развитию. Высокий уровень врожденного интеллекта или «предпринимательская жилка» – это, по сути, «клад», найденный человеком, или полученный им подарок, который на условном уровне вполне может рассматриваться как объект налогообложения.
Кроме того, малообеспеченные граждане в сравнении со своими более состоятельными согражданами вынуждены платить гораздо более высокий «инфляционный налог» (особенно в периоды кризисов, когда в значительно большей степени дорожают самые насущные блага, а не предметы роскоши).
Помимо вышесказанного, не менее важным на наш взгляд вопросом, чем обоснование необходимости внедрения прогрессивной шкалы, является проблема поиска оптимальной ее модели.
«Идеальной» является ситуация с применением непрерывной функции для определения размера подоходного налога. Однако на практике в странах, использующих прогрессивную шкалу налогообложения (в силу большей простоты администрирования) применяется дискретная шкала с тем или иным количеством ступеней.
На наш взгляд, для России оптимальной стала бы пятиступенчатая шкала, «рубежные» точки которой определялись бы идеальными соображениями соответствия общественным представлениям о социальной справедливости – т.е. носили бы в первую очередь смысловую нагрузку и выполняли «символическую» роль. А далее – уже непосредственно научную основу должны получить конкретные числовые значения диапазонов на оси размеров доходов граждан, а также сами процентные ставки подоходного налога для каждого диапазона.
В связи со сказанным выше предлагается выделение следующих пяти ступеней для построения прогрессивной шкалы налогообложения в Российской Федерации.
1-я ступень – для уровня доходов в диапазоне от нуля до размера прожиточного минимума. (Для этой ступени ставка подоходного налога, по нашему мнению, должна составлять 0%).
2-я ступень – для уровня доходов от размера прожиточного минимума до размера минимального потребительского бюджета. «Минимальный прожиточный бюджет» – новый для России показатель качества жизни, который в настоящее время активно предлагается к внедрению в нормативно-правовую базу и в экономическую практику российскими профсоюзами. Под «минимальным прожиточным бюджетом» Федерация независимых профсоюзов России понимает бюджет, который «позволит обеспечить работника не только материальными благами, но и возможностью отдыхать, восстанавливать свои физиологические, психические и умственные способности» [10]. (По расчетам специалистов ФНПР данный показатель для России в 2020 году должен составлять 40 тысяч рублей).
3-я ступень – для уровня доходов от минимального потребительского бюджета до «свободного бюджета», под которым следует понимать доход, превышающий расходы на все объективные потребности современного человека и позволяющий приобретать предметы роскоши без ущерба для текущего уровня потребления. (Количественные критерии для определения порогового значения «свободного бюджета» требуют отдельного научно-экономического обоснования).
4-я ступень – для уровня доходов от «свободного бюджета» до «политического бюджета», под которым нами понимается доход, превышающий все возможные личные совокупные расходы (включая предметы роскоши) и дающий возможности индивиду реализовывать свои политические амбиции и претендовать на место в группе «сильных мира сего». (Количественные критерии для определения порогового значения «политического бюджета» также требуют отдельного обоснования).
5-я ступень – для уровня доходов с момента возникновения «политического бюджета» и выше. На этой ступени деньги перестают для человека играть роль инструмента удовлетворения его личных потребностей (вернее эта их роль становится вторичной), а становятся инструментом трансформации окружающего его мира, начинаю выполнять «политические функции».
Таким образом, предлагаемая к воплощению модель налогообложения доходов граждан способна оперативно снять ряд наиболее острых вопросов в общественно-политической повестке современного российского общества, а также напрямую воплотить на практике идеи социальной справедливости и приблизить Россию к идеалу подлинного социального государства.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/2. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. – 2012. – № 5(95). – С. 30-44.
3. Вартанова М.Л. Роль социальной политики государства в повышении уровня жизни населения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 1(35) . – С. 425-434.
4. Чиркин В.Е. Социальная справедливость в конституционном праве // Журнал российского права. – 2016. – N° 7. – С. 5-12.
5. Чернов А.В. Патернализм и принцип социальной справедливости как атрибуты социального государства // Управленец: научно-аналитический журнал (УрГЭУ-СИНХ). – 2014. – № 4 (50). – С. 38-41.
6. Мандрыка Е.В. Формирование социального государства: от идей справедливости и равенства до конституционного принципа // Этносоциум и межнациональная культура. – 2018. – № 4 (118). – С. 105-112.
7. Устинович Е.С. Социальная справедливость в социальном государстве // Социальная политика и социальное партнерство. – 2018. – № 10. – С. 18-22.
8. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения [Электронный ресурс]: стат. сб. / Федер. служба гос. Статистики. – 2019. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-2-2(1).doc, свободный (дата обращения: 15.09.2020). – Загл. c экрана.
9. Россия и страны мира. 2018: Статистический сб./Росстат. – M., 2018. – 375 c.
10. ФНПР: прожиточный бюджет должен быть не меньше 40 тысяч рублей на человека [Электронный ресурс] // Новые известия. – 2020. – 13 января 2020 г. URL: https://newizv.ru/news/economy/13-01-2020/fnpr-prozhitochnyy-byudzhet-dolzhen-byt-ne-menshe-40-tysyach-rubley-na-cheloveka (дата обращения: 03.09.2020).