Abstract: This article examines the problem of innovative development of publishing at the present stage. In the work clarified the basic concepts and the theory of innovative development. The article substantiates the necessity to recognize innovation paradigm as the leading concept of development of domestic publishing, outlined the basic innovative trends in publishing.
Keywords: publishing, publishing, printing, innovations, theory of innovative development, innovative processes.
Развитие современного общества в многообразии его сфер характеризуется инновационной направленностью. В современных исследованиях теория инновационной деятельности выступает одной из важнейших экономических доктрин, ценность которой для развития различных видов деятельности не вызывает сомнений.
По мнению Т.В. Голдяковой, «ускоряющийся научно-технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию [1, с. 20].
Прежде чем приступить к изучению особенностей и специфики внедрения инноваций в систему осуществления издательской деятельности, обратимся к определению сущности основополагающих понятий теории инновационного развития.
Так, в рамках данного исследования под понятием инноваций вслед за Т.В. Голдяковой будем понимать «первое практическое применение нового научно-технического, технологического, организационно-экономического, производственного или иного решения» [1, с. 21], а под термином «инновационный процесс» – «процесс коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг в результате научно-технической интеллектуальной деятельности» [1, с. 21].
Современное издательское дело характеризуется внедрением изменений, заключающихся в актуализации и мобилизации всех компенсаторных механизмов по внедрению инноваций.
Так, по мнению большинства современных исследователей, инновации выступают фундаментальным ядром развития издательского дела, а инновационность считается одним из важнейших его характеристик на данном этапе развития отрасли.
В стремительно развивающихся реалиях XXI столетия книга в своем большинстве теряет свое тотальное и сакральное значение. Сегодня с ней конкурируют другие способы организации и проведения досуга, коммуникации, а также средства получения информации.
Л.В. Зимина подчеркивает: «новые медиа существенно изменили среду издательского бизнеса. Книга перестала быть единственным средством фиксации и получения знаний, носителем культурных ценностей. В то же время дигитализация повлияла на всех участников книжного рынка: поведение читателей (читательские практики), авторов (писательские техники и способы авторского позиционирования) и издателей (издательские стратегии)» [2, с.377].
Вышесказанное включает те причины, которые привели традиционное издательское дело в состояние кризиса. Необходимость сохранить основы издательской деятельности в сложных современных реалиях побуждает практиков и теоретиков анализируемой в данном исследовании отрасли к поиску путей преодоления кризисной ситуации путем поиска и внедрения инноваций.
На основе анализа теоретической литературы видим, что в теории инновации существуют несколько мнений относительно понимания ее ключевого понятия. Так, исследователями понятия «инновация» воспринимается как:
— инструмент ведения бизнеса;
— новация, способствующая повышению эффективности производственного процесса;
— ретранслятор достижений научно-технического прогресса [3].
Теория инновационного развития издательского дела на современном этапе находится все еще на стадии зарождения. Эта стадия характеризуется формированием понятийного аппарата, разработкой концептуальной парадигмы, первыми попытками засвидетельствовать наличие острой необходимости внедрения изменений путем применения инноваций. В этой связи возникает необходимость принципиального обновления методов и проблематики исследования в теории издательского дела для обеспечения его инновационного развития.
Активное влияние на формат ведения издательской деятельности оказывает технический прогресс. Инновации в издательском деле разрабатываются и внедряются на основе учета потребностей и ожидания читателей, а также субъектов издательского бизнеса.
По мнению А.А. Рыбалко и С.Н. Соловьевой, соединение новых цифровых медиа с издательским делом – это сложный амбивалентный процесс, в котором, с одной стороны, медийная составляющая вытесняет традиционную печать, провоцируя кризисные явления в книгоиздании, но с другой, напротив, за счёт доступа к широкой аудитории, способствует росту продаж [4, с. 94].
Посредством технического прогресса реализуется появление новых технологий осуществления издательской деятельности. Данные технологии направлены на внедрение инноваций, отличающихся целью применения. Прежде всего, инновационные изменения касаются возникновения новых форм подачи текста. В данном контексте можем говорить о возникновении таких инновационных форм, как электронные издания, аудиокниги, цифровые книги, интерактивные книги.
Внедрение инноваций в основы издательского дела позволяют изменить не только форму подачи текста, но и формат печатной книги, в соответствии потребностей времени и запросам потребителей. Инновационные процессы, реализуемые сегодня в издательском деле, направлены также на то, чтобы упростить процесс создания книг. Внедрение инноваций применяется также и в сфере распространения и реализации книжной продукции.
Каждая внедряемая инновация, направленная на какую-либо из указанных целей, должна, прежде всего, обладать позитивным семантическим маркированием и быть экономически обоснованной.
Применение инноваций в издательской деятельности – это всегда способ привлечь внимание читателей, упростить процесс ознакомления с книгой, сделать его более удобным для потребителя, достичь максимального соответствия современным мировым стандартам книгопечатания.
Исследователями А.А. Рыбалко и С.Н. Соловьевой определены основные тенденции инновационного развития современного издательского дела. К ним исследователи относят:
— внедрение новых маркетинговых решений;
— ориентированность издательств на бренды известных авторов;
— тиражирование различных литературных сиквелов и прочих жанровых смешений, таких как спин-офф, мэш-ап и др.;
— рост цифровых предложение издательств в различных форматах;
— размещение проектов издательств на сайтах, аккаунтах, созданных под конкретный проект и работающих в режиме онлайн [4, с.94].
Несмотря на сравнительно малый опыт внедрения инноваций в отечественном издательском деле, сегодня можно говорить об определенных достижениях в указанной отрасли.
Инновационные формы подачи текста позволяют современной книге быть вполне конкурентоспособной в период стремительного развития телевидения и Интернета. В современном мире процесс чтения снова воспринимается большинством в качестве удобного, полезного и доступного способа проведению досуга благодаря широкому функционалу технических средств.
Однако наряду с позитивным значением электронных книг для современности существуют и ряд новых проблем возникающих в издательской деятельности в связи с их созданием. Так, сегодня издатели сталкиваются с такими явлениями как пиратство или ограниченность ассортимента представленного в электронном формате.
Электронные издания сегодня являются также наибольшим конкурентом для печатных книг, что в свою очередь стимулирует издателей к поиску новых форм и форматов обновления традиционного книгоиздания. На современном этапе развития издательского дела существуют различные способы экспериментальной деятельности с новыми форматами книги. Наряду с электронными книгами, аудиокнига на современном отечественном издательском рынке является малопопулярной. В связи с этим можно говорить о тенденции к последующему сокращению объемов производства аудиокниг.
Новым издательским экспериментом являются книги с дополнительными потребительскими свойствами. Такие книги оснащены каким-либо вариантом привлечения покупателя. Например, книга оснащена аксессуарами или отличается расширением функционала (книги со звуковым модулем, с игрушками и т.д.).
Таким образом, смена формата стимулирует хотя бы краткосрочный всплеск читательской активности. Но, так как инновация воспринимается как бонус, прогнозировать долговечность жизненного цикла инновационного формата в современных условиях достаточно сложно.
На основе учета вышесказанного можем заключить, что появление электронных книг и новых технологий печати и форматов издания сформировали новую философию развития издательской отрасли, сменив ее сущностное наполнение и обосновав ее ориентацию на инновационное изменение. Таким образом, достижения технического прогресса на сегодняшний день и кардинальное обновление технологического процесса книгоиздания, является возможностью и условием для реагирования на быстрые изменения в сферах культуры чтения и потребления книги.
Библиографический список
1. Голдякова Т.В. Понятие и классификация инноваций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. – № 2. – С. 20-27.2. Зимина Л.В. Культурная конвергенция: новые медиа и издательский бизнес // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. – С. 377-383.
3. Никулин Л.Ф. Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики». М.: Юнити-Дана, 2001. 128 с.
4. Рыбалко А.А, Соловьева С.Н. Инновационный подход в современном книгоиздании // Территория науки. – 2016. – № 6. – С. 89-95.