Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 29.09.2022

Культурно- познавательный туризм в Свердловской области

Cultural and educational tourism in the Sverdlovsk region

Ошкордина Алла Анатольевна
кандидат экономических наук
доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства
Уральский государственный экономический университет

Oshkordina Alla Anatolievna
PhD in Economics
associate Professor of the Department of Tourism Business and Hospitality
Ural State University of Economics
Аннотация: В условиях высокой нестабильности общественно-политического развития общества, на сегодняшний день музеи обладают большим потенциалом для привлечения туристов и повышения культурно-образовательного уровня людей в целом. Целью исследования является определение основных направлений совершенствования деятельности музеев, включая внедрение новых способов их взаимодействия с посетителями, что позволяет увеличить их поток, выделиться среди конкурентов, повысить узнаваемость территории. Автором представлен сравнительный анализ деятельности музейных комплексов на территории Уральского региона, на основании которого выявлены конкурентные преимущества и недостатки их функционирования. Определен вектор развития краеведческого музея Свердловской области в свете его привлекательности в долгосрочной перспективе. Сформулированы авторские выводы. В рамках исследования были использованы методы сравнительного и экономического анализа, метод группировок, а также историко-логический, нормативный и балансовый методы. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения, выработанные в ходе анализа предприятия, можно будет внедрить в деятельность музея с целью совершенствования его деятельности и повышения эффективности.

Abstract: In conditions of high instability of the socio-political development of society, today museums have great potential to attract tourists and improve the cultural and educational level of people in general. The purpose of the study is to identify the main areas for improving the activities of museums, including the introduction of new ways of interacting with visitors, which allows them to increase their flow, stand out from competitors, and increase the recognition of the territory. The author presents a comparative analysis of the activities of museum complexes in the Ural region, on the basis of which the competitive advantages and disadvantages of their functioning are revealed. The vector of development of the local history museum of the Sverdlovsk region is determined in the light of its attractiveness in the long term. Author's conclusions are formulated. Within the framework of the study, methods of comparative and economic analysis, the grouping method, as well as historical-logical, normative and balance methods were used. The practical significance of the study lies in the fact that the proposals developed during the analysis of the enterprise can be introduced into the activities of the museum in order to improve its activities and increase efficiency.
Ключевые слова: музеи, культурно-познавательный туризм, потенциал, культура, образовательный уровень, социально-экономический эффект.

Keywords: museums, cultural and educational tourism, potential, culture, educational level, socio-economic effect.


На сегодняшний день культурно-познавательный туризм является одним из наиболее востребованных видов туризма. Современные туристы все чаще хотят узнавать новое о той территории, на которую пребывают, поэтому их целью является посещение музеев, в которых и происходит знакомство с историей, культурой региона, страны. одним из видов туризма является культурно- познавательный туризм, он направлен на знакомство туристов с культурой туристской дестинации в сочетании с отдыхом. Для развития культурно-познавательного туризма на любой территории необходимо создать туристскую инфраструктуру, включающую дополнительные места посещения, места проживания и питания, дорожные сети и т.д. Результатом культурно-познавательного путешествия можно считать получение эмоций и впечатлений от взаимодействия с культурой [1].

Таким образом, культурно-познавательный туризм направлен на знакомство туристов с культурой туристской дестинации в сочетании с отдыхом. Для развития культурно-познавательного туризма на любой территории необходимо создать социально-бытовую и туристскую инфраструктуру, включающую дополнительные места посещения природных и историко-культурных достопримечательностей,  места проживания и питания, дорожные сети и т.д. Результатом культурно-познавательного путешествия можно считать получение эмоций и впечатлений от взаимодействия с культурой.

Материалами и исследовательской базой послужили федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность музейных организаций, а также статистические и информационные источники их деятельности по Уральскому региону, в том числе и информация официальных сайтовмузеев. Кроме того, в исследовании использовались  материалы научных исследований отечественных ученых в области развития культурно-познавательного туризма при использовании историко-логических методов познания экономики, а также методов группировки и сравнения.

Город Екатеринбург является крупнейшим промышленно-индустриальным и культурным и образовательным Центром Уральского региона. На сегодняшний день одним из старейших музеев Свердловской области является «Областной краеведческий музей, насчитывающий более 150 лет своей истории. Для выявления потенциальных возможностей развития Свердловского областного краеведческого музея проанализирована деятельность аналогичных музеев Уральского федерального округа, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика музеев УрФО

Наименование         музеяКоличество посетителей, чел.Количество экспозицийКоличество     фондов
Свердловский областной краеведческий  музей186 92780745 000
Музейный комплекс имени  И. Я. Словцова, г.Тюмень226 06740556 000
Государственный исторический музей Южного Урала, г.Челябинск201 41735300 000
Пермский краеведческий   музей164 846      93600 000

Сравнивая показатели, характеризующие деятельность музеев Уральского региона, хотелось бы отметить высокую обеспеченность культурно-историческими фондами музея Свердловской области среди анализируемых музейных объектов (745 000 фондов). Вместе с тем, необходимо отметить, что по количеству экспозиций Свердловский краеведческий музей уступает Пермскому музею.  В тоже время бросается в глаза низкий уровень посещаемости музея в различные временные периоды года. По данному показателю Свердловский областной музей занимает предпоследнее место (186 927 чел.) среди анализируемых объектов, что нельзя отнести к позитивным аспектам развития музея.

Проанализировав официальные сайты музеев и другие источники, мы предполагаем, что большое количество посетителей в Тюменском и Челябинском музеях связано с привлечением школьников и студентов. В музеях, помимо постоянных выставок, разработаны программы и мероприятия, ориентированные на эти группы населения. Музейный комплекс имени И. Я. Словцова предлагает культурно-познавательные маршруты для школьников и студентов, мастер-классы, интерактивные программы, квесты, квизы, ориентированные на разные возрастные группы (0+, 6+, 12+, 16+), в музее также развивается детский центр [2]. А в Государственном историческом музее Южного Урала созданы тематические занятия и экскурсии, квесты для школьников и студентов [3].

Таким образом, одним из вариантов увеличения посещаемости музея является привлечение большего количества школьников и студентов. Их заинтересованность в посещении музея можно получить путем разработки мероприятий, ориентированных на них.

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности [4].

Независимая оценка качества предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организаций культуры; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов.

Таблица 2

Оценка качества услуг, оказываемых музеями УрФО

Наименование  музея 

Независимая     оценка качества

Оценка посетителей на интернет- сайтах
Яндекс2ГИСTripadvisorСредняя оценка
Свердловский областной краеведческий

музей

97,984,34,34,54,4
Музейный комплекс имени И. Я. Словцова, г.Тюмень98,24,44,14,54,6
Государственный исторический музей Южного Урала92,864,64,24,54,4
Пермский

краеведческий музей

96,134,64,24,54,4

В ходе проведения независимой оценки оказания качества услуг были выявлены недостатки в работе музеев УрФО. В основном они связаны с отсутствием дистанционных способов обратной связи на официальных сайтах, недостаточной доступностью услуг для инвалидов и с компетенциями работников учреждения. Мы видим, что Свердловский областной краеведческий музей имеет высокую оценку качества оказания услуг. Повышение уровня доброжелательности и вежливости персонала были основными рекомендациями по улучшения качества работы.

Что касается оценки посетителей, то она совпадает с оценками Государственного исторического музея Южного Урала и Пермского краеведческого музея. Проанализировав отзывы посетителей Свердловского областного краеведческого музея на трех интернет-сайтах: Яндекс, 2ГИС, Tripadvisor рассчитана интегральная оценка удовлетворенности посетителей Свердловском краеведческом областном музее (СОКМ), представленная в таблице 3.

Таблица 3

Анализ отзывов посетителей о СОКМ в сети Интернет

 

Наименование сайта

Количество отзывовПоложительные отзывыОтрицательные отзывыКоличество оценок 

Оценка

Количесво%Количество%
Яндекс443988,6311,42034,3
2ГИС1019089,11110,91014,3
Tripadvisor403587,5512,5404,5
Итого18516488,61911,43444,4

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: всего   о музее написано 185 отзывов, из них 164 являются положительными, что составляет 88,6%, 19 – отрицательными (11,4%). Средняя оценка музея – 4,4. В отрицательных отзывах посетители чаще всего отмечают недостаточно высокий уровень квалификации обслуживающего персонала: кассиры, смотрители ведут себя не всегда дружелюбно по отношению к посетителям, а также отмечается малое количество выставочных залов в некоторых филиалах музея. В положительных отзывах посетители выделяют качественное экскурсионное обслуживание, уникальность экспонатов, интерактивность и информативность экспозиций.

Исследование полученных данных привело нас к нескольким выводам. Музей обладает большим количеством историко-культурных ресурсов, но в сравнении с другими музеями УрФО его посещаемость низкая. Для увеличения потока посетителей необходимо сделать упор на привлечение в музей школьников и студентов. Исходя из отзывов посетителей, музею необходимо обратить внимание на уровень квалификации персонала. Подводя итог, стоит отметить, что музея есть большой потенциал для дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Duantrakoonsil T., Reid E. L., Lee H. Y. Foreign Travellers’ Museum Motivation and Museum Service Quality in Thailand: Comparison of Solo Female and General Travellers //Journal of Community Development Research (Humanities and Social Sciences). – 2019. – Т. 12. – №. 1. – С. 48-59. URL: https://www.journal.nu.ac.th/JCDR/article/view/Vol-12-No-1-2019-48-59 (дата обращения: 14.05.2022)
2. Музейный комплекс имени И. Я. Словцова. Официальный сайт. URL: https://museum- 72.ru/upload/Отчет%20за%20ГАУК%20ТО%20ТМПО%20за%202020%20г.. pdf (дата обращения: 22.05.2022)
3. Государственный исторический музей Южного Урала. Официальный сайт. RL:http://www.chelmuseum.ru/omuzee/otchetnost/?ELEMENT_ID=699#co ntent (дата обращения: 11.05.2022)
4. Независимая оценка качества условий оказания услуг. Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/activities/independent_quality_assessment/(дата обращения: 23.05.2022)