Abstract: The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on the development of intraregional tourism and identifies the factors that determine the tourist attractiveness of municipalities. Based on the survey, conclusions are made about the awareness of the population of the region about the tourist sites of the municipal district, their attendance and prospects for the development of rural tourism.
Keywords: Intraregional tourism, rural tourism, awareness, infrastructure, promotion
Введение
Туризм является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в мире. Туристский рынок имеет огромное значение в мировой экономике, мировой рынок путешествий и туризма в 2019 году обеспечил 10,3% мирового ВВП, а темпы роста отрасли в денежном выражении превзошли все ожидания. При этом в России стране наблюдался значительный отток капитала, связанный с выездным туризмом. Согласно статистике за 2019 год, он составил 45 млрд. долларов [3, с.14]. Предполагалась, что часть этих средств будет направлена на отдых внутри страны, далее свои неоспоримые коррективы в этот процесс внесла пандемия COVID-19.
В результате пандемии коронавируса лишь немногие отрасли промышленности упали так же сильно и быстро, как туризм. Технологическая революция, которая сблизила народы, сделав путешествия и туризм легкими и доступными, культурная революция, которая подпитывала миллионы поездок в год, оказались беспомощны в остановке вируса [1, с.191]. С распространением пандемии туристская отрасль оказалась на сегодняшний день самой незащищенной и самой пострадавшей. Ассоциация туроператоров России (АТОР) в конце февраля оценивала потери для туристической отрасли от коронавируса в 27 млрд рублей. В середине апреля эта сумма выросла до 1,5 трлн рублей за первое полугодие. Сбербанк отмечает, что в апреле расходы россиян на услуги турагентств снизились на 97,9%, на проживание в отелях на 96,3%, а на покупку авиабилетов на 94,9% [5, с.105].
Для внутреннего туризма открылись новые возможности. Так, из-за закрытия границ сейчас наблюдается толчок к продвижению данного вида туризма несмотря на то, что с 15 июля 2020 года было вновь возобновлено сообщение с самыми популярными для россиян туристическими направлениями — Турция, Египет и ОАЭ. Тем не менее, россияне не спешат выезжать за пределы страны по нескольким причинам — вопросы безопасности в связи с эпидемиологической ситуацией, страх многих россиян в чужой стране. Кроме того, пандемия коронавируса, несомненно, повлияла на экономическую обстановку и ударила по бюджету россиян, значительно уменьшилась доля отдыхающих за рубежом. Представители туристической отрасли уверены в том, что поездки по России станут успешным началом развивающейся индустрии внутреннего туризма. Согласно данным Ассоциации Туроператоров России, 80% туристов готовы провести отпуск внутри страны [2, с.30].
Говоря о так называемых турах выходного дня необходимо понимать в масштабах России, что это не только поездки в Подмосковье и по Золотому — для большинства россиян речь идёт о своём регионе и поездках в соседние районы и муниципальные округа, не в каждом из которых сегодня сформирована надлежащая туристическая инфраструктура. В качестве лимитирующих факторов управления развитием туристской привлекательности муниципальных образований выступают дефицит местных бюджетов, недостаточность государственной поддержки из регионального и федерального бюджетов, отсутствие средств для рекламы туристического потенциала муниципального образования, низкий уровень информированности населения о туристических возможностях муниципальных образований, инфраструктурные проблемы и дефицит квалифицированных кадров [6, с.102].
В данном исследовании ставится вопрос изучения одной из названных проблем – уровня информированности о туристических возможностях и поиска перспективных направлений развития туризма в рамках отдельно взятого муниципального образования – Гурьевского муниципального округа Кемеровской области.
Объекты и методы исследования
В августе 2020 г. группой исследователей кафедры менеджмента и бизнес-технологий Кемеровского института РЭУ им. Плеханова с целью изучения известности мест отдыха Гурьевского муниципального округа и интереса к сельскохозяйственному туризму и поиска был проведен онлайн-опрос жителей Кузбасса. Объем выборки составил 400 человек. Возраст респондентов 18-65 лет. Структура выборки соответствует половозрастной структуре генеральной совокупности.
Экспериментальная часть и результаты
Гурьевский муниципальный округ расположен в самом центре Кемеровской области – Кузбасса, на примерно равном расстоянии (120-150 км) от двух главных больших городов области (Кемерово и Новокузнецк), в которых в совокупности проживает около более миллиона человек. Такое место расположения и транспортная доступность открывают большие перспективы для развития внутрирегионального туризма. Часть территории округа занимают отроги Салаирского кряжа, природа живописна и привлекательна, для туристов могут быть интересны пещеры, водопады, озера как естественного, так и искусственного происхождения. Помимо природных достопримечательностей в округе есть туристические объекты, готовые принимать жителей Кузбасса и близлежащих регионов – санатории «Сибирская здравница» и «Лесное озеро», зона пляжного отдыха на Гурьевском водохранилище «Салаирские плёсы» и горнолыжный комплекс «Золотая гора».
Одним из важнейших факторов привлечения туристов является уровень известности, информированность жителей региона о как наличии объектов, представляющих интерес, так и об их конкретных особенностях. В ходе опроса респондентам было предложено отметить те места Гурьевского округа, о которых они слышали, и те места, в которых они бывали. Результаты ответов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка известности мест отдыха Гурьевского муниципального округа
О каких местах Вы слышали/ В каких местах бывали | Доля респондентов, % | |
слышал(а), знаю | бывал(а) | |
«Сибирская здравница» | 17,3 | 3,9 |
«Лесное озеро» | 19,1 | 8,1 |
«Салаирские плёсы» | 40,3 | 13,2 |
«Золотая гора» | 20,6 | 11,1 |
Озеро Апрелька | 39,1 | 15,6 |
Деревня Каменушка | 11,5 | 5,4 |
Гавриловские пещеры | 12,7 | 6 |
Милково (Гурьевское водохранилище) | 7,9 | 3,9 |
деревня Маслиха | 5,8 | 3,9 |
Урское озеро | 5,8 | 2,1 |
Ни о чем не слышала(а)/ Нигде не бывал(а) | 30 | 63,7 |
Как видно из приведенных результатов опроса наиболее известны среди кузбассовцев «Салаирские плесы» (40,3%), озеро Апрелька (39,1% респондентов), горнолыжный комплекс «Золотая гора» (20,6%). В то же время 30% респондентов никогда не слышали о ни о каких местах отдыха в Гурьевском муниципальном округе. Малоизвестны кузбассовцам санатории «Сибирская здравница» (17,3%) и «Лесное озеро» (19,1%), жители региона практически незнакомы с достопримечательностями озера Милково (7,9%), деревни Маслиха и Урского озера (по 5,8%).
Посещаемость озера Апрелька среди опрошенных составила 15,6 %. На «Салаирских плесах» побывали 13,2 % респондентов. Золотую гору посетили 11,1 % опрошенных. Никогда не бывали в местах отдыха Гурьевского муниципального округа 63,7 % респондентов.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной осведомленности жителей региона о достопримечательностях Гурьевского муниципального округа и необходимости разработки комплексной программы его продвижения.
Посещение природных достопримечательностей Гурьевского муниципального округа «дикарями» не будет способствовать развитию экономики округа и региона, а скорее иметь отрицательные последствия, связанные с загрязнением окружающей среды. Поездки на озера, водопады и в пещеры могут быть интегрированы в комплексные туры выходного дня, основанные на сельскохозяйственно туризме. Основным фактором, влияющим на развитие сельских территорий, является развитие инфраструктуры. Однако наличия инфраструктуры еще недостаточно − необходимо обеспечить занятость сельского населения, актуальной становится диверсификация сельской экономики за счет внедрения несельскохозяйственных видов деятельности на селе: использования ландшафтов, природных ресурсов, посещения природных парков, организации традиционных промыслов, фольклорных, событийных мероприятий, характерных для данной местности, посещения сельских музеев, организации гастрономических маршрутов. Стоит отметить растущую степень интереса к так называемым «эко-темам» — чистый воздух и вода, здоровое питание, минимизация последствия потребления для окружающей среды. Горожане сегодня готовы платить за натуральные продукты, хорошо организованный активный отдых на природе и узнавать что-то новое, приобретать полезные навыки: от сбора дикоросов до приготовления блюд по традиционным рецептам.
Результаты оценки степени интереса к направлению «Сельский туризм» у кузбассовцев представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка степени интереса к направлению «Сельский туризм»
Степень интереса к направлению «Сельский туризм» | Доля респондентов, % |
Крайне низкая | 7,5 |
Низкая | 10,1 |
Не могу определиться | 29,6 |
Высокая | 28,7 |
Очень высокая | 24,2 |
Результаты опроса респондентов показали высокий интерес к направлению «Сельский туризм» (58,3 %). В то же время значительная часть респондентов (29,6%) не может определиться со своим интересом к данному направлению.
В таблице 3 представлена степень интереса к отдельным составляющим сельского туризма.
Таблица 3
Оценка степени интереса к отдельным составляющим сельского туризма
Степень интереса к отдельным составляющим сельского туризма | Хочу | Не могу определиться | Не хочу |
Экскурсия на ферму, пасеку и т.п. | 45,6 | 27,5 | 16,1 |
Дегустация фермерских продуктов | 70,8 | 14,9 | 5,8 |
Мастер-класс по изготовлению продукции | 50,3 | 23,7 | 14,6 |
Конные прогулки | 62,9 | 18,4 | 9,9 |
Рыбалка, охота | 46,8 | 24,6 | 17,0 |
Баня, прорубь, купель | 65,2 | 15,2 | 11,4 |
Участники опроса выразили наибольший интерес к дегустации фермерских продуктов (70,8%), отдыху в бане (65,2%), конным прогулкам (62,9%). Можно отметить, что все предлагаемые составляющие сельского туризма интересны кузбассовцам.
Выводы
Анализ ситуации в сфере туризма и её изменений, связанных с пандемией COVID-19 позволяет сделать уверенный вывод о том, что внутрирегиональный туризм имеет большие перспективы к развитию. Основными проблемами на этом пути могут стать дефицит местных бюджетов, недостаточность государственной поддержки, отсутствие средств для рекламы, низкий уровень информированности населения о туристических возможностях муниципальных образований, инфраструктурные проблемы и дефицит квалифицированных кадров. Гурьевский муниципальный округ Кемеровской области имеет крайне выгодное месторасположение относительно крупных городов региона и располагает достаточным количеством природных достопримечательностей и объектов организованного отдыха.
Проведенные исследования показали, что жители региона имеют достаточно низкую степень информированности о достопримечательностях и туристических объектах Гурьевского муниципального округа. В то же время кузбассовцы имеют высокую степень интереса к сельскому туризму, особенно к таким его составляющим как дегустации фермерских продуктов, конные прогулки и посещение бани. Для развития внутрирегионального туризма необходима реализация комплексной программы продвижения, позволяющей создать представление о красивых местах отдыха и мотивирующей к их посещению. Для того, чтобы внутрирегиональный туризм способствовал росту экономики округа и региона, необходимо развивать направление сельского туризма, дающее возможность повышать занятость населения округа и реализацию продукции, производимой на его территории.
Библиографический список
1. Алгазина Е.И., Кациель С.А. Влияние пандемии коронавируса на индустрию туризма // Омские социально-гуманитарные чтения - 2020. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Л.А. Кудринская. – Омск,2020. - С. 191-194.2. Ахмедова В.С., Барсукова К.В. Проблемы и перспективы экономики и туристической отрасли россии в условиях COVID-19 // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 29-32.
3. Белякова М.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии //
Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира. Сборник научных статей. Под редакцией О.В. Архиповой, А.И. Климина. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 14-20.
4. Дмитриева Н.В., Габинская О.С. Спонсорская и благотворительная деятельность региональных компаний в контексте формирования имиджа и корпоративной социальной ответственности //
Теория и практика инновационной стратегии региона. Международный межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово, 2020. - С. 106-113.
5. Зограбян С.В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. № 6 (64). - С. 104-108.
6. Филатова М.С. Управленческий анализ туристской привлекательности муниципальных образований // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2020. № 1 (20). - С. 99-103.