Индекс УДК 334.7: 336.2(045)
Дата публикации: 30.11.2021

Основная проблема развития среднего и малого бизнеса в период пандемии — недостаток резерва денежных средств

The main problem of the development of medium and small businesses during the pandemic is the lack of cash reserves

Дюсембаева Лаззат Каиратовна
Ибраева Салтанат Каршаловна

1. старший преподаватель, магистр
2. старший преподаватель, магистр

Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина

Dyusembayeva Lazzat Kairatovna
Ibraeva Saltanat Karshanova

1. Senior Lecturer, Master's degree
2. Senior Lecturer, Master's degree
Kazakh Agrotechnical University named after S.Seifullin,
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы развития малого и среднего бизнеса в период мировой пандемии. Так наиболее пострадавшими и уязвимыми являются предприниматели, работающие в секторе туризма, гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa) и в других сферах досуга, спорта и развлечений, а так же какие меры по оказанию помощи со стороны правительства были приняты для смягчения экономического удара.

Abstract: The article deals with the development of small and medium-sized businesses during the global pandemic. So the most affected and vulnerable are entrepreneurs working in the tourism, hotel and restaurant business (HoReCa) and other leisure, sports and entertainment sectors, as well as what measures of assistance from the government have been taken to mitigate the economic blow.
Ключевые слова: бизнес,пандемия,кризис, безработица, риск,банк.

Keywords: business,pandemic, crisis, unemployment, risk,bank.


Учитывая неблагоприятные последствия пандемии для экономики, правительственные меры по оказанию чрезвычайной помощи будут направлены на предотвращение банковского кризиса и кризиса безработицы. К числу многих секторов экономики, требующих немедленного внимания, относятся малые и средние бизнесы, которые составляют огромную часть экономики.

На данный момент правительства во всем мире используют различные политические меры для смягчения экономического удара[1].

Такие страны, как Канада и Великобритания, предложили временные (ограниченные) субсидии на заработную плату. В то же время правительство США выпустило пакет мер экономического стимулирования, который обеспечит кредиты, оказывающие чрезвычайную помощь для малых и средних предприятий.

Однако бизнес не может рассчитывать только на внешнюю помощь и стимулирование. Именно поэтому сейчас многие предприниматели начали искать способы адаптации к этой новой экономической среде и быстро меняющемуся рынку [2].

Резервы наличных средств являются ключевым показателем жизнеспособности и безопасности малого бизнеса. В то время как гигантские транснациональные компании, такие как Apple и Starbucks, могут платить передовым работникам во время этой пандемии, очень немногие местные или малые предприятия могут продолжать делать это без какого-либо денежного потока, поскольку они обычно работают на очень малой прибыли и не имеют сбережений в резерве [3].

Наиболее пострадавшими и уязвимыми являются предприниматели, работающие в секторе туризма и гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa), а также в других сферах досуга, спорта и развлечений (Рисунок1, Рисунок 2).

Рисунок 1. Средний доход гостинично-ресторанного бизнеса за 2019 год.

В отчете, опубликованном JPMorganChase, результаты исследования показали, что большинство малых предприятий «имеют крайне низкий уровень денежных резервов и недостаточную подушку безопасности для продолжения работы, в особенности перед лицом настолько масштабного кризиса» [4].

Рисунок 2. Средний доход туризма за 2019 год.

Хотя кризис в той или иной степени затронул все секторы бизнеса, на микроуровне спрос возрос во многих конкретных областях. К ним относятся электронная коммерция B2C, услуги удалённой связи, социальные медиа, средства гигиены, медицинское страхование и другие группы продуктов первой необходимости (Рисунок 3.)

Рисунок 3. Схема спроса на услуги первой необходимости

Таким образом, онлайн-сервисы должны уделять пристальное внимание потребительским тенденциям и предвидеть изменения спроса, заранее внося коррективы в свои предложения.

Так, например, Masterclass, платформа онлайн-курсов, решила, что сейчас лучшее время для запуска своего ограниченного предложения time 1+1, подталкивая клиентов воспользоваться временем, проведенным дома в самоизоляции, чтобы получить образование и улучшить свой набор навыков.

Мировой экономический кризис, безработица, снижение покупательской способности и общее потребительское доверие – все это факторы, способствующие падению потребления. Кроме того, как отметил соучредитель “Кухни на Районе” Кирилл Родин, ситуация в России, похоже, усугубляется и другими факторами, такими как война цен на сырую нефть в сочетании с дальнейшими санкциями. Ожидания экономического кризиса запускают защитный механизм у населения, заставляя людей переосмыслить свои текущие расходы и перейти в «режим сбережений». Чтобы приспособиться к этому явлению, он советует сосредоточиться на разработке “социальных» продуктов – более дешёвых товарных альтернатив [6].

Швейцария. Власти страны вместе с банками подготовили программу помощи МСБ за четыре дня. В ней участвует 121 банк, за первую неделю работы было выдано более 15 млрд. франков ($15 млрд.) более чем 76 000 компаний. Пакет антикризисных кредитов малому бизнесу на 20 млрд. франков был представлен 25 марта. В прошлую пятницу Берн объявил, что увеличит его размер до 40 млрд. франков. Программа состоит из двух пунктов. Во-первых, компании могут попросить срочный беспроцентный заем на сумму до 10% от их годовой выручки, но не более 500 000 франков. Эти кредиты полностью гарантированы правительством. Нужно лишь подать заявление. Во-вторых, можно получить кредит на сумму до 20 млн. франков; его также выдаст банк, но 85% гарантировано правительством и ставка по этой части составляет 0,5%. Оставшиеся 15% кредита – деньги банка по рыночной ставке [7].

Великобритания. Четыре пакета мер, которые должны помочь компаниям и работникам пережить кризис, оцениваются в 60 млрд. фунтов ($75 млрд.). Плюс госгарантии по кредитам на 330 млрд. фунтов, что эквивалентно 15% ВВП.

Работодатель может подать заявку на правительственный грант, который покроет 80% зарплаты временно оставшихся без работы сотрудников – до 2500 фунтов ($2915) в месяц. Однако эти выплаты начнутся ближе к концу апреля, а запуск аналогичной программы по выплатам самозанятым планируется в начале июня (они также смогут получить 80% от заработка, который будет рассчитываться как средний за последние три года). Эксперты указывают, что эти меры реализуются слишком медленно, учитывая стремительный рост безработицы.

МСБ также может участвовать в госпрограмме кредитования компаний, деятельность которых была вынужденно приостановлена. Ко 2 апреля министерство финансов получило 130 000 заявок, но одобрило, по его данным, лишь 983. Правда, 3 апреля министр финансов Риши Сунак заявил, что компании уже получили 3,5 млрд. фунтов ($4,3 млрд.).

Действия банков вызвали критику бизнеса и законодателей. Представитель министерства финансов Стив Барклей заявил в парламенте: правительство не предполагало, что банки смогут также требовать обеспечение по госкредитам.

Германия. Центрами поддержки бизнеса стали государственный банк развития KfW и вновь созданный антикризисный фонд. Первый гарантирует банковские кредиты на общую сумму 500 млрд. евро ($544 млрд.); на его сайте можно получить общую информацию, но кредиты выдают банки. Фонд может гарантировать кредиты на 400 млрд. евро, выдать гранты на 100 млрд. евро и напрямую предоставить до 100 млрд. евро на пополнение капитала. Но получить информацию о мерах поддержки фонда онлайн в начале апреля еще было невозможно, отмечает Bloomberg[6].

Кроме того, по данным агентства, банки медленно работают с заявками от бизнеса, опасаясь рисков, несмотря на то, что госгарантии покрывают до 90% убытка по кредитам (ставка по ним составляет 1%).

В США программа выдачи кредитов через Управление по делам малого бизнеса (SBA) на $350 млрд. заработала в прошлую пятницу. Компании со штатом до 500 человек включительно могут получить кредит на сумму до $10 млн. под 1%; деньги можно потратить на зарплаты, оплату аренды, коммунальных услуг. Если компания не уволит сотрудников, сумма кредита, потраченная на такие первоочередные расходы в течение восьми недель в период с 1 марта по 30 июня, будет прощена – как тело долга, так и проценты.

Другие страны. Правительство Италии одобрило антикризисные меры на 25 млрд. евро ($27 млрд.) ещё в середине марта. Они включают 5 млрд. евро на госгарантии по кредитам, поддержку временно отстраненных от работы, мораторий на выплаты по кредитам, в том числе ипотечным, для малого и среднего бизнеса. Бизнес-ассоциации жалуются, что средств недостаточно, получить их сложно. Правительство готовит пакет стимулирующих мер ещё на 30 млрд. евро [7].

Власти Канады пообещали неограниченную помощь и обнародовали выделение 202 млрд. канадских долларов ($143,4 млрд.). Стимулирующие меры включают отсрочку в уплате налогов, госгарантии по кредитам, компенсацию 75% зарплат работникам любых компаний вне зависимости от размера, чья выручка сократилась на 30% из-за пандемии.

Правительство Японии на этой неделе одобрило пакет почти на 108 трлн. иен ($1 трлн.). Малые предприятия, пострадавшие от кризиса, смогут получить прямые выплаты из бюджета в размере до 2 млн. иен ($18 300). Также им предоставлена отсрочка по уплате налогов [7].

Проблема экономических причин административного давления на малый бизнес делает необходимым в каждом отдельном случае, применительно к каждой отдельной сфере предпринимательской активности тщательно разбираться с тем, какие именно экономические факторы порождают и питают те или иные формы административного давления на предпринимательскую среду. Для лучшего уяснения сути экономических источников (корней) административных барьеров (давления) на среду малого предпринимательства надо показать, что и сами подобные барьеры неоднородны по своей сути и, конечно, по экономическим причинам. Необходимо выделить следующие слагаемые проблемы «дерегулирования»:

1) административные барьеры в «чистом виде», которые могут быть демонтированы уже в краткосрочной перспективе и чисто административно-правовым путём. Это — вопрос о регулировании процедур регистрации малых предприятий и лицензировании отдельных видов их хозяйственной деятельности. Для защиты интересов малого бизнеса от данных барьеров в большинстве случаев вполне достаточно применения нормативных регуляторов и контроля над их неукоснительным соблюдением, для чего уже сегодня имеются все необходимые организационно-правовые предпосылки;

2) барьеры и факторы давления неформального характера. Нельзя, например, полностью отменить пожарный или санитарный контроль, т.е. это означало бы реальную угрозу общественной безопасности и интересам потребителей. Здесь вопрос о защите интересов представителей малого бизнеса переносится в сложную организационно-процедурную сферу, которая, как было сказано выше, поддаётся формальному регулированию с большим трудом[6].

Разумеется, не во всех случаях экономические источники тех или иных форм избыточного административного давления на малый бизнес чётко видны, но это не означает, что их нет, скорее, не вполне виден тот «механизм», с помощью которого определённые экономические интересы представителей властных структур удовлетворяются за счёт той или иной сферы формальных или неформальных взаимодействий с предпринимательской средой. Все это, несомненно, должно стать предметом специальных дополнительных исследований и разработок. Столь же очевидно и то, что даже при чёткой видимости тех или иных экономических причин административного давления на малое предпринимательство далеко не всегда могут быть моментально предложены пути преодоления этих причин — многие из них лежат в глубинной специфике экономической и социально-экономической организации нашего общества, в пластах очевидного «наследия» длительного господства административно-командной системы, а также в сфере тяжёлых и ещё подлежащих длительному устранению экономических и социальных последствий кризиса 1990-х годов [5].

Прежде всего, надо определиться с тем, какие именно барьеры предполагается упразднить. Не следует, как всегда, впадать в крайности и требовать одномоментного снятия всех видов контроля над деятельностью малых предприятий, причём во вред и самим малым предприятиям как потребителям продукции своих хозяйственных партнёров по малому бизнесу. Неоправданными следует считать те барьеры, устранение которых не вызовет негативных явлений для деятельности малых предприятий, потребителей их продукции и услуг, для партнёров и кредиторов малого бизнеса, а также для состояния рыночно конкурентной среды в целом. Все это делает крайне сложным установление «водораздела» между нормальным регулированием предпринимательской деятельности и избыточным административным давлением как объектом политики «дерегулирования». Цель проста: сохранить и создать новые рабочие места и развивать здоровую предпринимательскую обстановку в регионах [7].

Библиографический список

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008.
2. Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2006. – №1. – С.86-92.
3. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. - 2007. - № 4.
4. Кенжегузин М.Б, Днишев Ф.М., Альжанов Ф.Г. Наука и инновации в рыночной экономике: мировой опыт и Казахстан. - Алматы, ИЭ МОН РК, 2005. - 256 с.
5. Дагаев А. Венчурный бизнес: управление в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2003
6. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/04/08/827470-pomogayut-malomu-biznesu.
7. https://vc.ru/u/484425-daria-ratobylskaya/122079-strategii-vyzhivaniya-malyh-i-srednih-biznesov-vo-vremya-pandemii.