Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.12.2017

Современное регулирование криптовалют в разных странах

Modern regulation of crypto-currencies in different countries

Галчин Дмитрий Геннадьевич
Специалист ООО «Эффект-аудит»
Galchin Dmitry Gennadievich
Specialist of OOO "Effect-audit"
Аннотация: В статье рассмотрено понятие «криптовалюта», какое существует законодательное регулирование в России и в других странах.

Abstract: The article considers the concept of "crypto currency", which is the legislative regulation in Russia and in other countries.
Ключевые слова: криптовалюта, налогового планирования, налоговые схемы

Keywords: Crypto-currency, tax planning, tax schemes


Виртуальные децентрализованные валюты, в частности Bitcoin, в последнее время пользуются все большей популярностью как способы инвестирования и проведения платежей. Такие инструменты нашли широкое применение как в деятельности компаний, занимающихся электронной коммерцией, так и во внутрихолдинговых расчетах.

Налоговики вынуждены принимать во внимание потенциальное использование децентрализованных криптовалют для получения налоговой выгоды. А прочие контролирующие органы уже давно обеспокоены использованием неподконтрольных государству финансовых инструментов, обосновывая свое беспокойство возможной вовлеченностью их владельцев в «осуществление сомнительных операций» или «отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма».Поэтому в настоящее время криптовалюты как физические, так и юридические лица используют на свой страх и риск.

Однако предупреждения регуляторов не являются нормативно-правовыми актами — официального запрета на осуществление операций с применением криптовалют пока не существует. По крайней мере, до принятия разрабатываемого в настоящее время Минфином законопроекта о запрете операций с денежными суррогатами (в том числе криптовалютами). Поэтому стоит разобраться на примере того же Bitcoin, в чем плюсы и минусы использования децентрализованных валют для компании. И какую пользу они могут принести в налоговом планировании.

В отличие от электронных денег (WebMoney, Яндекс. Деньги), децентрализованные криптовалюты (Bitcoin, Litecoin, PPCoin) не привязаны к конкретной национальной валюте (рублю, доллару, евро). Их курс определяется текущим спросом и предложением на биржах виртуальных валют.

Новые единицы криптовалюты эмитируются за счет вычислительной мощности, используемой пользователями, посредством сложного алгоритма. То есть эмиссия децентрализована и не может контролироваться ни одним государством. Величина выпускаемой денежной массы предполагается фиксированной, причем сложность ее расчета (самого процесса эмиссии) постоянно повышается.

В числе главных преимуществ криптовалют — возможность производить быстрые переводы по всему миру и практическая невозможность подделки. Они легко обмениваются как на национальные валюты, так и на любые товары. Протокол криптовалют зашифрован. Пока пользователь не предоставляет данные своего кошелька, его невозможно идентифицировать. Однако данные обо всех транзакциях находятся в открытом доступе. Это потенциально позволяет отследить операции косвенными методами.

Децентрализованные криптовалюты нельзя считать электронными денежными средствами, оборот которых на территории России регулирует Федеральный закон от27.06.11 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Дело в том, что электронные деньги жестко привязаны к операциям с реальными валютами. Их эмитирует оператор платежной системы в обмен на перечисленные реальные деньги (п. 18 ст. 3 Закона оНПС), тогда как эмиссия криптовалют осуществляется самими пользователями и не обусловлена внесением денежных средств оператору системы. Да и сам оператор фактически отсутствует. Есть лишь разного рода посредники — биржи, обменные пункты, торговые площадки.

Криптовалюту нельзя характеризовать и в качестве денег. Тот же Bitcoin не является «денежным знаком в виде банкнот и монет Банка России» либо «денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства». Не учитывается криптовалюта и на банковских счетах или в банковских вкладах (подп. «а» и «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Деньгами признаются средства платежа, создаваемые путем эмиссии уполномоченных на то государством институтов.

Не подходит криптовалюта под определение имущественных (неимущественных) прав, прав требования или ценных бумаг. Так как владение виртуальной монетой не дает собственнику никаких особых гражданских прав. По существу децентрализованная криптовалюта представляет собой запись в едином реестре, в котором учитывается принадлежность конкретной суммы монет определенному адресу в сети (пользователь может иметь неограниченное число таких адресов). Переводы биткоинов осуществляются путем внесения изменений в эту общую базу данных — применительно к конкретным монетам это может сделать только их владелец, чье право подтверждено закрытым и открытым ключами цифровой подписи.

То есть это, несомненно, актив, но такой, существование которого не урегулировано современной правовой системой. В формальном смысле криптовалюты могут рассматриваться как денежный суррогат, аналогичный по сути частным или иностранным валютам или ценным бумагам. Отсюда и сложности с бухгалтерским учетом криптовалют, и с налогообложением операций, совершенных посредством них. Ввиду невозможности регулирования существующими нормами права и сложности квалификации самого явления целесообразно было бы выделить виртуальные валюты в отдельную группу финансовых инструментов.

Как же будет выглядеть в учете компании приобретение и проведение операций, например, с Bitcoin? В данном случае для целей налогообложения крайне важен способ, которым компания получила в свое распоряжение. По сути, здесь есть три варианта: приобретение монет за реальные деньги (рубли) в обменном пункте, самостоятельная «добыча» с использованием собственных вычислительных мощностей и получение в качестве оплаты за реализованные товары, работы, услуги.

В случае приобретения Bitcoin за рубли, вероятно, стоит рассматривать приобретенную криптовалюту как краткосрочное финансовое вложение по аналогии с ценными бумагами, например векселями. Это позволит отражать в бухгалтерском учете не только операции по обмену рублей на Bitcoin и наоборот, но и операции с самими монетами, проводящимися без конвертации в рубли. В любом случае перечисление рублей с расчетного счета компании за Bitcoin оставить без отражения в бухучете никак нельзя.

Чего не скажешь о получении Bitcoin в результате «добычи». По сути, в этом случае у компании возник актив из ниоткуда. То есть получен безвозмездно. Формально такую операцию, наверное, стоит отразить в налоговом учете, признать прибыль и заплатить налог. Вот только если компания этого не сделает, проверяющим будет довольно сложно доказать, что доход был.

Что же касается получения Bitcoin от покупателей, возникает интересная ситуация с НДС, если криптовалюта получена в качестве предоплаты. Очевидно, что получение в качестве предоплаты некоего актива, существование которого не признается российским законодательством, не может образовывать налоговой базы по НДС. Эта база возникает на одну из более ранних дат — на момент отгрузки или получения предварительной оплаты (п. 1 ст. 167 НКРФ). Получение Bitcoin предоплатой не является. Налог компания будет платить только после отгрузки или обмена полученных в виде предоплаты (и отраженных в учете) Bitcoin на рубли. Если же Bitcoin, полученные от покупателей, на рубли не обмениваются и в учете компании никак не отражаются, то растет дебиторская задолженность, которую по истечении срока исковой давности можно будет списать в налоговые расходы.

Таким образом, в целом криптовалюту стоит рассматривать не как новый способ экономить на налогах, а как новый инструмент для осуществления уже существующих налоговых схем. В основном, незаконных. Например, таких как реализация компанией неучтенной продукции или обналичивание денежных средств.

На текущий момент полностью легально, не сталкиваясь с претензиями контролирующих органов, использовать криптовалюту в России можно только без ее конвертации в рубли. В прочих же случаях, в связи с неясной правовой ситуацией, использование Bitcoin может привести к привлечению участников схем к уголовной ответственности по статьям о незаконной предпринимательской деятельности, легализации доходов, полученных преступным путем, а в некоторых случаях и мошенничестве.

В отличие от России, в ряде стран криптовалютам уже дано некое правовое регулирование. В результате чего налогообложение сделок с использованием тех же Bitcoin не вызывает споров, а оборот криптовалют предельно упрощен. Например, в США и Швеции возможно использование биткоин-банкоматов, позволяющих пользователям покупать и продавать монеты. В таких странах в большинстве случаев налоговые правила, которые применяются к обычным коммерческим сделкам, распространяются и на сделки, проводимые в интернете или с помощью криптовалют.

Однако правовые подходы к криптовалютам в разных странах различны. Так, в Болгарии, Норвегии, Швеции криптовалюта признается финансовым активом. В Германии, Сингапуре, Финляндии, Канаде — товаром или услугой. В Великобритании и Швейцарии — частной валютой. В Дании торговля Bitcoin рассматривается в качестве оказания услуг в сети Интернет. В Ирландии Bitcoin может выступать в разных ситуациях как товар или валюта.

Правовая квалификация криптовалюты тем более важна, так как во многих странах особый объект налогообложения составляет прирост капитала (доход, полученный в результате роста стоимости финансовых вложений компании). В Австралии, Канаде, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции прибыль от операций с Bitcoin облагается налогом на прирост капитала. А в Испании, Ирландии, Норвегии, Польше, Сингапуре операции с криптовалютами облагаются НДС.

Такие страны, как Австралия, Бразилия, Испания, США, Польша, настаивают на ведении записей об операциях с биткоин в отчетности. В частности, в США в уведомлении 2014–21 предусмотрена специальная форма уведомления налогового органа в случае, если сумма сделок с криптовалютой превышает 600 долларов в год. Кроме того, указано, что при оплате с помощью виртуальной валюты информация об этом должна быть раскрыта в отчетности. Предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное или неполное раскрытие подобного рода информации.

В Германии или США для ведения операций с биткоин необходимо получение лицензии. Причем требования наличия лицензии не являются пустыми словами. Правоохранительные органы США в 2013 году заморозили счета Mt. Gox (крупнейшего в мире биткоин-обменника) из-за отсутствия лицензии.

Налоговое управление Австралии еще в июне прошлого года заявило, что в состоянии отслеживать пользователей Bitcoin. Отметив при этом, что использование сделок с Bitcoin не более анонимно, чем получение физическими лицами наличных, и что у ведомства имеется опыт в работе с более ранними формами анонимных электронных денежных систем. По-видимому, такие заявления отчасти справедливы. Анонимность пользователей Bitcoin относительна.

Во-первых, каждая сделка регистрируется в общественной книге под названием Blockchain, которая поддерживает связанные Bitcoin адреса и сделки, даты, и суммы. Пользователи могут определять, сколько дополнительной информации они требуют друг от друга, чтобы провести транзакцию. В то же время правоохранители при проведении оперативно-розыскных мероприятий вполне могут маскироваться под руководство контрагентов. И при проведении сделки с использованием Bitcion запросить информацию, позволяющую раскрыть личность партнера.

Во-вторых, установить личность владельца Bitcoin можно и косвенным путем. Анализируя открытую информацию о сделках между конкретными адресами. Кроме того, информация о клиенте может записаться, если лицо производит обмен Bitcoin на национальную валюту. Вообще возможность идентификации людей, использующих Bitcoin, резко повышается, когда они используют один и тот же адрес Bitcoin или объединяют монеты из нескольких адресов в единый адрес.

В-третьих, записи о владельцах Bitcoin могут сохраняться как у сторонних служб (бирж или обменных пунктов), так и оставаться на локальных компьютерах самого пользователя. К обоим источникам информации правоохранительные органы при определенных условиях могут получить доступ.

Кроме того, косвенно факты реализации неучтенной продукции или проведения иных незаконных операций с использованием Bitcoin налоговые органы могут установить с помощью анализа технологического процесса компании. Например, может быть оспорен факт проведения инвентаризации, по результатам которой якобы отражались остатки в незавершенном производстве.

Данное обстоятельство с учетом информации правоохранительных органов о возможности реализации неучтенной продукции с помощью криптовалюты может привести также к инициированию комплексной судебно-бухгалтерской экспертизы и экспертизы программного обеспечения. Естественно, если говорить о России, то такое возможно лишь при взаимодействии налоговых и правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Финансовое право Российской Федерации: учебник /
А.В. Шавров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр ЕАОИ,
2010. 568 с. ISBN 978-5-374-00430-4
2. ПРАВО И СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА научно-практический журнал 2014 / № 4 ISSN 2307–3306
3. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. Часть 1 [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие — Электрон. дан. — Москва : Проспект, 2015. — 640 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/55029.
4. Сапожникова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный) [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва : Юстицинформ, 2012. — 312 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/10666
5. Уголовное право России.Части общая и особенная [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. — Москва : Проспект, 2015. — 1 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/54714.
6. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва : ГроссМедиа, 2013. — 1430 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/13884.