Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 24.09.2016

Маркетинговая оценка экономических инструментов в сфере высшего образования: международная и российская практика

Marketing evaluation of economic instruments in the field of higher education: international and russian practice

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет
Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality, Tambov State Technical University
Аннотация: Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день ключевыми трендами становятся вопросы снижения давления на бюджет, повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Для достижения этих целей требуются не столько финансовые ресурсы, сколько единая, целенаправленная политика в их использовании. Цель данного исследования заключается в объединении разрозненных фрагментов с данными, содержащимися в открытых источниках информации для получения объема информации, позволяющего лучше понять взаимозависимости между экономическими инструментами в высшем образовании в РФ и мире. Материалы и методы. В работе с помощью эконометрических и статистических методов проанализированы аспекты влияния экономики на сферу высшего образования. Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие показатели образовательного рынка, практики вовлечения экономических инструментов в систему высшего образования, анализируются критерии, основные подходы, применяемые в международной практике, а также выявлены возможные тенденции. Область применения результатов охватывает научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для образовательных или других предприятий и организаций. Выводы. Ожидаемые эффекты, а именно: снижение бюджетного давления, рост финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической инициативности образовательных организаций пока не достигнуты, а процесс реформирования бюджетной сети сферы образования РФ замедляется на фоне растущего недоверия как со стороны участников данного процесса, так и со стороны общественности. Другим направлением повышения эффективности бюджетных расходов на образование является переход к нормативно-подушевому финансированию. Этот подход уже внедряется в России на протяжении ряда лет, однако некоторые примеры из международной практики показывают, что и здесь существуют резервы для роста. Процесс реформирования бюджетной политики по отношению к российскому образованию в целом соответствует международным трендам, но требует определенной доработки с учетом особенностей формирования образовательной среды в Российской Федерации

Abstract: The relevance of the study due to the fact that today the key trends be reducing pressure on the budget, improve the efficiency of providing the state and municipal services in the field of education. To achieve these goals requires not as much financial resources as a coherent, purposeful policy in their use. The purpose of this study is to combine disparate pieces of data contained in open sources of information to obtain amount of information allowing a better understanding of the relationship between economic instruments in higher education in Russia and the world. Materials and methods. In working with econometric and statistical methods to analyze aspects of the impact of the economy on higher education. Results. Presented analytical data, which reflects the performance of the educational market, practice of inclusion of economic instruments in the system of higher education, analyzed, criteria, basic approaches in international practice, and identifies possible trends. The scope of the results covers research for students and teachers, as well as recommendations for educational or other enterprises and organizations. Conclusions. The expected effects, namely, reducing the fiscal pressure, the growth of financial-economic independence and economic initiative of educational institutions has not yet been reached, and the process of reforming the budget network in the sphere of education of the Russian Federation is slowing amid growing mistrust on the part of stakeholders and the public. Another direction of improving the efficiency of budget expenditure on education is the transition to normative per capita funding. This approach is already being implemented in Russia for the past several years, however, some examples from international practice show that there are reserves for growth. The process of reform of budgetary policy in relation to Russian education as a whole corresponds to international trends, but needs some refinement, taking into account features of formation of the educational environment in the Russian Federation
Ключевые слова: маркетинг, анализ, экономика, образование, инструменты

Keywords: marketing, analysis, Economics, education, tools


Введение

Проведем анализ источников по исследуемой тематике. Основой для преобразования системы высшего образования является определение направлений эффективного экономического управления. Для этого должны быть определены стратегические цели управления и на их основе сформулированы методологические основы построения стратегии развития системы высшего образования [1]. В статье [2] анализируются основные цели, базовые принципы и система подготовки специалистов с высшим образованием в промышленно-развитых государствах; исследование данного вопроса особенно важно в контексте тотального перехода российской высшей школы на двухступенчатую систему высшего образования. В статье [3] Рассматривается проблема формирования системы подготовки специалистов, адекватной требованиям современной инновационной экономики. Высшие учебные заведения, представляя собой сложные системы, активно взаимодействуют с внешней средой, работодателями, государственными учреждениями. В статье [4] описаны реалии российского высшего образования после перехода России к рыночной экономике. Образовательная сфера не является исключением и адаптируется в новых условиях функционирования, приобретения новых форм в своем совершенствовании. В результате появляются ранее неизвестные образовательные структуры, отличающиеся от прежних слиянием нескольких форм собственности, объединением различных по своей целевой направленности организаций, зависимостью как от рыночной конъюнктуры, так и от бюджетных государственных ассигнований [5]. Современные российские университеты, связанные с фундаментальной наукой мирового уровня, не востребованы обществом в полной мере. Статья [6] основана на результатах сравнительного исследования высшего образования применительно к специфике социально-экономических условий России и Тайваня и посвящена эффективности передачи знаний в системе высшего образования. В статье [7] рассматриваются основные тенденции развития высшего образовании. Рассмотрены место и роль высшего образования в экономике знаний, обосновано положение о высшем образовании как первом подразделении экономики знаний.

Автор в статье [8] ставит под сомнение способность российской высшей школы стать двигателем инновационной экономики страны. По его мнению, российские университеты слишком зависимы от рынка труда, поэтому не в состоянии осуществлять инновационные стратегии в образовании. В работе [9] на основании данных федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений высшего профессионального образования, численностью и заработной платой работников, данных Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и обследований предприятий шести секторов экономики, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования, охарактеризовано текущее состояние системы высшего профессионального образования в России. Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет, что образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов и рассматривается в аспекте обеспечения национальной безопасности [10]. В работе [11] обосновано место и роль высшего образования в системе инновационной социально ориентированной экономики, сделан вывод, что деятельность современного вуза, помимо образовательного процесса, должна включать инновационную составляющую. В статье [12] рассматриваются цели высшей школы в современном мире, а также влияние высшего образования на экономическое развитие страны через его функции. Автор статьи [13] раскрывает проблемы высшего профессионального образования в современных условиях рыночной экономики и глобализации, предлагает законодательно усовершенствовать процедуры его получения, приблизить к международному уровню. В статье [14] рассматривается проблема получения качественного образования в условиях модернизации экономики России. Показано, что современная структура высшего образования в стране не соответствует потребностям рынка труда, обоснована необходимость создания в рамках системы образования модели «тройной спирали», объединяющей усилия вузов, бизнес-структур и государства при центральной роли университетов, что является, по мнению автора, наиболее рациональной формой инновационной подготовки специалистов с высшим образованием. В статье [15] на основе анализа особенностей экономики знаний выявлены требования, предъявляемые к образованию в условиях данного типа экономики. Выделены основные тенденции развития системы высшего образования, способствующие приведению к соответствию данным требованиям. В статье [16] рассматривается текущее состояние экономики сектора высшего образования в России. Сделан вывод об исчерпании возможностей действующей модели финансирования профессионального образования, предложены две новые модели финансирования, способные оказать влияние на повышение эффективности институтов образования. В статье [17] рассмотрены основные задачи образовательных организаций высшего образования в современных условиях. Сделан вывод, что существующие тенденции развития рынка труда и системы образования современной России в условиях новой индустриализации экономики требуют от образовательных организаций высшего образования более активного использования в своей деятельности инновационных моделей управления. Проблемами экономики высшего образования занимается ряд зарубежных ученых [18-20].

1. Маркетинговый анализ тенденций в сфере российского образования

Число организаций высшего образования в 2014/15 учебном году по сравнению с 2010/11 учебным годом уменьшилось на 14,8% (рис. 1).


Источник: Минобразования, Росстат

Рисунок 1. Динамика числа организаций высшего образования

В соответствии с данными Росстата численность студентов в организациях высшего образования в 2014/15 учебном году составила 5209 тыс. человек (уменьшение на 26,1% по сравнению с 2010/11 учебным годом) (рис. 2).


Источник: Росстат

Рисунок 2. Численность студентов в организациях высшего образования, тыс. человек

В 2014/15 учебном году на 10 000 человек, проживающих в Российской Федерации, приходится 356 студентов организаций высшего образования, что меньше на 27,8% по сравнению с 2010/11 учебным годом (2010/11 уч. год — 493, 2011/12 уч. год — 454, 2012/13 уч. год — 424, 2013/14 уч. год — 393). Объемы бюджетных расходов на систему высшего образования в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно увеличиваются (в 2010 году — 377,8 млрд. рублей, в 2013 году — 512,5 млрд. рублей, в 2014 году — 519,7 млрд. рублей). На высшее образование в 2015 году предусмотрены расходы: в федеральном бюджете — 513,5 млрд. рублей (в 2010 году — 364,5 млрд. рублей, в 2013 году — 495,6 млрд. рублей, в 2014 году — 498,2 млрд. рублей) и консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации — 19,7 млрд. рублей (в 2010 году — 13,3 млрд. рублей, в 2013 году — 17 млрд. рублей, в 2014 году — 21,6 млрд. рублей) (рис. 3) (Аналитический центр при Правительстве РФ).

Средние расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в расчете на одного обучающегося в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, в год составили в 2010 году — 53,6 тыс. рублей, в 2013 году — 90,8 тыс. рублей, в 2014 году — 100 тыс. рублей. С целью формирования системы эффективного управления финансами социального сектора экономики в 2010 году был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За период реализации Федерального закона с 2011 по 2015 год сеть федеральных государственных учреждений сократилась на 5% (рис. 4).

 

Источник: Минобразования, Росстат

Рисунок 3. Динамика бюджетных расходов на высшее образование, млрд. рублей


Источник: Федеральное казначейство

Рисунок 4. Изменение сети федеральных государственных учреждений различных типов за период с 2011 по 2015 год (ед.)

Сжатие сети федеральных государственных учреждений шло за счет уменьшения количества как бюджетных учреждений (показатель упал на 9%), с незначительным изменением их доли (с 64,9% в 2012 году до 62,4% в 2015 году), так и учреждений казенного типа (показатель снизился на 3%, при росте их доли в общем числе федеральных государственных учреждений с 28,6% в 2012 году до 29% в 2015 году). На фоне этих процессов рост в 1,3 раза числа автономных учреждений не привел к существенным изменениям в системе, а их доля в сети федеральных государственных учреждений не превысила 9% (в 2015 году данный показатель составил около 8,6%). Темпы роста количества автономных учреждений на федеральном уровне чуть выше (рост в 1,4 раза), чем на муниципальном (рост в 1,3 раза) и региональном (рост в 1,2 раза) уровнях. Это означает, что бюджетный тип учреждений по-прежнему занимает доминирующие позиции (рис. 5), а картина функционирования системы учреждений изменилась незначительно.


Источник: Минфин России

Рисунок 5. Распределение государственных (муниципальных) учреждений по типам и сферам деятельности в 2015 году (%)

При сокращении числа бюджетных учреждений их доля в таких отраслях, как культура и наука, остается на уровне более чем 85%, и более 50% в здравоохранении и образовании. В совокупности доля автономных учреждений в социальной сфере не превышает 2%. Таким образом, хотя переход в новый тип учреждений дает большую свободу финансово-хозяйственной деятельности и управления (см. табл. 1), это пока не стало существенным стимулом для более активной оптимизации сети.

В рамках реализации Федерального закона обновление бюджетной политики связывалось с повышением эффективности бюджетных расходов и сокращением бюджетного сектора в экономике. Введение данной правовой нормы в сфере образования было направлено на решение ряда задач:

Задача 1. Снижение бюджетного давления и повышение инвестиционной привлекательности образовательных организаций. Предполагалось, что формирование новых типов учреждений с расширением источников финансирования и изменением порядка распоряжения внебюджетными средствами повысит эффективность их функционирования. В итоге в сфере образования стало сокращение число учреждений бюджетного типа сократилось (показатель снизился на 26%), но их доля по-прежнему превышает 50%. На фоне роста числа автономных учреждений (рост показателя за анализируемый период в 4 раза) их доля не превысила 7%, а процесса перехода в статус автономных учреждений стагнировал. При этом в сфере образования в 1,2 раза растет число казенных учреждений, финансирование которых осуществляется вне государственного (муниципального) задания, остается весьма высокой и их доля в сети (более 40%). Анализ региональной статистики по доле казенных учреждений свидетельствует о широком разбросе данного показателя по субъектам Российской Федерации (на 2015 год в Республике Татарстан он составил 4%, в то время как в Кабардино-Балкарской Республике — 92%).

Кроме того, по данным Минфина России статус казенных учреждений имеет ряд школ, учреждений культуры и спорта, которые должны функционировать на основе государственного (муниципального) задания.

Задача 2. Повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и рост экономической инициативы организаций, предоставляющих образовательные услуги. Достижение поставленной задачи связывалось со сменой «сметной» модели финансирования (финансирование содержания учреждений) на субсидиарную модель (финансирование заданий учредителя — целевой субсидии).

По сути дела рост экономической инициативы организаций обуславливался заменой распределительного механизма: от управления затратами (бюджетными ресурсами) к управлению по результатам. Контрольные функции по использованию бюджетных средств должны были сместиться с внешнего контроля за целевым использованием средств к внутреннему контролю за эффективностью расходов. Расширение самостоятельности участников бюджетного процесса должно было привести и к росту ответственности, как со стороны распределителей (за распределение бюджетных средств), так и бюджетополучателей (за конечный результат).

Наиболее высокий показатель расходов казенным учреждениям наблюдается в общем образовании, что предопределено высокой численностью детей, охваченных системой общего образования. По этим же причинам объем субсидий автономным учреждениям в 1,5 раза выше в общем образовании, чем в дошкольном, и в 3 раза — чем в среднем профессиональном образовании. Аналогично, в системе высшего образования объем субсидий бюджетным учреждениям более чем в 4 раза превосходит объем субсидий автономным учреждениям. Определяющая роль субсидий бюджетным учреждениям свидетельствует об «экономической инерционности» организаций, предоставляющих образовательные услуги. Повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг должно было идти за счет роста качества услуг в сфере образования. Поэтому при формировании государственного задания необходимо было, в частности, определить требования к процессу (технологии) оказания услуги, условиям ее оказания, оценке результатов оказания. Однако на этом пути возник ряд барьеров. В частности, на федеральном уровне не разработан полный пакет требований к услугам, отсутствует порядок формирования базовых и ведомственных перечней муниципальных работ и услуг (существуют различия в наименовании работ/услуг в сформированных ведомственных перечнях разных учредителей). Поэтому субъекты Российской Федерации не завершили процесс по разработке своих требований, которые должны быть «не ниже» федеральных. В итоге новая система оказалась недостаточно действенным стимулом для сокращения внутренних издержек учреждений и повышения их эффективности. Большинство регионов приняло решение о сохранении основной части учреждений в статусе бюджетных.

Таблица 1. Сравнение налоговой нагрузки бюджетных, автономных и казенных учреждений

 

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ

2. Анализ экономических инструментов повышения доступности высшего образования в мире

Массовое высшее образование является сегодня мировой тенденцией. Ежегодно в вузы по всему миру поступают более 150 млн. человек (за последние 10 лет данный показатель увеличился на 53%). Произошел переход от элитарной к массовой системе высшего образования. Наблюдается смещение акцента в разделении затрат в высшем образовании; при этом плата за обучение, ранее лежавшая в основном на государстве (налогоплательщиках), в настоящее время распределяется между пользователями образовательных услуг системы высшего образования (студентами, родителями, заказчиками и пр.). Для повышения уровня образованности населения страны, с целью создания условий равного доступа к высшему образованию правительствами стран мира используются новые экономические инструменты в сфере высшего образования.

Образовательные кредиты в Великобритании. Государство предоставляет кредиты студентам на льготных условиях: процентная ставка устанавливается равной уровню инфляции. Выпускникам, имеющим низкие доходы, предоставляется отсрочка по выплате задолженности. Выплата начинается с того момента, когда их доходы достигнут 85% среднего уровня по стране; при этом размеры выплат составляют около 6% годовой заработной платы.

Образовательные кредиты в США. В стране существуют несколько типов образовательных кредитов, как частных, так и государственных. Кроме того, используется возможность объединенного займа, который позволяет заемщику для упрощения выплаты ссуды объединить все свои займы в один. Студенческие займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения. Федеральный заем для студентов — кредит Стаффорда (Stafford Loans) (имеет две разновидности: во-первых, займы, предоставляемые частными кредиторами, такими как банки, кредитные союзы (их возврат обеспечивает федеральное правительство); во-вторых, кредиты, предоставляемые правительством непосредственно студентам и их родителям).

Финляндия и Швеция. Право на получение студенческих кредитов в Финляндии имеют до 70% финских студентов. «Студенческий заем» выдается на выгодных условиях: с неограниченным сроком погашения и с процентной ставкой до 2% годовых.

Австралия. Подать заявку на образовательный кредит может любой студент вуза; максимальная сумма кредита — 5000 евро в год; кредитная история не учитывается; проценты по кредиту не начисляются, а период его погашения практически не ограничен и зависит от уровня доходов выпускника вуза. Кредитные деньги выдаются банком, однако они взяты из государственного бюджета и позже возвращаются туда же.

Голландия. На получение кредита могут претендовать только студенты дневной формы обучения в возрасте до 30 лет; максимальная величина кредита — около 8900 евро в год, при этом деньги могут быть вложены как на оплату обучения, так и на основные бытовые расходы; кредитная история не учитывается; кредитная ставка составляет 3,7%, а погашение образовательного кредита при общем сроке погашения 15 лет начинается через 2 года после окончания учебы. Надо отметить, что лицам с низким уровнем доходов, а также досрочно окончившим учебу, предоставляется скидка. Все риски по кредиту берет на себя государственный бюджет.

Предоставление ссуд студентам очной формы обучения на условиях низкой процентной ставки (по льготной процентной ставке), реже — беспроцентного возврата займов в зависимости от доходов и без ответственности родственников. В зависимости от того, кто выступает инвестором (банки или государство), выделяют два вида образовательных кредитов: коммерческий, целью которого является извлечение прибыли и соответственно выдающийся на условиях полной возвратности, срочности и доходности; социальный, целью которого является обеспечение равного доступа к образованию всех слоев населения и реализующийся через специально созданные для этого банковские структуры с набором определенных ограничений в своей деятельности. Система социальных кредитов развивается благодаря активному финансовому участию государства: полному (функционирование системы социального кредитования финансируется исключительно за счет средств бюджета) или частичному (используется практика софинансирования со стороны государства сложившейся в стране системы кредитования, например государственное страхование студенческих займов, покрытие издержек банков в размере рисковой премии на случай невозврата займов либо предоставление банкам различных льгот).

Великобритания. В 1988 году предложена схема ссуд, которую может получить любой студент в возрасте до 50 лет независимо от материального положения. Возврат денег начинается через 9 месяцев после окончания учебного заведения. Размер долга ежегодно оценивается с учетом инфляции (но на беспроцентной основе) и материального положения человека, с тем, чтобы обязательства по возврату ссуды не повлияли на выбор профессии. Разработано 4 схемы возврата ссуд:

1. Срок возврата может быть фиксированным. В те годы, когда доход снижается (например, ниже 85% от среднего), заемщик получает отсрочку, а период выплаты продлевается.

2. При общей фиксированной сумме выплаты могут от года к году меняться.

3. Период выплаты может устанавливаться исходя из размера долга.

4. Выплаты могут быть увязаны с доходом, облагаемым налогом, с ежегодным погашением в размере, например, 4% облагаемой налогом суммы. Студенты, взявшие небольшую ссуду и зарабатывающие после окончания на среднем уровне, сумеют вернуть деньги уже через 5 лет. У тех, кто взял большие ссуды или чей заработок минимален, срок возврата будет более продолжительным.

Япония. Вся финансовая помощь предоставлялась в форме ссуд (в основном беспроцентных), но с 2012 года правительство приняло решение, что средства предоставляются под 3% годовых, а студенты, обучающиеся по таким дорогостоящим специальностям, как медицина и стоматология, могут получить дополнительные ссуды на условиях 6,5%.

Австралия. Предусмотрен возврат ссуды в размере 2–3% в год.

США. Предусмотрен возврат ссуды в 9–10% в год. В Германии используется как государственно-частное, так и частное кредитование образования. Заявку на участие в государственно-частном кредитовании могут подать все студенты дневной формы обучения в возрасте 18– 30 лет. Максимальная величина кредита составляет 7800 евро в год (на обучение и проживание), процентная ставка по кредиту — 5,95–8,38%. В случае неудовлетворительных показателей в учебе кредитование прекращается; погашение кредита для доучившихся начинается через 6–23 месяца после получения кредитных средств и растягивается на период до 25 лет. Участие в частных германских программах кредитования образования осуществляется по схожей схеме со следующими особенностями: максимальная сумма кредита достигает 9600 евро в год, кредитная история проверяется более тщательно, срок погашения кредита сокращается до 12 лет, а при неудовлетворительных показателях учебы банковский процент по кредиту возрастает и достигает уровня обычного потребительского кредита (Аналитический центр при Правительстве РФ).

Образовательные займы. Речь идет о займах в сочетании с субсидиями, размер которых определяется уровнем семейного дохода, при этом модель финансовой помощи государства состоит из двух частей: возвратной (заем), погашающийся в случае, если доход заемщика превышает определенный порог или в случае наступления заранее установленного срока (10– 15 лет); при этом если за указанный период сумма займа не погашается полностью, то заемщик освобождается от дальнейших обязательств; невозвратной (субсидия), размер которой привязан к уровню доходов семьи, определяемому на момент поступления и в период обучения члена семьи в вузе, т. е. чем меньше доходы, тем больше размер субсидии. Эта модель используется в Эстонии, Польше и Австрии. В этих странах займы (кредиты) предоставляются студентам дневной формы обучения на плату за обучение и частично на проживание. При этом максимальный заем составляет чуть менее 1300 евро в год при фиксированной процентной ставке по кредиту — 5% годовых. Для получения кредита необходимы гарантии-поручительства от двух человек (кроме подавшего заявку), а погашение кредита начинается через год после окончания учебы и должно уложиться в срок, вдвое превышающий период обучения. В случае невозможности выплаты выпускником кредита ответственность по нему берет на себя Фонд государственных гарантий, а кредитный риск делят между собой государственный бюджет и частные банки. США. Развита система дополнительных займов для студентов (Supplemental Loans for Students), которые предоставляются студентам, не имеющим поддержки семьи и проходящим курс обучения не менее полного академического года вне зависимости от материального положения студента; проценты по нему выплачиваются через 60 дней после его получения.

Стипендиальные фонды Великобритания. В стране три фонда, находящихся в вузовском управлении, с объемом средств около 1 500 000 фунтов в год у каждого. Их цель — обеспечить дополнительную поддержку студентам в тех случаях, когда доступ к высшему образованию затруднен из-за обстоятельств финансового характера или когда студенты испытывают реальные финансовые трудности.

Социальные пособия для студентов. В странах Европы развита практика предоставления студентам пособий от учреждений социального обеспечения по безработице или для оплаты проживания. Великобритания. Государство освобождает всех студентов полного курса обучения от платы за обучение и предоставляет им стипендии и кредиты на покрытие расходов на проживание. Однако эти суммы не обеспечивают компенсацию всех затрат на проживание. Недостающие средства студенты получают от родителей или же от подработок, а многие прибегают также к частным кредитам.

Филантропия США. Широко развита индивидуальная и институциональная филантропия. В качестве партнера выступают предприниматели, предприятия по финансированию высшего образования, в том числе по финансовому обеспечению обучения «одаренных студентов». Некоторые страны пробуют увеличить долю участия промышленности, вводя целевой налог для сферы образования, или предоставить льготы спонсорам.

Образовательный налог Австралия. Налог на высшее образование был введен в 1986 году, в 1988 году разработана схема содействия высшему образованию, основанная на участии потребителей, оплачивающих часть затрат на обучение в вузах через налоговую систему. И с 1989 года все платят налог, призванный покрыть 20% средних издержек на обучение в высшей школе. Вклад каждого студента составляет 1800 австралийских долларов в год, а бывшие студенты — молодые выпускники начинают выплачивать налог в размере 1% после того, как их доход достигнет среднегодового уровня, составляющего 22 тыс. австралийских долларов. Когда же доход достигает 25 тыс. австралийских долларов, размер налога вырастет до 2%, а при доходе свыше 35 000 — до 3%. В качестве альтернативы предусмотрено, что студенты могут оплачивать свои затраты в виде «предоплаты». В этом случае им предоставляется скидка в размере 15% стоимости обучения.

Швеция. Шведская система сочетает гранты и ссуды. С 1989 года студенты получают помощь, в которой доля грантов выше, а условия возврата ссуд стали более жесткими. Объем возврата ссуды увязан с доходом: дипломированные специалисты выплачивают 4% своего дохода ежегодно на покрытие ссуды вплоть до ее полного возмещения. Система фандрайзинга Финляндия. Одна из наиболее развитых систем фандрайзинга (выдача грантов студентам).

США. Грант Пела (Pell Grants) представляет собой безвозмездную помощь студентам колледжа, не получившим степень бакалавра, предоставляемую на основе их финансового положения, показателем которого является специальный индекс — PGI (Pell Grant Index), который вычисляется по формуле, учитывающей финансовые возможности семьи и другую информацию (чем меньше PGI, тем больше грант Пела). США. Дополнительный грант на образование (SEOG) предоставляется студентам, не имеющим степени бакалавра, в случае особых финансовых затруднений. Получение этого гранта зависит не только от материального положения студента, но и от наличия достаточных средств у колледжа или университета.

В странах Европы и Азии франчайзинговая модель подразумевает участие третьей стороны — потенциального работодателя, финансирующего значительную часть расходов на получение высшего образования (франшиза), а также предоставляет возможность совмещения на старших курсах учебы и работы на предприятии. Преимущества указанной модели очевидны: государство экономит средства и обеспечивает дальнейшее трудоустройство выпускника; экономика получает специалистов, подготовленных в реальной среде предприятия и отвечающих требованиям и нуждам работодателя; высшая школа без затрат решает проблему практической подготовки студентов и устанавливает долговременные партнерские отношения с профильными отраслями экономики; студент получает доступ к высшему образованию, дополнительному заработку и адаптируется к среде будущего места работы. Несмотря на перечисленные достоинства, франчайзинговая модель используется в незначительных объемах: промышленностью и высшей школой Нидерландов и корпоративным бизнесом и вузами США.

Индивидуальные образовательные счета. Являются новой моделью и предоставляют родителям подрастающего ребенка возможность накапливать средства на получение им высшего образования, по принципу пенсионных или страховых взносов.

Основу Бразильской экономики составляют добывающая промышленность и сельское хозяйство. Бразилия из поставщика сырья превращается в производителя готовой продукции, в том числе высокотехнологичной. Развивается и сфера услуг, неотъемлемой частью которой является туризм. Экономическое развитие страны напрямую зависит от качественного развития населения и в первую очередь от уровня его образования. Бразилия добилась значительных успехов и в настоящее время речь идет об увеличении числа граждан с высшим образованием.

В Бразилии существует сеть общественных и частных вузов. Обучение в общественных вузах полностью бесплатное. Всем вузам предоставлена относительная свобода в наборе абитуриентов, который главным образом осуществляется путем проведения собеседования. При этом многие вузы используют результаты тестов средней школы. Абитуриентов с лучшими результатами зачисляют на учебу. Студенческий кредит как механизм доступности высшего образования. В соответствии с действующим законодательством Бразилии в рамках обеспечения доступности образования и повышения уровня образованности населения страны правительством Бразилии учрежден специализированный Фонд финансирования студентов для создания условий равного доступа к высшему образованию. В рамках программы, разработанной Министерством образования Бразилии, перед Фондом поставлена задача по увеличению доступности среди молодежи высшего образования, с привлечением частных вузов, имеющих положительную оценку Национальной системы оценки высшего образования (SINAES). Фонд осуществляет финансовую поддержку молодых людей, желающих получить высшее образование. Поддержка предоставляется в следующих объемах: при ежемесячном брутто доходов домашних хозяйств до 10 минимальных размеров оплаты труда — возможность 100-процентного финансирования курса обучения, от 11 до 15 минимальных размеров оплаты труда — до 75%, от 16 до 20 минимальных размеров оплаты труда — до 50%. Студент в период студенческого кредитования каждые три месяца производит выплаты за обучение, которые не превышают 50 долларов. После окончания вуза эти льготные выплаты продолжаются еще 18 месяцев, после чего остаточная стоимость делится на несколько этапов (до 13 лет) и согласуется для оплаты. Фонд начал свою работу в 2010 году (заключено 75,9 тыс. контрактов). В 2012 году заключено 368,8 тыс. контрактов, в 2013 году — 423 тыс. контрактов, в 2014 году данный показатель возрос почти в полтора раза. С 2010 по 2015 год заключено контрактов на общую сумму 44 млрд. долларов, из которых 11 млрд. долларов выделены напрямую вузам. Максимальное количество заключенных контрактов приходится на инженерные специальности, юриспруденцию, менеджмент и медицину.

Изменение подходов к студенческим кредитам Указом Министра образования Федеративной Республики Бразилия от 2 июля 2015 г. № 8 утверждены новые «Правила процедуры отбора заявок и выделения средств Фонда на вторую половину 2015 года». Основные изменения связаны с периодом регистрации желающих получить средства, участниками программы и условиями предоставления средств Фонда. Так, в отношении периода регистрации, если прежде период длился весь семестр, то по новым Правилам регистрация осуществляется до 30 апреля (т.е. до этого срока необходимо написать заявление о намерении получить средства Фонда). При регистрации для получения доступа к компьютерной системе необходимо внести номер социального обеспечения (социальной карточки), дату рождения, адрес электронной почты и пароль. Регистрация осуществляется в компьютеризированной системе Фонда (Sisfiesaluno — Sisfies). После проверки регистрационных данных необходимо посетить финансового агента для оформления заказа на финансирование. Для регистрации в компьютеризированной системе Фонда необходимо выбрать банковское учреждение (финансового агента программы Фонда). По новым Правилам участниками программы могут стать лица, не завершившие обучение, имеющие семейный доход (брутто на человека) до двух с половиной минимальных зарплат, принявшие участие в Национальном школьном экзамене с 2010 года и получившие не менее 450 очков. По-прежнему можно зарегистрироваться вне зависимости от участия в Национальном школьном экзамене лицам, закончившим среднюю школу до 2010 года, учителям, работающим в системе народного образования, при условии регистрации на курсах бакалавриата в преподаваемой области, а также учителям в целях переквалификации. Следующее условие получения финансирования — это результаты Национального школьного экзамена, которые должны быть более 450 баллов. Кроме того, Указом Министра образования Федеративной Республики Бразилия № 21 от 24 июля 2015 г. вынесено публичное уведомление общественности о расписании и процедуре отбора Фондом заявок и выделения средств на вторую половину к 2015 году (Аналитический центр при Правительстве РФ).

Заключение

Таким образом, можно выделить следующие важные задачи, стоящие перед высшем образованием:

— обсуждение самых актуальных вопросов в области применения ИКТ в образовании в интересах обеспечения инклюзивного и качественного образования, расширения доступа и открытости формального и неформального образования;

— объединение всех профессионалов в области образования и современных инноваций, новых подходов и технологий;

— освещение результатов реализации научных исследований в российских образовательных учреждениях и научных организациях, налаживание информационного обмена научного сообщества, развития международного сотрудничества, интеграции России в мировую научную среду;

— обсуждение лучших российских и зарубежных образовательных практик в целях повышения качества образования и международной конкурентоспособности вузов, их успешной интеграции в евразийское образовательное пространство.

Библиографический список

1. Ланских А.Н. Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономик // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 2. С. 231-233.
2. Иващенко А.С. Цели, принципы и система подготовки специалистов с высшим образованием в странах с развитой рыночной экономикой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. С. 91-99.
3. Рогалёв Н.Д., Табачный Е.М. Трансформация подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник МЭИ. 2010. № 4. С. 101-109.
4. Линг В.В. Высшее образование и проблемы модернизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 197-199.
5. Корнилова И.М. Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 2 (86). С. 15-19.
6. Ручин В.А. Высшее образование и экономика знаний: постановка проблемы // Инновационная деятельность. 2015. № 3 (34). С. 133-140.
7. Муромцева А.К. Высшее образование в условиях становления экономики знаний: императивные изменения // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2014. № 5 (105). С. 162-169.
8. Семисынов А.С. Высшее образование как базис инновационной экономики // Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 12-14.
9. Бондаренко Н.В., Озерова О.К. Высшее профессиональное образование- данные статистики и мониторинга экономики образования // Экономика образования. 2011. № 3. С. 92-105.
10. Щербак Е.Н. Совершенствование государственной политики в области управления высшим образованием в условиях рыночной экономики // Новый юридический журнал. 2012. № 2. С. 26-39.
11. Сидорова Н.А. Высшее образование как элемент инновационной социально-ориентированной экономики // Вопросы экономики и права. 2012. № 46. С. 58-62.
12. Гущина Ю.И. Высшее образование и его влияние на развитие экономики // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 3-6. С. 96-98.
13. Щербак Е.Н. Развитие высшего профессионального образования – базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации //
Юридический мир. 2011. № 11. С. 54-57.
14. Гудков И.В. Система высшего профессионального образования в условиях модернизации российской экономики // Вестник экономической интеграции. 2012. № 1. С. 182-193.
15. Денисова О.В. Тенденции развития системы высшего образования России в условиях формирования экономики, основанной на знаниях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. № 1. С. 39-44.
16. Гамукин В.В. Экономика высшего образования: пространство рисков и угроз // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 23-33.
17. Гудков И.В. Задачи образовательных организаций высшего образования в условиях новой индустриализации российской экономики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3 (41-3). С. 598-605.
18. Damnjanovic V. and Novcic B. Improving Interactive Learning in Higher Education: Organizing Case Study Show, 10th International Educational Technology Conference, Istanbul, Turkey. 2010.
19. Dordevic, A. Serbian National Qualifications Framework for Higher Education. Retrieved from http://nsvo.etf.rs, May 7, 2010.
20. Verney, G., R.A. Krop, and C.P. Rydell. Closing the Education Gap. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 1999.