Abstract: Innovative modernization of the Russian economy actualizes the development of start-up companies as significant elements of the national innovation system. This paper presents the analysis of innovative start-UPS in Russia. It is revealed that Russia has great prospects in the creation and successful functioning of startups with the introduction of technological innovations, but the managers of such projects need to assess the risks, focusing primarily on the needs of society in an innovative product, which allows the author to make the business model of a startup innovative product.
Keywords: innovative startups, individual entrepreneurs, startup projects, investor, innovative product.
В условиях нынешней нестабильной экономической ситуации для многих индивидуальных предпринимателей стартапы становятся средством достижения как экономических, так и личных целей. Разработка и внедрение инновации может служить существенным конкурентным преимуществом для стартап-проекта. Создание инновационных стартапов становится одним из наиболее гибких инструментов формирования экономики, с целью улучшения инновационного потенциала страны.
Исследования стартапов в настоящее время являются бурно развивающейся и перспективной областью, свидетельством чему являются работы зарубежных исследователей П. Боланда, Б. Ригго, С. Фелана, А. Робба, Р. Симанса, Дж. Розенберга, Д. Маррона и многих других. В данной статье используется теоретико-методологический подход к систематизации деятельности по развитию стартапов. Деятельность по развитию стартапов в России находится на пути становления, однако с венчурные инвесторы отмечают потенциал и перспективы развития таких проектов. Согласно данным Глобального инновационного индекса в 2020 г., Россия заняла 47-е место из 131, потеряв одну позицию по сравнению с 2019 г. [4].
Стартап – это небольшая организация / компания / проект в любом секторе экономики, которое создается (или планируется создать) с целью поиска и внедрения масштабируемой, воспроизводимой, развиваемой и жизнеспособной бизнес-модели. Стартапы характеризуются относительно короткой историей операционной деятельности с ярко выраженным подъемом бизнеса на начальных стадиях и ориентацией на перспективный, часто неопределенный международный рынок.
По сравнению с традиционным бизнесом, стартап характеризуется наличием следующих составляющих:
– стартап имеет инновационную основу, представляя собой бизнес, который ранее не существовал;
– наличие инвесторов;
– экономически обоснованное перспективное направление, сфера деятельности которого отвечает потребностям целевой аудитории.
Ежегодно во всем мире появляется множество новых компаний, обладающих высоким потенциалом роста, основанным на инновационном продукте и стратегии, направленной на получение прибыли от инноваций [2].
Инновации позволяют стартапам быстро реагировать на происходящие изменения и достигать стратегических целей, которые были бы недостижимы в рамках текущей бизнес-модели.
В зависимости от источника выделяют внешние и внутренние инновации:
– Внешние инновации нацелены на привлечение новых решений, людей и команд с рынка с учетом существующих корпоративных задач.
– Внутренние инновации являются результатом инновационной активности сотрудников компании по обновлению существующих процессов или созданию новых продуктов и сервисов. Инициативы внутреннего предпринимательства нацелены не просто на разработку продукта, но и на его коммерциализацию и вывод на рынок.
По статистике зарубежных стран, уровень выживаемости внутренних стартапов в 4 раза выше, чем внешних (рис.1) [9, c.16].
Рисунок 1. Уровень выживаемости стартапов от общего количества, %
*По данным экономики США, Китая, Индии
Сотрудники являются одним из основных источников инновационных идей для стартапов. Организации, которые не в состоянии создать возможности для развития внутреннего предпринимательства, рискуют в перспективе потерять наиболее сильных сотрудников.
Под внутренним стартапом будем понимать инновационную и проактивную деятельность сотрудников, направленную на:
– создание новых продуктов и сервисов;
– существенное обновление существующих процессов;
– открытие новых бизнес-направлений внутри стартапа. Данная деятельность ведется с принятием возможных рисков и для усиления конкурентного положения компании.
Большинство барьеров, препятствующих развитию внутреннего предпринимательства, связаны с недостаточной гибкостью организационной структуры и слабой корпоративной культурой (неготовность к риску, отсутствие культуры экспериментов, закрытость к новым идеям и т. п.).
Так, например, анализ рынка технологического предпринимательства в России за 2020 г. показал, что количество предпринимателей, считающих свой продукт уникальным, достигает 37%, из которых 17% уверены, что аналогов не существует даже на международном рынке. Чуть более половины опрошенных усовершенствовали уже имеющийся на рынке продукт (51%). Стартапов, предлагающих применение существующих технологий на новых рынках по-прежнему немного – всего 8%. Не считают свой проект инновационным 4% респондентов (рис.2) [5, c.16].
Рисунок 2. Опрос предпринимателей по степени инновационности их продукта, %
В России есть огромный потенциал для развития стартапов. Наиболее подходящей и удобной формой реализации новых стартапов в Российской Федерации является статус индивидуального предпринимателя. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без необходимости создания юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента их регистрации в качестве такового. Простая процедура регистрации и контроля деятельности индивидуальных предпринимателей идеально подходит для условий начала бизнеса новых участников рынка. Что касается деятельности таких организаций по субъектам Российской Федерации (табл.1), то по критерию инновационной активности лидируют Центральный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, и Приволжский федеральный округ [11].
Таблица 1
Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, (в общем числе обследованных малых предприятий), по субъектам Российской Федерации, %
2007 | 2009 | 2011 | 2013 | 2015 | 2017 | |
Центральный федеральный округ | 3,6 | 3,6 | 5,0 | 5,2 | 4,3 | 5,8 |
Северо-Западный федеральный округ | 5,1 | 4,5 | 5,9 | 5,6 | 4,3 | 5,5 |
Южный федеральный округ | 3,4 | 2,7 | 4,0 | 2,6 | 3,5 | 4,4 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 3,1 | 2,5 | 3,5 | 2,4 | 1,1 | 2,9 |
Приволжский федеральный округ | 5,6 | 5,0 | 5,4 | 4,7 | 5,1 | 5,2 |
Уральский федеральный округ | 4,3 | 5,1 | 5,9 | 5,9 | 4,3 | 4,6 |
Сибирский федеральный округ | 4,8 | 4,3 | 5,6 | 5,7 | 6,1 | 5,6 |
Дальневосточный федеральный округ | 2,8 | 3,6 | 3,3 | 2,3 | 2,9 | 2,6 |
В настоящее время в России становится развитым рынок интернет-стартапов и проектов. Так, стартапы, ориентированные на исследования и разработки, владельцы которых имеют большой производственный опыт, характеризуются более высоким коэффициентом привлечения заемных средств, чем стартапы, не имеющие данных навыков.
Касательно финансирования стартап-проектов можно отметить, что в стране действует система грантов для ученых и исследователей, которая помогает обеспечить финансовую поддержку перспективных идей. Государственные гранты являются довольно популярной формой привлечения инвестиций, в основном среди некоммерческих организаций. Гранты от государства или корпорации предоставляются на безвозмездной основе, в денежной или натуральной форме [1].
Еще одним перспективным способом привлечения капитала в стартап является краудфандинг. В России и во всем мире функционирует ряд платформ, которые являются «посредниками» между организаторами стартапов и потенциальными инвесторами. Если в 2011 году оборот мирового рынка краудфандинга оценивался в $ 1,490 млрд, то в период до 2018 года он увеличился в 10 раз [8]. По данным Российской газета, общий объем заключенных сделок с использованием инвестиционных платформ в России в 2020 году составил более 7 млрд рублей [7].
По мнению ряда исследователей [2;3], перед запуском инновационного стартап-проекта необходимо осуществить оценку его жизнеспособности, включающую в себя следующие элементы:
− уровень и скорость капитализации знаний;
− сбалансированность системы заемного финансирования;
− наличие стоящей и инновационной бизнес-идеи, которая может предложить возможность внедрения новых цифровых технологий;
− использование новых методологий развития стартапов при реализации стартапов (например, бережливый стартап);
− быстрая адаптация проектов к существующим внешним условиям;
− учредители, обладающие достаточным опытом;
− следование горизонтальной организационной структуре управления;
− наличие перспективной рыночной ниши.
Современные компании все чаще используют методы сетевого управления и горизонтальных взаимоотношений. Использование цифровых технологий позволяет вести управленческую деятельность и работать с потребителями в режиме реального времени, а внедрение информационных технологий открывает широкие перспективы для развития бизнеса и способствует повышению эффективности осуществляемой деятельности [6].
По мнению авторов, организаторам стартапов в Российской Федерации следует уделять больше внимания прогнозированию возможных перспектив новых проектов и внедрение технологических новшеств в деятельность бизнеса.
В связи с этим была предложена модель бизнеса стартапа инновационного продукта (рис.3) [10].
Рисунок 3. Модель бизнеса стартапа инновационного продукта
Предлагаемая модель состоит из двух частей: одна из которых включает инвестиционную фазу разработки и доведения продукта до MVP, и другой, определяющей по возможности возврат средств от первых продаж, частей. Петля обратной связи определяет необходимость по результатам начала продаж вносить изменения как в MVP, так и в модель бизнеса. Левая часть по содержанию имеет характер разработки технологии, дизайна и потребительских свойств продукта, а правая фактически содержит маркетинговые решения по определению цены продукта, средств его продвижения и каналов продаж первым покупателям-инноваторам. Доработка продукта на начальном этапе продаж и поиск «своего» покупателя − процесс реальный практически для любой инновации.
Предприниматели должны быть готовыми при стартапе быстро перестраиваться и адаптироваться к потребителям. Тем более, что в случае успеха инновации со временем появятся новые, в полном смысле слова, покупатели. Ценность нового продукта доносится до потребителей средствами маркетинга, который на этом этапе является ключом коммерциализации инновационного продукта
В заключении стоит отметить, что развитие инновационных стартапов в России представляет собой перспективную область научных исследований с целью теоретико-методологического и практического применения.
Ожидается, что активное развитие инновационных стартапов будет способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров и экономическому росту как на региональном, так и на национальном уровне в целом. В будущем стартапы могут стать существенным фактором укрепления национальной экономики.
Библиографический список
1. Белявский О.В. Эффективность системы грантовой поддержки научных исследований // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №4. С.395-399.2. Веселовский М.Я. и др. Развитие инновационных стартапов в России: региональный аспект // Журнал академии стратегического менеджмента.2017. Т.16. №1. С.19-27.
3. Верников В. А. Бизнес-планирование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. №4 (20). С.77-87.
4. Глобальный инновационный индекс – 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/396120793.html (дата обращения: 15.02.2021).
5. Исследование рынка технологического предпринимательства в России // Startup Barometer. М., 2020. 46 с.
6. Кичиханова П.М. Стартапы: состояние и развитие // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 529-531.
7. Объем рынка краудфандинга превысил 7 млрд рублей // Российская газета. Федеральный выпуск № 36(8387). 18.02.2021.
8. Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг // Департамент стратегического развития финансового рынка. М., 2020. 29 с.
9. Развитие предпринимательства внутри корпораций: международный опыт и российская практика // Агентство инноваций города Москвы. М., 2020. 82 с.
10. Токарев Б.Е. Модель бизнеса стартапа инновационного продукта // Вестник ГУУ. 2018. №9. C.55-58.
11. Федеральная служба государственной статистики: Наука и инновации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 02.02.2021).