Индекс УДК 330.1
Дата публикации: 30.03.2023

Современные принципы управления социальной сферой

Modern management principles social sphere

Резник Александр Анатольевич

1. кандидат экономических наук, доцент,
Луганский государственный университет имени Владимира Даля.

Reznik Alexander Anatolyevich
2. Candidate of economic sciences, associate professor,
Lugansk State University named after Vladimir Dahl
Аннотация: В статье показано значение выбора современных принципов управления социальной сферой. В результате исследования установлено отличие между принципами права и непосредственно принципами. Дано авторское определение понятию «принципы права управления социальной сферой». На основе рассмотренных различных подходов к определению видов принципов права управления социальной сферой определены наиболее значимые современные принципы права управления социальной сферой и раскрыты их основные характеристики, что направлено на формирование дальнейших взаимоотношений в обществе и его развитии.

Abstract: The article shows the importance of choosing modern principles of social sphere management. As a result of the study, the difference between the principles of law and the principles themselves has been established. The author's definition of the concept "principles of the right to manage the social sphere" is given. On the basis of the considered various approaches to the definition of the types of principles of social sphere management law, the most significant modern principles of social sphere management law are identified and their main characteristics are disclosed, which is aimed at forming further relationships in society and its development.
Ключевые слова: принципы, управление, социальная сфера, принципы права, социальный процесс.

Keywords: principles, management, social sphere, principles of law, social process.


Введение. Социальная сфера является неотъемлемым элементом системы прав и свобод человека и гражданина. Однако, часто провозглашённые, но не реализованные на практике права в социальной сфере на денежные выплаты, льготы, медицинскую и лекарственную помощь не способствует демократическим преобразованиям и общественному благосостоянию. Основы правового регулирования этих вопросов находятся в компетенции органов государственной власти. Они определяют социальную политику и устанавливает систему принципов, влияющую непосредственно на эффективность реализации прав и свобод человека и гражданина, и увеличение масштабов финансирования социальных проектов.

Исследованию управления социальной сферой посвящены труды таких авторов, как Е.Н. Доброхотова, О.В. Занина, Б.И. Сташков, В.К. Терзиев, В.Н. Тисунова, М.В. Филиппова, О.Г. Чутчева, В.Ю. Чернецкий, М.А. Янтураева [3; 4; 5; 14; 16; 19; 20] и многих других. Эта тема всегда вызывала научный интерес через свою фундаментальность, большое количество толкований терминов, различных по смыслу классификаций, активных дискуссий по отдельным аспектам этого вопроса. Усиливает такой интерес и отсутствие дефиниции «принципы права управления социальной сферой» на законодательном уровне, до сих пор нет определённого чёткого перечня таких принципов.

Целью статьи является исследование современных принципов управления социальной сферой, формулирование дефиниции понятия «принципы права управления социальной сферой» и определение наиболее важных принципов права для формирования дальнейших взаимоотношений в обществе и его развитии, раскрытие их основных характеристик.

Изложение основного материала. У древнегреческих мыслителей понятие «принцип» отождествлялось с представлением о первооснове, источнике, первопричине, субстанции, элементе; как основы, первоосновы, принципы означают непоколебимое, единственное-то, из чего возникают вещи и явления [15, с. 2]. В словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, советском энциклопедическом, иностранном и философском словарях отмечено, что принципы могут выражать положения, идеи, начала, убеждения [2; 7; 12; 13; 17].

Принципы права отличаются тем, что они находят закрепление в нормах права. Это означает, что принципы права являются не абстрактными положениями или идеями, а имеют практическое значение, заключающееся в правовом определении тех концептуальных основ, которые способствуют более эффективной реализации функций и задач соответствующей системы.

Сегодня в науке существует несколько концепций понимания термина «принцип права». Сторонники одной из концепций в содержание понятия «принципы права» вкладывают два значения – принцип как идея и принцип как норма. При этом принципы права наделены следующими признаками: распространение на все субъекты, повышение эффективности функционирования системы, динамичность [1, c. 131]. В следующей концепции принципы права – это руководящие нормы права, закрепляющие юридически объективные закономерности социальной жизни. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти [8]. Представители этого направления наделяют принципы права такими характерными признаками как воплощённость в нормах права с одновременным установлением их сущности и юридической природы. Это означает, что принципы права являются не абстрактными положениями или идеями, а имеют практическое значение, заключающееся в правовом определении тех концептуальных основ, которые способствуют более эффективной реализации функций и задач соответствующей системы.

Принципы права управления социальной сферой устанавливают социальные права, способствуют их реализации, обеспечивают защиту и восстановление нарушенного права. Основные особенности принципов права управления социальной сферой отмечают авторы в своих определениях. Так, К.М. Гусов понимает принципы права управления социальной сферы как основные идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство отрасли права и указывающие основные тенденции её развития [9, с. 72]. По мнению Е.М. Доброхотовой такие принципы вытекают из содержания социальной политики государства и указывают направления дальнейшего развития этой отрасли [3, с. 35]. Характерной особенностью этого определения является то, что автор выводит сферу действия принципов социального права за пределы этой области права, и отмечает о взаимном влиянии принципов и социальной политики государства, а также справедливо подчёркивает динамичность принципов права управления социальной сферой. Здесь заложена основная идея принципов права управления социальной сферой, что они неразрывно связаны с социальной политикой, а, следовательно, с социальным процессом, со стилем и особенностями управления таким процессом.

Следует отметить, что не все учёные считают целесообразным закрепление принципов на уровне законодательства, есть работы, в которых внимание учёных сосредоточено на современных принципах управления социальной сферой как определённой системе мероприятий государства, а не на юридически закреплённых нормах социальной жизни [11, с. 64; 14, с. 118]. Поэтому отдельно исследуются принципы таких институтов трудового права, как институт социального партнёрства, институт регулирования труда отдельных работников, институт государственного надзора и контроля в сфере охраны труда и т. д. [6, с. 56-57].

Правовая природа принципов управления социальной сферой отражает сущность социального института и характеризуется тем, что при помощи этих принципов осуществляется наиболее эффективное и социально справедливое распределение средств различных социальных фондов; воплощаются научно-обоснованные разработки и идеологически закреплённые концепции в отрасли социального обеспечения. Они основаны на международных стандартах в области социальной политики.

Практическое значение рассмотренных принципов управления социальной сферой заключается в том, что они определяют характер и размеры социальных выплат, порядок формирования социальных фондов и распределения средств этих фондов. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо различать дефиниции понятий «принципы права управления социальной сферой» и «принципы управления социальной сферой» для которых защита населения стала одним из важнейших элементом социальной политики любой страны.

В научных источниках излагаются разные мнения касающиеся определения системы принципов права управления социальной сферой, что затрудняет определение их критериев и классификацию по видам (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к определению видов принципов права  управления социальной сферой

АвторыВиды принципов права управления социальной сферой
О.В. Занина

[4, с. 58]

— всеобщность;

— социальная справедливость;

— адаптивность;

— комплексность;

— доступность;

— превентивность мер по социальной защите;

— многосубъектность;

— адресность;

— социальная ответственность

В.Н. Тисунова

[5, с. 243]

— всеобщность;

— солидарность;

— достаточность;

— справедливость;

— доступность

В.К. Терзиев

[16, с. 152-153]

— свобода индивида;

— социальная справедливость;

— социальная солидарность;

— принцип собственной ответственности

О.Г. Чутчева

[19, с. 10]

— социальное равенство;

— социальная ответственность;

— социальная безопасность

 

Вышерассмотренные принципы права управления социальной сферой направлены на достойный уровень жизни каждого гражданина, комплексное их применение, что способно обеспечить высокий результат в соответствии с установленными стандартами и критериями социальной защиты населения. Эти принципы направлены на реализацию социальной политики, от приоритетов которой изменяется состав принципов.

По нашему мнению, можно определить следующие наиболее значимые принципы права управления социальной сферой – социальное равенство, социальная ответственность, социальная безопасность и постоянный контроль за государственным регулированием (ограничением) цен на основные виды продуктов питания [20, c. 19-20]. Они отражают взаимоотношения в обществе и его развитии и характеризуют современное восприятие социальной политики.

Сущность принципа социального равенства проявляется в праве на доступ к собственности и доходам (социальные блага), которыми располагает конкретное общество, определяя их особую значимость для обеспечения устойчивого сбалансированного развития и прогресса всего общества в современных условиях. В этом принципе сосредоточено разрешение социального вопроса, определяемого не столько противоречиями между личным и общественным, обществом и государством, «трудом и капиталом», богатыми и бедными и т.д., сколько поиском равновесия интересов личности и общества в государстве, обеспечиваемого посредством достижения социального равенства.

Согласно исследованиям, под обеспечением социального равенства понимают равенство результатов, в соответствии с которыми предоставления свободы недостаточно, она должна быть обеспечена набором социальных благ, необходимым для нормального развития индивидов (от физиологического минимума материальных благ к максимуму благ-возможностей) [19, с. 9]. Отсюда возникает необходимость не только юридического, но и фактического равенства, а также неуклонного повышения качества жизни каждого человека.

Принцип социальной ответственности обеспечивается развитием института социальной ответственности – государства, социальная активность индивидов и предпринимателей, филантропическая деятельность; эффективностью институтов солидарности – социальное партнерство государства, бизнеса, граждан и их объединений, социальное страхование; уровнем демократизации – система социальных лифтов и возможность влияния на принятие социально значимых решений. Принцип находит выражение во взаимном существовании бедных и богатых, больных и здоровых, пожилых и молодых. Его применение необходимо рассматривать как существенную черту общественных отношений [16].

Принцип социальной безопасности – это состояние защищенности личности, социальной общности, общества от угроз нарушения их жизненно важных прав и свобод [10, с. 57]. Потребность в защищенности – естественная потребность человека и гражданина в процессе его жизнедеятельности и развития, которая зависит от справедливости в распределении собственности и доходов (социальных благ), в обеспечении равенства населения в правах, свободах, возможностях.

Принцип постоянного контроля за государственным регулированием (ограничением) цен на основные виды продуктов питания имеет важное значение, сейчас его востребованность стоит особенно остро [20, c. 19-20]. В настоящее время обострилась ситуация с ростом цен на основные продукты питания. Наблюдается подорожание сахара, подсолнечного масла, муки, макаронных изделий и хлеба, что является недопустимой ситуацией, т.к. населению не хватает денег на основные продукты питания. Правительству необходимы полномочия, предоставляющие ему возможность решать вопросы, связанные с ценообразованием, стабилизацией цен, сдерживанием их роста. Данная ситуация активно обсуждается в Госдуме РФ [18]. Поэтому требуется законодательное закрепление этого принципа. Это позволит реально повышать качество жизни населения.

Выводы. Исследование принципов управления социальной сферой позволило выявить такие важные специфические особенности, как разнообразие принципов социального обеспечения, не в полной мере их отражение и реализацию в социальной политике, изменчивость принципов с учётом приоритетов государства. Установленная система принципов управления социальным процессом влияет на экономическое положение ее граждан и отражается на экономике всей страны, что тем самым раскрывает содержание управления социальным процессом. Поэтому принципы построения государственной системы управления социальной сферой должны быть направлены на защиту прав и свобод не только обычных граждан, но и нуждающихся лиц, попадающих в тяжелые жизненные ситуации.

Принципы управления социальной сферой делятся на принципы права и непосредственно принципы. Их дефиниции не являются тождественными. Принципы права закрепляются в нормах права, обычные принципы не имеют такого закрепления, но они определяются органами государственной власти в системе мер. При этом, если это важные принципы управления социальной сферой, то они со временем находят отражение в нормативно-правовых актах.

Анализируя разрозненные специфические признаки можно сформулировать следующее определение принципов права управления социальной сферой – это основополагающие идеи, руководящие положения и основные начала, основанные на международных стандартах в области социальной политики и закреплённые в нормах законодательства, воплощающие в себе научно-обоснованные разработки и идеологически закреплённые концепции в области социальной политики, способствующие предоставлению реального доступа к собственности и доходам (социальным благам), определяющим возможности физического выживания и развития творческого потенциала граждан.

Важную роль в выборе принципов управления социальной сферой играет характер взаимоотношений в обществе и его развитие. К наиболее важным принципам права управления социальной сферой следует отнести: социальное равенство; социальная ответственность; социальная безопасность и постоянный контроль за государственным регулированием (ограничением) цен на основные виды продуктов питания. Эти принципы отражают существующие интересы участников социального процесса и реальные потребности общества.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1982. - 359 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. Т. 3, 1980. - 555 с.
3. Доброхотова Е.Н. Советское право социального обеспечения / Е.Н. Доброхотова, М.В. Филиппова, М.А. Янтураева. СПб. : издательство С.-Петербургского университета, 1992. - 144 с.
4. Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Экономические исследования: сетевой научно-практический журнал. - 2015. Т.1. - № 2. - С. 54-61.
5. Менеджмент в схемах: комплексное учебное пособие. / Под ред. д.э.н., проф. В.Н. Тисуновой. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2019. - 276 с.
6. Миронов В.И. Трудовое право: [учебник] М.: Изд-во: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2009. - 864 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. - М. : Русский язык, 1990. - 917 с.
8. Погожев Д.В. Государственное стимулирование долгосрочного банковского кредитования в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук / Д.В. Погожев. – М.:, 2005. - 207 с.
9. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. - 488 с.
10. Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: показатели и принципы осуществления // Экология человека. - 2003. - №1. - С. 57-60.
11. Сирота І.М. Принципи права соціального забезпечення в сучасних умовах // І. М. Сирота, А. О. Гудзь // Держава та регіони. - 2019. - №4 (66). - С. 62-66.
12. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 1630 с.
13. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.
14. Сташков Б.И. Теория права социального обеспечения: учеб. пособие. - Киев: Знание, 2005. - 405 с.
15. Сухарев И.Б. Категория «принцип» и её методологическая роль в научном познании (историко-философский анализ). - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т им. Ленинского комсомола, 1986. - 35 с.
16. Терзиев В. Социальная политика как инструмент общественного развития / В. Терзиев, П. Димитрова // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. - 2017. - № 2 (35). – Режим доступа : https://7universum.com/ru/economy/archive/item/4244 (дата обращения: 16.03.2023).
17. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. 496 с.
18. Ценник под контролем // Российская Газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/22/gosduma-odobrila-pravo-kabmina-regulirovat-ceny-na-osnovnye-produkty.html?ysclid=l1gsy9p52.
19. Чутчева, О.Г. Новый облик права социального обеспечения в условиях трансформации социального государства : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. / О.Г. Чутчева. - Луганск, 2020. - 40 с.
20. Чернецкий В.Ю. Реализация принципов управления социальным процессом / В.Ю. Чернецкий, А.А. Резник // Менеджер. - 2022. - №2 (100). - С. 17-22.