Abstract: The article considers a promising tourist destination in Russia – eco-tourism, which is able to interest people who are not indifferent to natural objects and attract the natural beauty of our planet
Keywords: ecological tourism, ecological tour, Altai Republic, potential and development.
Благодаря природному потенциалу, Россия рассматривается как наиболее перспективная территория для развития экологического туризма.
Всемирная туристская организация выделяет экологический туризм в как одно из приоритетных направлений развития тур отрасли. В перспективе это будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма в России. Но остается нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных объектов.
Из-за специфики развития экологического туризма, согласно стратегии развития туризма в Российской федерации на период до 2035 года, предполагается разработка отдельной концепции развития экологического туризма, в которой должны быть конкретизированы обозначенные в одном из разделов концепции подходы. [10]
На данный момент существует множество определений такому явлению как экотуризм. Определение, которое дает «Всемирное общество экотуризма» («The international ecotourism society»), — организация указывает в своем заявлении что, «экотуризм — это ответственные поездки в природные зоны, которые сохраняют окружающую среду, поддерживают благосостояние местного населения, а также включают в себя экологическое образование».[6]
Также существуют множество походов к определению, такие как дает IUCN (международный союз охраны природы) «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности»[8] или определение, которое дает Всемирный Фонд Дикой Природы «Экотуризм — это природный туризм, способствующий охране природы»[7]. Мы придерживаемся определения, которое дает Всемирное общество экотуризма. Оно раскрывает суть экологического туризма при этом остается емким и лаконично понятным.
В настоящее время экологический туризм стоит не на последнем месте среди других видов туризма в России, тем, что в России есть огромное количество ресурсов и возможностей развивать этот вид туризма.
По статистике Министерства Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации «В 2019 году численность посетителей национальных парков и заповедников России превысила предполагаемый промежуточный показатель федерального проекта – 6,7 млн человек и составила более 8 млн человек.» При всем этом с 2018 года показывается устойчивая тенденция ежегодного прироста посетителей ООПТ (особо охраняемых природных территорий) примерно на 15%. [5]. Выявляется растущая динамика экологических туров и рост визитов природных территорий.
Основная часть туристского потока приходится на посещения таких мест, как: Национальный парк Кисловодский, Сочинская природная дестинация, Красноярские столбы, Куршская коса и Русский Север. [5]
Но при этом большая доля приходится на внутренний туризм, доля на въездной туризм составляет только 3% на период в 2018 и 2019 годах. Одна из приоритетных задач привлечь иностранного туриста с учетом снятия карантинных ограничений вызванных Ковидом19.
Одним из самых неосвоенных и рекреационно приоритетных направлений развития экологического туризма является Алтайский регион, в частности Республика Алтай.
Республика Алтай – это субъект РФ, который входит в Сибирский федеральный округ, который базово перспективен для развития экологического туризма из-за своего потенциала. Потенциал региона для развития экологического туризма находится на высоком уровне. В Республике Алтай есть значимое количество заповедников, природных территорий, национальных парков, гор, лесов, заказников, озер и природных парков.
За 2018 год турпоток Республики Алтай составил 2,1 млн человек. При всем этом 98% туристов прибывают в Республику Алтай на автотранспорте и только 2% на самолете. Большой популярностью в Республике Алтай пользуются такие виды деятельности, как рафтинг (45%), экскурсии к природным и историко-культурным объектам (28%). [1]
Ключевыми природными ориентирами в Республике Алтай, это природный парк Белуха и Телецкое озеро. Эти места считаются самыми развитыми в плане инфраструктуры для туристов. Там присутствуют обустроенные турбазы, хорошо проделанные туристские маршруты-тропы, по которым можно путешествовать без опасений, отличный персонал и множество видов проведения досуга для туристов, приехавших на турбазу с целью провести экологический тур.
Что касается остальных мест отдыха в Республике Алтай, то до них трудно добираться, поскольку все они связаны только одной большой трассой под названием «Чуйский тракт», турбаз там нет и соответственно возможности отдыхать именно на территории объектов нет. Да, на территории объектов проводятся походы, экспедиции и экскурсии, но это только возможности для проведения выездов, но никак не проживание там, что нарушает один из главных принципов экологического туризма и не дает возможности достичь максимального эффекта от экологического тура.
В Республике Алтай в неполную меру сейчас используются такие места как национальный парк «Сайлюгемкий», Тигирёкский заповедник, Катунский заповедник. Все эти места эксплуатируются примерно 30% от всего своего потенциала. В этих местах проводятся различные мероприятия, но из-за не развитой инфраструктуры места не могут развиваться дальше.
Чтобы регион динамично развивался и был востребован в сфере туризма субъект РФ должен обратить внимание на неразвитые, неосвоенные места, которые рекреационно перспективны для эко туризма в Республике.
Если рассмотреть предложения для улучшения реализации потенциала региона, то в первую очередь нужно продумать обустройства инфраструктуры. Во-первых, улучшить местное дорожное сообщение привлекать инвестиции в строительство дорог и туристских троп при этом минимально воздействуя на природу. Во-вторых, улучшить места пребывания обустроив старые и создав новые турбазы, где туристы смогут полноценно отдохнуть. И, в-третьих, увеличить количество активностей для туристов, сейчас в местах отдыха существуют лагеря и просто площадки, где набирают волонтеров для деятельности с целью сохранения экологии указанных мест. Все это можно адаптировать под туристскую деятельность, так же это не нарушает закон об основах туристкой деятельности, в котором указывается то, что турист не должен прибывать в месте отдыха с целью заняться деятельностью, связанной с получением дохода, и добавляет мотивацию для местных властей чтобы находить новую работу для волонтеров, которые будут помогать сохранять целостность природы. [9]
Активные действия, направленные на улучшения турпотока в республике Алтай, которые предпринимают сейчас администрация региона и ее предприниматели способствуют развитию инфраструктуры экологической дестинации. На сегодняшний день в регионе начали строить большое количество турбаз, отелей и зоны для кемпингов. Все это способствует развитию туризма в регионе, а также увеличит количество предлагаемых туристам услуг.
По словам Event-директора компании «Центр Активного Туризма», Артема Яковлева, в Республике Алтай сейчас идет динамичное развитие: строятся дороги, организовываются новые турбазы и акцентируется внимание на экологическом туризме.
В наше время в Республике Алтай ведущими операторами являются несколько больших турфирм: «Большой Алтай», «Центр Активного Туризма», «Altay Geo Tour» и «You Tour». В основном эти туроператоры продают активные туры, экскурсионные и приключенческие туры. В туры, которые предлагают туроператоры Республики Алтай входят проживание в отелях или турбазах, экскурсии к достопримечательностям или походы. В среднем диапазон цен на туры, от 18000 рублей до 80000 рублей. При этом некоторые туры включают в себя экспедиции, к которым туристы сами покупают экипировку и платят только за предоставленные им заведомо построенный маршрут, инструктора и проживание.
При всем этом богатстве ресурсов, возможностей и туров, Республика Алтай пользуется небольшой популярностью по сравнению с другими регионами – субъектами РФ, ориентированные на такие же туры. Но при всем этом главной проблемой остается инфраструктура, малая вариация разновидностей услуг и недостаток рекламы указанных турпродуктов. Для того чтобы регион развивался, властям и заинтересованным лицам надо обратить внимание на указанные проблемы и после их решения, регион может начать существовать «по-новому», и туристы будут ориентироваться на обновлённую дестинацию, для того чтобы получить новые ощущения в спектре предоставляемых тур услуг.
Поскольку в Республике Алтай главный видом отдыха является активные виды туризма, появляется проблема сохранения экологических ресурсов, для их сохранения организовывается волонтёрское движение, независимое от администрации региона. Однако администрация региона не может оставаться в стороне и применить инструменты госполитики по оснащению региона оповещающими знаками и баннерами, которые говорят о чистоте и уборке за с целью сохранения экологии.
Все эти действия связаны со стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Согласно стратегии, экологический вид туризма должен перейти к комплексному направлению и добиться посещения особо охраняемых территорий до 16 млн. человек к 2035 году [10]. Все эти нормы и применяемые усилия дают большой толчок для развития экологического туризма в регионах Российской Федерации.
Библиографический список
1. https://www.atorus.ru/ (Ассоциация туроператоров);2. https://big-altai.ru/ (официальный сайт туроператора «Большой Алтай»);
3. https://youtoursib.ru/ (официальный сайт туроператора «You Tour»);
4. https://altaigeotour.ru/vse-tury/ (официальный сайт туроператора «Altay Geo Tour»);
5. http://www.mnr.gov.ru/ (официальный сайт Министерства Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации);
6. https://ecotourism.org/what-is-ecotourism/ (официальный сайт «The international ecotourism society»);
7. https://wwf.ru/ (официальный сайт WWF);
8. https://www.iucn.org/ (официальный сайт IUCN);
9. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ;
10. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, распоряжение Правительства Российской Федерации № 2129-р от 20 сентября 2019 года. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 15.03.21г.)