Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.05.2021

История и перспективы развития финансовой системы и финансовых рынков

History and prospects of the financial system and financial markets development

Минеева Вера Михайловна
Алексеев Артур Дмитриевич

1. к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит»
2. студент специальности «Экономическая безопасность,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Mineeva Vera Mikhailovna
Alekseev Artur Dmitrievich

1. Ph.D. Associate Professor of the Department of Finance and Credit
2. student of the specialty "Economic security,
FSBEI HE "Ufa State Oil Technical University"
Аннотация: В данной статье были рассмотрены вопросы о взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка в условиях рыночной экономики, а также изложены взгляды о связях функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов.

Abstract: This article discusses the issues of the relationship between the financial system and the financial market in a market economy, as well as outlines the views on the relationship between the functioning of financial markets and the activities of financial institutions.
Ключевые слова: финансы, финансовый рынок, финансовая система, ресурс, метод, кредит, ссуда, облигации, акции, агент, товар, экономика, продукта, государства, организация.

Keywords: finance, financial market, financial system, resource, method, credit, loan, bonds, shares, agent, commodity, economy, product, state, organization.


Финансы появились в критериях постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием страны и ее потребностью в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы страны предполагают средства денежных ресурсов. [2, с. 42]

Часто финансы приравниваются к средствам, считая эти два содержание понятия равными. Это гигантская оплошность, например, поскольку это разные финансовые категории, которые имеют разные активные и мотивированные цели. Деньги — это финансовая категория, которая регулирует отношения по поводу обмена накопленным богатством, разработанными продуктами и предлагаемыми услугами. Они порождаются разделением труда и необходимостью в связи с правильным обменом его результатами, а деньги появились в результате повышения производительности общественного труда, появления дополнительного продукта и возможности его распределения на нужды общественного обустройства без вреда для производства. [4]

Сущность финансов, законы их образования, охватываемая ими сфера товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства руководствуются экономической структурой общества, характером и функциями государства. [2, с. 42]

Финансы как историческая категория были замечены одновременно с государством в расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы были замечены рабовладельцы и рабы, и первое государство было рабовладельческим. За этим последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной в процессе становления общества, по сути, что привело к образованию феодальных государств. [2, с. 42]

Результат финансово-экономического развития в стране в большей степени зависит от направлений перестройки финансовой системы общества. Ведь только с помощью финансов можно обеспечить формирование первоочередных звеньев экономики и стимулировать экономический рост. Регулирование уровня безработицы и производства.

Управление финансовой системой, прежде всего, направлено на нормализацию денежных ресурсов государства, имеющих важное значение для формирования социальных и финансовых потребностей общества.

Важное и эффективное управление гос финансами имеет основное значение для всех государств с точки зрения совместной экономической безопасности и устойчивого финансового оздоровления, и, например, обеспечения устойчивости государственных экономических систем.

В начале 1910-х гг. положение экономики империи стало улучшаться. Рост промышленного производства в 1908-1913 гг. составила беспрецедентное значение — 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу денежного оздоровления государства: восстановлению равновесия на рынке капитала, преодолению нехватки средств и увеличению размеров доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы российскому государству удалось погасить часть государственного долга. Первая мировая война прервала широкое становление банковской системы. Россия испытывала огромную потребность в денежных средствах для финансирования войны. [3, с. 22]

В 1914-1916 гг. правительство России выпустило глобальные ежегодные выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, охваченный разрухой, голодом, сопровождался глобальными митингами, забастовками. Наступила затяжная и серьезная инфляция. Качественные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут начался процесс его исчезновения из обращения — тезаврация золота. Постепенно из обращения исчезли серебряные монеты, затем медные. А в конце 1916 года русское денежное обращение состояло только из всевозможных бумажных денежных знаков, монеты буквально отсутствовали. [3, с. 22]

Этап с конца 1917 г. до середины 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, и наиболее важным законодательным актом ее был Указ ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Однако в условиях военного — коммунизма его работа застыла. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Основными прибыльными источниками бюджета страны были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. В 1930-е гг. правительство СССР последовательно осуществляло централизованное управление и планирование национальной экономики народного хозяйства. [3, с. 22]

В годы ВОВ (1941-1945 гг.) в экономической системе государства не произошло принципиальных изменений. В 1970-е гг. продолжающийся расстройство денежной экономики государства усилился, что, безусловно, отразилось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном экономике росли быстрее государственных доходов. [3, с. 22]

В 1-й половине 1980-х гг. с целью совершенствования внутреннего механизма государства был проведен эксперимент по распространению на предприятиях свежих методов управления, а позже стали вводить абсолютный хозрасчет и самофинансирование. [3, с. 22]

Население Земли в процессе эволюции проложило путь от конкретного товарообмена к товарно-денежным отношениям, общим эквивалентом которых стали деньги, а государство — в развитии собственной работы по управлению финансовыми и социальными процессами, начали фиксировать доходов и расходов в денежной форме, образуя все виды денежных фондов.[2, с. 42]

Возникновение финансово-экономических кризисов потрясло мировую экономику и государства, а также стало главным моментом, заставившим правительства большинства государств изменить способы регулирования финансового рынка и всей экономической системы в целом.

Все это считается свидетельством завершающей стадии трансформации финансового рынка, одним из данных которой стала политика либерализации экономической активности в стране. Другими особенностями можно назвать формирование всех видов вычислительной техники и информационных технологий, которые используются при решении контрактов на финансовом рынке, и совершенствование производных ценных бумаг, а также универсализацию функций денежных организаций.

В целом финансовый рынок можно охарактеризовать как совокупность иного рода отношений рыночного характера по приобретению и продаже всех видов финансовых ресурсов, которые облегчают их переход от вкладчиков к заемщикам и, таким образом, обеспечивают создание активов и инвестиций. То есть по самой своей природе это простое движение всех видов денежных средств, которые используются экономическими агентами в процессе перераспределения доходов.

Рисунок 1. Функции финансового рынка

 

Реализация функций финансового рынка гарантируется различными категориями его участников в процессе их взаимодействия. Физические и юридические лица считаются участниками или субъектами рынка, если они осуществляют операции по покупке и продаже финансовых инструментов, создают условия для их оборота или осуществляют юридическое сопровождение сделок и расчетов по ним.

Таким образом, основная функция финансовых рынков заключается в интенсивной мобилизации имеющихся на данный момент средств из различных источников. Эти средства имеют все шансы быть мобилизованы из капитала, находящихся в виде сбережений, покрывающих денежные и другие финансовые ресурсы населения, организаций, государственных органов.

Финансовая система рассматривается как конфигурация организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса для распределения и перераспределения общего общественного продукта. Она имеет возможность подразделяться на 3 взаимосвязанные подсистемы, которые обеспечивают формирование и реализацию финансовых ресурсов в соответствии с этим: для субъектов хозяйствования, для населения, для страны и органов местного самоуправления. Имеющиеся различия как в активном назначении обозначенных подсистем, например, в способах, приемах формирования и использования финансовых ресурсов, делают целесообразным выделение отдельных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов); публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); финансы домашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы, в свою очередь, разделены на отдельные звенья (частные подсистемы), по сути, что оправдано различием задач каждого звена, а также способами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Национальные централизованные фонды денежных средств формируются методом распределения и перераспределения государственных доходов, полученных в секторах экономики материального производства, а децентрализованные денежные фонды формируются из денежных доходов и накоплений самих компаний.

Один из важнейших институтов страны считается бюджетная система и бюджетный процесс. За многие годы существования стран денежные ресурсы, мобилизованные в финансовую систему, обеспечивали государственным и территориальным властям выполнение своих функций. Ведущую, решающую роль в формировании и развитии финансовой структуры любого развитого общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранных властью экономической политики.

Одним из наиболее весомых инструментов, позволяющих государству осуществлять финансовое и социальное регулирование, является финансовая структура — финансовая система общества, ключевым звеном которой является государственный бюджет. Именно с помощью финансовой системы правительство будет формировать централизованное и влиять на формирование децентрализованных фондов денежных ресурсов, обеспечивая вероятность выполнения функций, возложенных на государственные органы.

Финансовая система предусматривает набор финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных средств, а также государственным органам и учреждений, которые обеспечивают экономическую работу в пределах их собственных сфер ответственности. Наличие всевозможных институтов в экономической системе связано с тем, что финансы своим влиянием покрывают всю экономику государства и социальную сферу. Основным институтом бюджетного права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетная система государственная муниципального аккумулируются основные государственные денежные ресурсы, обеспечивающие работу государственных органов. Централизованное финансирование также связывает централизованные государственные внебюджетные фонды.

Рисунок 2. Функции финансовой системы

 

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Основная функция финансовой системы состоит в том, чтобы способствовать эффективному перемещению денежных средств от лиц, у которых они имеются в избытке (кредиторы), к лицам, испытывающим недостаток (заемщики).

Под заемщиком понимается любое лицо, как юридическое, так и физическое, которому нужны средства для финансирования какого-либо производственного плана и которое использует любое из доступных для него устройств для набора средств, принимая на себя продажу с долей участия в этих инвестициях строить планы. Под кредитором понимается любое юридическое и физическое лицо, которое владеет свободными средствами, но не имеет доступа к производственным планам, которые позволяют эффективно применять эти средства, и, как следствие, предоставляет свои собственные средства для принятия решений заемщиками с использованием любого доступного механизма для выделения средств, в количестве которых и через закупку долей в производственном плане.

В результате категория заемщиков не объединяется только по заемщикам, но включает эмитентов ценных бумаг, в том числе по количеству облигаций и акций. Категория кредиторов состоит не только из тех, кто предоставляет свои собственные способы регулирования заемщиков с помощью ссуд или займов, но также из тех, кто покупает облигации, акции и другие денежные инструменты, предназначенные для движение средств от кредиторов к заемщикам.

Процесс накопления и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение более эффективного движения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков заключается в организации торговли экономическими активами и обязательствами между заемщиками и кредиторами. В связи с тем, что движение средств от кредиторов к заемщикам может осуществляться как напрямую, так и косвенно, в рамках финансовой системы можно выделить сферу прямого финансирования и сферу косвенного финансирования. Оба метода финансирования важны для соединения заемщиков и кредиторов, по пути которых фактически следует, что место финансовой системы находится между этими двумя группами денежных агентов.

В реальном времени финансы вступили в новую стадию формирования. На современном этапе своего становления финансы являются важным звеном в финансовой системе государства, которое отражает финансовые вопросы, связанные с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, специализирующихся на обеспечении выполнения государством своих функций, а также становится важным инструментом воздействия на дела общественного воспроизводства: материальные блага, рабочую силу и производственные отношения. [5]

Сущность государственных финансов, как отмечалось выше, заключается в распределении и перераспределении части валового внутреннего продукта — чистого дохода. Чистый доход является ведущим, а чаще всего единственным ключом к формированию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые считаются источником расширенного воспроизводства.

По мнению С.К. Дубинин: институциональное бессилие российской финансовой системы заключается в том, что до сих пор не был сделан вывод о сложности двойной модификации валовых инвестиций: во-первых, переход сбережений в форму ликвидности в системе институтов — финансовые посредники; во-вторых, преобразование краткосрочной ликвидности в долгосрочные денежные ресурсы, используемые для финансирования инвестиционных планов в реальном секторе экономики. [6, с. 10]

Финансовая система и ее элементы — финансовые рынки беспристрастно настоятельно требуют структурно-функционального макроэкономического согласования, которое вводится через соответствующую государственную политику. В то же время нет официального подтверждения того, что, по сути, концептуальная основа целостной политической, правовой и организационно-регулирующей структуры должна уравновешивать движение денежных рынков и их отдельных частей. Это связано с тем, что финансовая система и финансовые рынки (точнее, их субъекты и участники финансовых отношений) концентрируют довольно огромную палитру интересов и большое количество противоречий, практическое разрешение которых настоятельно требует консолидированных усилий для сравнительно улучшить такую ​​сложную область, как существующая финансовая система и ее элементы — финансовые рынки.

Из всего вышеперечисленного практически следует по пути, фактически, что финансовая система представляет собой финансовый институт, который обеспечивает движение средств от кредиторов (в обобщенном смысле) к заемщикам (опять же в обобщенном смысле), а совокупность финансовых рынков и финансовых посредников предполагает наличие прямого и косвенного финансирования, то есть 2 различных методов решения сделок между кредиторами и заемщиками. [1]

Таким образом, функционирование экономической системы без финансового рынка было бы нереалистичным, например, поскольку потребность экономических агентов в средствах означает их бизнес в платежных средствах, с помощью которых можно приобрести факторы производства, потребительские товары и услуги. В противном случае обмен долговых расписок между агентами должна сопровождаться товарооборотом.

Библиографический список

1. Абрамова М.А. Гончаренко Л.И. Дубова С.Е. Лаврушин О.И. Ларионова И.В. Масленников В.В. Рубцов Б. Б. Цыганов А.А. Текущее состояние и перспективы развития финансовой системы России // Экономика. Налоги. Право. – 2017. - № 2/2017. – c. 6-21.
2. Дубинин С.К. Финансиализация экономического роста и российская национальная финансовая система. Финансы: теория и практика. 2017;21(4):6–21. DOI: 10.26794/2587–5671–2017–21–4–6–21
3. Имодинов Х.С. Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка в условиях рыночной экономики // Современные исследования. – 2018. – № 4 (8). – c. 21-22.
4. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 496 с: ил. – стр.
5. Никитин В.В. Финансовое право Материалы лекций для студентов специальности «Юриспруденция». Кострома: КГТУ, 2008. 452 с.
6. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. – 2012. – № 3. – с. 60-62.
7. Эриашвили Н.Д. Финансовое Право. 3-е изд. М.: 572 с., 2011.