Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.05.2022

Антикризисное управление финансами корпорации

Anti-crisis management of corporation finances

Литвин Елизавета Михайловна
Научный руководитель: Беспалов Роман Анатольевич

1. студентка 2 курса, финансово-экономического факультета, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Россия, г. Брянск
2. доцент кафедры финансов и статистики, кандидат экономический наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Россия, г. Брянск

Litvin Elizaveta Mikhailovna
Scientific adviser: Bespalov Roman Anatolievich

1. 2nd year student, Faculty of Finance and Economics, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Russia, Bryansk
2. Associate Professor of the Department of Finance and Statistics, Candidate of Economic Sciences, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Russia, Bryansk
Аннотация: В статье представлена методологии управления финансами корпорации в условиях кризиса и последующем предложении направлений повышения эффективности данного процесса. Определено, что в управлении компанией в предкризисной ситуации ключевая роль отводится управлению финансами, что достигается на основе одновременного применения финансовых инструментов, сочетающих как стратегические, так – и тактические решения в области финансового менеджмента, что позволяет оказывать оптимальное воздействие на процесс управления денежными потоками корпорации.

Abstract: The article presents the methodology of corporate financial management in a crisis and the subsequent proposal of ways to improve the efficiency of this process. It has been determined that in the management of a company in a pre-crisis situation, a key role is given to financial management, which is achieved through the simultaneous use of financial instruments that combine both strategic and tactical decisions in the field of financial management, which makes it possible to have an optimal impact on the process of managing the corporation's cash flows.
Ключевые слова: методология управления финансами корпорации, антикризисное управление, управление компанией в предкризисной ситуации, диагностика финансового состояния корпорации.

Keywords: corporation financial management methodology, anti-crisis management, company management in a pre-crisis situation, diagnostics of the corporation's financial condition.


Прежде всего, говоря об актуальности исследования, необходимо отметить, что в сложившихся экономических условиях внедрение методов и моделей антикризисного управления является важнейшей проблемой, поскольку в силу сложившейся   на сегодняшний день конъюнктуры многие корпорации испытывают серьезный дефицит ликвидности и финансовой устойчивости. С началом пандемии во всех отраслях мир изменился на «до» и «после», и корпорации — не исключение. Некоторые тенденции были впервые выявлены в деятельности корпорации как раз во время пандемии, и это явление продолжает набирать обороты.

Цель исследования заключается в рассмотрении методологии управления финансами корпорации в условиях кризиса и последующем предложении направлений повышения эффективности данного процесса. Итак, термин «антикризисное управление» как теория имеет недавнюю историю. Принято считать, что предпосылки к ее возникновению возникли примерно в то же время, когда значительное число компаний приблизилось к банкротству в период реформирования российской экономики. Согласно современным концепциям, характеризующим жизненный цикл фирмы, кризис выступает естественной фазой процесса поступательного развития экономической системы. Соответственно, антикризисное управление, построение его системы непосредственно не уровне корпорации будет способствовать эффективному преодолению негативных тенденций, свойственных в отношении процесса эволюционного развития компании.

Рассматривая соответствующие процедуры, необходимо сделать акцент на том, что в управлении компанией в предкризисной ситуации ключевая роль отводится управлению финансами, что достигается на основе одновременного применения финансовых инструментов, сочетающих как стратегические, так – и тактические решения в области финансового менеджмента, что позволяет оказывать оптимальное воздействие на процесс управления денежными потоками корпорации.

На данном этапе важнейшая роль отводится изучению и диагностике финансового состояния корпорации на основе расчета соответствующих коэффициентов, значения которых позволят сделать вывод о приоритетных направлениях формирования финансовой стратегии корпорации в сложившихся условиях. Установлено, что показатели, иллюстрирующие финансовое положение корпорации в ситуации, близкой к кризисной, имеют уровень «неустойчивое финансовое состояние».

Установлено, что существуют различные методологические подходы, характеризующие и идентифицирующие основные факторы и первопричины возн6икновения кризисных явлений в управлении финансами корпорации. Тем не менее, основными элементами, характеризующими эффективность построения системы финансового менеджмента корпорации, выступают наличие системы, обеспечивающей оперативное выявление проблем в области управления финансами корпорации, а также возможность оперативного реагирования на возникшую негативную ситуацию. На следующем этапе предусматривается возможность применения системы необходимых инструментов финансового менеджмента, обеспечивающих возможность для корпорации по выходу из сложившегося кризиса.

Одни из них становятся популярными, другие получаются менее успешными, а иногда и вовсе убыточными по отношению к финансовым показателям эффективности деятельности корпорации. Чтобы избежать получения таких негативных результатов, необходимо проводить оценку эффективности всех направлений деятельности на каждом этапе функционирования. Для этих целей можно использовать различные методы, как классические, так и новые, современные. Одним из них является контроллинг.

Контроллинг (от англ. «controlling») — инновационный инструмент управления деятельностью предприятия или коммерческой структуры. В дословном переводе означает руководство, регулирование, управление, контроль. Контроллинг представляет собой «руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечение ее долгосрочного существования» [1, с. 9]. Цель контроллинга заключается в ориентации всех направлений деятельности предприятия на достижение главной цели. Он обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений [2, с. 8]. Контроллинг призван помочь руководителю в выборе оптимальных решений, выработанных в результате сбора информации и ее анализа, на всех этапах деятельности. Контроллинг это не просто оперативный учет и контроль. Это единая система, которая собирает информацию, анализирует ее, выявляет ошибки и недостатки, делает выводы. На основании этих выводов строятся прогнозы, планируется дальнейшая деятельность, вырабатывается тактика руководства. Можно сказать, что контроллинг это анализ прошлых ошибок для обеспечения в будущем длительного эффективного функционирования предприятия.

Это довольно широко изученное в теоретическом плане явление, до сих пор все еще недостаточно используется на практике. Создание полноценной службы контроллинга требует не только осознания руководителем ее важности, но и финансовых вложений на создание инфраструктуры и содержание штата сотрудников корпорации. Функции контроллинга в отношении корпоративного финансового управления заключаются в стратегическом и оперативном планирование, учете и отчетности, внутреннем аудите и уменьшение финансовых рисков. Опыт успешного применения контроллинга в зарубежных корпорациях, в том числе, и в условиях кизисных явлений, является примером для использования его в России. Отечественные профессионалы в области банковского дела хорошо осведомлены о положительных моментах применения контроллинга в системах управления крупных западных банков и используют их в своей работе. Службы контроллинга действуют в крупных российских корпорациях – таких, как ПАО «Газпром», ПАО «РЖД».

В таблице 1 представлены возможности использования контроллинга на различных этапах управленческого процесса в условиях антикризисного управления финансами корпорации.

Таблица 1

Функции контроллинга в управленческом процессе корпорации

ЭтапыФункции контроллинга в управленческом процессе
ПланированиеОпределение целей, направленных на получение максимальной доходности, выработка единого стратегического плана на основе отдельных оперативных планов подразделений, определение сроков их исполнения
МониторингОтслеживание протекающих процессов, управление денежными потоками, мониторинг внешней конкурентной среды, сбор информации, составление баз данных, их обработка, предоставление пользователям
Управленческий учетУчет полученных доходов, учет затрат, составление отчетных форм, отражающих достоверные сведения о финансовом состоянии
КонтрольСравнение фактических результатов с плановыми по выработанным критериям, оценка допустимых отклонений, оперативное реагирование
АнализВыяснение причин отклонений, поиск путей сокращения отклонений, оценка рисков
Принятие решенийОбобщение выводов, уточнение планов, предупреждение принятия ошибочных решений, корректировка стратегии, прогнозирование, выработка финансовых моделей

Задачи контроллинга в условиях антикризисного корпоративного управления можно разделить на стратегические и оперативные. К стратегическим относятся поиск новых направлений получения доходности, обеспечение в перспективе устойчивого положения корпорации на коммерческом рынке. Оперативный контроллинг – это оценка текущего положения корпорации и краткосрочных рисков. Он ориентирован на конкретные цифры доходности и затрат. Инструментом, помогающим в решение этих задач, является управленческий учет. Он заключается в сборе достоверной информации, ее систематизации, составлении баз данных. Использование программных продуктов информатизации позволяет быстро обрабатывать большие объемы данных, упрощает поиск нужной информации, облегчает пользователям доступ к ней.

Оценка эффективности проводится отдельно по каждому направлению деятельности корпорации, чтобы выделить наиболее доходные и менее прибыльные. Рассматриваются конкретные продукты, их востребованность и конкурентоспособность. Необходимо разработать критерии оценки. В них устанавливаются конкретные значения показателей, границы допустимых отклонений. Критерии могут быть не только количественные, но и качественные.

В первую очередь оцениваются данные из финансовых отчетов – о прибылях и убытках, сведения об активах и пассивах, расчет собственных средств, калькуляция затрат. Критериями могут стать: прибыльность капитала, прибыльность активов, клиентская активность, порог убыточности и другие. Чем больше будет применено критериев, тем точнее оценка. Оценка происходит путем сравнения плановых и фактических показателей. Важно проанализировать отклонения, найти их причины, выявить места их возникновения, разработать способы устранения. На основании оценки можно принять решение о целесообразности дальнейшего продвижения того или иного направления.

Помимо оценки внутренних критериев, необходимо проводить анализ внешней среды корпорации, следить за ее изменением. Не маловажен рейтинг среди других корпораций сходного сегмента рынка. Полученные результаты обобщаются и делается вывод об эффективности деятельности корпорации в целом и степени успешности выхода из сложившегося кризиса. Данная информация учитывается при последующем планирование, дается прогноз о будущем положении корпорации на рынке. Прогнозы строятся посредством проектирования финансовых моделей, которые позволяют предусмотреть последствия принимаемых решений.

Обязательным условием является выполнение функций контроллинга на всех этапах деятельности в процессе осуществления процедур и функций антикризисного управления. Только соблюдение полного цикла процедур приведет к выработке правильного управленческого решения в области антикризисного корпоративного управления. Таким образом, контроллинг может успешно применяться в процессе управления финансами корпорации в условиях кризиса.

Библиографический список

1. Беспалов, Р. А. Валютное регулирование как способ поддержания конкуренции / Р. А. Беспалов, П. С. Демидов // Антимонопольная политика. Региональная практика: Материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 21 апреля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 198-203.
2. Беспалов, Р. А. Сравнительный анализ банковских систем и внедрение цифровых технологий на российский рынок / Р. А. Беспалов, А. А. Листратова // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: Материалы II международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 декабря 2019 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 106-111.
3. Беспалова, О. В. Сущность и необходимость киберстрахования / О. В. Беспалова, Р. А. Беспалов // Высокие технологии и инновации в науке: Сборник избранных статей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 марта 2021 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. – С. 124-126.
4. Голосенко, О. Г. Развитие принципов ESG в современной Российской экономике / О. Г. Голосенко, Р. А. Беспалов // «Зеленый курс» социально-экономического развития российских регионов: Сборник материалов международной научной конференции, Брянск, 12 ноября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 37-41.