Abstract: The article deals with the theoretical basis of personnel marketing, its importance in modern organizations as a tool for managing staff loyalty and motivator to attract new employees to the company. The positive and negative factors of personnel marketing in the organization are analyzed.
Keywords: Personnel marketing, HR marketing, employee, team, motivation.
В современных условиях вопрос обеспечения организации персоналом, его поиск на рынке труда, привлечение и удержание в компании реализуется посредством маркетинга персонала. Для его организации на предприятии необходимо четко знать, что он собой представляет и на каких принципах выстраивается данная деятельность [2].
В сфере экономической конкуренции от степени лояльности трудового коллектива зависит успех реализуемых товаров на арене рыночных действий [1]. Поэтому назревает актуальная проблема по установлению понятия «маркетинг персонала».
Маркетинг персонала – это разновидность административного функционирования, которая направлена на долгосрочное обеспечение компании кадровым запасом. Он так же формирует потенциал человеческих ресурсов, посредством, которых можно решать определенные цели и задачи.
С точки зрения кадрового маркетинга любая должность рассматривается как товар, продаваемая на рынке услуг. Любая компания должна приобретать не специалиста, а ту выгоду, которую он ей может предоставить.
Маркетинг кадров рассматривается в двух категориях. В обширном понятии кадровый маркетинг – это идеология или политика управления трудовым резервом компании. Здесь человеческие ресурсы играют роль внутреннего уровня для отдела кадров и внешнего уровня для возможного сотрудника «потребителя» компании [3].
По факту все совместное действие на уровне кадров «продается» текущему трудовому коллективу: теория управления, обстоятельства и система организации труда, действенное взаимодействие трудящегося коллектива, внутрикорпоративные отношения и коммуникации, продвижение по карьерной службе и трудовое стимулирование.
В узконаправленном определении маркетинг персонала – это разновидность административного функционирования, которая направлена на обнаружение и компенсацию потребности в количественном и качественном трудовом потенциале. Их ключевое различие основывается на том, как организован процесс.
Резюмируя, можно сказать о том, что в первом случае штат сотрудников рассматривается как отдельный механизм в системе внутреннего маркетинга фирмы. Во втором – как система, которой управляет определенный HR отдел организации.
Оценка результативности управления кадровым потенциалом может стать мощным инструментом повышения эффективности управленческого процесса.
Рассуждая о том, каким образом жизнеспособна та или другая концепция управления кадровым потенциалом, желательны критерии, позволяющие провести данную оценку. В зависимости от того, какую категорию принимать за ориентир: активность определенного руководителя, трудовые показатели коллектива или характеристики исполнителей.
Анализ результативности маркетинга персонала требует определенных компетенций, измерения затрат и выгод от основного плана управления кадровыми ресурсами и сопоставления ее производительности с итогами организационной деятельности за тот же период.
Рассматривая определенные техники оценки эффективности управленческой деятельности, применяемые на практическом уровне, возможно, разбить на несколько категорий: количественные, качественные (или описательные) и комбинированные (или промежуточные) [4].
Количественные способы анализа включают балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, концепция графического профиля, метод «эксперимента» и т.д.
Качественные (описательные) технологии включают структуру устных и письменных свойств, метод эталона, матричный и биографический методы, метод коллективного дискутирования.
Наглядными образцами комбинированных методов выступают методики оценки мотивации, классифицирование сотрудников и тестовая апробация.
Наиболее широко используются количественные способы анализа управленческого труда, в частности балльный, коэффициентный и балльно-коэффициентный. Положительные характеристики вышеперечисленных методов выражено объективностью, независимостью от собственного взаимоотношения эксперта к специалисту, возможностью формализации и структуризации результатов, сопоставления параметров, применение математических методов.
Выбирая критерии оценки необходимо принимать во внимание, во-первых, для решения каких определенных целей применяются итоги анализа а, во-вторых, для какой группы сотрудников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут отличаться в степени трудности, ответственности и качества деятельности [5].
Аспектами эффективной деятельности в сфере маркетинга персонала может являться исполнение определенных стандартов производства или оказания услуг при должном уровне выполняемых работ и минимизации затрат, возникающих благодаря высокой ротации кадров, безосновательных простоев и др.
Рассмотрев выше сущность, принципы и критерии эффективности маркетинга персонала далее перейдем к его положительным и отрицательным характеристикам.
К преимущественным факторам маркетинга персонала можно отнести: во-первых, возможность выбора кандидата на должность из уже сформировавшейся команды, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями и навыками. Во-вторых, экономические меры эффективно влияют на производительность труда и взаимоотношения внутри трудового коллектива. В-третьих, благодаря продвижению (а не замещению) должностей создаются рабочие места для новичков. В-четвертых, полное отсутствие затрат на поиск сотрудников по кадровым ресурсам (архивы, штатное расписание). В-пятых, вероятность скорого замещения должности для квалифицированного специалиста. В-шестых, рабочая группа наиболее сплочена при отсутствии демократичной кадровой политики. В-седьмых, высокая доля кандидатов на должность, имеющих определенные компетенции и навыки, приобретенные в ходе профессиональной деятельности на прежней работе.
К негативным факторам маркетинга персонала можно отнести: во-первых, затраты на поиск работников (реклама в средствах массовой информации, дни открытых дверей, привлечение студентов через специальные события, печать раздаточных материалов). Во-вторых, необходимость инвестиций на переподготовку и дополнительную переквалификацию трудового коллектива. В-третьих, слепой набор новых сотрудников, зачастую без необходимых компетенций. В-четвертых, напряженные взаимоотношения внутри трудового коллектива, соперничество и конкуренция за продвижение по службе. В-пятых, необходимо адаптировать новоиспеченных сотрудников к условиям труда и рабочему коллективу, проводить с ними предварительное обучение. В-шестых, психологическая атмосфера внутри коллектива и рабочая обстановка обуславливают большую текучесть кадрового состава. В-седьмых, нравственное поощрение сотрудника (продвижение по карьерной службе, общественная признательность) не принимается коллективом. В-восьмых, отмечается высокая значимость непрерывного мониторинга рынка труда и показателей деятельности подразделений организации [6].
В заключении хотелось бы сказать о том, что в современных компаниях маркетинг персонала однозначно нужен, так как при его грамотной реализации возможно мотивировать и добиться лояльного отношения от различных групп рабочего персонала к целенаправленному результату и благоприятного развития компании. Постоянное увеличение сопричастности сотрудников к ценностям организации, положительным образом позволяет использовать бодрый энтузиазм, нематериальные стимулы. А также целесообразно использовать экономические запасы организации, тем самым увеличивая ее возможности в плане стойкости к постоянным трансформациям рынка.
Библиографический список
1. Бондаренко, В. А. Ключевая роль персональной компоненты в инфраструктурных и управленческих трансформациях // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 6.2. Бондаренко, В. А., Сагоян, А. С. Маркетинг персонала как ресурс повышения адаптивности организации к рыночной деятельности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. — № 2. – С. 28-30.
3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. – 256 с.
4. Корогодин, И. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. – М.: ПАЛЕОТИН, 2005. – 120 с.
5. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285с.;
6. Управление персоналом организации: Учебное пособие/ В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 226 с.