Abstract: The author has in details described mathematical models of retail trade of the Russian Federation on the basis of Solow's model. Restriction on final consumption of households has been added to a kernel of model. Various options of production function and also discrete and continuous time have been considered
Keywords: Mathematical model, production function, work, capital, wear, final consumption.
Актуальность. В зависимости от выбранных свойств объекта исследования и от спецификации модели (предположение о виде связи между факторами и результатом) возникают различные математические модели объекта исследования. Последующая верификация позволяет выбрать оптимальный вариант модели. Соответственно, наличие нескольких вариантов математических моделей повышает достоверность результата.
Объект исследования – математическая модель розничной торговли Российской Федерации.
Предмет исследования – описание математических моделей розничной торговли РФ.
Цель исследования – подробная детализация математических моделей розничной торговли РФ с тем, чтобы выбрать наиболее простой вариант для последующего решения.
Методы исследования: дифференциальное исчисление, изоморфизм.
Торговля РФ это сложная социально-экономическая система. Системный подход к изучению сложной социально-экономической системы рассмотрен в [1,2,3,4].
В предыдущем исследовании [5] уже было указано на существование восьми математических моделей розничной торговли РФ. В данной статье приведем детальное описание этих моделей. Ядро этих моделей – модель Солоу. Различается время: дискретное и непрерывное. Различается производственная функция (далее – ПФ): двухфакторная Солоу [6], двухфакторная Солоу (CES), многофакторная Солоу, ПФ Кобба-Дугласа [7]. Добавлено ограничение конечного потребления (в части продовольственных и непродовольственных товаров)
FCn ≤ FC ≤ AI (1)
где FCn – нормативное конечное потребление на душу населения в части продовольственных и непродовольственных товаров (final consumption normative). Например, стоимость потребительской корзины за вычетом стоимости услуг;
FC – конечное потребление на душу населения (final consumption);
AI – среднедушевой денежный доход (average income).
Модель №1. ПФ двухфакторная Солоу, время дискретное.
где а1, а2, b1, b2, c – константы;
а1, а2 строго больше ноля;
b1, b2, c – одного знака;
где Y – валовой внутренний продукт розничной торговли (все продовольственные и непродовольственные товары за год в денежном исчислении), производственная функция;
К – капитал (основные фонды в торговле);
L – труд (среднегодовая численность занятых в торговле);
С – потребление, для торговли это все продовольственные и непродовольственные товары за год в денежном исчислении;
I – инвестиции в основной капитал торговли;
µ – коэффициент износа основных производственных фондов за год;
ν – темп прироста численности занятых в торговле;
t=0 – базовый год;
Т – конечный год исследуемого периода времени.
Модель №2. ПФ двухфакторная Солоу, время непрерывное.
Модель №3. ПФ двухфакторная Солоу (CES), время дискретное.
Модель №4. ПФ двухфакторная Солоу (CES), время непрерывное.
Модель №5. ПФ многофакторная Солоу, время дискретное.
где а1, …, аn, b1,…, bn, c – константы;
а1,.., аn строго больше ноля;
b1, .., bn, c – одного знака;
x1t,.., xnt – факторы ПФ.
Модель №6. ПФ многофакторная Солоу, время непрерывное.
Модель №7. ПФ Кобба—Дугласа, время дискретное.
где А – константа, отвечающая за технологии;
α – показатель степени при факторе «капитал»;
β – показатель степени при факторе «труд».
Модель №8. ПФ Кобба-Дугласа, время непрерывное.
Результаты исследования.
- Детально описаны восемь математических моделей торговли РФ на основе модели Солоу.
- Ядро модели – модель Солоу. В ядро модели инкорпорировали ограничение по конечному потреблению.
Дальнейшее направление исследования – решить полученные математические модели, верифицировать их и выбрать оптимальную по критерию оптимального конечного потребления.
Библиографический список
1. Whitehead А.N. Process and reality. N.-Y.: Macmillan company, 1967. 546 p.2. L. Bertalanffy «Theoretische Biologie», Bd. I, Berlin, 1932. 122 p.
3. Ростова О.В., Ильин И.В. Методы информационного обеспечения инновационной деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2017. №2, с.30-35.
4. Ильин И.В. Зайченко И.М. Выбор стратегии развития предприятия на основе метода анализа иерархий // Наука и бизнес: пути развития. 2017. №1, с.29-36.
5. Применение модели Солоу для построения математической модели торговли РФ // Экономические исследования и разработки. 2018. №8, с.29-36.
6. Solow R.M. Contribution to the theory of economic growth // Quarterly journal of economics. – 1956. – V.70 – P. 65-94.
7. Cobb W. Douglas P.H. A theory of production // The American Economic Review. Vol.18. №1.