Индекс УДК 336.222
Дата публикации: 30.11.2019

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: основные элементы налогообложения с 2019 года

Tax of additional income from hydrocarbon raw materials: the main elements of taxations since 2019

Земцов Егор Алексеевич,
Лазаренко Виктор Ярославович
Научный руководитель - Ахмадеев Р.Г.

1,2. бакалавриат, кафедра Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
3. к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Zemtsov Egor Alekseevich
Lazarenko Viktor Yaroslavovich
Scientific adviser: Akhmadeev R.G.

1, 2. Department of Accounting and taxation,
Plekhanov Russian University of Economics
3. Associate professor,
Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics
Аннотация: Отрасль топливно-энергетической сферы занимает значительную роль в экономике Российской Федерации. До установления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья с 2019 года организации, пользователи недр, были значительно обременены действующими положениями налогового законодательства, с учетом действующих мер «налогового маневра» в сырьевом секторе экономики, что, в полной мере не позволяло осуществлять инвестирование и ввода в эксплуатацию новые месторождений. В связи с этим, в проведенном исследовании освещены основные элементы введённого с 2019 года налога на дополнительный доход, позволившие обосновать основные причины и способы в прогнозировании перспектив применения режима налогообложения при добыче углеводородного сырья.

Abstract: The fuel and energy complex is a very important part of the economy of the Russian Federation. Before the introduction of tax of additional income from hydrocarbon raw materials, organizations that extracted hydrocarbon raw materials found themselves in a disadvantageous situation. Specifically, the exploration and commissioning of new fields was difficult. This article explores the reasons for introducing this tax, and analyzes the prospects.
Ключевые слова: НДД, налогоплательщики, углеводородное сырье, налогообложение

Keywords: tax of additional income from hydrocarbon raw materials, taxpayers, hydrocarbon raw materials, taxation


Поскольку нефтяная и газовая отрасли являются ведущими в Российской Федерации, государству необходимо разрабатывать дополнительные механизмы в целях стимулирования пополнений доходной части бюджета, а обсуждение данной проблемы осуществляется на протяжении последних 20 лет [1, 2]. Между тем практический опыт реализации налогообложения в отношении сырьевой отрасли показал, что налоговая система, предшествующая НДД, была несколько неэффективна, поскольку при таком положении дел государство предоставляло различные налоговые и таможенные льготы. С другой стороны, из-за сосредоточения на крупных месторождениях, разведка новых не происходит нужным образом, следовательно, рано или поздно объем добытых ресурсов сократиться, что повлечет за собой и сокращение налоговых отчислений [3, 4].

В этой связи налогоплательщики в действующей системе взимания и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), по которому предусмотрено применение большое количество различных льгот, а обложение экспортными таможенными пошлинами вошло в некую зону комфорта, стимул развития операторами новых месторождений просто пропал [5]. Можно отметить, что им удобно развивать уже существующие месторождения и получать налоговые льготы от государства. Это ведет к тому, что государство недополучает, а потенциальные месторождения не открываются. Приведенные факты могут привести к удручающим последствиям: снижение уровня добычи и экспорта углеводородного сырья и стагнация соответствующей отрасли экономики в целом [6, 7].

Вместе с тем, государству необходимо разработать более действенный инструмент, который способен в большей мере сбалансировать интересы государства и нефтяных компаний. Таким образом, в 2019 году в пилотном режиме начал применяться новый режим налогообложения в виде налога на дополнительный доход в отношении сырьевого сектора экономики (рис.1).

Рисунок 1. Динамика поступлений налогов, сборов и взносов в консолидированный бюджет РФ и соотношение поступлений по НДПИ

Составлено автором на основании данных ФНС России https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

Введённый с 2019 г. режим взимания и уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) относится к федеральным налогам и является прямым. Основная информация по НДД содержится в положениях ст. 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Однако следует четко определить, что в состав углеводородного сырья отнесены: первообразная нефть, газовый конденсат, попутный и природный газ. Неотъемлемой частью любого налога, является сторона, которая уплачивает средства в бюджет [8, 9]. По НДД налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие следующие виды деятельности: поиск и оценка месторождений, транспортировка, подготовка, хранение, создание объектов утилизации (переработки), и являющиеся пользователями недр, на основании предоставленной им соответствующей лицензии [10].

Особенностью нового налога является четкое указание границ территорий, на территории которых налоговый режим примется. Территории разделены на 4 группы, координаты секторов которых, указаны в законодательстве, речь идет о следующих субъектах РФ, как Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО и другие крупные сосредоточения углеводородного сырья. По сути своей это месторождения с незначительной степенью выработанных ресурсов.

Объектом налогообложения по НДД является дополнительный доход, данный показатель, выражает доходы от реализации, уменьшенные на величину затрат, осуществленных при добыче за календарный год.  Принципиальным отличием НДД является переход от налогообложения валового дохода добывающих организаций к налогообложению их финансового результата. Таким образом, дополнительным доходом признается расчетный доход, уменьшенный последовательно на фактические и расчетные расходы [11, 12]. В состав фактических расходов включаются затраты налогоплательщиков на непосредственную добычу сырья: приобретение, сооружение, изготовление, доставка, доведение до состояния, пригодного для использования амортизируемого имущества, а также затраты, связанные с производством и реализацией конечной продукции. К расчетной группе затрат относятся расходы по транспортировке и таможенные пошлины. Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно расширять величину издержек (затрат) того субъекта, который уплачивает налог, контролирующие органы сосредоточили внимание в том числе и на внутригрупповых расходах [13, 14]. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень видов контролируемых сделок. Так, с 2019 года к контролируемым сделкам в соответствии с правилами трансфертного ценообразования признаются сделки, осуществляемые между лицами, признаваемые взаимозависимыми, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы НДД. В свою очередь величина полученных доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн рублей. Поскольку НДД относится к категории прямых, отчислению в бюджет подлежит произведение налоговой базы на ставку налога, которая по НДД признается равной 50% [15].

Налоговый период равен календарному году. Отчетными периодами являются: квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года [16].

Таким образом, после окончания каждого отчетного периода следует производить уплату авансового платежа по налогу. Производить это необходимо не позднее 28 числа месяца, следующем за истекшим отчетным диапазоном [17, 18]. По итогам налогового периода НДД, подлежащий к уплате в бюджет рассчитывается как разница между рассчитанным налоговым обязательством и суммой авансовых платежей, и уплачивается не позднее в срок до 28 марта следующего года [19].

Исходя из приведенных ФНС России статистических данных, можно узнать, что большая часть налоговых поступлений в бюджет приходится от налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и составляет в среднем не менее 5061 млрд. руб. или 47,6%. Согласно заявлению Министра энергетики РФ, А. Новак переход с 2019 г. на НДД позволит получить за налоговые периоды 2019–2035 гг. бюджетные отчисления на сумму до 1 трлн. руб. и принесет 100 млн. тонн дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах — в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн. т. [20]. Вместе с тем с большей долей вероятности можно предположить то, что налоговых поступлений в государственную казну значительно прибавиться, что является положительной тенденцией для экономики РФ. В свою очередь для государства введение дополнительного налога в осуществляемой налоговой политике в нефтегазовые сектора заключается в соблюдении следующих задач:

  • Переход от налогообложения валового дохода добывающих компаний к взиманию средств по налогу с денежного потока от реализации последних.
  • Осуществление прямого стимулирования налогоплательщиков к рациональному использованию недрами, увеличение доли добываемого углеводородного сырья.
  • Экономическая безопасность и стабильность бюджета посредством своевременного его пополнения.
  • Стремление к прозрачности и простоте администрирования финансовой деятельности компаний.

Иными словами, при высокорентабельной добыче нефти бюджет государства будет пополняться, а при низкорентабельном налоговая нагрузка на организации будет снижаться, что в целом увеличит общее количество добытых углеводородных ресурсов по стране. Таким образом, с большей степени обоснований законодательство по НДД представляет стимулирующий эффект, нежели фискальный, как это предусмотрено при взимании и уплаты НДПИ. По мнению экспертов, данный налоговый режим способствует развитию новых месторождений, повешению рентабельности нефтегазовых продуктов при разработке трудноизвлекаемых участков месторождений.

При этом налогообложение по НДД предусматривает использование внутрироссийских цен на нефть, иначе данная система будет работать неэффективно, так как это может привести к искусственному завышению затрат, что поведет за собой меньшее количество средств, отчисляемых в бюджет. В этой связи справедливо выделить основные преимущества и недостатки введения НДД с 2019г., позволяя в полной мере:

  • Обеспечить стабильность поступлений средств в бюджет, что является основополагающим фактором экономической безопасности страны;
  • Способствовать долгосрочному перспективному развитию добывающей отрасли в нефтегазовой сфере экономики;
  • Снизить величину налоговой нагрузки в целях обеспечения развития новых месторождений;
  • Осуществить дополнительный приток к привлечению инвестиций за счет более выгодных условий и выравниванию между различными категориями налогоплательщиков;

Обобщая проведенное исследование по введению режима НДД, можно отметить, что на законодательном уровне сформирован на должном уровне соответствующий вектор развития неразведанных месторождений с потенциальными перспективами расширения. Из данных суждений можно сделать вывод о том, что основным фактором манипуляций с налогообложением является рентабельность нефти и газа, а не валовая добыча, как это применяется по НДПИ. Вместе с тем в сфере практического применения нового режима НДД следует отметить ряд спорных аспектов, подлежащих более конкретному разъяснению с учетом:

  • Параллельного взимания и уплаты действующего налога в виде НДПИ, что повлияет на механизм налогового администрирования НДД.
  • Риска снижения мировых цен на углеводородные ресурсы, это повлияет на величину поступлений в доходную часть бюджета страны.
  • Стимул к возможному занижению доходов, посредством увеличения потенциала расходов, связанных с добычей углеводородов на новых месторождениях.

Таким образом налоговые риск существенности недостатков по новому режиму НДД присутствуют, однако оценить их конкретную значимость на данный достаточно трудно, поскольку временной период действия данного режима недостаточен. Следовательно, введение с 2019 г. налогового режима кардинально изменяет подход к налогообложению организаций нефтегазового сектора по сравнению с опытом прошлых лет. Более эффективно распределяется налоговая нагрузка на новых месторождениях, с учетом затрат по освоению и развитию на начальном этапе и предусматривается уплата налога после выхода проекта на должный уровень окупаемости. В свою очередь налоговые отчисления зависят от денежного потока от реализации добытого углеводородного сырья, в том числе трудноизвлекаемого, это позволяет быстрее рассчитываться с кредиторами и выводить на окупаемость развивающиеся проекты, что в должной мере подразумевает разделение рисков между государством и нефтегазовыми компаниями.

Библиографический список

1. Абдулкадыров А.С. Налоговое стимулирование инновационного развития нефтегазового сектора экономики России // XII Международная конференция «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем», 2016 № 3.
2. Понкратов В.В. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в Российской Федерации // Журнал экономической теории. 2014. №1. С. 40-52.
3. Левина Д.В., Клюшник М.О. Особенности налоговой политики в Аргентине // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 10-12
4. Понкратов В.В. Оценка целесообразности применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2013. №2. С. 178-182.
5. Понкратов В.В. Ресурсный потенциал нефтегазовой отрасли промышленности России и стимулирование повышения эффективности его использования // Экономика. Налоги. Право. 2015. №3. С. 94-101.
6. Юхимова Я.Я. Налогообложение добычи твердых полезных ископаемых: мировой и отечественный опыт // Горный журнал. 2008. № 5. С. 23-28.
7. Алиева Н.Н., Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Коммерческая деятельность организаций интернет-торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 582-585.
8. Финансы групп компаний. Финансовая отчетность. Налог на прибыль: учебник / М.Е. Косов, Т.В. Морозова, Р.Г. Ахмадеев. - М.: Издательство «Юнити-Дана», 2018. Сер. Magister – 199 с.
9. Понкратов В.В. Базовые критерии дифференциации ставки НДПИ по природному газу // Финансы. 2006. №2. С. 36-38.
10. Юхимов Я.И., Иванова Я.Я. 10-летие НДПИ: основные проблемы и пути совершенствования // Горный журнал. 2012. № 9. С. 59-63
11. Калимуллина О.В. Исследование инновационных подходов к управлению кредитной организацией. Дискуссия. – 2013. – № 11 (41). – С. 60-64.
12. Иванова Я.Я. Оптимизация налогообложения добычи полезных ископаемых //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 4 (84). С. 5-12.
13. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Малахова Л.И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 43-46.
14. Юхимов Я.И., Иванова Я.Я. 10-летие НДПИ: основные проблемы и пути совершенствования // Горный журнал. 2012. № 9. С. 59-63
15. Яо У., Сафонова Э.Г. Наука и бизнес – как факторы устойчивого развития цифровой экономики // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 33-36
16. Турищева Т.Б. Институциональные аспекты государственного финансового контроля в России//Аудитор. 2014. № 11 № 11 (237). С. 24-31.
17. Ващекин А. Н. Моделирование и выбор рациональных стратегий коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли: монография. – М.: изд-во ВЗФЭИ, – 2004. – 120 c.
18. Морозова Т.В., Ахмадеев Р.Г., Протасов М.В. Особенности оценки биологических активов в сельскохозяйственных организациях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 12. С. 82-87.
19. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: Юнити-Дана, 2019 – 279 с.
20. Гафарова З.Р., Герасимова М.В., Соловьева И.А. Особенности налогообложения предприятий нефтегазового сектора// Евразийский юридический журнал. 2016. № 2. С. 24-29