Индекс УДК 338
Дата публикации: 28.12.2020

Опыт развития национальных природных парков Канады и США и возможности его применения к объектам ООПТ России

Experience in the development of national parks in Canada and USA and the possibility of its application to protected areas of Russia

Белякова М.Ю.
Покровская Ю.А.

1. к.э.н. заведующий кафедрой
менеджмента спортивной и туристской индустрии
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), г. Москва
2. Магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), г. Москва

Belyakova M.Yu., Pokrovskaya Y.A.
RANEPA, Moscow
Аннотация: В статье рассмотрены процессы создания национальных парков; показаны основные процессы управления Особо Охраняемых Природных Территорий на примере материка Северной Америки. Данное исследование сосредоточено на теме изучения системы национальных парков 2х стран в области экологического туризма: Канады и США. В данных странах “экологическая целостность” является законодательным стандартом. Опыту создания и управления системой ООПТ этих двух стран уже более ста лет. За это время системы ООПТ претерпели ряд изменений в законодательстве, однако, и по сей день остаются примером в системе управления ООПТ для всего мира.

Abstract: The processes of creating national parks are considered; the main processes of managing Specially Protected Natural Areas on the example of North American continent are shown. This research is focused on the topic of studying the system of national parks of 2 countries in the sphere of ecological tourism: Canada and the USA. In these countries, "environmental integrity" is a legislative standard. The experience of creating and managing the system of protected areas in these two countries is more than one hundred years. During this time, the system of protected areas have undergone a number of changes in legislation, but to this day remain an example in the management system of protected areas for the whole world.
Ключевые слова: туризм, государственная политика, особо охраняемые природные территории, туристско-рекреационные кластеры, национальные парки, въездной туризм.

Keywords: tourism, government policy, specially protected natural areas, tourism and recreational clusters, national parks, inbound tourism.


Объектом исследования данной научной статьи являются особо охраняемые природные территории Канады, США. Предмет исследования – процессы создания, охраны и ее финансирования.

Цель настоящего исследования – изучить процессы управления ООПТ на территории Северной Америки, проанализировать и определить, как можно использовать данный опыт в системе управления ООПТ России.

   В настоящее время туризм в мире получил большое развитие и, по существу создал ряд взаимосвязанных отраслей в мировой экономике. И даже пандемия 2020, которая затормозила мировой туризм в целом,  не смогла ликвидировать отдельные его виды [1]. К одним из таких видов следует отнести, прежде всего, внутренний туризм, сфокусированный на базе природных ресурсов.

   В США и Канаде на базе богатых природных ресурсов создана крупнейшая в мире туристско-рекреационная инфраструктура. Существует разветвленная сеть рекреационных территорий различного типа – национальные парки, резерваты, национальные речные пути, национальные побережья, национальные мемориальные памятники, национальные туристские тропы. ООПТ Канады и США ориентированы в большей степени на внутренний рынок, так как Северная Америка находится в непосредственной удаленности от основных центов Евразийского материка, что является основным фактором, влияющим на поток въездного туризма.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния [2].

  Система ООПТ Канады включает федеральные объекты и объекты, находящиеся в подчинении провинций. Большая часть ООПТ Канады — это территории, созданные для сохранения и охраны экосистем, природных и культурных особенностей данных территорий. Канада обладает уникальным опытом создания ООПТ, цель которых заключается не только в охране природных территорий, но и в поддержании исконно существовавших культурных традиций коренных народов на данных ООПТ.

Управление системой ООПТ  Канады осуществляется 3 органами: федеральными агентствами (примерно 50% территорий, включающие заповедники дикой природы и водно-болотные угодья, а также национальные парки), органами власти территорий и провинций (почти идентичный процент ООПТ) и местными органами и частными землевладельцами (общий процент составляет 1,6%) объектов [3].

  Подход федерального правительства Канады к сохранению и защите природы заключается в том, чтобы использовать ряд инструментов и программ для объединения всех типов ООПТ.

В основу законодательной сферы в области ООПТ входит закон «О национальных парках Канады», а также ряд других федеральных законов.

Федеральные агентства, ответственные за определенный тип ООПТ уполномочены охранять их, обеспечивать финансированием, а также управлять в соответствии с местными особенностями. Данная правовая система отражает исторический опыт Канады в рамках разделения управления внутри федеративного государства.

В данном исследовании будут затронуты аспекты управления на уровне федеральных и провинциальных органов власти, территориями, находящимися в государственной собственности, показано как общество участвует в административных механизмах, как осуществляется контроль и финансирование.

  Канада имеет несколько типов ООПТ, в данной статье будут рассмотрены самые популярные из них.

Первый тип — национальные парки Канады – это основной тип, в котором развивается экотуризм и занимает около 3% территории всех ландшафтов. Национальные парки Канады играют важную роль в экономике страны: обеспечивают 64 тыс. рабочих мест, приносят в бюджет страны  2,9 млрд $ трудовых доходов и 337 млн $ налоговыми поступлениями [2]. Стратегия управления национальными парками заключается в составлении для каждого национального парка долгосрочного плана (как правило — 15 лет). В рамках законодательства, данный план обсуждается с общественность, как лично, так и посредством Интернета, а также проводится экологическая оценка данного плана. Каждый план утверждается ответственным министром и выносится на обсуждение парламента. Отчетность по выполнению данных планов докладывается парламенту каждые два года в Докладе об особом состоянии территории охраны наследия и ежегодно федеральным агентством в докладе “Парки Канады”.

  “Территории дикой природы” – еще один тип, управляемый федеральным агентством напрямую или через организации-партнеры. Управление территорией происходит исходя из местных особенностей, но подчинены они общим правилам для данной категории ООПТ. Территории дикой природы имеют строго регламентированные правила для доступа и ведения хозяйственной деятельности. Туристы могут посетить территории расположенные недалеко от урбанизированных районов с целью экотуризма. Перемещение туристов происходит по специальным тропам, которые предусматривают оборудованные видовые точки для наблюдения, помимо этого, туристы могут принять участие в специально подготовленных интерактивных программах. Условия пребывания туристов на данных территориях обязательно согласовываются с региональным законодательством об охране природы и коренным населением.

  Следующий многочисленный тип ООПТ – провинциальные и территориальные парки, их количество в Канаде превышает 1000. Управляются территории министерствами экологии и охраны природы. Данный тип включает в себя как экологические парки со строгим режимом охраны природы, так и рекреационные парки, где туристам предоставляются программы экотуризма.

  Стоит отметить, что экологический туризм Канады делится на две категории: экотуризм, направленный на единение с дикой природой, и экотуризм, посвященный культуре коренных народов.

Значительная часть особо охраняемых природных территорий Канады доступна для экологического туризма: проложена сеть пешеходных троп со смотровым площадками и продуманными интерактивными мероприятиями, имеются оборудованные в парках кемпинги и зоны пикника, развиты экстремальные виды спорта [3].

Система ООПТ США является самой обширной и занимает 26% всей территории страны [3]. Управление типами ООПТ производится рядом ведомств, как на федеральном, так и на местном уровне. Особенность системы управления заключается в том, что некоторые охраняемые территории федерального значения находятся в управлении администрации штата, в то время как региональные территории, которые должны управляться на уровне штата, управляются окружными администрациями.

  Среди всех типов ООПТ были выделены три ключевые группы: природная, историческая и рекреационная. Однако такое деление не совсем корректно, так как многие охраняемые территории выполняют все эти три функции и разграничения между тремя группами становятся расплывчатыми. На федеральном уровне одним из основных управляющих органов является Служба национальных парков, подведомственная Министерству внутренних дел США. Помимо Национальных парков данный орган власти осуществляет контроль над 412 ООПТ, в число которых входят исторические парки, военно-исторические парки, заповедники, рекреационные территории и другие. Несмотря на систему подчинения единому агентству, управление происходит по отдельным для каждого типа ООПТ правилам.

Финансирование территорий ООПТ осуществляется не только государством. В 1967 году Конгресс США учредил Фонд национальных парков, в который поступают средства от частных лиц. Помимо фонда существуют некоммерческие группы, где финансовую поддержку национальных парков обеспечивает население.

  На территориях и вблизи зон национальных парков находятся центры для посещения, где граждане любых возрастов могут принять участие в различных мероприятиях утвержденных службой национальных парков США. Вход в некоторые парки составляет от 5 до 20 долларов, где также предусмотрены разные программы лояльности, такие как годовые билеты на посещение различных ООПТ федерального подчинения, бесплатное посещение для детей до 16 лет, а также возможность покупки пожизненного входного билета для граждан старше 62-х лет на посещение национальных парков.

  Помимо национальных парков популярностью пользуются национальные туристские тропы, которые также относятся к ООПТ федерального подчинения и представляют собой сложные и не очень сложные маршруты, проходящие по слабопересеченной местности, позволяющие познакомиться с местной флорой и фауной. К этой же природной группе относятся национальные резерваты, биосферные резерваты и другие формы охраняемых территорий.

Особое внимание в США уделяется экологическому туризму. Данная отрасль является одной из быстрорастущих в США, ее цель – обеспечить возможность посетить самые красивые природные зоны США, отдохнуть во взаимодействии с природой и при этом сохранить окружающие экосистемы. Стоит отметить, что категории ООПТ, которые ставят главной своей целью сохранение окружающей экосистемы, разрешают туристам доступ на свои территории, регламентируя их времяпрепровождение на данных территориях.

Заключение. В России функции государственного управления в области организации и функционирования ООПТ федерального значения занимается министерство природных ресурсов и экологии России. Данное министерство занимается разработкой нормативно-правового регулирования в сфере ООПТ РФ. На региональном и местном уровне управление выполняют уполномоченные органы региональной и местной власти, согласовывая при этом решения регионального значения в отношении ООПТ с органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и в области обороны страны и безопасности государства.

  На данный момент вклад ООПТ в развитие государства недооценен. Благодаря развитию и сохранению экосистем, общество получает социально-экономические выгоды: оздоровительные, рекреационные, инфраструктурные и образовательные.

Органам государственной власти в сфере управления ООПТ следует обеспечить условия для освоения, развития и сохранения ООПТ, а именно:

  1. Внедрить и использовать инновационные технологии в сфере охраны окружающей среды и управлении системой ООПТ.
  2. Модернизировать механизм управления природоохранными территориями.
  3. Внести поправки в соответствующие нормативно-правовые акты.
  4. Обеспечить информационно-просветительскую деятельность.
  5. Создать инфраструктуру в непосредственной близости к ООПТ, тем самым создав дополнительные рабочие места.
  6. Произвести подготовку кадров для обеспечения корректной реализации программы управления ООПТ.
  7. Произвести маркетинговые исследования и создать условия для въездного туризма.

Библиографический список

1. Белякова М.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии. Сборник научных статей: Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира. Под редакцией Архиповой О.В., Климина А.И. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 14-20.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. От 31.07.2020) "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция) – 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/ce98ed9bc2fc35acee2232585948a2b4bc927850/ (дата обращения 17.11.2020)
3. Петрова Е.Г., Назырова Р.И., Очагов Д.М. Анализ опыта управления особо охраняемыми природными территориями (Protected Areas) в США и Канаде. – С. 55-61.
4. Жуковский А.Ю. Обзор зарубежного опыта создания и управления системой ООПТ на примере Канады. Международный научно исследовательский журнал №2 (92). – Часть 1. – Февраль 2020. – С. 105-107.
5. Дорофеев А.А., Богданова Л.П., Хохлова Е.Р. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия Современные проблемы сервиса и туризма. – №4. – 2017. – С 38-46.
6. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Концепт «Экологического туризма» в мировой и российской практике: компаративный анализ и кейсы. Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – №4. – С.7-25.
7. Максимова Л.Б., Гусева Е.Ю., Оюнгэрэл Б., Аюшеева С.Н., Мункуева В.Д. Международный опыт развития экотуризма: страновая специфика и общие подходы 2019 / ЖУРНАЛ Географическая среда и живые системы. – 2019. – №2. – С. 55-62.