Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.12.2022

Роль системы бережливого производства в управлении бизнес-процессами предприятия

The role of the lean production system in the management of the business processes of the enterprise

Сабиров Владимир Дмитриевич,
Гаврилов Денис Евгеньевич

1. студент Уральского Государственного экономического университета,
Россия, Екатеринбург
2. к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия,
Уральского Государственного экономического университета,
Россия, Екатеринбург

Sabirov Vladimir Dmitrievich,
Gavrilov Denis Evgenievich
1. student of Ural State Economic University,
Russia, Ekaterinburg
2. Associate Professor, Candidate of Economic Sciences,
Ural State Economic University
Аннотация: В настоящей статье рассматривается роль системы бережливого производства в управлении бизнес-процессами предприятия. В работе приводиться определение и отмечается уникальность бережливого производства. А также для достижения поставленных задач, провозглашённых «Бережливым» производством, авторами описываются структурированные схемы разных организационных методов.

Abstract: This article discusses the role of the lean production system in managing the business processes of an enterprise. The paper provides a definition and notes the uniqueness of lean manufacturing. And also, in order to achieve the set goals proclaimed by "Lean" production, the authors describe structured schemes of various organizational methods.
Ключевые слова: бережливое производство, оптимизация бизнес-процессов, экономика.

Keywords: lean manufacturing, business process optimization, economics.


Современная деятельность по внедрению бережливого производства в бизнес-процессы компании должна быть начата как можно раньше, на самой ранней стадии планирования производства. Это позволит снизить дальнейшие издержки и улучшить бизнес-результаты компаний.

Управление бизнес-процессами является концепцией процессного управления предприятием, основанной на таких принципах как: непрерывность адаптации к изменчивой среде, понятность, видимость и предсказуемость процессов, мониторинг процессов, и возможности привнесения регулирующего воздействия со стороны разработчиков. В концепции BPM бизнес-механизмы рассматриваются как ресурсы предприятия. По сути, эта теория отвечает на вопрос «что, где, когда и зачем» производится и может быть улучшено силами участников процесса или программными средствами [1, с.80].

Деятельность по обозначению механизмов, целесообразных для структуры менеджмента качества, реализуется на самой ранней фазе введения, когда еще недостаточно полного осознания того, каким способом лучше это сделать и какие итоги будут давать принятые решения, а конкретных требований, каким способом это делать, не решено. Поэтому чаще всего всё ограничивается наличием перечня процессов [2, с. 44].

Концепция, основанная на непрерывном улучшении бизнес-процессов и устранении потерь в производстве, получила название lean production (бережливое производство).

Данный подход основан на задействование всех сотрудников предприятия в оптимизационные процессы и как следствие – предоставление потребителям лучшего качества за меньшую стоимость. Наиболее известная компания, внедрившая бережливое производство, японская корпорация «Тойота».

Бережливое производство начинается с определения ценности для конечного потребителя продукта компании и выявления потерь в товарах, времени, и т.д. Так, например, несмотря на то, что потребителю интересен конечный продукт он вынужден платить за складские издержки, неэффективную логистику производителя и т.д. Целью бережливого производства как раз и является снижение потерь, возникающих на различных стадиях производства товаров и услуг [1, с. 86].

Уже сейчас в публикациях можно встретить такие термины как «Бережливая логистика», «Бережливая разработка программного обеспечения», «Бережливое строительство», «Бережливое здравоохранение», что говорит о том, что идеи бережливого производства внедряются в самых различных отраслях и сферах [3, с. 104].

Для достижения поставленных задач, провозглашённых «Бережливым» производством, используется структурированная схема разных организационных методов:

– Концепция 5S. Название «5S» высвечивает пятерку базовых процессов нейтрализации скрытых затрат, каждый из которых начинается буквой «С»: саморегуляция; стандартизация производственного места; содержание производственных мест в необходимом состоянии; сортировка; совершенствование; [4, с. 124];

– Метод JIT. Даннапя аббревиатура расшифровывается как «Just-in-Time», «точно вовремя»,

– принцип «Пока-ёке» (Poka – Yoke). В переводе с японского словосочетание значит – «защита от ошибок». Его смысл в том, чтобы устранить саму перспективу допущения оплошности. Всем известно, что диагностика обычно является менее сложной и затратной, чем устранение [5, с. 39];

– подход Кайдзен. Слово переводится как «совершенствование без остановки»;

– система Канбан. Также является японским методом, который подразумевает мониторинг над потоками материалов и товаров. Построена на задействовании специальных трудовых карточек для сопровождения изделия во всем его промышленном периоде, каждую из которых и именуют «канбан» [6, с. 183]. Они бывают двух типов: карточки отбора ­– носят информацию о детальках изделия, которые необходимы будут поступить с иных участков или от дилеров; карточки заказа – носят информацию о перемещении изделий или их частей внутри корпорации (виды, количество), приход которых ожидается с прежнего периода производства;

– режим Андон. Подразумевает собой ясность и прозрачность процесса для всех участников производства с помощью зрительного мониторинга, режим Андон даёт возможность своевременно попросить подмогу или приостановить процесс [7, с. 93];

– метод SMED. («Single Minute Exchange of Die», что переводится как «промедление смерти подобно») дозволяет уменьшить краткосрочные утери на переходных витках производства на предприятии [8, с. 119];

– контроль качества производится при помощи различного спектра методов: стратификация; проверочный лист; проверочная карта; гистограмма; диаграмма разброса, Парето, Исикавы и др.;

– управление качеством производства осуществляется при помощи различных графиков, диаграмм, а также матриц: матрица приоритетов; сетевой график; матрица сродства, диаграммы связей, матричная, древовидная, и т.д.;

– мониторинг и прогнозирование качества выполняются при внедрении различных процедур, таких как: «домик качества»; метод «5 почему»; FMEA-мониторинг и другие [7, с. 185].

Это далеко не полный перечень инструментов «Бережливого» производства. Так как бережливое производство – это не набор технологий, а по сути, система, наибольший эффект принесет постоянное внедрение методик несмотря на то, что каждая из них по отдельности будет оказывать позитивное влияние на любую отрасль производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимизация и регулирование бизнес-процессов в сегодняшнем формате есть критически необходимой для адекватного функционирования разных видов производств и должна быть применена в различных ответвлениях экономики. Современные технологические решения в об­ласти IT высокоэффективны и легко внедряемы в практику хозяйствующих субъек­тов, и при этом они имеют довольно глубокий прикладной экономический эффект.

Выводы. Бережливое производство – это целая система принципов, взглядов и философии в управлении корпорацией, работа которой направлена на её клиентов и на её собственный персонал, который должен быть вовлечён в процесс совершенствования своей работы, а также обязан поддерживать нововведения и поддерживать изменения, которые предлагаются бережливым производством.

Уникальность бережливого производства состоит в том, что в нём заложены принципы создания удобства на каждом рабочем месте, что потом создаёт возможность увеличения производительности труда без применения существенных доп. затрат. Одновременно с этим система бережливого производства позволяет существенно уменьшить время, потраченное на выпуск продукции, что помогает в дальнейшем при минимальных затратах увеличить эффективность жизнедеятельности предприятия.

Бережливое производство, реализованное в работу персонала, может не просто немного скорректировать положение дел, а целиком сменить уклад, что есть сейчас в компании. И суть не в том, что работники трудились плохо.

Просто реализация бережливого производства на предприятии дает возможность расходовать меньше времени на осуществление задач, обязанностей или функций, снизить брак и повысить производительность.

Библиографический список

1. Блинов А. О., Рудакова О. С., Захаров В. Я., Захаров И. В. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 344 с.
2. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM). – СПб.: Виктория плюс, 2017. – 287 с.
3. Лившиц В. Век бережливого производства. – М: ИКСИ, 2017. – 113 с.
4. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2019. – 400 с.
5. Форд Б., Борнстайн Дж., Пруэтт П. Руководство Ernst&Young по составлению бизнес-планов. – М.: Альпина Паблишерз, 2019. – 264 с.
6. Березовский Э.Э., Талалай И.А. Управление человеческими ресурсами в обеспечении кад¬ровой логистики // В сборнике: Институциональная трансформация экономики России в условиях новой реальности Материалы международной научной конференции: текстовое электронное изда¬ние. 2017. С. 41-50.
7. Дубинина Н.А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. № 2(29). С. 179–191.
8. Беляева Е.А., Хальметов А.А. Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности производства // В сборнике: Безопасность и качество товаров Материалы ΧIII Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Богатырева. 2019. С. 28-31.