Индекс УДК 332.14
Дата публикации: 26.01.2021

Актуальные вопросы развития губернаторских проектов Республики Тыва

Current development issues gubernatorial projects in the Republic of Tyva

Хуурак Айслана Назыновна
Оюн Оксана Айдыновна,
Сарыглар Анна Александровна
1. студент 2 курса ФиК_309 группы направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» экономического факультета
очной формы обучения
2. студент 2 курса ФиК_309 группы направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» экономического факультета
очной формы обучения
3. старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента экономического факультета ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет».


Huurak Aislana Nazynovna
Oyun Oksana Aydinovna
Saryglar Anna Alexandrovna
1. 2nd year student ФиК_309 of the group of direction of training 03.03.01 Economics, profile "Finance and Credit" of the Faculty of Economics
2. 2nd year student ФиК_309 of the group of direction of training 03.03.01 Economics, profile "Finance and Credit" of the Faculty of Economics
3. Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Faculty of Economics, Tuvan State University.
Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития региональных и муниципальных программ на примере Республики Тыва, а также формирование и реализация национальных проектов, обладающие целевой направленностью по стратегическому развитию населения.

Abstract: The article discusses topical issues of the development of regional and municipal programs on the example of the Republic of Tyva, as well as the formation and implementation of national projects with a targeted focus on strategic development of the population.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональные и муниципальные программы, губернаторский проект, Республика Тыва.

Keywords: socio-economic development, regional and municipal programs, governor's project, Republic of Tyva.


На сегодняшний день целевые региональные и муниципальные программы играют важную роль в социально-экономическом развитии, как отдельных регионов, так и в Российской Федерации в целом. Поскольку поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и обеспечение рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Целевые программы как один из важнейших средств реализации структурной политики региона, активного воздействия на его социально-экономическое развитие должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для региона инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти.

Региональные целевые программы — это совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и полностью или частично финансируемых из областного бюджета.

Основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, выгоды от его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения [6].

В настоящее время в Республике Тыва действует более 40 региональных программ социально-экономического развития региона. В работе с региональными программами выделяются следующие этапы:

этап разработки (включает в себя выявление проблем и постановку целей, разъяснение применения программно-целевого подхода, разработку комплекса мероприятий и системы использования ресурсов и, наконец, согласование программы с заинтересованными сторонами);

оценка потенциала (оценка социально-экономического потенциала реализации программы, разработка критериев оценки программы и выбор программы);

инициирование (этап включает принятие необходимых законодательных актов и создание руководящего органа программы).

Таким образом, процесс формирования и разработки региональной программы социально-экономического развития региона содержит в себе целый комплекс процедур, которые необходимо выполнить для успешной реализации разработанной программы. Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и даст положительный эффект.

В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к укреплению самостоятельности регионов. Регион стал субъектом экономических отношений, начал формировать собственную самостоятельную региональную политику, реализация которой во многом определяет уровень экономического развития и качество жизни населения. Основным инструментом воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе являются целевые региональные программы.

В целях обеспечения реализации на территории Республики Тыва Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2016 г. № 470 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Тыва» утвержден перечень проектных комитетов по реализации на территории Республики Тыва национальных проектов и состав проектных комитетов по реализации на территории Республики Тыва национальных проектов от 6 ноября 2018 года № 471-Р Постановлением Правительства Республики Тыва «О некоторых мерах по реализации национальных проектов в Республике Тыва» [2].

В условиях реализации прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения, повышения уровня жизни населения, создания комфортных условий для его проживания и условий и возможностей для самораскрытия и одаренности каждого человека, утвержденные основные направления социально-экономического развития обеспечивают механизмы и ресурсы достижения общегосударственных целей.

В соответствии с национальными целями совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам разработаны национальные проекты (программы) по следующим направлениям:

демография;

здравоохранение;

образование;

жилье и городская среда;

экология;

безопасные и качественные автомобильные дороги;

производительность труда и поддержка занятости;

цифровая экономика;

наука;

культура;

международная операция и экспорт;

малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы [1].

Республика Тыва в 2019 году приняла участие в 45 региональных проектах, 10 национальных проектов, на реализацию которых было предусмотрено всего 4 025,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 3 835,4 млн. рублей, республиканского – 185,5 млн. рублей.  Кассовые расходы по состоянию на 01 января 2020 года составили 3 831,3 млн. рублей или 95,2 % от плана, из них за счет средств Федерального резерва – 3 652,8 млн. рублей, РБ-177,2 млн. рублей. В 2020 году-4 921,6 млн. рублей будет направлено на реализацию 48 региональных проектов и на реализацию целей и задач 11 национальных проектов. рублей, в том числе из федерального бюджета-4 709,6 млн. рублей, из республиканского — 146,3 млн. рублей. Объем финансирования увеличился на 684,3 млн. руб. по сравнению с 2019 г. или на 17 процентов.

Национальный проект «Демография» состоит из 5 федеральных проектов, Тува участвует во всех 5:

Материальная поддержка семей при рождении детей;

Содействия занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

Старшее поколение;

Укрепление общественного здравоохранения;

Спорт — норма жизни [4].

Меры социальной поддержки оказаны 4953 малообеспеченным семьям, по плану 3506, в рамках губернаторских проектов: «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Социальная картошка», исполнение – 141 %.

В Республике Тыва есть губернаторские проекты, такие как:

Корова-кормилица;

Социальный уголь;

Социальная картошка;

Одно село- один продукт;

Кеш (Выделка шкур);

Кыштаг для молодой семьи;

Чаа сорук (Новая жизнь);

Эзирлернин уязы (Гнездо орлят);

Служебное жилье и другие [5].

Эти проекты обеспечивают большую поддержку со стороны государства молодым малообеспеченным, многодетным и малоимущим семьям.

Разработка и реализация муниципальных программ включает в себя следующие этапы:

разработка проекта концепции муниципальной программы;

выбор задач для разработки программного обеспечения и принятие решений по разработке муниципальной программы;

оценка и утверждение муниципальной программы;

финансирование муниципальной программы;

управление реализацией муниципальной программы и контроль за ходом ее реализации;

ежегодная оценка эффективности реализации муниципальной программы;

внесение изменений, приостановление и продление срока ее реализации, завершения муниципальной программы.

Муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к совместной компетенции Правительства Республики Тыва и муниципальных образований (городских округов) Республики, муниципальная программа также содержит:

обоснование состава и значений целевых показателей и показателей муниципальных программ, характеризующих результаты на этапах их реализации в разрезе муниципальных образований (городских округов) Республики Тыва;

обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления в целях достижения целей и конечных результатов муниципальной программы;

прогнозируемый (включая варианты) объем расходов республиканского бюджета на реализацию программ муниципальных образований (городских округов) Республики Тыва с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы [3].

В Республике Тыва действуют множество муниципальных программ.

Муниципальная долгосрочная целевая программа — совокупность взаимосвязанных мероприятий на ряд лет (не менее трех), согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и обеспечивающих эффективное решение приоритетных межведомственных стратегических задач социально-экономического характера.

Муниципальную долгосрочную целевую программу можно разделить на подпрограммы, которые разрабатываются, формируются, утверждаются и реализуются в соответствии с требованиями к программам.

Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет средств бюджета муниципального района подлежит уточнению в рамках бюджетного цикла.

Таким образом, проблема оценки эффективности программ тесно связана с разработкой методики оценки эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг в целом. Объектами воздействия региональных целевых программ зачастую являются учреждения бюджетной сферы, эффективность предоставления бюджетных услуг в ходе реализации программных мероприятий должна повышаться.

Методологические трудности были вызваны решением проблем выражения результатов деятельности в количественных показателях, выделения среди них прямых и конечных социально значимых показателей и, самое главное, увязки сформулированных результатов с необходимыми бюджетными расходами.

Эффективность в классическом понимании — это отношение результата к затратам. Сложность оценки эффективности государственного сектора (как эффективности бюджетных расходов, так и деятельности государственных органов) заключается в том, что затраты и результаты обычно выражаются в разных показателях. Таким образом, оценка эффективности бюджетных расходов возможна только в том случае, если результат и затраты сопоставимы, что является обязательным условием правильности расчета.

В современных условиях, как на региональном, так и на муниципальном уровне, происходит процесс формирования нового направления организационно-управленческой деятельности — стратегического планирования и управления развитием территории, как губернаторского проекта.

Совершенствование региональных целевых программ (программ) предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, трансформацией организационных структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка.

Благодаря их преимуществам, таким как кратковременность, конкретность задачи, на которую направлены программные мероприятия, измеримость результатов, а также высокая мотивация основных исполнителей к достижению поставленных целей, в последнее время можно добиться серьезных результатов. Важным преимуществом такого подхода является возможность его использования для реализации основных приоритетов устойчивого развития территории в долгосрочной перспективе.

Таким образом, программно-целевое управление является одним из наиболее эффективных методов стратегического управления, на региональном и муниципальном уровнях. Региональные и муниципальные целевые программы в настоящее время решают важные задачи развития социальной сферы, в области жилищно-дорожного строительства, образования, здравоохранения и другие.

Все социальные проекты, которые стартовали в 2015 году и дают хорошие результаты, будут продолжены.

Одним из самых успешных из них является «Кыштаг для молодой семьи», которому в этом году исполнилось пять лет, он позволил сформировать целое подразделение молодых фермеров — 525 хозяйств.

С 2021 года проект «Кыштаг для молодой семьи» будет называться коротко «Кыштаг». Это значит, что участниками проекта могут стать не только молодые семьи до 35 лет с двумя детьми, но и безработные жители от 36 до 55 лет. Поддержка в строительстве зимней стоянки и приобретение скота будет оказана только молодым семьям. А безработные участники проекта получат поддержку на приобретение 200 голов.

В разгаре отбор участников проекта «Кыштаг» на 2021 год. За пять лет создано более 500 новых чабанских стоянок, потому что ежегодно набирают по 105 семей. Проект востребованный, самый народный. По итогам сельских сходов на сегодня предварительно отобрано 84 семьи (из 105).

Сохранение народных традиций и обычаев, привлечение безработных людей к ведению традиционных отраслей животноводства — таковы задачи «Кыштаг». Всех участников регистрируют в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Предоставляются земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства. Освобождаются от уплаты земельного налога в течение 2-х лет.

С июня 2021 года начнется заготовка древесины для строительства зимней чабанской стоянки и кошар. С июля 2021 года начинается передача новым участникам коров и овец, вакцинировать животных против особо опасных болезней. В августе — сентябре начнется подготовка к зимовке с запасами кормов. Обязательно создается база детей участников проекта «Кыштаг» для оказания социальной помощи. Детей участников направляют в детские сады и школы. Обязательна диспансеризация чабанов.

Одним из успешных примеров среди проектов также является проект – «Гнездо орлят». А в 2021 году запушен новый проект «Сорунза» («Притяжение»). Также в 2021 году будут построены 7 сельских клубов в селах, в которых никогда не было Дома культуры [5].

Глава Тувы Шолбан Кара-оол 12 декабря 2020 года выступил с ежегодным посланием Верховному Хуралу. Глава региона объявил 2021 год – Годом народных инициатив. По мнению Шолбана Кара-оола, в год 100-летия Тувинской Народной Республики «полезно вспомнить опыт наших отцов и дедов, то, как они с нуля, методом народной стройки отстраивали города и села. Это должны быть по-настоящему народные проекты, быстрые в реализации и дающие быструю отдачу».

В рамках Года народных инициатив на конкурсной основе будут определены 10 лучших программ развития районов республики.

Национальные проекты решают сегодня важные задачи развития в социальной сфере, в сфере образования, здравоохранения и другие.

Необходимо отметить, что степень устойчивости региона будет возрастать при переходе к программно-целевым методам управления регионом и муниципалитетом, а также бюджетированию, ориентированному на результат. При этом необходимо способствовать разработке актуальных критериев оценки эффективности региональных и муниципальных целевых программ.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации №20 от 14 мая 2018 года, ст. 2817
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации №30 от 27 июля 2020 года, ст. 4884
3. Постановление Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2016 г. № 470 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Тыва».
4. Распоряжение Правительства Республики Тыва от 6 ноября 2018 года № 471-р «О некоторых мерах по реализации национальных проектов в Республике Тыва».
5. Правительство Республики Тыва: официальный сайт. – Кызыл. – URL: https://rtyva.ru/
6. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, А.Б. Воякина [и др] ; Москва : Изд-во Московский общественный научный фонд, 2012. - 91 с