Индекс УДК 330.336.65
Дата публикации: 05.02.2017

Механизмы реализации корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе

Mechanisms of realization of corporate social responsibility in the European Union

Бикеева Марина Викторовна
доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: Материалы исследования включены в цикл статей, посвященных распространению опыта стран Европейского Союза в области корпоративной социальной ответственности. В статье представлены наиболее эффективные механизмы реализации политики КСО. Результатом исследования является анализ специфики реализуемых социальных программ западными компаниями.

Abstract: The study materials are included in the series of articles devoted to the dissemination of knowledge in the field of corporate social responsibility of European Union countries. The article presents the most effective mechanisms for the implementation of the CSR policy. The result of this research is the analysis of specifics of social programmes implemented by Western companies.
Ключевые слова: Европейский Союз, корпоративная социальная ответственность, благотворительность, спонсорство, социальное инвестирование, социальный маркетинг, корпоративное волонтерство.

Keywords: The European Union, corporate social responsibility, philanthropy, sponsorship, social investment, social marketing, corporate volunteering


1Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда ERASMUS+: Programme – Jean Monnet Modules (проект № 575358-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Policy for Corporate Social Responsibility: the EU experience»

В процессе эволюции рыночная система хозяйствования прошла путь от капитализма, приоритетной целью которого является максимизация прибыли, к социально-ориентированной экономике, в которой прибыль создается работником для обеспечения достойного уровня и качества жизни. В постиндустриальной экономике корпоративная социальная ответственность вышла за рамки ответственности перед работниками и превратилась в инструмент обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ корпорации и экономики в целом.

Страны Европейского Союза (ЕС) являются лидерами в использовании социально ответственной практики ведения бизнеса. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в них модели корпоративной социальной ответственности (КСО) [3, с. 34]. При этом каждая модель КСО отражает исторически сложившийся в той или иной стране ЕС общественно-экономический уклад, а также систему государственного регулирования и функционирующие гражданские институты [1, с. 20]. В этой связи изучение опыта Европейского Союза в реализации социально ответственной практики является интересным и актуальным.

Целью исследования является анализ механизмов реализации корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе.

Под механизмами реализации КСО понимаются способы, при помощи которых в странах ЕС достигается социально ответственная практика ведения бизнеса. Основными механизмами реализации социальных программ в ЕС являются (рисунок 1):

— благотворительная деятельность;

— спонсорство;

— социально ответственное инвестирование;

— социальный маркетинг;

— корпоративное волонтерство (делегирование сотрудников компании) [8].

2

Рисунок 1. Механизмы реализации корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе

Исследования показали, что для стран ЕС характерно эффективное планирование благотворительной деятельности с определением её приоритетов. Характеристика благотворительной деятельности стран ЕС представлена на рисунке 2. При этом западные компании, занимаясь благотворительностью, преследуют не финансовую выгоду, а улучшение имиджа и деловой репутации. Кроме этого к приоритетам благотворительной деятельности можно отнести:
— укрепление позиции компании на рынке и повышение её инвестиционной привлекательности;
— расширение круга потребителей и роста объема продаж;
— приверженность сотрудников компании;
— улучшение внутрифирменных взаимоотношений и т.п.

В соответствии с данными приоритетами западные корпорации перечисляют средства некоммерческим организациям или специализированным благотворительным фондам [7].

11

Рисунок 2. Характеристика благотворительной деятельности стран Европейского Союза

Интерес компаний стран ЕС к формированию стабильных отношений с обществом и властью постоянно растет. Руководители западных компаний осознают тот факт, что целенаправленная реализация принципов КСО вызывает положительный общественный резонанс, обеспечивая стабильное улучшение деловой репутации среди стейкхолдеров (потребителей, партнеров и инвесторов и др.). В этой связи необходимо обратить внимание еще на один эффективный механизм КСО – спонсорство. При этом спонсорская деятельность компании воспринимается корпоративной аудиторией как серьезное намерение лишь в том случае, когда она носит постоянный характер.

Социально ответственное инвестирование появилось в зарубежной практике в 1970-80-х гг. Основными участниками современного рынка социально ответственного инвестирования в странах ЕС являются инвестиционные фонды, финансовые институты, представляющие инвесторам возможность осуществлять инвестиции в соответствии с их личными убеждениями и принципами относительно социально значимых вопросов [9]. Конец ХХ в. для ЕС характерен появлением этических фондов, специализированных информационно-аналитических агентств и некоммерческих организаций по развитию социально ответственного инвестирования и расширением спектра инструментов (банковские продукты, венчурные фонды и т.д.). Этические фонды не осуществляют вложения средств в компании, имеющие доходы от продажи оружия, табачной и алкогольной продукции, от деятельности в странах военных действий, а также использовавшие тяжелый детский труд. Инвестируются преимущественно компании, связанные со здравоохранением, образованием, производством товаров, улучшающих качество жизни. Критерии отбора (фильтры) для формирования социальных портфелей представлены в таблице 1 [6, с. 382].

Таблица 1

Критерии отбора для формирования социальных портфелей

Широко используемые фильтрыОбычно используемые фильтрыСпециальные фильтры
ТабакТрудовые отношенияВознаграждение управляющих
ЭкологияЗащита животныхАборты
Права человекаУчастие в местных инвестиционных программахМеждународные стандарты труда
Недискриминационная политика занятостиБлаготворительная деятельность
Азартные игры
Алкоголь
Оружие

 

Следующим механизмом реализации КСО в странах ЕС является маркетинговая концепция, базирующаяся на обеспечении благосостояния не только отдельной компании, но и общества в целом [4, с. 48]. Нормы социального маркетинга лимитируют производственную деятельность и ставят её в зависимость от ориентиров общественного развития и требований сохранения окружающей среды (рисунок 3).

4

Рисунок 3. Схема концепции социального маркетинга

 

К настоящему времени в странах Европейского Союза получили развитие многообразные формы еще одного механизма реализации КСО – корпоративного волонтерства [5]. Во-первых, они могут выражаться в участии компаний в «днях волонтерства», проводящиеся на регулярной основе, когда сотрудники самостоятельно выбирают членство в той или иной некоммерческой организации. Во-вторых, более распространенным становится индивидуальная форма волонтерства, ориетированная на реализацию определенной волонтерской программы, связанной в основном со злободневными темами (помощь беженцам, забота о животных, экологический десант и т.п.) [2].

Таким образом, для реализации корпоративной социальной ответственности в странах Европейского Союза широко используются следующие механизмы: благотворительность, спонсорство, социально ответственное инвестирование, социальный маркетинг и корпоративное волонтерство.

Библиографический список

1. Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика: монография / М.В. Бикеева. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 138 с.
2. Бикеева М.В. Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды в Республике Мордовия / М.В. Бикеева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 4. – С. 62-68
3. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с. (Серия «Классический зарубежный учебник»).
5. Кузнецов А. Корпоративное волонтерство в странах ЕС // Международные процессы. – 2015. – Т.13. – № 43. – С. 99-107
6. Никитина Л.М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Л.М. Никитина, Д.В. Борзаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 445 с.
7. Савина Т.Н. Благотворительность как стадия социального позиционирования бизнеса (возможности, проблемы, перспективы) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 27. – С. 58-66
8. Салимова Т., Ольховикова Н. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. – 2012. – № 12. – С. 74-78
9. Трошин А.В., Морозова И.А. От благотворительности к социальному инвестированию: зарубежный опыт и российская действительность // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. – № 17. – С. 304-310