Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 26.02.2018

Устойчивое развитие машиностроительного комплекса в конкурентной среде

Sustainable development of the machine-building complex in a competitive environment

Тополева Татьяна Николаевна
Кандидат экономических наук, научный сотрудник Удмуртского филиала Института Экономики Уральского отделения РАН

Topoleva Tatyana Nikolaevna
Candidate of economics, research associate, Udmurt Affiliate of IE, RAS Ural Branch
Аннотация: Машиностроение – важнейшая отрасль промышленности, способная обеспечить устойчивое инновационное развитие предприятий народного хозяйства страны. На современном этапе отрасли российского машиностроения нуждаются в модернизации и инновациях. Недостаток инвестиций, устаревшие основные производственные фонды, высокая конкуренция на отечественном и мировом рынках, дефицит квалифицированного персонала снижают возможности развития предприятий машиностроения. В статье рассматриваются аспекты устойчивости развития машиностроительного комплекса. Дается оценка состояния машиностроительного комплекса России в последние годы.

Abstract: Engineering is the most important industrial sector, which supports sustainable innovative development of enterprises of national economy. At the present stage, engineering also needs modernization and innovations. Insufficient funding, obsolete basic production assets, high competition in the domestic and foreign markets and shortage of qualified staff limit development opportunities of the enterprises of mechanical engineering. Aspects for assessment of sustainable development of the machine-building complex are considered. The position of the machine-building complex оf Russia in recent years is estimated.
Ключевые слова: машиностроение, машиностроительный комплекс, устойчивое развитие, конкуренция, инновации, инвестиции.

Keywords: mechanical engineering, machine-building complex, sustainable development, competition, innovations, investments.


Статья подготовлена в соответствии с Программой ФНИ государственных академий наук на 2013-2020 гг. по теме №0404-2015-0018 в ИСГЗ ФАНО «Исследование особенностей интеграционных процессов в экономике предприятий машиностроения».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. содержит важный аспект: «новая волна технологических изменений в мире, обесценивающая многие традиционные факторы роста, а также исчерпание собственных источников природных ресурсов, способствуют переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития» [12]. Устойчивость развития всех отраслей промышленности и экономики в целом, в большей степени зависит от уровня развития машиностроительного комплекса. Поставляя капитальные ресурсы предприятиям других отраслей, а также выполняя функции главного проводника инноваций, именно эта отрасль обеспечивает все производство необходимыми машинами и оборудованием, формирует материальную базу ускорения научно-технического прогресса, технического и технологического перевооружения всего народного хозяйства. Кроме того, машиностроение влияет на важнейшие показатели ВВП, такие как материалоемкость и энергоемкость, производительность труда, оно напрямую связано с обороноспособностью государства и уровнем экологической безопасности производства.  В развитой рыночной экономике машиностроение традиционно носит социально-ориентированный  и инфраструктурный характер. С учетом достижений технического и технологического прогресса оно определяет и регулирует конкурентные условия для большинства отраслей промышленности, обеспечивает их устойчивое функционирование и способствует наполнению потребительского рынка.

В структуре промышленного производства России удельный вес машиностроения в настоящее время составляет около 20%, в ВВП – около 8% [4]. В развитых странах на долю машиностроительных производств приходится в среднем от 30 до 50% от общего объема выпуска промышленной продукции. Так, в Германии данный показатель составляет  54%, в Японии – 51%, в Великобритании – 39%, в Италии – 36%, в Китае – 35%. Доля продукции машиностроения в ВВП стран Европейского Союза составляет 36-45%, в США – 10% [1]. Критическим с точки зрения экономической безопасности считается  значение 30% от ВВП. В структуре машиностроительного производства развитых стран преобладает доля электротехники. Продукция отрасли, благодаря высокому качеству, имеет высокую рыночную привлекательность и большой удельный вес в общем объеме экспорта – в пределах 40-65%. Прибыль, формируемая в машиностроительной отрасли, обеспечивает техническое и технологическое обновление промышленности развитых стран каждые 9-11 лет.

Анализ статистических данных свидетельствует, что с конца 2014 г. российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада. Суммарное производство в трех крупнейших отраслях снизилось в 2015 г. на 8,9% по сравнению с предшествующим периодом, что стало худшим показателем за последние шесть лет. Основной причиной спада стало сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику для потребительского рынка. В 2016 г. в отрасли вновь была зафиксирована отрицательная динамика, производство сократилось  еще на 0,9%. Наметившийся в 2017 г. рост инвестиций в машиностроение, составивший 4,8%, а также   ряд мер государственной поддержки важнейших отраслей, к сожалению, не дали ощутимых результатов и уровень производства к концу 2017 г. оказался ниже показателей 2014 г., падение составило 6% к предыдущему году. Рост объемов производства все же наблюдался в ряде отраслей, что связано с прямым государственным субсидированием. Так, например,  автопром за 2017 г. вырос на 13%, транспортное машиностроение на 33%. В целом по итогам 2017 г. промышленный рост в России составил 1%.

Можно констатировать, что машиностроительная отрасль России  в течение более двух десятков последних лет находилась в состоянии затяжной депрессии. Современная макроэкономическая и политическая ситуации только усугубили положение. В то время как конкурентоспособные экономики формируют структуру мирового воспроизводства, российская экономика новейшего периода в основном изменяет  предложение сырьевого сектора, составляющего до 65% российского экспорта. Отечественная промышленность, к сожалению, в большей степени находится за пределами глобальной конкуренции. Основная часть предприятий ориентирована на внутрироссийский или еще более узкий региональный рынки. До 20% российских промышленных предприятий вообще не испытывают серьезного конкурентного давления, 30% – конкурируют только с отечественными производителями на внутреннем рынке, 13% — с зарубежными производителями, около 40% — с теми и другими [2].  В этих условиях особую значимость приобретает решение проблемы перехода предприятий машиностроительного комплекса на уровень устойчивого развития. Для выполнения поставленной задачи требуются обновленные организационно-управленческие решения на всех уровнях с соответствующим методическим инструментарием.

 Одной из главных проблем машиностроительного комплекса на сегодняшний день является тотальный износ основных фондов, который по экспертным оценкам превысил 50%. Коэффициент обновления на протяжении последних лет составляет 1-1,5%. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%. Инвестиции в основной капитал машиностроительного комплекса составляют очень незначительную долю от их общего объема в экономику, при этом 75% капиталовложений формируется за счет собственных средств предприятий, 25% — это привлеченные средства и 5% — доля бюджетов всех уровней. Долгие годы в России преобладала теория, утверждающая, что предприятия должны исключительно за свой счет решать все вопросы своего развития и технической модернизации. В результате масштабы и темпы технической и технологической модернизации дошли до критической отметки практически во всех отраслях машиностроительного комплекса.

Устойчивое недоинвестирование характеризовалось как длительностью, так и неопределенностью периода окупаемости инвестиционных ресурсов. Из-за низкой инвестиционной привлекательности увеличивалась доля самофинансирования  предприятий за счет прибыли и амортизации, которая может достигать 80%, но даже этого недостаточно для проведения серьезной модернизации и, особенно, в инновационном направлении.

Следует отметить, что предприятия российского машиностроения, как правило, имеют очень глубокую специализацию производства, что несомненно является препятствием для развития [7]. Так, в условиях отсутствия спроса на продукцию, производственные мощности простаивают, персонал вынужден переходить на частичную занятость. Негативное влияние оказывает также высокая доля административной составляющей в общей численности квалифицированного персонала предприятий, которая на отдельных производствах превышает 30-40%, а на некоторых число управленцев больше, чем квалифицированных рабочих. Расходы на управление в России (заработная плата управленческого персонала), как правило, в три раза превосходит заработную плату основных рабочих. Для сравнения, в Германии и Франции расходы на управление составляют не более 80% от заработной платы рабочих.

Уровень развития передовых технологий определяет степень  и возможности влияния каждой страны на мировую экономику. В развитых странах ежегодно на научные исследования в машиностроении направляются средства в размере до 3,5% ВВП. В России по количеству внедрения новых технологий машиностроение хоть и находится на первом месте среди всех отраслей, но уступает зарубежным аналогам. Научные исследования в области машиностроения в стоимостном выражении составляют 0,5% ВВП [2]. Следует упомянуть показатель наукоемкости, который рассчитывается как отношение отраслевых издержек на научные исследования и опытно-конструкторские разработки к объему производства  колеблется на уровне 1,5-2,3%. Доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет 8-11%. Соотношение затрат на инновации и инвестиции в основной капитал имеет самое высокое значение по промышленности в целом и составляет 40%.

На государственном уровне довольно долгое время не было системного подхода к модернизации промышленного потенциала, отсутствовала четкая координация в разработке и реализации федеральных и региональных программ развития отраслей. Взаимодействие между государством и промышленным сообществом зачастую носило формальный характер, рыночный механизм и конкуренция не могли эффективно регулировать весь спектр производственных и финансовых отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Кроме того, наличие противоречий между собственниками и менеджерами предприятий, отсутствие стратегий развития вели в итоге к сокращению потенциала и даже закрытию предприятий. В научных учреждениях и вузах накопился целый ряд передовых инновационных разработок, которые годами не были востребованы на производстве. Отсутствуют сами механизмы их реализации и внедрения. Ученые академических и отраслевых научных учреждений, институтов не имеют возможностей самостоятельно коммерциализовывать и продвигать имеющиеся разработки.

Таким образом, вышеуказанные проблемы  привели к тому, что в настоящее время рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и ниже среднего показателя по промышленности в целом [5]. Например, в 2016 г. по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» рентабельность продукции составила 7,4%, по «производству электрооборудования» — 11,6%, по «производству транспортных средств и оборудования» — 4,4%. Для сравнения: рентабельность продукции по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» составила 27,2%, по виду «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» — 20%.

Развитые страны мира уже вступили в период шестого  технологического уклада,  характеризующегося развитием нанотехнологий, мембранных и квантовых технологий, микромеханики, термоядерной, возобновляемой энергетики и т.п. В России данный технологический уклад пока не сформирован, и мы наблюдаем замкнутый круг проблем отечественного машиностроения: изношенные фонды – низкое качество продукции – низкая конкурентоспособность – малые объемы продаж – недостаток оборотных средств – недостаток инвестиций в модернизацию оборудования и технологий. И как следствие — отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточном уровне [8]. Предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка, в основном это касается рынка вооружений и военной техники.

Главной причиной создавшегося положения явилось отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, государственной стратегии развития российского машиностроения. Переориентация машиностроения на интенсивный путь  предполагает решение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в технологической, технической, законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и других областях. Мировой опыт убедительно показывает, что устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют 70% внутреннего спроса [3]. При этом в стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть не менее 40%. В нашей стране внутренний спрос обеспечивается пока на 35%, а доля собственных элементов составляет 25%.

Следует отметить, что в настоящее время со стороны государственной власти существует четкое понимание существующих проблем, в связи с чем, в последние годы были предприняты определенные шаги в направлении развития машиностроительного комплекса. В 2014 г. вступил в действие Федеральный закон «О стратегическом планировании» №172-ФЗ от 28.07.2014г., который предполагает определение приоритетов социально-экономического развития страны, предусматривает разработку, в том числе, отраслевых и межотраслевых  стратегий развития, касающихся непосредственно и отечественного машиностроения [9].

Также вступил в действие Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ от 31.12.2014г., основной целью которого явилось формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих переход экономики страны от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Одна из задач данного закона – поддержка технологического перевооружения отраслей машиностроительного комплекса, модернизация основных производственных фондов, обеспечение технологической независимости отраслей национальной экономики. Предусматриваются различные меры стимулирования деятельности предприятий, которые предполагают предоставление им финансовой, информационно-консультационной поддержки, государственных преференций, налоговых льгот [10]. Закон обозначил формирование Государственных фондов развития промышленности, создаваемых на федеральном и региональном уровнях. Фонды могут оказывать помощь и поддержку предприятиям в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды за счет средств федерального бюджета и других источников. К сожалению, следует отметить, что федеральный Государственный фонд развития промышленности финансируется весьма незначительно. Поддержка научно-технической и инновационной деятельности  осуществляется путем размещения в рамках государственного заказа заданий на выполнение НИОКР, предоставление субсидий на финансирование НИОКР, стимулирование спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Кроме того, предполагается заключение специальных инвестиционных контрактов на модернизацию или освоение новых видов производств, заключаемых инвесторами с государством на срок до 10 лет, предусматривающих  меры по стимулированию деятельности в сфере развития отраслей. Особое значение имеет создание и развитие уже существующих промышленных парков и промышленных кластеров на территории России.

Хотелось бы также отметить еще один Федеральный закон «О стандартизации в РФ» №162-ФЗ от 29.06.2015г. Среди целей закона указаны, в том числе —  техническое перевооружение отраслей экономики, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции отечественных производителей [11].

В развитие и модернизацию экономики России государство планирует инвестировать до 2020 г.  в рамках различных государственных программ  17024,5 млрд. руб. С 2012 г. в стране реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности ее отраслей», на которую суммарно выделено 1061,2 млрд. руб. бюджетных ассигнований, в частности на 2018 г. —  139327,9 млн. руб., на 2019 г. – 136784,5 млн. руб. [10] Программа включает 22 подпрограммы, в том числе по развитию автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, ОПК, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, развития индустриальных парков и целого ряда других направлений.

Результатами реализации программы будет:

— создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные предприятия и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий;

— обеспечение локализации в стране инновационных производств и исследовательских центров ведущих технологических корпораций; формирование эффективной системы поддержки спроса;

— создание новых высококвалифицированных рабочих мест; повышение конкурентоспособности промышленных предприятий; совершенствование системы регулирования рынков; проведение модернизации технологической базы;

— значительный приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и рост производственных мощностей;

— формирование потенциала для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности;

— обеспечение роста производительности труда за счет использования передовых технологий и новейшего оборудования на производстве;

— завершение разработки технических регламентов и национальных стандартов с учетом соответствия международным стандартам и классификаторам;

— обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на мировом уровне (10-12%); повышение экспорта продукции на 5-7% ежегодно;

— создание эффективных условий для продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки.

В 2017 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития машиностроения на период до 2030 г. по основным отраслевым направлениям: тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Разработанные Минпромторгом РФ документы содержат ключевые текущие и перспективные параметры, согласно которым к 2030 г. доля продукции российского машиностроения должна составить 70% внутреннего рынка. К 2025 г. запланировано сокращение доли импорта до 35%, а доля экспорта в выпуске продукции вырастет с текущих 7% до 12%.

В заключении хотелось бы отметить, что для перехода к устойчивому инновационному  развитию российскому машиностроению необходима прежде всего модернизация. Опережающее развитие отраслей, насыщение производства новыми технологиями и техническими средствами, является, в конечном итоге, основным источником экономического роста, повышения эффективности и производительности труда,  роста благосостояния населения страны.

Библиографический список

1. Абрамян С.Ф., Федотов А.А. Проблемы машиностроения России и подходы к их решению // Управление экономическими системами: электронный журнал. – 2015. -№8 / www.uecs.ru/makroeconomica/item/3650-2015-07-29-10-58-32
2. Габрусь АА, Рудакова О.В. Основные проблемы отечественного машиностроения на современном этапе / old.orelgeit.ru/66_22_10_12_16.polf
3. Гребенкин И.В. Моделирование стратегии рыночной адаптации промышленных предприятий // Журнал экономической теории. – 2016. - №2. – С. 72-80.
4. Гребенкин И.В., Мирошкин М.О. Содержание и структура конкурентного потенциала предприятий машиностроения // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2015. - №2-2. – С. 32-38.
5. Некрасов В.И., Тополева Т.Н. Эффективность совершенствования производственной деятельности на промышленном предприятии: обоснование процессов и оценка // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). – 2017. -№3-4. – С.140-159.
6. Экономика России: цифры и факты. Часть 10. Машиностроение / utmagazine.ru/posts/10563-economica-rossii-cifra-i-fakty
7. Тополева Т.Н., Ишманова М.С. Российские предприятия в условиях секторальных санкций // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). – 2014. -№3-4. – С.223-228.
8. Тополева Т.Н., Ишманова М.С. Экономическая сущность стратегии импортозамещения // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). – 2016. -№1-2. – С.83-90.
9. www.rg.ru/2014/07/03/strategia-doc.html
10. www.rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-doc.html
11. www.rg.ru/2015/07/03/standart-doc.html
12. programs.gov.ru.