Индекс УДК 37.015.6
Дата публикации: 19.10.2016

Состояние социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования в Оренбургской области

Status social and cultural activities in additional education system in the Orenburg region

Карбушев Дмитрий Владимирович
Оренбургский Государственный Университет
Karbushev Dmitry
Orenburg State University
Аннотация: Актуальность статьи определяется главными задачами реализации государственной политики в общественной жизни России, а именно сохранением и развитием духовного потенциала на основе рационального взаимодействия структурных составляющих социально- культурной деятельности.

Abstract: The relevance of the article defined the main tasks of the state policy in the social life of Russia, namely the preservation and development of spiritual capacities through rational interaction of structural components of social and cultural activities.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, экономика образования, Оренбургская область

Keywords: socio-cultural activities, education economics, Orenburg region


Само понятие социально- культурная деятельность входит в структуру социальной среды. Это понятие используется для совокупности служб, институтов, областей социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально- культурная деятельность. К этой совокупности относятся: образование, культура, досуг, физическая культура, спорт, средства массовой информации, туризм и другие. Многие из таких областей социально- культурной деятельности превращаются в отдельную самостоятельную отрасль культуры и являются предметом изучения экономических наук. [1]

На сегодняшний день, одной из главных задач реализации государственной политики в общественной жизни России, является сохранение и развитие духовного потенциала на основе рационального взаимодействия структурных составляющих социально- культурной деятельности.

Социально- культурная деятельность находится в процессе постоянного развития. В ней зарождаются новые организационно- правовые структуры, идет поиск новой ориентации развития культуры в условиях рынка.

Социально- культурная деятельность – это деятельность, которая помогает создавать все условия для наиболее полного развития, самоутверждения, самореализации, как личности, так и группы. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей. Социально- культурная деятельность имеет ярко выраженный развивающийся характер, что оказывает значительное влияние на формирование личности, обеспечивает духовное обогащение человека, стимулирует социальную активность. [2]

Самым эффективным институтом в социокультурной деятельности являются образовательные учреждения, в которых социально- культурная деятельность приобретает творческий характер.

Учреждение дополнительного образования — это социальный институт, где ребенок проводит большую часть своего времени. Согласно нашим исследованиям социально- культурная деятельность дополнительного образования представлена как специально- организованная деятельность, направленная на личное развитие ребенка, самореализацию, поддержку и защиту.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. [3]

В Оренбургской области дополнительное образование детей является одним из важных направлений образовательной развития региона. В области расширена практика получения дополнительного образования не только в государственных, муниципальных образовательных организациях разной ведомственной принадлежности (образование, спорт, культура), но и в коммерческих организациях, у индивидуальных предпринимателей.

Система дополнительного образования детей в Оренбургской области уникальна и не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Опыт региона на протяжении многих лет является показательным у субъектов Российской Федерации, не раз обобщался на уровне министерства образования и науки Российской Федерации, популярен в среде общественных организаций социальной направленности.

На данный момент дополнительное образование региона представлено 265 образовательными организациями, из которых 11 учреждений являются учреждениями регионального значения и 254 учреждения находятся в оперативном управлении у муниципалитетов.

В сфере образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2016 года функционирует 111 организаций дополнительного образования, где обучается и воспитывается 253,7 тыс. обучающихся. В организациях дополнительного образования работают 10,8 тыс. педагогических работников.

Система дополнительного образования Оренбургской области функционирует в соответствии с нормативно-правовыми документами регионального значения:

Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года N 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области»

Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы// Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 г. № 553-пп

Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы // Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 г. № 348-п/

Система дополнительного образования Оренбургской области является перспективно развивающейся, о чем говорят высокие показатели по разным направлениям деятельности.

Так, при оценивании работы субъекта Российской Федерации рассматриваются показатели охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами. В нашем регионе в настоящее время охватывается дополнительным образованием около 250 тысяч детей и молодежи в возрасте от 2 до 25 лет (это более 80 % от общей численности детей), что является высоким показателем не только в Приволжском федеральном округе, но и в России.

В системе дополнительного образования области реализуется около 6 000 общеобразовательных развивающих программ, направленных на реализацию концепции дополнительного образования.

О качественной работе говорят и региональные мероприятия по поддержке одаренных подростков и молодежи. Более 230 массовых мероприятий проводятся в области с общим охватом в них более 200 тысяч человек. Из этого числа — 180 тысяч – участники дистанционных и заочных конкурсов с использованием информационных технологий.

Ежегодно более 1,5 тысяч обучающихся образовательных организаций области по дополнительному образованию участвуют более чем в 170 конкурсах, мероприятиях, выставках международного и всероссийского уровней.

Лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» являются 78 обучающихся, 88 творческих коллективов области носят звание «Образцовый детский коллектив».

Основное значение в повышении качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг области играет кадровый ресурс, объединяющий более 10 тысяч человек, из них — 78,6 процентов– педагогические работники различных категорий. Диссеминацией передового опыта в дополнительном образовании детей Оренбургской области занимаются не только на уровне профессиональных объединений педагогического сообщества, но и через профессиональные конкурсы. При поддержке правительства и Губернатора в области проводятся: ежегодный конкурс среди учреждений дополнительного образования детей, активно использующих инновационные продукты на грант Губернатора; областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

На современном этапе развития дополнительного образования области ясно, что УДО предназначена миссия профилактики правонарушений, безнадзорности и других негативных явлений в детско-подростковой среде. Особое внимание уделяется обеспечению доступности получения дополнительного образования детьми из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, состоящих на всех видах профилактического учета.

Система дополнительного образования детей области уникальна и своими ресурсами по интеграции и сетевому взаимодействию со школами, вузами, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, предприятиями области. Разрабатываются и воплощаются в жизнь социально важные, общественно значимые проекты и акции.

Вместе с тем, необходимо отметить ключевые проблемы социально- культурной деятельности в системе дополнительного образования, требующих внимания.

В их числе:

— дефицитное финансирование учреждений дополнительного образования на муниципальном уровне;

— устаревшая материально-техническая база учреждений;

— недостаточность получения дополнительных образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— недостаточность молодого кадрового потенциала.

Тем самым воспитание через культуру поможет подростку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и окружающем мире, а также найти способы самоутверждения и самореализацию.

Библиографический список

1.Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. Историческое единство человечества и союз национальных культур // Введение в культурологию. - М., 2011 г.
2.Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте: Материалы Российской научно-практической конференции. - Оренбург, 2008 г.
3.Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всероссийской науч. - практич. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 2007 г.
4.Исакова Т.Г. Формирование духовной культуры младшего школьника во взаимодействии общего и дополнительного образования: дисс. Канд. Пед. наук. - Магнитогорск, 2006 г.
5.Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю.Степанова. - Петрозаводск, 2003 г.
6.Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. - Оренбург, 2000 г.