Индекс УДК 332.024.2
Дата публикации: 27.04.2018

Стратегические направления в развитии городского хозяйства

Strategic directions in the development of municipal economy

Алешина Юлия Валериановна
Ст. преподаватель кафедры экономики строительства СПбГАСУ
Aleshina Julia Valerianovna
Art. Lecturer of the Department of Construction Economics, SPbGASU
Аннотация: Автор рассмотрел городское хозяйство, предложил применять для управления городским хозяйством проектное управление. Определил основные направления трансформации системы проектного управления для применения его в управлении городским хозяйством. Рассмотрел совокупность тактических задач, возникающих при применении проектного управления для управления городским хозяйством.

Abstract: The author examined the city economy, proposed the use of project management for urban management. Defined the main directions of the transformation of the project management system for its application in urban management. Considered the totality of tactical tasks arising in the application of project management for urban management.
Ключевые слова: строительство, эффективное развитие, стратегическое планирование, город, городское хозяйство, методика формализации в строительстве.

Keywords: construction, effective development, strategic planning, city, urban economy, methodology of formalization in construction.


Актуальность. Городское хозяйство представляет сложную структурированную  систему. Основные направления в развитии городского хозяйства, регулирование управления через  уровни  воздействия от мета- до микро- влияния необходимо определять с учетом  развития  глобализации. Определение  проблем  целенаправленного влияния является главным для социального и общественного  развития городского хозяйства. Определяются факторы нестабильности развития отдельных секторов городского хозяйства, формы  концентрации производства. В этом аспекте управление городским хозяйством становится чрезвычайно актуальным.

Объект исследования – городское хозяйство.

Предмет исследования – управление городским хозяйством.

Политика управления городским хозяйством (далее – ГХ) в первую очередь отталкивается от интересов города, обеспечивает создание условий для управления административными  сложившимися и возникающими задачами обустройства территорий и развитием материальных, экологических и человеческих ресурсов.

Сущностное ядро ГХ представляет инфраструктура, потому к ней должно быть обращено самое пристальное внимание. Город выступает активным субъектом городской  хозяйственной жизни. Ключевое звено как для города, так и для ГХ – сам человек, человеческое общество, хозяйствующие субъекты. Развитие ГХ невозможно без удовлетворения потребностей населения ГХ и хозяйствующих субъектов. Справедливо и обратное. Основа управления ГХ начинается со стратегии. При стратегическом управлении городским хозяйством следует учесть такие важные моменты, как:

1) пространственно-временная форма городских поселений;

2) пространственно-временные факторы, определяющие субъектно-объектные связи такой сложной экономической системы, как ГХ.

Процесс стратегическое управления, соответственно, предполагает реализацию таких функций, как: планирование, организация, мотивация, контроль. В качестве одного из методов стратегического управления именно ГХ можно предложить проектное управление. ГХ – сложная экономическая система. Аспекты сложных экономических систем рассмотрены в [1,2,3,4,5,6,7].

На стадии разработки предполагается создание концепции системы стратегического управления ГХ. Здесь прописываются такие параметры, как: система планирования, перечень договоров, проектная команда, временные периоды.

На стадии реализации, применительно к ГХ, рассматривается непосредственно применение на практике системы проектного управления к стратегическому управлению ГХ. Детально прописываются: процедура верификации, ввод в действие системы проектного управления, организация мероприятий в случае нештатных ситуаций, материально-техническое обеспечение и т.д.

Стадия завершения содержит –  планирования процесса завершения, учет результатов проекта, подготовка персонала для функционирования деятельности учитываемого в проекте, передача заказчику, реализация оставшихся ресурсов. Оценка результатов и подведение итогов.  Расформирование команды проекта.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». №172-ФЗ от 28.06.2014г. установил правовые основы стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. [8]

Действие данного закона в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности применяется с учетом законодательства РФ, регулирующего отношения в этих сферах. Действие закона распространяется на отношения в сфере стратегического планирования, осуществляемого на территории РФ,  находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров РФ, включая морские пространства.

Система стратегического и тактического управления городским хозяйством является частью  общего управления  и нацелена  на решение глобальной задачи управления города.  Поэтому необходимо учитывать   такие этапы формирования, как:

1) сбор, анализ,  оценка необходимой информации;

2) выработка и принятие решений и организация их выполнения;

3) анализ полученных результатов,  внесение корректировок в ход дальнейшей работы.

Каждая стратегическая программа должна  исходить из потребности в ее разработке и дальнейшей реализации. При составлении  стратегии  должна определяться информацию о   видении развития ситуации и  периоде времени  развития, миссии и цели. Все эти  совокупности  определяют  потребность в ее разработке, описание места программы в общей или функциональной стратегии, формулировки общей цели и целей подсистем (участников программы), описание взаимосвязей подсистем и ресурсов, необходимых для реализации программы по стратегическому и тактическому  управлению городским хозяйством.

Стратегические цели и задачи имеет смысл формализовать. Самый плодотворный путь в этом направлении – описать стратегические цели и задачи на языке математики. В нашем случае возникнет урбанистическо-математическая модель. Наличие математической модели позволит решить ряд актуальных задач управления ГХ. По мнению автора, в первую очередь можно применить математический аппарат линейного программирования, а также теории массового обслуживания. Если развивать мысль далее, то, например, для решения транспортных задач в пределах ГХ возможно применить теорию графов.

При бюджетном планировании учитывается комплекс программ бюджетного планирования. Необходимо определить систему показателей, характеризующих степень достижения целей, задач и программ субъектов бюджетного планирования. Определяют распределение бюджетных лимитов субъектов бюджетного планирования в строительстве по целям, задачам и программам.

При разработке методики формализации стратегических целей и тактических задач в строительстве можно выделить, что формализация целей и задач необходима для процесса управления в строительстве. Система целей и задач представляет с иерархическую структуру, цели и задачи группируются по необходимым функциональным признакам. Стратегическая цель заданная  органами исполнительной власти для строительства может быть представлена как развернутое описание конечного результата, достигнутый за планируемый период, с учетом пространственно-временных характеристик.

При формировании методики формализации определяют методы установки целевых значений показателей, используемых в строительстве.

Определение целей учитывают пространственно-временные характеристики, словесное описание результата, количественные показатели, временной лаг.

Численные значения результатов, которое должны быть достигнуты в определенные сроки, являются целевыми значениями показателей, оценивающего степень достижения целей, способов решения задач.

Для установки целевых значений показателей необходимо обозначить и определить  численные значения показателей, границы сроков выполнения.

Способы установки целевых значений показателей зависят от выбранного периода планирования. Чем больше сроки, тем сложнее прогнозировать внешние факторы, тем меньше точность планирования, но вместе с тем долгосрочное планирование необходимо. Чем меньше период планирования, тем детальнее постановка задачи, выше точность оценки результата, меньше риски в строительстве.

Тактические задачи представляют собой краткие описания ожидаемых действий по конкретным направлениям экономики строительства, необходимых для достижения одной из стратегических целей и их результаты. Формулировка каждой из тактических задач используемых в строительстве, должна выражать отдельные направления достижения стратегической цели в детализированном виде и давать ясное представление о том, каким образом решение данной тактической задачи будет способствовать достижению соответствующей стратегической цели в данном варианте развития. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной стратегической цели. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности строительства и функциям контролирующих организаций, исполнительного органа государственной власти и подведомственных ему организаций. Каждая тактическая задача должна формулироваться таким образом, чтобы можно было определить, за какой срок будет достигнут ожидаемый эффект, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и, при необходимости, корректировка данных тактических задач.

Тактические задачи должны быть сформированы для всех стратегических целей. Сроки решения отдельных тактических задач не должны превышать срок достижения соответствующей им стратегической цели.

Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности по достижению соответствующей стратегической цели.

Одновременно с утверждением методики формализации стратегических целей и тактических задач утверждается система мониторинга достижения целей производственного и экономического развития строительной организации. Мониторинг представляет собой систему наблюдений за показателями и набор инструментариев для анализа этих показателей и прогнозирования их значений в будущем.

Результаты:

1) предложено для управления городским хозяйством применить проектное управление;

2) рассмотрены этапы проектного управления для обеспечения стратегического управления городским хозяйством.

Библиографический список

1.Никоноров В.М. Системы: сущность и свойства // Российское предпринимательство. 2015. Т.16. №16. С.2499-2508.
2. Никоноров В.М. Классификации систем для управления // Наука Красноярья. 2016.- №5. С. 146-160.
3. Никоноров В.М. Устойчивость системы: экономический аспект // Современная научная мысль. 2017.- №3. С. 154-158.
4. Ильин И.В., Широкова С.В., Эссер М. Управление проектами. Основы теории, методы, управление проектами в области информационных технологий / Санкт-Петербург, 2015.
5. Никоноров В.М. Формирование теории систем // Образование, экономика, общество. 2015. №3-4 (49-50). С. 50-53.
6. Никоноров В.М., Шотт Р. В. Теоретические основы экономики и управления в сфере услуг: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбПУ, 2017. – 100 с.
7. Никоноров В.М. Экономико-математическая модель розничной торговли // Экономические исследования и разработки, 2017-№8, с.21-31.
8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». №172-ФЗ от 28.06.2014г.