Индекс УДК 336.2
Дата публикации: 28.04.2022

Анализ влияния covid-19 на государственные расходы Российской Федерации и зарубежных государств

Impact analysis covid-19 for government expenditures of the Russian Federation and foreign countries

Меджнунов Шахлияр Закир оглы,
Купреенко Алина Александровна,
Беспалов Роман Анатольевич

1. Финансово-экономический факультет,
студент направления «Экономика», 2курс
2. Финансово-экономический факультет,
студент направления «Экономическая Безопасность», 2курс
3. Доцент кафедры финансов и статистики, кандидат экономических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени Академика И.Г.Петровского,
Россия, г.Брянск

Majnunov Shahliyar Zakir oglu,
Kupreenko Alina Aleksandrovna,
Bespalov Roman Anatolyevich

1. Faculty of Finance and Economics, 2nd year Economics student
2. Faculty of Finance and Economics, 2nd year student of the direction "Economic Security"
3. Associate Professor of the Department of Finance and Statistics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Bryansk, Russia.
Аннотация: В данной статье мы рассмотрим влияние пандемии на экономику РФ и зарубежных стран в общих чертах. Проанализируем конкретно как отразилось влияние пандемии на государственных расходах, какие методы предпринимались по поводу регулирования финансовых потоков. Какие решения принимались в РФ для помощи гражданам, малым бизнесам. Насколько увеличились государственные расходы в период пандемии. Сравним какие методы использовались для рационального распределения ресурсов в борьбе с COVID-19, в РФ и зарубежных стран.

Abstract: In this article, we will look at the impact of the pandemic on the economy of the Russian Federation and foreign countries in general terms. We will analyze specifically how the impact of the pandemic has affected public spending, and what methods have been taken to regulate financial flows. What decisions were made in the Russian Federation to help citizens and small businesses? How much government spending has increased during the pandemic. Let's compare what methods were used for rational allocation resources in the fight against corruption. COVID-19, in the Russian Federation and foreign countries.
Ключевые слова: COVID-19, пневмония, расходы, государственные расходы, методы, распределение ресурсов, медицина, средства.

Keywords: COVID-19, pneumonia, expenditures, government expenditures, methods, resource allocation, medicine, funds.


Существует такое понятие как непредвиденная ситуация. Именно это понятие является заклятым врагом экономистов, политиков и прочих деятелей, которые так или иначе планируют. Одним из этих врагов стал COVID-19 заболевание, вызываемое новым коронавирусом, который называется SARS-CoV-2. ВОЗ впервые узнала об этом новом вирусе 31 декабря 2019 г., получив сообщение о группе случаев заболевания «вирусной пневмонией» в городе Ухане, Китайская Народная Республика. Covid-19 сказался на демографии, на медицине, на экспорте и импорте, на туризме,а также на простых жителях. Но в данной статье мы рассмотрим, как он сказался на государственных расходах.

По данным РБК, Счетная палата оценила величину расходов на борьбу с пандемией в РФ. Совокупные расходы федерального бюджета на борьбу с прямыми и косвенными последствиями пандемии COVID-19 в 2020 году составили 2,856 трлн руб., или 12,5% общих расходов бюджета. Такова экспертная оценка Счетной палаты России, представленная в аналитической записке о ходе исполнения государственных бюджетов в 2020 году (есть у РБК). Общие расходы федерального бюджета в 2020 году составили 22,82 трлн руб. — на 4,6 трлн руб. (или на 25%, при инфляции 4,9%) больше, чем в 2019-м, и на 3,2 трлн руб. (16%) больше, чем планировалось на 2020 год до пандемического кризиса.

 Антикризисные траты. По данным аудиторов, по состоянию на 1 января 2021 года было принято 153 решения о выделении средств из резервного фонда правительства на предотвращение влияния ухудшившейся экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий пандемии, защиту здоровья граждан и оказание помощи заболевшим, а также на поддержку граждан в условиях пандемии. Наибольший объем средств резервного фонда был направлен на: дополнительный трансферт на сбалансированность Пенсионного фонда с целью компенсировать снижение страховых взносов из-за антикризисных решений правительства и негативного влияния пандемии на фонд зарплат — 941,4 млрд руб.;

  1. Социальную поддержку семей с детьми— 569,3 млрд руб.;
  2. Трансферты регионам на оказание медицинской помощи больным коронавирусом— 378,2 млрд руб.;
  3. Стимулирующие выплаты медикам и госслужащим, непосредственно работающим с COVID-19,— 231,7 млрд руб.;
  4. Специальные социальные выплаты, включая выплаты безработным,— 155,5 млрд руб.

Счетная палата свободно считала «антиковидные» расходы, опираясь на документы правительства и парламентской комиссии по перераспределению бюджетных ассигнований. Суммарный показатель не учитывает распоряжения правительства под грифами ДСП (для должностного пользования) и «секретно», указывает Счетная палата. РБК направил запросы в Минфин России и Счетную палату.

Оценка аудиторов содержит исключительно расходы из резервного фонда правительства и не учитывает финансовое обеспечение всех антикризисных мер (в том числе должностную информацию ограниченного распространения), уточнили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Из этого следует, что антикризисные расходы могут быть больше, выделили в пресс-службе.

В 2020 г. правительство было вынуждено принимать бюджетные решения в чрезвычайных условиях, отодвигаясь от норм обыкновенного времени, обращают внимание аудиторы. Дело отдельных положений Бюджетного кодекса было приостановлено, Минфину позволили увеличивать общее количество бюджетных расходов без внесения поправок в закон о бюджете (с соответствующим увеличением резервного фонда), правительство получило право выдавать юрлицам гарантии по кредитам с превышением лимитов, установленных на 2020 год (по рублевым и валютным госгарантиям). Размер перераспределений бюджетных ассигнований стал самым высоким за последние десять лет, подчеркивает Счетная палата: общий объем положительных изменений бюджетной росписи достиг почти 11,4 трлн руб. — в 3,6 раза больше, чем за 2019 год.

В частности, в 2020 г. правительство дало госгарантии в рублях на сумму 452 млрд руб. — в 15 раз больше, чем было предусмотрено докризисной программой госгарантий на 2020 год (30 млрд руб. ), и на $6 млрд в иностранной валюте (443 млрд руб. по курсу доллара на 31 декабря) — в 5,5 раза выше «программного» лимита ($1,1 млрд), говорится в отчете аудиторов. Гарантии при других равных увеличивают госдолг (хотя в последние годы долг по гарантиям снижается, поскольку срок старых гарантий истекает или их списывается больше, чем выдается новых).Объем предоставления рублевых гарантий в 2020 году стал максимальным с 2016-го, следует из данных Счетной палаты. Валютные гарантии были предоставлены после годичного перерыва (в 2019 году не предоставлялись). Дополнительные гарантии, выданные сверх лимита на фоне пандемии, составляют примерно 0,7% ВВП (включаются в антикризисную фискальную поддержку в широком понимании).

Среди госгарантий, выданных в 2020 году:

  1. «зонтичная» гарантия для ВЭБ.РФ на 220 млрд руб. (для потенциального исполнения поручительств ВЭБа по банковским кредитам для системообразующих предприятий);
  2. гарантии на 70 млрд руб. по кредитам Сбербанка для «Аэрофлота»;
  3. гарантии на 162 млрд руб. по кредитам Промсвязьбанка для его лизинговых структур («ПСБ Авиапрофлизинг», «ПСБ Авиализинг»), в том числе гарантия на 140 млрд руб. для закупки самолетов Sukhoi Superjet, не востребованных покупателями;
  4. валютные гарантии (15 штук) на общую сумму $6 млрд по кредитам российских юрлиц в ВЭБ.РФ на цели приобретения судов-газовозов для последующей передачи их в лизинг в рамках проекта «Арктик СПГ 2» (проект НОВАТЭКа по производству сжиженного природного газа).

В октябре 2020-го Счетная палата также раскрывала в своих материалах, что до конца 2020 года Минфин планировал предоставить гарантию на сумму до $1,36 млрд для поддержки экспорта российской сельскохозяйственной продукции в страну — стратегический партнер России (без указания названия). В итоговом докладе Счетной палаты об этой гарантии ничего не сообщается[1].

Поддержка кредитования малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес — сектор экономики, в наибольшей степени пострадавший в результате пандемии и действия ограничительных мер. C 1 июля по 31 декабря 2021 малым и средним предприятиям компенсировались затраты на банковские комиссии, когда их клиенты оплачивали покупки и услуги через СБП.

Рассмотрев государственные расходы Российской федерации, стоит рассмотреть влияние COVID-19 в целом на зарубежные страны.
В начале пандемия оказывала локальное влияние на фондовые биржи Китая, где с 21 января 2020 года начали снижаться объёмы торгов. Но уже 27 января, на фоне роста числа заболевших, падение затронуло FTSE 100 и европейские биржи[2].
Дальнейшее развитие событий привело к глобальному обвалу фондового рынка, который начался 20 февраля 2020 года. Промышленный индекс Доу Джонса, индекс S&P 500 и NASDAQ-100 упали 27 февраля в одну из худших торговых недель после финансового кризиса 2007—2008 годов. Рынки в течение следующей недели стали чрезвычайно волатильными, с колебаниями в 3 % или более за ежедневную сессию. 9 марта все три индекса Уолл-стрит упали более чем на 7 %, и большинство мировых рынков сообщили о снижении деловой активности, главным образом в ответ на ценовую войну на нефтяном рынке между Россией и Саудовской Аравией. Падение получило название Чёрный понедельник, и было худшим падением со времён Великой рецессии в 2008 году. Через три дня после Чёрного понедельника произошло ещё одно падение — Чёрный четверг, когда акции по всей Европе и Северной Америке упали более чем на 9 %. На Уолл-стрит произошло самое большое однодневное снижение процентных ставок со времён Чёрного понедельника в 1987 году, а индекс FTSE Mors of Borsa Italiana упал более чем на 17 %, став самым пострадавшим рынком во время Чёрного четверга. Евросоюз выпустил «коронабоны». Однако уже к началу 2021 года фондовый рынок восстановился и продолжил рост, поддержанный денежной эмиссией. Кризис привёл к масштабной денежной эмиссии в ряде стран, а глобальный долг корпораций и правительств превысил 350 % мирового ВВП. Это, в свою очередь, увеличивает инфляционные риски и порождает опасения стагфляции. [3][4][5].

Рассмотрев, как повлияла пандемия на рынок ценных бумаг в зарубежных странах, невозможно не отметить, что влияние пандемии на фондовый рынок повлёк за собой большие государственные расходы.

Республика Корея, принимала ряд экономической поддержки населения:
Банк Кореи (центральный финансовый институт страны) снизил ключевую ставку до рекордно низкого уровня – 0,75%6; − Банк Кореи предоставит коммерческим банкам страны займы в размере 12 млрд долл. США с целью стабилизации южнокорейского валютного рынка и борьбы с дефицитом ликвидности − правительство страны выделит 80 млрд долл. США для поддержки южнокорейских компаний – как малых и средних предприятий (сохранение рабочих мест, кредитование, поддержка перевода бизнеса в онлайн, санитарные меры по открытию МСП, закрытых вследствие заражения коронавирусом), так и крупных компаний (покупка ценных бумаг компаний, столкнувшихся с кредитным кризисом)[6][7].

Рассмотрев ситуацию на Республике Корея, можно сделать вывод что государственные расходы, значительно увеличились в поддержку граждан, также увеличились расходы на поддержку частных банков.

Рассмотрим ситуацию в Турции и Великобритании.

В целях нивелирования негативных последствий для реального сектора экономики от карантинного режима в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 правительствами европейских стран предпринимается комплекс мер экстренной социально-экономической поддержки населения и предприятий. По состоянию на 17 марта 2020 г. коронавирус COVID-19 был зафиксирован во всех странах Европы (Черногория стала последней в общеевропейском списке). Страны Европы с наибольшим числом заболевших: Италия, Испания, Германия, Франция, Великобритания. Согласно статистическим данным (на 30 марта 2020 г.), Италия занимает второе место в мире по количеству заразившихся COVID-19 (на первом месте – США)13. Меры, принимаемые европейскими странами в сфере экономики, нацелены на то, чтобы защитить национальное производство, рационально распределить жизненно важные товары и услуги в Европейском союзе, эффективно противостоять негативным последствиям данного кризиса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Германия

23 марта правительство Германии приняло решение о пакете финансовой помощи на общую сумму около 750 млрд eвро для смягчения последствий пандемии для экономики33. Основными мерами поддержки стали следующие: 1. Для семей, в которых родители не могут работать из-за закрытия садов и школ, предусматриваются компенсационные выплаты. 2. Госдотации на выплаты сотрудникам могут получить компании, 10% персонала которых не могут работать в условиях полной занятости34. 3. Для получения социальной помощи не будет учитываться имеющееся имущество, в то время как будут учитываться расходы на проживание и отопление. 4. Заработок пенсионеров до 45 000 евро в год не будет влиять на сокращение пенсионных выплат. Предполагается, что мера будет способствовать привлечению пенсионеров в отрасли, испытывающие нехватку рабочих, в первую очередь в медицину и сельское хозяйство. 5. Принят закон об изменениях в гражданском, уголовном праве и правилах о банкротстве. 6. Кредитный договор или договор аренды не может быть расторгнут по причине невыплаты в период кризиса. Это также касается аренды квартир для физических лиц. Разрабатывается законопроект о единовременных невозвратных выплатах сотрудникам частных организаций или организациям, которые значительно пострадали от эпидемии. К таким организациям относятся, например, все фирмы, доходы которых ориентированы на туризм.

США

3 марта Федеральная резервная система США снизила процентную ставку на полпроцента. 15 марта Федеральный резерв снизил ставки на еще один процентный пункт, процентные ставки в настоящее время составляют 0–0,25%. Кроме того, она объявила о покупке 500 млрд долл. США в виде обязательств и 200 млрд долл. США в виде коммерческого долга. 17 марта ФРС объявила, что вновь откроет так называемый механизм финансирования коммерческих бумаг для покрытия краткосрочных кредитов, которые компании часто используют для оплаты своих операций, – ключевая поддержка финансового рынка, впервые созданная в период с 2007 по 2009 г. 6 марта правительство приняло законопроект о расходах в размере 8,3 млрд долл. США с акцентом на меры в области здравоохранения. 25 марта Конгрессом США был одобрен крупнейший в современной истории пакет экономической стабилизации в размере 2 трлн долл. США. Основные затраты: − прямые выплаты в размере 1200 долл. США миллионам американцев, в том числе тем, которые зарабатывают до 75 000 долл., и дополнительно 500 долл. на ребенка; − программа государственного кредитования в размере 500 млрд долл. США для компаний, переживающих последствия кризиса; − гарантированные займы малым предприятиям на общую сумму в 377 млрд долл. США; − поддержка больниц, наиболее вовлеченных в борьбу с эпидемией, в размере 100 млрд долл. США.

Итак, перейдём к заключению. Оценив данную информацию разных источников как зарубежных, так и Российских, можно сделать вывод. Сравнив экономические методы, распределение ресурсов всех стран, нам говорит о том, что методы разные относительно. Государственные расходы всех стран в основном распределялось на здравоохранение. В странах, которые плотно участвуют в фондовых рынках, гос.расходы распределялись на частные банки. Исходя из вышесказанного, мы замечаем, что государственные расходы значительно возросли из-за влияния COVID-19. Ведь предположить такого рода пандемии не являлось возможным. Однако наиболе правильным распределением ресурсов отличилась Российская Федерация, распределив расходы на антикризинсые траты, чтобы значительно уменьшить ущерб от пандемии.

Библиографический список

1. https://www.rbc.ru/economics/24/02/2021/6034d7659a7947b5e4403bdd
2. Global markets slide on back of coronavirus concerns in China. The Guardian (27 января 2020).
3. Samuelson, Robert J.. What Crash of 2020 Means, The Washington Post (12 марта 2020).
4. ↑ Wearden (earlier), Graeme. Wall Street and FTSE 100 plunge on worst day since 1987 – as it happened (англ.), The Guardian (12 March 2020).
5. ↑ Williams, Sean Stock Market Crash 2020: Everything You Need to Know (англ.). The Motley Fool (10 марта 2020).
6. https://en.yna.co.kr/view/AEN20200316007700320
7. https://en.yna.co.kr/view/AEN20200329002700320?section=economy/economy
8. Беспалова, О. В. Финансы России: история и современность / О. В. Беспалова, Р. А. Беспалов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 100 с. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-016474-8.
9. Беспалов, Р. А. Влияние пандемии коронавируса на инвестиционный спрос / Р. А. Беспалов, В. А. Плотников // Инноватика и цифровизация в учетно-контрольных и аналитических процессах экономических субъектов : СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ I НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, Брянск, 29 апреля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 162-165.