Индекс УДК 33
Дата публикации: 20.05.2017

Организационно-экономический механизм производства экологически чистой продукции в Республике Крым

Organizational-economic mechanism ecological production in the Republic of Crimea

Митина Э.А., Данченко А.С.
1. ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО КФУ имени В.И. Вернадского.
2. студентка Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО КФУ имени В.И. Вернадского.
Ella Mitina, Anastasiya Danchenko
1. assistant of Marketing, Trade and Customs Affairs Department of the Institute of Economics and Management. Crimean Federal University V.I. Vernadsky.
2. student of the Institute of Economics and Management. Crimean Federal University V.I. Vernadsky.
Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние рынка экологически чистой продукции Республики Крым, проанализирована законодательная база по вопросам органического производства, выявлены крупные производители органической продукции в регионе, описаны проблемы экосертификации и перспективы реализации программы государственной поддержки фермеров полуострова.

Abstract: The article examines the current state of the market for ecologically clean products in the Republic of Crimea, analyzes the legislative framework for organic production, identifies the major producers of organic products in the region, describes the problems of eco-certification and the prospects for implementing a program of state support for farmers on the peninsula.
Ключевые слова: органическое производство, сертификация, Республика Крым, экологически чистая продукция, государственная поддержка.

Keywords: organic production, certification, the Republic of Crimea, environmentally friendly products, state support.


*Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ  № 17-32-00009,  «Рынок органической сельскохозяйственной продукции: формирование товародвижения и прогнозирование конъюнктуры в регионе»

Введение. Развитые аграрные страны мира, достигшие предельного уровня химизации сельского хозяйства, осуществляют активную научно-техническую и инвестиционную политику по развитию экологического земледелия с использованием альтернативных технологий, в частности, органических и биологических. Особенностью данных технологий является то, что они направлены на производство продукции с определенными качествами за счет отказа от применения химических удобрений, выращивание генетически модифицированных организмов вместо рационального использования земельных ресурсов и современных достижений биотехнологий, жесткого контроля качества и тому подобное. В результате получаются так называемые экологически чистые продукты, которые отличаются от обычных не только наличием сертификата, но и экологической безопасностью, высоким качеством и свежестью, более высокими вкусовыми качествами. Кроме того, в долгосрочной перспективе сохраняется и повышается плодородие почв, поддерживаются и расширяются биологические циклы в системе ведения хозяйства и переработки, в т. ч. микроорганизмы, растения и животные, сводится к минимуму загрязнение окружающей среды, осуществляется охрана водных ресурсов и тому подобное [2].

Целью исследования является исследование развития организационно-экономического механизма производства экологически чистой продукции в Республике Крым.

Методологической основой изучения данной проблемы стали общенаучные методы сравнительного, функционального и процессного анализа.

Результаты исследования. Экологически чистый товар можно получить только путем экологического способа производства, начинающийся с сертификации земли, на которой ее производят, которая подтверждает, что как минимум три года на этой земле не использовали ГМО и вредную агрохимию, а, следовательно, она считается органической, т.е. в ней нет уже вредных веществ.

В Российской Федерации законодательная база по вопросам органического производства продукции достаточно несовершенна. Однако, с 1 января 2017 года в Российской Федерации был введен национальный стандарт ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации», предназначенный для применения как органами сертифицирующих производство органической продукции, так и организациями, претендующими на проведение такой процедуры.

Проект стандарта, был разработан в соответствии с Регламентом Комиссии Европейского союза № 889/2008 от 5 сентября 2008 года с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции в отношении органического производства, маркировки и контроля продукции. Кроме того, при разработке были учтены стандарт Комиссии Кодекс Алиментариус «Руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов»(GL 32-1999, REV. 1-2001), а также стандарты Международной федерации органического сельского хозяйства(IFOAM), так же стандарт взаимосвязан с утверждёнными ранее национальными стандартами ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» и ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» [4].

Следует отметить, что санкционный режим в данной ситуации положительно влияет на экономику Крыма, поскольку в связи с ограничением импорта продовольствия из ряда стран в Российскую Федерацию для крымских аграриев открываются новые возможности поставки своей продукции, вследствие чего остро встает вопрос о создании стратегической программы по развитию сельского хозяйства в регионе.

Однако даже в таких благоприятных условиях для развития органической промышленности у крупных компаний-производителей появилась существенная проблема нехватки сырья, связанная с потерей украинских поставщиков и невозможностью поиска новых, поскольку до сих пор не вступил в силу федеральный закон об органическом земледелии.

Так, например зерновые хлебцы предприятие «Крым-экопродукт», технологию производства которых разработал и запатентовал биологический факультет тогда Таврического национально университета имени В.И. Вернадского и Украинский институт питания выпускает по довольно высокой цене, поскольку органик зерна в Республике практически нет, а рожь и вовсе не выращивается. Также отсутствие поставщиков и в других регионах Российской Федерации, обусловлено тем, что понятие «органическая продукция» не прописано в законодательстве, а, следовательно, за качеством следить некому [1]. Безусловно, можно провести анализ самостоятельно, однако, дороговизна доставки может вовсе привести бизнес к банкротству. Выходом из сложившейся ситуации может стать либо самостоятельное выращивание экологически чистого сырья, либо закупка его у малочисленных производителей полуострова.

Наряду с «Крым-экопродукт» в Крыму действуют и другие крупные производители как:

— предприятие «Антей», занимающееся производством зерна, 90 процентов посевов которого растут без применения химии;

— предприятие «Сана-там» — единственный в Крыму производитель органических удобрений, имеющий сертификат Швейцарского института органического земледелия.

— предприятие ООО «Эфирмасло», сертифицированное (ООО «Экоглоб» (Армения)) как «органик» в соответствии с требованиями стандартов Евросоюза (EU) и США (NOP), полностью реализующее свою продукцию на территории РФ.

Помимо крупных производителей органической продукции в Крыму присутствуют более 1,5 тысяч малых и средних фермеров, которые могут быть привлечены к интенсивному органическому растениеводству. Именно поэтому правительство Республики Крым планирует реализацию программы субсидирования эко фермеров до принятия закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» [3].

Так же наиболее перспективными направлениями на полуострове считаются выращивание орехов, винограда, овощей, зелени и эфиромасличных культур, планирующиеся сертифицировать как «эко», а субсидии направить на приобретение техники и биологических средств защиты растений.

Главной задачей поддержки производителей экологически чистых товаров должно стать формирование инфраструктуры производства и сбыта. Сертифицированным производителям необходимо давать субсидии на хранение и переработку, производство товарной органической продукции, на создание оптово-распределительных центров для органического сельхозпроизводства, поскольку в настоящее время катастрофически не хватает инфраструктуры для мелких и средних фермеров, которые являются наиболее эффективными производителями такого вида продукции.

Для эффективного и системного развития органического сельского хозяйства в регионе необходимо создать как минимум две технологические платформы для развития органического сельского хозяйства, где есть центр обучения, переработки, оптово-распределительный центр. Такая платформа будет представлять собой объект инфраструктуры поддержки малых форм хозяйствования, в том числе заниматься реализацией продукции, владельцами которой должны стать местные бизнесмены на основе частно-государственного партнерства, а стоимость такого объекта будет лавировать в пределах 50-150 млн. рублей в зависимости от специализации и оборудования. Таким образом, Республика Крым имеет все шансы стать первым регионом со своей экосертификацией и программой господдержки фермеров, на которую планируют предоставить10–15% от общего объема субсидий для сельского хозяйства полуострова, на развитие которого выделено более 400 млн. рублей.

До настоящего времени эко фермерство было частной инициативой аграриев, поскольку власти Украины не были заинтересованы в развитии новых хозяйств натурального земледелия, а тем более в поддержании старых [6]. По мнению экспертов госсубсидии необходимы аграриям, в течение первых трех лет, когда они переходят к новым стандартам. Именно в этот период у предприятий наблюдается снижение урожайности и издержек, связанных с переходом на производство органической продукции. Но, несмотря на затратность, органическое растениеводство дает высоко маржинальный продукт (дороже на рынке на 30–40%), который востребован для экспорта. Например, если эфирное масло лаванды, произведенное интенсивным методом, стоит $60 за 1 кг, то произведенное органическим — $90 за 1 кг., при чем затраты могут быть одинаковыми. В России на «эко» товары есть свой спрос, в то время как в Украине он только начал формироваться в последние годы [5].

Выводы. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что основные управленческие решения должны касаться формирования целостного законодательного обеспечения органического сельскохозяйственного производства, соответствующего международным требованиям торговли; создания соответствующей инфраструктуры; разработки национальных стандартов органического сельскохозяйственного производства в соответствии с международными стандартами, разработки финансового механизма стимулирования производителей органической сельскохозяйственной продукции.

Библиографический список

Митина Э.А. Исследование поведения потребителей на рынке органической продукции (на примере Республики Крым) / РИСК. – 2016. - №2. – С. 102-106
2. Митина Э.А. Формирование системы продовольственной безопасности России в контексте органического производства / Э.А. Митина // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сборник тезисов научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учены. – 2016. – С. 671-672.
3. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства / Э.А. Митина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. - №4. – С.130-134.
4. Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей / Э.А. Митина, Т.О. Быкова // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Т.3. - №2. – С. 91-104.
5. Митина Э.А., Емельяенко М.Ю. Экологическая маркировка продукта в контексте повышения экологической безопасности в обществе / Э.А. Митина, М.Ю. Емельяненко // Отраслевые особенности развития экономики регионов. – 2016. – С. 232-237.
6. Митина Э.А., Степанова Д.А. Экологически чистая продукция как гарантия продовольственной безопасности страны / Э.А. Митина, Д.А. Степанова // Молодая наука. – 2016. – С. 380-381.