Abstract: The article emphasizes the role of leaders in the management of modern organizations at different levels of their functioning. It is noted that competent leadership in the organization is becoming a promising technology that provides flexible adaptation of the organization to constantly changing socio-economic conditions. Approaches to the definition of leadership are analyzed, as well as the main components of effective leadership are considered. The importance of verbal and non-verbal means of influencing the leader on followers is emphasized, and the image and soft skills of the leader are considered as important components of effective leadership.
Keywords: leadership, leader, impact, influence, followers, means, image, skills, development, organization.
В условиях ХХI века эффективность организаций зависит от оперативности и гибкости реагирования на изменения, качества человеческого капитала и адаптивных способностей организации. Ключевое значение при этом отводится решениями и действиями лидеров организаций, которым важно обогащать инструментарий управленческих воздействий, обеспечивать инновационные изменения и повышение конкурентоспособности компаний в новых социально-экономических реалиях.
Сегодня одной из перспективных технологий управления человеческими ресурсами становится лидерство. Лидерство позволяет посредством личностного влияния авторитетной для последователей личности обеспечить консолидацию усилий группы, сформировать эффективную команду, успешно достичь поставленные цели. В зарубежной научной литературе лидерство определяется как процесс влияния, посредством которого у последователей формируются определенные ценности, установки и поведение [1].
Лидерство в организации предполагает способность руководителей разных уровней формировать и передавать общее видение, конструктивно влиять на эмоции и поведение людей, стимулировать изменения, вдохновлять последователей на активные и автономные действия и вести команду к значимой цели оптимальным образом.
Как показал анализ зарубежной литературы, лидер может влиять на эффективность организации посредством трех главных направлений:
- использование специфического лидерского поведения во взаимодействии с сотрудниками, членами команды и т.д.;
- принятие решений о программах и системах управления в организации;
- определение конкурентной стратегии развития организации [2].
Некоторые современные зарубежные исследователи определяют лидерство как процесс интерактивного взаимодействия, который возникает тогда, когда некоторые люди в определенной среде принимают кого-то в качестве лидера для достижения общей, значимой для всех цели [3].
При этом лидер должен обладать различными вербальными и невербальными техниками и средствами влияния на последователей, чтобы обеспечить себе авторитет, признание и доверие со стороны членов группы.
Вербальные средства воздействия лидера предполагают воздействие на последователей через слово. Для лидера в организации важно владеть различными приемами речевой коммуникации (убеждение, доказывание, аргументирование и др.), а также многообразием коммуникативных техник, которые будут обеспечивать нивелирование коммуникативных барьеров и гибкость общения лидера с разными людьми в разных контекстах взаимодействия. Для обеспечения устойчивых лидерских позиций в организации лидеру также важно уметь эффективно реализовывать различные формы деловой коммуникации – публичные выступления, ведение переговоров, проведение совещаний и презентаций и т.д.
Невербальные средства воздействия лидера на последователей предполагают воздействие несловесными сигналами, т.е. посредством языка тела, мимики, поведения, сигналов внешности и пр.
К основным невербальным средствам воздействия лидера относится его внешний вид, который вызывает определенные ассоциации и образы в сознании у людей (внешняя привлекательность, одежда, личный стиль лидера); манеры и жестикуляция; интонация голоса и выражение лица. Невербальные средства воздействия подсознательно считываются воспринимающими индивидами и с точки зрения воздействия на сознание человека являются достаточно сильными.
Наряду с этим важно подчеркнуть, что особую роль в реализации лидерской позиции и в определении эффективности его воздействия на команду играет личностное влияние конкретного лидера. Влияние лидера должно отличаться социальной ответственностью, развитыми этическими компонентами и быть направленным на достижение индивидуальных и коллективных целей на общее благо.
Важным компонентом эффективного лидерства и инструментом личностного влияния лидера является имидж. Анализ отечественной научной литературы показал, что имидж лидера – это его целостный непротиворечивый образ в сознании последователей и подчиненных, который соответствует их целевым ориентирам, нормам, ценностям и ожиданиям [4]. Имидж лидера – это эмоционально-окрашенный устойчивый образ, сложившийся в сознании у последователей, способный оказывать влияние на поведение людей.
К факторам формирования имиджа лидера относится его визуальный образ, интеллектуальный образ, профессиональный образ, статусный образ, а также социальный и ситуативный фон. Продуманный и грамотно сконструированный имидж способен повышать эффективность взаимодействия лидера и последователей, а также результативность их совместной деятельности.
В современных зарубежных исследованиях отмечается, что лидерство в организации предполагает наличие у лидера совокупности определенных личностных качеств и управленческих компетенций, оказывающих влияние на успех организации через сегменты взаимоотношений между уровнями управления, принятие бизнес-решений, коммуникацию, понимание целей и видение будущего организации [5, с. 2385].
Зарубежные исследователи подчеркивают, что для лидера ХХI века значимым фактором эффективности становится развитость социальных навыков (навыки эффективного общения, успех в межличностных отношениях, понимание и удовлетворение потребностей последователей), а также способность вести за собой в глобальном контексте [6]. Таким образом, к важнейшим качествам лидера, определяющим успех его лидерской позиции в группе и вектор взаимодействия с последователями, необходимо отнести так называемые soft skills («мягкие навыки»).
Мягки навыки лидера – это универсальные, кроссфункциональные и надпрофессиональные социально-психологические навыки, которые прямым образом влияют на успех взаимодействия лидера с последователями. К таким навыкам относятся развитий эмоциональный интеллект, умение работать в команде, владение разнообразными коммуникативными техниками, гибкость социального взаимодействия, эмпатичность, умение эффективно вести переговоры, способность быть наставником и ментором, нестандартное творческое мышление.
Развитые мягкие навыки лидера создают условия для эффективной интеграции лидера в коллектив, обеспечения доверительных отношений с последователями, качественной и открытой коммуникации с членами команды, синергетического эффекта командной работы и успешного достижения индивидуальных и коллективных целей в рамках организационного взаимодействия.
Таким образом, важное значение в эффективности лидерства в рамках конкретной организации играют не только его профессиональные компетенции и управленческие навыки, но личностные качества лидера, его харизма, имидж, вербальные и невербальные средства воздействия, мягкие навыки.
В современной бизнес-среде лидерство становится неотъемлемым инструментом эффективного руководства в организации и успешной технологией обеспечения гибкой адаптации и реализации активного подхода к управлению изменениями, что способно обеспечить долгосрочный организационный рост и успешное развитие компании.
Библиографический список
1. Khuntia, R., and Suar, D. A scale to assess ethical leadership of indian private and public sector managers. J // Bus. Ethics 49. – 2004. – pp. 13–26.2. The role of Leaders and Interpersonal Influence in Benefiting Employees and Organisations. – Режим доступа: https://medium.com/swlh/the-role-of-leaders-and-interpersonal-influence-in-benefiting-employees-and-organisations-cd12882201b8 (дата обращения: 23.05.2023).
3. Silva A. What is leadership? // Journal of Business Studies Quarterly. – 2016. – № 8(1). – pp. 1.
4. Гусева Т.Г., Садофьев А.А. Имидж и харизма как важнейшие инструменты лидера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2019. – №4 250. – С.161-167.
5. Bojkovska K., Dojchinovski T., Jankulovski N., Mihajlovski G., Bojkovski S., Joshevska E. Managerial challenges and leadership in function of development of modern agribusiness companies // Proceedings of the VIII International Agricultural Symposium „AGROSYM 2017“. Pp. 2384-2389.
6. Yalçınyigit S., Aktas H. A Research on the Relationship of Social Intelligence and Cultural Intelligence with Leadership Styles // Istanbul Business Research. – 2022. – pp. 1-26.