Индекс УДК 519.237.5
Дата публикации: 30.06.2019

Проблемы страхования произведений искусства

Problems of art works insurance

Тиндова М. Г.
к.э.н., доцент кафедры прикладной математики и системного анализа
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
Tindova M.G.
Candidat of Sciences (in Economics), Associate Professor
Department of Applied Mathematics and System Analysis
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Аннотация: В работе представлен анализ процесса страхования произведений искусства; выделены его основные этапы; уточнены особенности страхования произведений искусства. Также в работе рассматривается процесс искусствоведческой оценки произведений искусства с целью страхования, выделены его этапы и особенности. Представлен процесс построения математических моделей оценки произведений искусства (на примере оценки брендовых часов) с применением корреляционно-регрессионного анализа, которые могут использоваться в процессе определения стоимости при страховании. В качестве заключения проводится динамический анализ страхования произведений искусства по видам их собственников; выявлены основные проблемы при страховании частных и корпоративных коллекций и показаны причины страхования последних как обычного имущества, а не ценных объектов.

Abstract: The author presents an analysis of the process of insurance of works of art. At the first step, the author identified the main stages of this process, and also clarified the features of art works insurance. At the next stage, the author considered the process of art criticism evaluation of art works for the goal of insurance, identified its stages and features. Further, the author showed the process of building mathematical models for the evaluation of art works (for example, the evaluation of branded watches) using correlation and regression analysis, which can be used in the process of determining the value of insurance. As a conclusion, the author conducts a dynamic analysis of insurance of works of art by types of their owners. The author highlights the main problems in the insurance of private and corporate collections and shows the reasons for the insurance of the latter as an ordinary property, not valuable objects.
Ключевые слова: страхование; искусствоведческая оценка; произведения искусства

Keywords: insurance; art criticism; works of art


Введение. Современный рынок антиквариата является привлекательным объектом инвестирования, поскольку допускает крупные вложения, такое имущество не облагается налогами, высоко ликвиден (в отличие от рынка недвижимости) и имеет устойчивую ценовую тенденцию к росту. Однако этот рынок имеет ряд специфических рисков, защитой от которых может стать только страхование.

Целью работы является анализ особенностей процесса страхования произведений искусства.

Произведения искусства это такой вид имущества, высокая стоимость которого определяется, прежде всего, его культурной, исторической или мемориальной значимостью. К ним чаще всего относят следующие виды имущества [1]: изобразительное искусство, включающее в себя живопись, печать, фотографии; религиозные атрибуты, ценные по своей древности и уникальности, больше не использующиеся в данной сфере жизни человека; редкие книги; антикварное вооружение; ювелирные украшения, в том числе часы; редкие марки и монеты; коллекционные автомобили; коллекционные вина; иные объекты коллекций.

Риски, характерные для предметов искусства, можно разделить на две основных группы [2]: общие (относящиеся к любому имуществу) и специфические (учитывающие свойства произведений искусства как объектов инвестирования).

К общим рискам относятся:

— риски повреждения/гибели в результате: пожара, удара молнии, взрыва, падения пилотируемого летательного аппарата, стихийных бедствий, аварий отопительных, водопроводных, канализационных и противопожарных систем; кроме того, вследствие внезапного изменения температуры, влажности, давления, неосторожных механических воздействий, нарушения целостности застрахованного имущества;

— риски повреждения/гибели в результате противоправных действий третьих лиц — акты вандализма по отношению к произведениям искусства;

— риски повреждения/гибели в результате террористических актов [3].

К специфическим рискам относятся:

— финансовые риски: риск потери дохода (риск обесценивания); риск непредвиденных расходов при организации выставок;

— титульные риски: риски утраты права собственности: риск реституции, риск обременения имущества правами других лиц [4].

Процесс страхования. Процесс страхования произведений искусства сопровождается определенным порядком действий, а именно: составление описи с детальным оформлением всех, входящих в коллекцию предметов; фотофиксация предметов коллекции; оценка их стоимости, включая техническую и искусствоведческую экспертизы; определение правильных условий хранения, перемещения предметов коллекции.

Тарифы при страховании произведений искусства (независимо от того, страхуются ли они по особым правилам страхования культурных ценностей или просто как ценное имущество), всегда оказываются выше, чем в случаях страхования обычного имущества. Поэтому при страховании культурных ценностей премия страховщика за год в среднем составляет 1,5–2 процента от стоимости объекта, но по отдельным предметам (чаще всего наиболее дорогостоящим или тем, которые хранятся в неудовлетворительных с точки зрения страховщика условиях) размер страховой премии бывает и выше, до 4–5 процентов [5].

Процесс оценки. Обязательным условием страхования любых художественных ценностей является их независимая оценка и наличие сертификата, подтверждающего подлинность того или иного произведения искусства и его объективную ценность. Комплексная оценка произведений искусства требует проведения ряда искусствоведческих экспертиз, дающих полное представление о формально-стилистической и технико-технологической значимости вещи и, как следствие, её коммерческой стоимости.

К таким экспертизам относится, во-первых, искусствоведческо–стилистическая экспертиза, в ходе которой, делается общий вывод о возможной принадлежности предметов к множеству изделий той или иной эпохи, автору, стилю. Во-вторых, архивно–историческая экспертиза, направленная на изучение происхождения вещи, а именно документальных свидетельств ее бытования (купчии, чеки магазинов, нотариально заверенные наследственные записи, каталоги предыдущих продаж и пр.). В-третьих, технологическая экспертиза, направленная на анализ методов и технологий, используемых материалов и инструментов при создании вещи, относимых к той или иной эпохе. Кроме того, могут проводиться товароведно–органолептическая экспертиза (или знаточеская экспертиза) – метод определения показателей качества  на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. А также графологическая экспертиза, направленная на изучение подписи (пробы и (или) инвентарного номера).

Проведение всех указанных экспертиз обычно финансово- и трудоемкий процесс. Поэтому для оценки стоимости «потоковых» произведений искусства страховщики и оценщики пользуются методами математического моделирования, в частности, регрессионным анализом.

Например, рассмотрим процесс построения оценочной модели брендовых часов, т.е. наручных часов от известных производителей. Мировой рынок предлагает множество компаний, производящих брендовые часы, которые условно можно разделить на три группы: — премиум; — люкс; — бренды начального уровня [6].

К первой группе относятся  фирмы, устанавливающие внутрь своих часов исключительно собственные механизмы, изобретенные, спроектированные и собранные в стенах фабрики; внешний вид таких часов создают профессиональные ювелиры. Ко второй группе относятся  престижные марки крупных часовых концернов, изделия которых функциями и эксклюзивностью материалов они не уступают высшему уровню, но при изготовлении данные производители пользуются готовыми технологиями. Производители часов начального уровня,  используя надежные швейцарские механизмы и качественные материалы, создают недорогие аксессуары на каждый день.

В качестве объекта исследования выберем часы десяти наиболее известных компаний, относящиеся к трем вышеперечисленным категориям. В качестве экзогенных исследования выберем основные ценообразующие факторы: х1 – бренд; х2 – коллекция; х3 – пол; х4 – механизм завода часов; х5 – материал браслета; х6 – материал корпуса; х7 – диаметр корпуса, мм; х8 – водонепроницаемость, бар; х9 –цвет циферблата; х10 – стиль; х11 – дополнительные функции (х11-1 – календарь; х11-2 – лунный календарь; х11-3 – второй часовой пояс; х11-4 – турбийон; х11-5 – хронограф; х11-6 – скелетон; х11-7 – уравнение времени; х11-8 – мировое время; х11-9 – обратный регата отсчет; х11-10 – запас хода; х11-11 — тахиметр); х12 – отличительная черта (х12-1 – использование драгоценных камней в отделке; х12-2 – лимитированность серии; х12-3 – особенности дизайна (фирменный знак). В качестве эндогенной переменной – цену у (тыс.руб.).

Корреляционный анализ составленной базы данных, показал, что для различных компаний значимыми факторами являются разные переменные, которые можно рассматривать как отличительную черту компании (маркетинговую надбавку).

Таблица 1

Модели оценки часов по брендам

CartierРегрессия
Параметрых0, х7, х8, х9, х10 незначимы
КорреляцияR2=0,838 значимо
Ulysse NardinРегрессия
ПараметрыХ2, х8, х9, х11-1, х11-4, х11-5, х12 незначимы
КорреляцияR2=0,869 значимо
Girard-PerregauxРегрессия
Параметрыпараметры незначимы, кроме х6
КорреляцияR2=0,966 незначимо
RolexРегрессия
Параметрывсе параметры незначимы
КорреляцияR2=0,837 незначимо
Patek PhilippeРегрессия
Параметрывсе параметры незначимы
КорреляцияR2=0,945 незначимо
Dolce & GabbanaРегрессия
Параметрыпараметры незначимы, кроме х6
КорреляцияR2=0,691 значимо
ChanelРегрессия
Параметрых2, х3, х4, х7, х9, х11-1, х11-6, х12, х12-2 незначимы
КорреляцияR2=0,792 значимо

Так, например, для Cartier изменение стоимости часов в зависимости от коллекции составляет около 27%. Увеличение диаметра часов снижает их стоимость на 24%, поскольку женские часы данной фирмы стоят дороже (на 19,6%). Классический дизайн часов Cartier увеличивает стоимость на 16%. Для большинства коллекций часов фирмы Cartier характерен механический механизм, стальной корпус или корпус из белого реже розового золота и браслет из того же материала (модели из розового золота имеют кожаный ремешок с пряжкой из золота). Модели спортивного стиля данной марки имеют различное цветовое решение циферблата часов (чаще всего синего), тогда как классические модели выдержаны в белых или серебристых тонах с наличием синих стрелок (брендовый знак часов марки Cartier)

Другой пример – часы компании Rolex – им характерно наличие механического механизма завода часов, высокая водонепроницаемость (не ниже 10 бар) и эмблема короны в названии фирмы. Мужские часы данной фирмы стоят на 34,7% дороже женских моделей той же комплектации. Кроме того часы с браслетом из того же материала, из которого изготовлен корпус стоят на 66% дороже, чем часы с кожаным или каучуковым ремешком, при этом чаще всего используется белое и желтое золото, сталь с золотом. Мужским коллекциям submariner и yacht-master характерно наличие функций обратного регата отсчета и тахиметра, что повышает стоимость на 35%. Женские варианты часов других коллекций украшены бриллиантами.

В результате регрессионного анализа получены оценочные модели, представленные в таблице 1.

Выводы. Отдельным вопросом является страхование произведений искусства после их реставрации или восстановления. Немаловажным является и то, как было отреставрировано то или иное произведение искусства. Тут возникают споры даже среди экспертов. В частности, является ли восстановленная картина «Даная» работой Рембрандта, и если да, то насколько.

Страхование ввозимых/вывозимых произведений, участвующих в различных выставках или показах, — значительный сегмент рынка страхования предметов искусства. Оно обязательно в силу конвенций ООН. За подобными услугами традиционно обращаются к крупнейшим зарубежным страховщикам, поскольку страховку оплачивают музеи и выставочные центры, где экспонируются коллекции, а их руководство доверяет только солидным западным компаниям.

Однако страхование частных коллекций в России по-прежнему является скорее исключением, чем правилом. Причинами такой ситуации являются, во-первых, отсутствие контроля за сохранностью ценностей в домашних условиях и, как следствие, сложности в качественном расследовании страховых случаев.  Во-вторых, для хранения большинства культурных ценностей необходим профессиональный профилактический уход за ними, а для охраны требуются специальные условия, знания и навыки, которые могут обеспечить далеко не все коллекционеры. В-третьих, большое количество страховых мошенников, склонных к инсценировкам страховых случаев [7].

Подобные причины и являются препятствием для страхования частных художественных собраний как культурных ценностей (по соответствующим правилам и договорам). В лучшем случае клиенту предложат страхование произведений искусства как ценных объектов, но по обычным условиям страхования домашнего имущества.

Те же проблемы возникают и при страховании предметов искусства, находящихся в собственности компаний и хранящихся в корпоративных и банковских сейфах. Страховщики полагают, что страховать такие объекты по договорам страхования культурных ценностей нецелесообразно, поскольку их риски неоправданно велики.

Библиографический список

1. Деникин А.А. Могут ли видеоигры быть искусством? // Международный журнал исследований культуры. 2013. №2 (11). С. 90-96.
2. Особенности страхования предметов искусства, антиквариата и фамильных ценностей. – [Электронный ресурс] – URL: http://fincentre.solass.com.ua/articles/details.php?theme=4&rub=32&view=262 (дата обращения: 07.02.2019)
3. Тиндова М.Г. Нечёткие модели страхования в ипотечном кредитовании // В сборнике: Математическое моделирование в экономике, страховании и управлении рисками. Сборник материалов IV Международной молодежной научно-практической конференции: В 2-х томах. 2015. С. 244-249.
4. Правила страхования культурных ценностей – [Электронный ресурс] – URL: http://www.21-vek.spb.ru/download/Fine%20arts010806.pdf (дата обращения: 07.02.2019)
5. Тиндова М.Г. Разработка приложения для оценки машин и оборудования и возможности его использования в страховании // Страховое дело. 2018. №9 (306). С. 57-62.
6. Тиндова М.Г. Предварительная кластеризация многомерных объектов в интеллектуальном анализе данных // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2008. – №4 (23). – С. 137-138.
7. Тиндова М.Г. Экономико-математическое моделирование / Саратов. 2013.